Файл: Законодательная база и международные стандарты в области зск.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В целом, основные принципы ЗСК направлены на обеспечение безопасности и стабильности финансовой системы, защиту интересов клиентов и соблюдение требований законодательства и международных стандартов. Реализация этих принципов требует комплексного подхода, включающего сотрудничество между организациями, правоохранительными органами и регуляторами, а также активное использование новых технологий и методов идентификации и оценки рисков.
-
Законодательная база и международные стандарты в области ЗСК
Международные стандарты и законодательная база в области ЗСК разработаны и поддерживаются различными организациями, такими как Финансовая действующая группа по борьбе с отмыванием денег (FATF), Базельский комитет по банковскому надзору и другие. Они представляют собой общепринятые принципы и рекомендации по идентификации и проверке клиентов, оценке и мониторингу рисков, а также предоставлению отчетности и сотрудничеству с регуляторами.
В России вопросы, связанные с ЗСК, начали регулироваться после присоединения страны к FATF в 2003 году. С тех пор российское законодательство постоянно развивается для соответствия международным стандартам и рекомендациям FATF.
Одним из первых ключевых актов, регулирующих ЗСК в России, является Федеральный закон № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 7 августа 2001 года. Этот закон обязывает финансовые и кредитные организации осуществлять идентификацию и верификацию клиентов, оценивать их риски, осуществлять внутренний контроль и отчитываться перед регуляторами о подозрительных операциях.
В дополнение к закону № 115-ФЗ, в последующие годы были приняты различные нормативные акты и постановления, уточняющие и развивающие требования ЗСК, такие как указания Банка России и нормативные акты Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг). Перейдем к рассмотрению законов принятых в мире и РФ.
ЗСК основывается на ряде законодательных актов и международных стандартов, которые направлены на борьбу с отмыванием денег и финансированием терроризма, а также на создание прозрачного и безопасного финансового окружения.
Международные стандарты:
1. Рекомендации FATF (Financial Action Task Force): Международная организация FATF разработала 40 рекомендаций, которые являются основными международными стандартами для борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма. Рекомендации FATF обязывают страны внедрять систему ЗСК и проводить мониторинг финансовых операций, с целью выявления и предотвращения незаконной деятельности.
2. Директивы ЕС по борьбе с отмыванием денег (AML): Европейский союз принял несколько директив, направленных на борьбу с отмыванием денег и финансированием терроризма. Эти директивы устанавливают общие требования к системе ЗСК для стран-членов ЕС, включая процесс идентификации клиентов, мониторинг транзакций и сотрудничество с регуляторами.
3. Базельский комитет по банковскому надзору (BCBS): Базельский комитет разработал ряд рекомендаций и принципов, касающихся ЗСК и борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма в банковской сфере. Эти стандарты обеспечивают основу для создания эффективной системы ЗСК в банках.
Законодательная база в России:
1. Федеральный закон № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (2001): Этот закон является основным документом, регулирующим область ЗСК в России. Он устанавливает обязательные требования к идентификации клиентов, мониторингу операций и предоставлению информации о сомнительных операциях регуляторам и правоохранительным органам.
2. Постановление Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ) № 499-П "О порядке осуществления кредитными организациями внутреннего контроля для предотвращения и выявления сделок, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма" (2013): Это постановление устанавливает правила внутреннего контроля и аудита в кредитных организациях, направленных на обеспечение соблюдения требований ЗСК.
3. Постановление ЦБ РФ № 131-Т "Об обязательных нормативах кредитных организаций" (2014): Постановление устанавливает нормативы для кредитных организаций, связанные с уровнем риска легализации (отмывания) доходов и финансирования терроризма.
4. Федеральный закон № 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (2017): Этот закон внес изменения в законодательство РФ, касающееся ЗСК, в том числе в области оценки рисков, идентификации клиентов и предоставления информации регуляторам и правоохранительным органам.
