Файл: Решение качественных и расчетных задач на последовательное и паралллельное соединение проводников.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 39
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Технологическая карта урока по физике с элементами проектной деятельности | ||||||
Карту составила учитель физики МБОУ "Кировская гимназия имени Героя Советского Союза Султана Баймагамбетова" Уранова Надежда Винедиктовна | ||||||
Предмет / Класс / Автор УМК | Предмет - физика. 8 класс. УМК А.В. Перышкин | |||||
Тема урока | Решение качественных и расчетных задач на последовательное и паралллельное соединение проводников | |||||
Тип урока | Урок обобщения и проверки знаний, включающий проектную деятельность, направленную на применение знаний на практике и дифференцированный подход | |||||
Форма урока | Урок постановки и решения учебных проблем | |||||
Форма учебной деятельности | Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая | |||||
Методы обучения | 1.Основной: метод решения учебных проблем 2. Дополнительные: —метод полноценного сотрудничества: работа в паре, группе; — метод игровых технологий; — исследовательский метод; —дифференцированных подход | |||||
Цель урока | ||||||
1.Формированиие УУД в процессе решения качественных и расчетных задач на тему "Законы постоянного тока" 2.Формирование элементов творческого поиска в решении экспериментальных задач по теме " Законы последовательного и параллельного соединения проводников» | ||||||
Предметный результат | Метапредметный результат | |||||
|
| |||||
Личностные | Педагогические технологии | |||||
| -работа в группах постоянного состава; -информационно коммуникационная; -проектная; -самопроверка; -исследовательская; -игра; -Черный ящик -физический эксперимент; -консультации. | |||||
Предварительная подготовка к уроку: подготовка консультантов по каждому заданию | ||||||
Оборудование и материалы у рока | ||||||
1.Лист с заданием на каждую парту на 2 варианта (Приложение2 Приложение 2 Задание 1.docx) 2.Лист для самопроверки (Приложение 3 Приложение 3 Самопроверка диктанта.docx) (Оба листа в одном файле. После того, как написан диктант, разрешается открыть лист для самоконтроля. Приложение №3.) 3.Карточки с заданиями для групп (Приложения к уроку № 4,5,6) 4. Подготовить оборудование для работ: 1 задание Группа №1 и №2: для каждой группы - Источник тока, реостат, амперметр, вольтметр, резистор, ключ Группы №3 и №4: для каждой группы - Источник тока, ключ, реостат, 2 лампочки, амперметр, вольтметр 2 задание: Группа №1: Источник питания, электрический звонок, 2 кнопочных ключа, соединительные провода. Группы №3 и№4: для каждой группы - Источник питания, двойной ключ, 6 ламп Группа №2: Источник питания, переключатель трехполюсной, 2 лампочки, соединительные провода 3 задание: «ЧЕРНЫЙ ЯЩИК» Укомплектовать 4 платы с 3 лампочками по разным видам соединений. Соединение скрыть в «черном ящике», лампочки расположить на верхней стороне панели (видимой) (Приложение к уроку №7 Приложение 7.docx) 5. Выдать на каждую группу лист учета знаний: Приложение 8 Приложение.8 docx.docx | ||||||
ХОД УРОКА | ||||||
Этап | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Компетенции/ аспекты компетенции/УУД | Метод Оценивание/формы контроля | ||
1.Этап мотивации | 1.Проверяет готовность к уроку. 2.Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность ("хочу"). 3.Установливает мотивацию (самоопределение) к учебной деятельности, тематические рамки учебной деятельности ("могу"). 4. Знакомит с целями и задачами урока. Приложение 1.Приложение 1.docx | 1.Приветствуют учителя. 2.Настраиваются на предстоящую работу в классе. 3.Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. 2. Оценивают свою готовность к уроку 3. Знакомятся с целями и задачами урока. 4.Настраиваются на выполнение первого задания. |
| Метод самопроверки готовности к уроку. Фронтальная форма работы. | ||
2.Этап актуализации Задание №1. | 1.Актуализирует требования к ученику со стороны учебной деятельности ("надо"). 2.Проводит диктант Приложение 2. Приложение 2 Задание 1.docx 3.Организует самопроверку. Приложение 3. Приложение 3 Самопроверка диктанта.docx 4.Демонстрирует ответы на слайдах 5.Анализирует ошибки. 6.Подводит итоги теста | 1.Отвечают на вопросы теста. 2.Проводят самопроверку своих работ. 3.Анализируют свои ошибки. 4.Оценивают правильность ответов. 5. Заносят результаты в лист учета знаний. |
