Файл: Программа среднего профессионального образования Педагогика дополнительного образования (в области социальнопедагогической деятельности).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
Педагогика дополнительного образования (в области социально-педагогической деятельности)
Дисциплина: Реализация программ дополнительного образования для одаренных детей и для детей с ограниченными возможностями здоровья
Практическое занятие 1
Выполнил:
Преподаватель:
Практическое занятие 1
Задания по теме 1.1 Детская одаренность как педагогический феномен
Цель занятия: закрепление знаний об одаренности как педагогическом феномене, формирование умения анализировать современные подходы к понятию одаренности для решения практических задач в работе с одаренными детьми.
Задание 1. Закончите следующие предложения:
Одаренность – это … наличие потенциально высоких способностей у какого-либо человека. Б. М. Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности»
Одаренный ребенок – это ….ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка - …инструментальный и мотивационный. Инструментальный – характеризует способы его действия. Мотивационный – характеризует отношение к ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.
Среди критериев видов одаренности выделяют …Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.
Степень сформированности.
Форма проявлений.
Широта проявлений в различных видах деятельности.
Особенности возрастного развития.
Талант – это ….выдающиеся природные способности человека, проявляемые в определённой сфере деятельности
Общая одаренность …определяет соответственно уровень понимания происходящего, глубину мотивационной и эмоциональной вовлеченности в деятельность, степень ее целенаправленности
Специальная одаренность ….Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т. д.).
Способности – это … свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности развиваются из задатков в процессе деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам
Вундеркинд - это …ребёнок, который признан образовательной системой превосходящим уровень интеллектуального развития других детей своего возраста.
Потенциальная одаренность – это …психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности.
Задание 2. Прочитайте притчу и выполните комментарий к одной притче (по выбору): основная мысль, содержащаяся в притче, связанная с темой занятия.
Притча о талантах
Некий богатый человек уезжал в далекую страну. Оставляя дом на попечение слуг, он снабдил их деньгами.
Одному дал пять, другому два, третьему один талант (в то время талантом называлась большая мера серебра). А потом отправился в путь.
Прошло много времени.
Хозяин внезапно возвратился и позвал своих слуг, чтобы узнать, как они распорядились талантами.
Оказалось, что первый удачно употребил деньги и выручил на них еще пять талантов. Второй – тоже удвоил полученное. Хозяин был очень доволен и обещал наградить трудолюбивых слуг.
А третий принес лишь то, что ему было дано.
Он просто зарыл серебро до приезда господина.
Господин рассердился и назвал его лукавым и ленивым рабом. За то, что он не захотел позаботиться об умножении полученных денег, хозяин больше не будет доверять ему ничего.
Вот почему способности человека с тех пор обычно называют талантами. Каждый человек получил от Бога: умелые руки или ясный ум, дар создавать или просто доброе сердце. И это не должно лежать мертвым грузом. Нельзя зарывать «талант в землю». Надо применять его в своей жизни.
Эта притча говорит нам о том человек всегда несёт ответственность за развитие того, что он имеет. Будь это талант, завод - предприятие или умение, мы всегда должны об этом заботиться, улучшать и увеличивать так как без этого, то, чем мы обладаем начнёт деградировать. У музыкантов есть такое понятие как «врождённая техника». Ребёнок со врождённой техникой уже изначально может правильно ставить руки на инструменте и играть очень сложные пассажи. Но, если он не будет этот талант развивать, то скоро другой ребёнок которой не обладает данным даром, но решит усерднее заняться беглостью пальцев превзойдёт его в технике игры.
Притча «Успех не бывает быстрым»
Была у одного народа примета. Тот, кто сорвет белый цветок на горе в канун Нового года, будет счастлив. Гора, на которой расцветал цветок счастья, была заколдована. Она постоянно тряслась, и никто не мог удержаться на ней, но каждый Новый год находились смельчаки, которые пытались залезть на гору.
Однажды три друга тоже решили попытать счастья. Перед тем как идти на гору, зашли друзья к мудрецу – совета спросить.
- Упадешь семь раз – поднимись восемь раз, - посоветовал им мудрец.Пошли трое друзей на гору, все с разных сторон. Через час вернулся первый юноша весь в синяках.
- Неправ был мудрец, - сказал он.
- Я упал семь раз, а когда восьмой раз поднялся, то увидел, что прошел только треть горы. Тогда я решил вернуться.
Третий юноша пришел через день с белым цветком в руках.
- Разве ты не падал? – спросили его друзья.
- Падал, может сто раз падал. А может и больше. Я не считал, - ответил юноша.
- Почему же ты не бросил все? – удивились друзья.
- Перед тем как идти на гору, я научился падать, - засмеялся юноша.
- Нет. Он научился не падать, а подниматься! - сказал мудрец, услышав этот разговор.
Задание 3. Кратко опишите наиболее существенные поведенческие проблемы одаренных детей, связанные с чертами их одаренности, в таблице:
Черты одаренности | Поведенческие проблемы |
Огромный запас фактов и знаний | Скука и не терпение в классе и неприязнь к школе |
Высокие темповые характеристики (быстрый мыслитель) |
|
Множество интересов | Отсутствие мотивации довести начатое до конца (быстро утрачивает интерес) |
Глубина проникновения в проблемы | Ненависть к «зубрению», прозвище «ботаник», раздражительность от низкого уровня школьных работ |
Чувство превосходства над обычными детьми | Высокомерность если нет возможности если нет возможности общения с интеллектуальными сверстниками. При заниженной самооценки снижение продуктивности ради соответствия норм. Утаивание своих склонностей и способностей от окружающих. |
Задания по теме 1.2. Выявление и мониторинг развития одаренных детей
Цель: формирование умения организовывать деятельность педагога дополнительного образования при выявлении и развитии одаренных детей.