5. Различные нормативные акты и инструкции ЦБ РФ, регулирующие область ЗСК, такие как Инструкция ЦБ РФ № 180-И "О порядке проведения кредитными организациями идентификации клиентов – физических лиц" (2018) и Письмо ЦБ РФ № 242-Т "О методологии оценки рисков легализации (отмывания) доходов и финансирования терроризма" (2017).
Изложенные в Рекомендациях ФАТФ требования в полной мере были восприняты российским законодательством. В частности, в соответствии с частями 1 и 2 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон о противодействии) организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны д о приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя (за некоторым исключением), установив о них определенный круг сведений; при приеме на обслуживание клиентов получать информацию о целях установления и предполагаемом характере их деловых отношений с финансовой организацией; принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев клиентов. Требования Закона о противодействии распространяются на довольно широкий круг лиц, осуществляющих деятельность с «чужими» денежными средствами (страховые компании, профессиональные участники рынка ценных бумаг, факторинговые компании и иные лица, перечисленные в статье 5 указанного закона).
В целом, законодательная база и международные стандарты в области ЗСК обеспечивают рамки для разработки и реализации эффективной системы ЗСК, направленной на борьбу с отмыванием денег и финансированием терроризма, а также на создание прозрачного и безопасного финансового окружения. Они определяют основные принципы и требования к процессам идентификации клиентов, оценки рисков, мониторингу транзакций и взаимодействию с регуляторами и правоохранительными органами.
Соблюдение законодательства и международных стандартов в области ЗСК является обязательным для финансовых организаций, и их несоблюдение может повлечь за собой серьезные административные и криминальные санкции, а также ущерб репутации организации. Для обеспечения соблюдения требований ЗСК финансовые организации должны внедрять комплексные системы внутреннего контроля и аудита, обучать персонал, использовать современные технологии и методы анализа данных, а также сотрудничать с другими организациями и государственными структурами в области предотвращения незаконной деятельности. Важно отметить, что законодательная база и международные стандарты в области ЗСК постоянно развиваются и адаптируются к изменяющимся условиям и угрозам. Финансовые организации должны постоянно мониторить изменения в законодательстве и международных стандартах, а также внедрять новые подходы и технологии для обеспечения эффективной работы системы ЗСК.
-
Формирование критериев отнесения к различным уровням риска.
2.1 Оценка риска клиента: параметры и индикаторы
Оценка риска клиента является важным элементом платформы ЗСК и представляет собой процесс определения степени риска, который представляет клиент для финансовой организации. Оценка риска клиента помогает банкам и другим финансовым учреждениям принимать обоснованные решения относительно своих клиентов, управлять потенциальными рисками и соблюдать требования законодательства в области противодействия отмыванию денежных средств и финансированию терроризма.
Основные параметры и индикаторы, используемые для оценки риска клиента, включают:
-
Идентификационные данные клиента: ФИО, дата рождения, место рождения, гражданство, адрес проживания, контактная информация и т. д. Эти данные позволяют установить личность клиента и его принадлежность к определенным группам, которые могут быть связаны с повышенным уровнем риска. -
Природа бизнеса или деятельности клиента: вид деятельности, отрасль, география операций, особенности бизнес-модели и т. д. Эти факторы могут указывать на возможные риски, связанные с отмыванием денег, финансированием терроризма или другими незаконными действиями. -
Источник дохода клиента и его финансовое положение: уровень дохода, активы, источник происхождения средств, кредитная история и т. д. Эти данные позволяют оценить вероятность неправомерного использования средств клиента. -
Степень взаимодействия клиента с финансовой организацией: частота и объем транзакций, наличие счетов в других финансовых организациях, предоставление различных видов услуг и т. д. Эти факторы могут свидетельствовать о потенциальных рисках, связанных с клиентом.
На основе анализа вышеупомянутых параметров и индикаторов финансовая организация может классифицировать клиентов по рискам, отнести их к определенным риск-профилям и принимать соответствующие меры управления этими рисками. Это может включать постоянное мониторинг деятельности клиента, дополнительные процедуры идентификации, ужесточение кредитной политики или ограничение предоставления определенных услуг.
