Файл: 1. Основные теории происхождения права краткая характеристика. Теологическая теория происхождения права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 193

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



54. Общие признаки и отличия нормативных правовых актов и правоприменительных актов.

Общие черты:

а) являются правовыми актами;

б) принимаются уполномоченными органами (должностными лицами) в пределах их компетенции;

в) принимаются в порядке, предусмотренном нормами права;

г) имеют государственно-властный характер и обязательны к исполнению;

д) их реализация обеспечивается возможностью применения государственного принуждения.

2.Отличияуказаны в табл. 3.

Таблица 3

Отличия нормативного правового акта от правоприменительного акта

Нормативный правовой акт

Правоприменительный акт

Содержит общие правила поведения – нормы права

Содержит индивидуально конкретные предписания

Выражает способ нормативного правового регулирования

Выражает способ индивидуального поднормативного регулирования

Обращен к широкому кругу лиц

Обращен к индивидуально определенным лицам

Реализуется многократно

Реализуется однократно

Не является юридическим фактом и сам непосредственно не влечет наступления правовых последствий

Выступает в качестве юридического факта и влечет наступление правовых последствий (возникновение, изменение или прекращение правоотношения)


55. Пробелы в праве, их причины и способы преодоления.

Пробелы в праве

В правоприменительной деятельности иногда возникает ситуации, когда требующий юридического решения вопрос не урегулирован нормой права. В этом случае правоприменитель сталкивается спробелом в праве– полным или частичным отсутствием правовых норм, необходимых для правового регулирования общественных отношений.

При установлении пробелов в праве необходимо учитывать два признака пробела:

1. Данное общественное отношение находится в сфере правового регулирования, т.е. оно должно быть урегулировано конкретной нормой права.

2. Отсутствует конкретная норма права, необходимая для регулирования этого общественного отношения.

Причины пробелов в праве:


1) объективные (отставание права от развивающихся общественных отношений);

2) субъективные (недостатки юридической техники, недостаточный уровень правосознания и правовой культуры субъектов правотворчества).

Виды пробелов в праве:

1.По причинам образования:

образовавшиеся по объективным причинам;

образовавшиеся по субъективным причинам.

2.По времени образования:

– первоначальные (образуются при принятии нормативного правового акта);

– последующие (образуются после принятия и введения в действие нормативного правового акта в результате развития общественных отношений).

3. По объему:

– полные (выражаются в полном отсутствии правовых норм, необходимых для регулирования общественного отношения);

– частичные (выражаются в частичном отсутствии правовых норм, необходимых для правового регулирования, в их содержательной неполноте).

Пробелы в праве – явление нежелательное, поэтому они должны своевременно выявляться и устраняться. Устранить пробел можно в ходе правотворческой деятельности путем принятия нормы права. Преодолеть пробел (пока он не устранен) можно в ходе правоприменительной деятельности путем применения права по аналогии.

56. Юридические коллизии, их причины и способы разрешения.

Коллизия в праве– это противоречие между нормами права, регулирующими одно и то же общественное отношение. Коллизии в праве – явления нежелательные, так как вносят в систему права несогласованность, создают неудобства при реализации права, в том числе в правоприменительной деятельности. В конечном итоге они снижают эффективность правового регулирования общественных отношений.

Причины коллизий в праве:

1. Объективные (принятие новых нормативных правовых актов и одновременное действие с ними ранее принятых).

2. Субъективные (недостатки юридической техники, недостаточный уровень правосознания и правовой культуры субъектов правотворчества).

Коллизии в праве должны своевременно выявляться и устраняться. Устранить коллизию можно как в ходе правотворческой (путем изменения и отмены норм права), так и в ходе правоприменительной деятельности (путем признания акта в установленном порядке противоречащим акту большей юридической силы). До тех пор пока юридическая коллизия не устранена, она должна разрешаться в каждом конкретном случае.


Виды коллизий в праве и способы их разрешения:

1. Между нормативными правовыми актами, обладающими разной юридической силой (коллизия разрешается в пользу акта, обладающего большей юридической силой).