| Тест. Самопроверка. Фронтальная форма работы. | ||
3.Этап включения в систему знаний и повторения. Выполнение задания №2 | 1.Оргнанизует работу в группах. 2.Предлагает ознакомиться с заданиями и выполнить их. Приложение 4 Приложение 4 Задание.docx 3. Контролирует выполнение заданий. 4.Корректирует действия учащихся. 5.Направляет и корректирует работу консультантов. | 1.Знакомятся с заданиями. 2. Выдвигают гипотезу к первому заданию. 3. Проверяют выдвинутые гипотезы экспериментальной проверкой. 4.Обсуждают результат эксперимента. 5. Формулируют групповой ответ. 6. Чертят схему соединения в крупном масштабе для общего обозрения. 6. Представители групп излагают мнение группы по первому заданию. 7. Консультанты вносят результат в лист учета знаний. |
| Взаимопроверка Оценка эксперта. Самоанализ. Групповая форма работы | ||
4.Построение проекта и его реализация. Выполнение задания №3 | 1. Предлагает дифференцированные проектные задания. Приложение 5 Приложение 5.docx 2. Предлагает обсудить их. 3. Предлагает выдвинуть и обосновать свои гипотезы. 4.Предлагает осуществить проверку своих гипотез. 5.Корректирует работу консультантов. 6. Направляет работу групп. | Знакомятся с заданиями. 2. Выдвигают гипотезу ко второму заданию. 3. Проверяют выдвинутые гипотезы экспериментальной проверкой. 4.Обсуждают результат эксперимента. 5. Формулируют групповой ответ. 6. Чертят схему соединения в крупном масштабе для общего обозрения; 6. Представители групп излагают мнение группы по первому заданию. 7. Группы демонстрируют собранные цепи в действии. 8. Консультанты вносят результат в лист учета знаний. |
| Взаимопроверка. Оценка эксперта. Самоанализ. Групповая форма работы. | ||
5.Игра-шутка Физкультминутка | 1. Проводит игровой момент: проговаривает различные ситуации на дороге, контролирует действия групп по выполнению предложенных ситуаций. Приложение 6 Приложение 6 Шутка.docx | 1. Самые "внимательные водители" по команде учителя включают:
2. Остальные члены групп выполняют роль пассажиров:
| Умеют применять свои знания в нестандартной игровой ситуации. | Метод самопроверки. Фронтальная форма работы. Оценка работы учителем. | ||
6.Решение проблемной ситуации "Черный ящик" Задание 4 | 1. Включает музыку. 2. Предлагает консультантам внести черные ящики. Приложение 7. Приложение 7.docx 3. Каждой группе предлагает разгадать схему соединения трех ламп. (у каждой группы своя схема) 4.Дает задания:
и сделать выводы о предполагаемом соединении ламп. 4. Предлагает повторить опыт и сделать окончательный вывод о соединении ламп. 5.По данным эксперимента предлагает начертить схему "черного ящика"( в крупном масштабе - маркером на листе ватмана) 6. Поводит итог. | 1. Выполняют задания, предложенные учителем 2.Обсуждают возможные схемы "черного ящика" 3. Вычерчивают схемы. 4. Представители групп показывают варианты схем. 5. Заносят результаты задания в бланк учета знаний с учетом мнения консультанта. |
| Взаимопроверка. Оценка эксперта. Самоанализ. Групповая форма работы. | ||
7.Рефлексия учебной деятельности (итог урока). | 1.Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке. 2.Дает право экспертам подвести итог работы групп. Приложение 8 Приложение.8 docx.docx 3.Дает общую оценку работы класса. 4.Соотносит цель и результаты своей учебной деятельности и фиксирует 5.Намечает цели дальнейшей деятельности и определяет задания для самоподготовки | 1.Разбирают типичные ошибки. 2.Намечают пути совершенствования знаний. 3Адекватно оценивают свои возможности достижения цели |
| Самоанализ. Самооценка. Оценка работы учителем. Фронтальная форма работы. | ||
8.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | 1.Организует осмысливание домашнего задания. 2.Контролирует запись в дневник. Дом. задание: Подготовить карты знаний по теме «Электрический ток. Закон Ома.Сопротивление. Виды соединений проводников» | Записывают домашнее задание, задают вопросы. |
| Оценка работы учителем. Фронтальная форма работы. |
Приложение 1.