ЦБ четко определил критерии отнесения организаций и ИП к группам риска. Данные критерии перечислены в решении совета директоров ЦБ от 24.06.2022. Советуем обратить внимание на эти критерии, чтобы снизить риски отнесения к красному уровню.
Все критерии были объединены в шесть групп. Вот некоторые из них[15]:
-
Оценка, вид, характер и финансовые результаты деятельности организации или ИП:
- период времени, прошедший со дня внесения в ЕГРЮЛ или ЕГРИП сведений о создании юрлица или ИП;
- период времени, прошедший с даты изменения наименования/фирменного наименования и (или) адреса юрлица, указанного в ЕГРЮЛ;
- размер уставного капитала организации;
- способ образования юридического лица (создание или реорганизация);
- сведения о среднесписочной численности работников;
- сведения о расположении по адресу организации других юрлиц;
- сведения об отсутствии по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, постоянно действующего исполнительного органа организации, а в случае его отсутствия – иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица;
- сведения о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице и т. д. -
Оценка операций по счетам в банках организации или ИП:
- количество банковских счетов и счетов по депозитам, даты их открытия и закрытия;
- динамика и период изменения объемов и количества операций по банковским счетам и счетам по депозитам;
- количество банковских счетов, по которым отсутствуют операции;
- объем, количество и основания операций по зачислению денежных средств от физлиц на банковские счета юрлица или ИП, доля таких операций в общем объеме всех зачислений на счета;
- объем и количество переводов денежных средств между своими банковскими счетами, открытыми в одном или нескольких банках, доля таких операций в общем объеме всех операций по банковским счетам;
- объем и количество платежей, подтверждающих хозяйственную деятельность (заработная плата, хозяйственные расходы, связь, аренда и т.п.);
- соотношение объема денежных средств, поступивших на банковские счета с учетом НДС, и денежных средств, списанных со счетов без учета НДС;
- соответствие указанных в платежках оснований операций, кодам видов экономической деятельности, указанным в ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
- наличие (отсутствие) операций по счетам, имеющих транзитный характер (остатки денежных средств на счете отсутствуют либо незначительны по сравнению с объемами операций, обычно проводимыми клиентом по банковским счетам) и т.д.
-
Оценка учредителей (участников), руководителей юрлица, а также физлица, зарегистрированных в качестве ИП
- состав учредителей (участников), структура и состав органов управления юрлица;
- информация о смене учредителя (участника) и (или) руководителя юрлица;
- наличие (отсутствие) сведений об учредителе (участнике), руководителе юрлица, физлице, зарегистрированном в качестве ИП, в реестре дисквалифицированных лиц и т. д.
-
Оценка аффилированности юрлица (ИП) с иными организациями и ИП, совершающими подозрительные операции:
- аффилированность самой организации и ИП с контрагентами, которые ЦБ отнес к высокому риску;
- аффилированность учредителя (участника), руководителя организации с юрлицами или ИП, которые ЦБ отнес к высокому риску;
- совпадение идентификатора устройства, с использованием которого организация или ИП получает доступ к автоматизированной системе для перевода денежных средств, с идентификаторами устройств других организаций и ИП, в том числе тех, которые ЦБ отнес к высокому уровню риска, и т. д.
-
Национальная и секторальная оценка рисков:
- ведение организацией или ИП деятельности, соответствующей группе высокого или повышенного риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, определенных в результате национальной оценки рисков;
- соответствие вида и характера деятельности организации или ИП группе высокого или повышенного риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, определенных в результате секторальной оценки рисков.
-
Оценка информации, поступившей от государственных органов:
- проведение проверочных мероприятий в отношении организации или ИП, а также учредителя (участника), руководителя юрлица;
- проведение оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий в отношении учредителя (участника), руководителя организации или физлица, зарегистрированного в качестве ИП;