Файл: 1. Основные теории происхождения права краткая характеристика. Теологическая теория происхождения права.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 200
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Подреализациейправа принято понимать претворение, воплощение предписаний юридических норм в жизнь путем правомерного поведения субъектов общественных отношений (государственных органов, должностных лиц, общественных объединений, физических лиц).
Реализация права и действие в принципе близкие понятия, так как реализация права означает одновременно его действие. Вместе с тем действие права более широкое понятие, оно предполагает не только его собственно юридический аспект функционирования (регулирование общественных отношений), но и информационное, психологическое, социальное и иное воздействие на общественные отношения. Реализация же права есть его специально-юридический механизм действия, т.е. непосредственное регулирование общественных отношений, перевод общих, абстрактных моделей поведения в конкретные поступки и деятельность субъектов правового общения.
По характеру действий субъектов, степени их активности обычно выделяют четыре формы реализации права — соблюдение, исполнение, использование и применение.
Соблюдение права означает воздержание субъекта от совершения действий, запрещенных нормами права. В данной форме реализуются главным образом запреты. Это пассивная форма действий, она протекает незаметно, не фиксирована и характерна для реализации норм уголовного, административного.
Исполнение права предполагает активные действия по выполнению субъектом возложенных на него обязанностей. В этой форме реализуются обязывающие нормы (обязанность исполнить договор, уплатить налоги).
Использование права выражается в осуществлении возможностей, предоставленных нормами права. В этой форме реализуются управомочивающие нормы права: избирательное, право на жилище, на частную собственность.
Использование прав зависит от усмотрения субъекта, за которым они закреплены. Никакой ответственности за неиспользование своих прав законодательством не предусмотрено. Но это относится только к физическим лицам. Что касается государственных органов и должностных лиц, то неосуществление ими своих полномочий является правонарушением.
В указанных трех формах реализуется большинство юридических норм. Они непосредственно претворяются в жизнь действиями или бездействием (запреты) самих субъектов общественных отношений.
применение-специально-юридическая деятельность компетентных государственных органов, должностных лиц, органов МСУ по созданию новых юридических фактов, предоставлению субъективных прав и возложению юридических обязанностей на конкретных субъектов, развитию определенных отношений путем реализации властных полномочий.
51. Правоприменение как особая форма реализации права.
Правоприменение- осуществляемая в установленных законом формах специально-юридическая деятельность компетентных государственных органов, должностных лиц, органов местного самоуправления по созданию новых юридических фактов, предоставлению субъективных прав и возложению юридических обязанностей на конкретных субъектов, развитию определенных отношений путем реализации властных полномочий.
Иногда в литературе правоприменение определяется какособая форма правореализации, которая представляет собой властную деятельность уполномоченных законом субъектов по осуществлению управленческого воздействия на общественные отношения путем издания индивидуально-правовых предписаний и актов.
Правоприменение как особая форма реализации права характеризуетсяследующими особенностями:
1) это властная деятельность, государство управомочивает специальные органы на осуществление данного вида деятельности;
2) она связана с разрешением конкретных ситуаций, требующих профессиональных знаний и навыков;
3) всегда осуществляется в рамкахконкретных правоотношений,но правовое положение сторон в этих правоотношениях различно;
4) осуществляется в определенной процессуальной форме, установленной законодательством;
5) сопровождается вынесением индивидуального акта, который принимается правоприменителем и обязателен к исполнению.;
6) правоприменение всегда носит подзаконный(поднормативный)характер, так как осуществляется на основе действующего законодательства и в его пределах.
Реализация права в форме правоприменения возможна в случае возникновения определенныхобстоятельств,установленных законом. К числу такого рода обстоятельств и условий относятся:
- совершениеправонарушения, влекущего применение к правонарушителю определенной меры наказания или воздействия, что может сделать только субъект, имеющий на то соответствующие полномочия;
-правоприменительныйакт, без которого не может возникнуть соответствующее правоотношение;
- обязательныйконтрольсо стороны государства за определенными правоотношениями ввиду важности возникающих последствий, например нотариальное удостоверение, государственная регистрация сделок с недвижимым имуществом;
- регулированиевзаимоотношенийвгосударственныхорганах, например назначение на определенную должность, снятие с должности;
-ненадлежащееисполнениеполномочий или обязанностей или наличие препятствий для их реализации;
-возникновение спора о праве, когда стороны не могут прийти к соглашению; и др.
Применение права - сложный процесс, включающий несколько стадий. Он протекает во времени, осуществляется разными уполномоченными законодательством субъектами и в соответствии с определенной процедурой.
Под правоприменительной стадиейследует понимать систему однопорядковых действий, т.е. действий, схожих, взаимосвязанных между собой.
Любое управленческое решение имеетдва основания-фактическоеинормативное, а решение выносится на основе установленных обстоятельств и норм права. Аналогичен и процесс правоприменения - также устанавливаются фактические обстоятельства дела, выбирается соответствующая(ие) юридическая(ие) норма(ы) и на основе этого выносится решение.
52 .Стадии правоприменительного процесса.
1. Установление фактической основы дела- это есть не что иное как сбор информации о данных фактах, доказывание их наличия или отсутствия. Фактические обстоятельства, как правило, относятся к прошлому и поэтомуправоприменитель не может наблюдать их непосредственно. Реальные обстоятельства могут быть разные. Вся эта информация в большинстве случаевсодержится в документах, приобщенных к юридическому делу, и воссоздает юридически значимою фактическую ситуацию.