2. Между нормативными правовыми актами, принятыми федеральным органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации: а) если нормативный правовой акт субъекта РФ принят по предметам ведения РФ или по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, то применяется федеральный нормативный правовой акт; б) если нормативный правовой акт субъекта федерации принят по предметам его ведения, то применяется нормативный правовой акт субъекта федерации.

3. Между ратифицированным международным договором РФ и внутригосударственным нормативным правовым актом (коллизия разрешается в пользу международного договора).

4. Между нормативными правовыми актами, обладающими равной юридической силой, но принятыми в разное время (коллизия разрешается в пользу акта, принятого позднее).

5. Между общим и специальным актами (по общему правилу коллизия разрешается в пользу специального акта, если иное не установлено законом).

57. Толкование норм права.

Толкование правовых норм — это деятельность государствен­ных органов, негосударственных организаций, отдельных лиц по уяснению и разъяснению смысла правовых норм, вложенного в них законодателем, и действительного содержания находящихся в них правовых положений (предписаний, определений) в целях их пра­вильной реализации и повышения эффективности правового регули­рования общественных отношений (А.Ф.Вишневский).

Толкование правовых норм — это сложный воле­вой процесс, направленный на установление точного смысла нормы права.

Данный процесс состоит из двух элементов: толкующий субъект (интерпретатор) вначале уясняет содержание правовой нормы для себя, а затем в целях установления одинакового ее понимания и применения разъясняет смысл правового предписания всем заинтересованным лицам.

Первая часть этой деятельности —уяснение— характеризует гносеологическую природу толкования, направленную на познание права. Уяснение выступает как мысли­тельный процесс, происходящий в сознании субъекта, применяю­щего норму права.

Разъяснение —вторая часть единого процесса толкования пра­ва, адресованная другим участникам отношений. Она осуществляет­ся компетентными органами и лицами для того, чтобы устранить неясности в понимании содержания нормы и обеспечить таким образом правильное ее применение к тем обстоятельствам, на ко­торые она рассчитана.


Субъектами толкования могут выступать государственные органы, должностные лица, организа­ции, предприятия, учреждения, физические лица.

Объектами толкования выступают законы и подзаконные акты.

В теории права выделяются следующие виды актов толкования права.

В зависимости от юридических последствийраз­личают актыофициальногоинеофициальноготолкования.

Актами официального толкования являются решения государственных органов, обязательные для правоприме­нительных органов.

Актами неофициального толкования являются комментарии кодексов, учебники и другие акты доктринального толкования. Их практическая значимость определя­ется авторитетом лица, давшего разъяснение, и убедительностью аргументации.

По юридической значимостиразличают актынормативногоиказуальноготолкования. Акты нормативного толкования (постановления пленума Верховного Суда Республики Беларусь) распространяют свое действие на неопределенный круг субъектов и рассчитаны на многократное применение. В этом смысле они носят общеобязательный характер. Казуальные акты (разъяснения судов, административных органов) относятся к конкретному случаю и ка­саются конкретных лиц.

В зависимости от органов толкованиявыделяют актыорганов законодательной власти, органов исполнительной власти, органов судебной власти.

58. Понятие, структура и виды правосознания.

Правосознание— это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. То есть это субъективное восприятие правовых явлений людьми.

Будучи специфической формой сознания, правосознание имеет свой особый предмет отражения и объект воздействия. Предметом отражения правосознания являются общественные отношения, требующие правильного регулирования, само право, его функционирование, поступки людей в сфере права, а также правовые явления, возникающие в связи с действием правовых норм. Причем спецификой восприятия является то, что оно происходит на фоне сложившихся в обществе правовых реалий, на основе действующих юридических понятий о правах и обязанностях членов общества и т. п.

Таким образом, правосознание не только отражает юридическую действительность, поведение людей в сфере права, но и участвует в регулировании поведения, а также в определении тех отношений, которые объективно нуждаются в правовой регламентации.