Сегодня на уроке:
1.Повторим пройденный теоретический материал по теме: «Электрический ток. Сила тока. Напряжение. Сопротивление. Закон Ома»
2.Будем учиться применять свои знания на практике в решении нестандартных качественных и экспериментальных задач.
3.Покажем роль данной темы в жизни.
Поставленные задачи, мы решим в ходе следующих этапов урока:
1 этап – проверка теоретических знаний по теме: «Закон Ома, зависимость сопротивления проводника от его свойств, виды соединений проводников». Напишем диктант.
2 этап урока – проектная деятельность - научимся применять свои знания в решении качественных и экспериментальных задач.
Задачи этого этапа урока будут решаться в ходе совместной работы в группах, проектной деятельности.
Приложение 2 Задание 1. Диктант.
1 вариант | 2 вариант |
1.Записать закон Ома. | 1.Записать закон Ома. |
2.Что произойдет с силой тока, если напряжение увеличить в 2 раза? | 2.Что произойдет с силой тока, если сопротивление увеличить в 2 раза? |
3.Записать формулу зависимости сопротивления проводника от его свойств. | 3.Записать формулу зависимости сопротивления проводника от его свойств |
4.Что произойдет с сопротивлением проводника, если длину уменьшить в 2 раза? | 4.Что произойдет с сопротивлением проводника, если площадь поперечного сечения увеличить в 2 раза? |
5.Что произойдет с силой тока, если длину увеличить в 2 раза? | 5.Что произойдет с силой тока, если площадь уменьшить в 2 раза? |
6.Начертить схему соединения двух резисторов при последовательном соединении | 6.Начертить схему соединения двух резисторов при параллельном соединении. |
7.Записать законы последовательного соединения. | 7.Начертить схему соединения двух резисторов при параллельном соединении. |
8.Имеется два резистора, сопротивление каждого 2 ома. Чему будет равно их общее сопротивление, если их соединить последовательно? | 8.Имеется два резистора, сопротивление каждого 2 ома. Чему будет равно их общее сопротивление, если их соединить параллельно? |
Приложение 3 Самопроверка диктанта.
1 вариант | 2 вариант |
1. | 1. |
2.Сила тока увеличится в 2 раза | 2. Сила тока уменьшится в 2 раза |
3. | 3. |
4.Сопротивление уменьшится в 2 раза | 4.Сопротивление уменьшится в 2 раза |
5. Сила тока уменьшится в 2 раза | 5. Сила тока уменьшится в 2 раза |
6 | 6 |
7. | 7. |
8. 4 Ом | 8. 1 Ом |
Приложение 4 Задание №2
Задание 1. (3 группа) | 1 задание. 2 группа |
Как изменятся показания приборов, если ползунок реостата передвинуть в направлении, указанном стрелкой. Соберите цепь и убедитесь в правильности ответа. | 1.Как изменятся показания приборов, если ползунок реостата передвинуть в направлении, указанном стрелкой. Соберите цепь и убедитесь в правильности ответа. |
3 группа | 4 группа |
Имея в распоряжении ключ: выпрямитель, амперметр, вольтметр, 2 лампочки, соединительные провода, начертите схему цепи, чтобы ее сопротивление было наибольшим. С оберите цепь. Замкнув цепь, снимите показания приборов, найдите сопротивление участка цепи, состоящего из 2 ламп. | И мея в распоряжении: выпрямитель, амперметр, вольтметр, 2 лампочки, ключ, соединительные провода, начертите схему цепи, чтобы сопротивление было наименьшим. Соберите цепь. Замкнув ключ, снимите показания измерительных приборов и рассчитайте сопротивление участка цепи, состоящего из 2 ламп. |
Приложение 5. Задание 3
Цель задания: Придумать схему и собрать цепь.