Сбор доказательствможет представлятьсложную юридическую деятельность (предварительное следствие по уголовному делу) либо сводится к представлению лицом, например налоговым органом, в арбитражный суд документов по взысканию недостающей налоговой суммы с предприятия. Факты, положенные в основу решения,должны отвечать требованиям:относимости;полноты;доказанности.
Доказывание- деятельность, которая сводиться к:а)отысканиюдоказательств;б)ихоформлению;в) анализув совокупности иоценкеих доказательственной силы.
2. Выбор и анализ юридической нормы.Установив фактическую основу дела, правоприменитель из всего массива юридических правилдолжен выбрать норму(или нормы),имеющую отношениек фактическим данным. Далее необходимо проверить подлинность текста, нормативного правового акта, в котором содержится данная норма или, как говорят, - установить аутентичность юридической нормы. Здесь требуется обратиться к официальным источникам.
Выборная норма(или группа норм)подвергается толкованию, т.е. устанавливается ее действительный смысл с помощью всех юридических правил,независимо от того, что отдельные приемы толкования уже применялись в ходе ее поиска.Предполагается использование всех приемов толкования(языкового, системного и др.).
Данную стадию также именуютюридической (правовой) квалификацией, т.е.соотнесением установленных жизненныхфактов с содержанием соответствующих норм права либопринципов права.
Можно выделитьпредварительную квалификацию,которая дается на стадиях, предшествующих вынесению решения по делу, иокончательную,которая дается в принимаемом решении по делу, т.е. содержится в правоприменительном акте.
3. Принятие правоприменительного решениячасто и справедливо относят к решающей. На этом этапе и осуществляется правоприменение и завершается и как интеллектуальная деятельность, и как документальная.
Правоприменительное решение- это своеобразный интеллектуальный процесс подготовки определенного вывода из сопоставления фактической и юридической основы.
(4)Сырых выделяетстадию исполненияправоприменительного акта- форму воплощения предписаний норм права в реальном поведении (действиях) субъектов права заключается в фактическом осуществлении обязанным в этом акте лицом признанного правоприменителем требования к нему в пользу управомоченного лица либо в осуществлении установленного субъективного права, меры ответственности и т.д.
53. Правоприменительные акты: признаки, структура и классификация.
Правоприменительный акт – один из видов правовых актов. Он определяется в юридической науке как известный официальный документ, изданный компетентным органом или должностным лицом по какому-либо делу (вопросу) в отношении конкретного субъекта или субъектов на основе соответствующей правовой нормы.
Признаки (специфика) правоприменительных актов заключаются в следующем:
1) они имеют индивидуально-определённый характер;
2) являются властными и обязательными для исполнения, поскольку исходят от государства либо с его согласия от общественных объединений, органов местного самоуправления, других структур и образований (делегированные полномочия); за неисполнение таких актов могут последовать санкции;
3) не содержат в себе правовой нормы, поэтому не являются источником и формой права; их назначение – не создавать, а применять нормы права;
4) выступают в качестве юридических фактов, порождающих конкретные правоотношения между тем, кто применяет норму, и тем, к кому применяют; тем самым эти акты осуществляют локальное (казуальное) правовое регулирование, конкретизируя общие предписания;
5) исчерпываются однократным применением и на иные ситуации и других субъектов не распространяются; после разового применения прекращают свое действие;
6) обеспечиваются государственным принуждением, так как речь идёт о претворении воли законодателя в жизнь, если даже для этого требуется использовать силу власти.
Следует иметь в виду, что далеко не все официальные документы представляют собой правоприменительные акты (например, разного рода справки, доверенности, накладные, дипломы и т.д.), так как они не подходят под указанные выше признаки.
Классический правоприменительный акт (например, приговор суда) должен обладать необходимыми внешними атрибутами (реквизитами), т.е. отвечать установленным правилам и требованиям (место и время вынесения, дата, подпись, печать, и т.д.). Он должен также иметь определённую внутреннюю структуру: описательную часть, мотивировочную и резолютивную, в которой излагается само решение.
Виды правоприменительных актов. Акты применения норм права отличаются большим разнообразием, поэтому они классифицируются по различным основаниям.
По отраслевому признаку они подразделяются на уголовно-правовые, гражданско-правовые, административно-правовые, финансовые и др.
По субъектам их издания – на акты судебных органов, арбитражных, прокурорских, следственных, контрольных; органов представительной и исполнительной власти, местного самоуправления; акты президента, правительства, федеральных министерств и ведомств.
По юридической природе – на правоохранительные, правоисполнительные, правовосстановительные, правообеспечительные.
По последствиям – на правообразующие, правопрекращающие и правоизменяющие (например, приказ ректора о зачислении в вуз).
По форме выражения – на письменные и устные (например, штраф за переход улицы в неположенном месте); акты-документы и акты-действия. Акты-действия, в свою очередь, могут быть подразделены на словесные и конклюдентные, или молчаливые: разного рода сигналы, жесты, команды, ясно показывающие намерения применить норму права (остановить автомашину), если требования будут нарушены. Отказ от выполнения всех этих знаков, указателей и сигналов влечёт за собой юридическую ответственность.
По названию акты применения права могут иметь форму указа, постановления, приказа, распоряжения, протокола, резолюции, разрешения, приговора, акта о наложении штрафа, указания и т.д. Нередко они совпадают с названиями нормативных актов. Важно, чтобы правоприменительный акт не содержал общего правила поведения.