Задание 4. Изучите пример составления индивидуального образовательного маршрута одаренного ребенка.При необходимости добавьте свои пункты. Дополните примернуюсхему самоанализа ученика, обучающегося по индивидуальному образовательному маршруту.
Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка
ФИО
Индивидуальный образовательный маршрут — это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении учителями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.
Цель: сформировать благоприятные условия обучения и создать психологическую комфортную обстановку для успешного развития индивидуальности ребёнка. Индивидуальный план развития учащегося является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные
педагогические задачи:
-
поддерживать высокую учебную мотивацию школьника; -
поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; -
развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащегося; -
формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность; -
содействовать индивидуализации воспитания и образования школьника; -
закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
Индивидуальная программа развития одаренного ребенка Курагина Анатолия
Этап 1 – диагностический. Цель – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей. | ||||||||||||||
№ | Использованная методика | Сроки | Ответственный | |||||||||||
1 | Методика «Карта одаренности» (на основе методики Хаана и Кафа). Цель: оценит степень выраженности у ребенка различных видов одаренности. | 1-2 неделя сентября | психолог | |||||||||||
2 | Опросник Г.А. Карповой «Учебная мотивация». Цель: определить характер и наличие учебной мотивации. | 1-2 неделя сентября | классный руководитель | |||||||||||
3 | Методика И.И. Климова «Карта интересов» | 3-4 неделя Сентября | психолог | |||||||||||
4 | Опросник Айзенка. Личностные особенности. | 3-4 неделя Сентября | психолог | |||||||||||
5 | Социометрия. Автор - Дж.Морено. | 3-4 неделя Декабря | школьный психолог | |||||||||||
6 | | | | |||||||||||
Разработка индивидуального учебного плана, программы, маршрута | ||||||||||||||
1 | Разработка индивидуального маршрута одаренного ребенка. | 1 неделя октября | учитель-предметник | |||||||||||
2 | Составление индивидуального учебного плана по предметам | 1 неделя октября | учителя – предметники | |||||||||||
3 | Выбор темы исследовательской работы (проекта) | 2 неделя октября | руководитель проекта | |||||||||||
4 | Беседа с учеником для учета желаний ребенка. | 2 неделя октября | психолог | |||||||||||
5 | Беседа с родителями. Цель: учет социального заказа родителей. | 2 неделя октября | классный руководитель | |||||||||||
6 | | | | |||||||||||
| | | | |||||||||||
Прогнозирование - индивидуальный учебный план – «Я выбираю предметы для изучения» | ||||||||||||||
Предмет | Причина выбора | Форма работы | ожидаемые результаты | |||||||||||
Русский язык | Результативное участие во Всероссийской олимпиаде. | Индивидуальные и дистанционные консультации. | Результативное участие на олимпиаде. | |||||||||||
| | | | |||||||||||
Математика | Всероссийская олимпиада, конкурсы, итоговых работ | Индивидуальные и дистанционные консультации. | Высокий балл на конец года. | |||||||||||
| | | | |||||||||||
«Интеграция с другими специалистами» | ||||||||||||||
Составление карты познавательной деятельности ребенка психологом, классным руководителем, учителями - предметниками. | Сентябрь | Карта познавательной деятельности ребенка. | ||||||||||||
| | | | | | | | | |
Разработка индивидуального образовательного маршрута учителями – предметниками. | октябрь | Индивидуальный образовательный маршрут | ||||
Прохождение тестов, предметных олимпиад | октябрь | Расписание посещений занятий | ||||
Диагностирование, рефлексия школьным психологом, учителями – предметниками. | ежемесячно | Карта наблюдений, рекомендации учителями – предметниками. | ||||
Беседа с родителями о здоровье ребенка, об эмоциональном состоянии. Классный руководитель | ежемесячно | Карта наблюдений за состоянием здоровья ребенка. | ||||
| | | ||||
Проектирование – индивидуальная образовательная программа – «Я составляю программу образовательной деятельности» | ||||||
Планирование | Мероприятия | Результат | ||||
Подготовка к участию на школьном и муниципальном этапах Всероссийской олимпиады. | 1. Индивидуальные консультации учителей – предметников. 2. Индивидуальная работа. 3. Посещение дополнительных занятий. | Школьная олимпиада по русскому языку – 2 место. | ||||
Подготовка к участию в дистанционных олимпиадах и конкурсах по русскому языку, литературе, английскому языку, математике | 1. Индивидуальные консультации учителей – предметников. 2. Индивидуальная работа. | Всероссийская олимпиада 1место | ||||
Подготовка к участию в конкурсе научно-исследовательских проектов. | Разработка и реализация проекта под руководством наставника. Поэтапная работа над ней. (план ученика и план руководителя) | 1место "Лучший проект" | ||||
Подготовка к участию в городских творческих конкурсах. | 1. Индивидуальная работа. | Лауреат городского творческого конкурса, городского конкурса «Лучший ученик года». | ||||
| | | ||||
«Определение способов оценки и самооценки успехов воспитанника» | ||||||
Самооценка: «Что я хотел?» | «Что я сделал для достижения цели?» | «Чему научился?» | «Что необходимо сделать ещё?» | |||
| | | | |||
Портфолио за …. учебный год | ||||||
Олимпиады Школьный этап | Школьные (русский язык, математика) дистанционные олимпиады | Городские конкурсы | | |||
Всероссийские олимпиады | Всероссийские (русский язык, математика) | Всероссийские конкурсы | | |||
Конкурсы проектов | Областной конкурс социально значимых проектов | Конкурсы проектов | | |||
Творческие конкурсы | Областной конкурс «Во мне поет сама Россия» | Творческие конкурсы | | |||
| | | | |||
| | | | | |