1-2 группа | 3-4 группа |
Придумайте схему соединения выпрямителя, звонка и 2 кнопок, расположенных так, чтобы можно было позвонить из двух разных мест. | Водителю автомобиля в вечернее время при встрече с движущимся транспортом, приходится переключать дальний свет на ближний. Придумайте такую схему соединения выпрямителя, 2-х ламп, двойного переключателя, чтобы в одном положении переключателя горела одна лампа (дальний свет), в другом – вторая лампа (ближний свет) Соберите цепь и продемонстрируйте ее действие ( *Вместо 2 ламп в автомобиле устанавливается одна с двумя нитями накала.) |
Приложение 6 Шутка-физкультминутка
Ну, что - же, группы успешно справились с заданием. Электрооборудование автомобилей в порядке. За рулем - самые внимательные
водители! Поехали!
Автомобиль поворачивает направо –
Включаем правые повороты.
Поворот проехали –
ключ в нейтральном положении
И вновь прямая дорога…
Но вот стемнело…
Включается дальний свет
Навстречу едет грузовик –
Включаем ближний свет
На дороге пешеход –
Звуковой сигнал
И вот машина повернула налево –
Включаем левый поворот
Повернули. Остановились.
«Водители» включают лампы на поворотах, когда трогаются с места, останавливаются, подают звуковые сигналы, а класс имитирует поведение пассажиров (по инерции отклоняются :вправо, влево, вперед, назад)
Приложение 7. Задание 4. Разгадать схему «Черный ящик»
Цель задания: Объяснение и предсказание результатов эксперимента, разгадывание схемы «черного ящика»
Каждой группе предлагается разгадать схему соединения 3 ламп. Лампы – на панели, а схема их соединения – внутри ящика.
У каждой группы схема своя. Замкните выключатели. На панелях зажглись лампочки.
Слушайте задание:
-
Извлеките из патрона лампочку №1. Запишите результат. Вверните лампу в патрон. -
Извлеките из патрона лампу №2. Запишите результат. Вверните лампу. -
Извлеките из патрона лампу №3. Запишите результат. Вверните лампу.
А теперь - главное задание: начертить схему соединения ламп «Черного ящика»
1группа | 2 группа |
| |
3 группа | 4 группа |
| |
Приложение №8 Лист учета знаний группы №
список группы | Количество баллов за задание №1 (индивидуальное) Диктант. Самооценка | Количество баллов Задание №2 (групповое) Оценивает эксперт. | Количество баллов Задание №»3 (групповое) Оценивает эксперт | Количество баллов Задание №4 (групповое) Оценивает эксперт | ИТОГ | Итог группы | |||||||||||||||||
| 1 балл за каждый ответ | 1 балл за каждый критерий | 1 балл за каждый критерий | 1 балл за каждый критерий | Сумма баллов каждого | Оценка за урок | Групповая сумма баллов | ||||||||||||||||
| | Выдвижение гипотезы | Составление схемы | Сборка цепи | | Защита | Определение цели. Решение проблемы. | Составление схемы. | Сборка цепи. | Обсуждение результат Подготовка защиты | Защита | Разгадывание схемы | Обсуждение. Подготовка защиты | защита | | | | ||||||
1. | | | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||
2. | | | | | | | | | | | | | | | | | |||||||
3. | | | | | | | | | | | | | | | | | |||||||
4. | | | | | | | | | | | | | | | | | |||||||
5. | | | | | | | | | | | | | | | | |