Файл: 1. Основные теории происхождения права краткая характеристика. Теологическая теория происхождения права.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 193
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
54. Общие признаки и отличия нормативных правовых актов и правоприменительных актов.
Общие черты:
а) являются правовыми актами;
б) принимаются уполномоченными органами (должностными лицами) в пределах их компетенции;
в) принимаются в порядке, предусмотренном нормами права;
г) имеют государственно-властный характер и обязательны к исполнению;
д) их реализация обеспечивается возможностью применения государственного принуждения.
2.Отличияуказаны в табл. 3.
Таблица 3
Отличия нормативного правового акта от правоприменительного акта
Нормативный правовой акт | Правоприменительный акт |
Содержит общие правила поведения – нормы права | Содержит индивидуально конкретные предписания |
Выражает способ нормативного правового регулирования | Выражает способ индивидуального поднормативного регулирования |
Обращен к широкому кругу лиц | Обращен к индивидуально определенным лицам |
Реализуется многократно | Реализуется однократно |
Не является юридическим фактом и сам непосредственно не влечет наступления правовых последствий | Выступает в качестве юридического факта и влечет наступление правовых последствий (возникновение, изменение или прекращение правоотношения) |
55. Пробелы в праве, их причины и способы преодоления.
Пробелы в праве
В правоприменительной деятельности иногда возникает ситуации, когда требующий юридического решения вопрос не урегулирован нормой права. В этом случае правоприменитель сталкивается спробелом в праве– полным или частичным отсутствием правовых норм, необходимых для правового регулирования общественных отношений.
При установлении пробелов в праве необходимо учитывать два признака пробела:
1. Данное общественное отношение находится в сфере правового регулирования, т.е. оно должно быть урегулировано конкретной нормой права.
2. Отсутствует конкретная норма права, необходимая для регулирования этого общественного отношения.
Причины пробелов в праве:
1) объективные (отставание права от развивающихся общественных отношений);
2) субъективные (недостатки юридической техники, недостаточный уровень правосознания и правовой культуры субъектов правотворчества).
Виды пробелов в праве:
1.По причинам образования:
образовавшиеся по объективным причинам;
образовавшиеся по субъективным причинам.
2.По времени образования:
– первоначальные (образуются при принятии нормативного правового акта);
– последующие (образуются после принятия и введения в действие нормативного правового акта в результате развития общественных отношений).
3. По объему:
– полные (выражаются в полном отсутствии правовых норм, необходимых для регулирования общественного отношения);
– частичные (выражаются в частичном отсутствии правовых норм, необходимых для правового регулирования, в их содержательной неполноте).
Пробелы в праве – явление нежелательное, поэтому они должны своевременно выявляться и устраняться. Устранить пробел можно в ходе правотворческой деятельности путем принятия нормы права. Преодолеть пробел (пока он не устранен) можно в ходе правоприменительной деятельности путем применения права по аналогии.
56. Юридические коллизии, их причины и способы разрешения.
Коллизия в праве– это противоречие между нормами права, регулирующими одно и то же общественное отношение. Коллизии в праве – явления нежелательные, так как вносят в систему права несогласованность, создают неудобства при реализации права, в том числе в правоприменительной деятельности. В конечном итоге они снижают эффективность правового регулирования общественных отношений.
Причины коллизий в праве:
1. Объективные (принятие новых нормативных правовых актов и одновременное действие с ними ранее принятых).
2. Субъективные (недостатки юридической техники, недостаточный уровень правосознания и правовой культуры субъектов правотворчества).
Коллизии в праве должны своевременно выявляться и устраняться. Устранить коллизию можно как в ходе правотворческой (путем изменения и отмены норм права), так и в ходе правоприменительной деятельности (путем признания акта в установленном порядке противоречащим акту большей юридической силы). До тех пор пока юридическая коллизия не устранена, она должна разрешаться в каждом конкретном случае.
Виды коллизий в праве и способы их разрешения:
1. Между нормативными правовыми актами, обладающими разной юридической силой (коллизия разрешается в пользу акта, обладающего большей юридической силой).
2. Между нормативными правовыми актами, принятыми федеральным органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации: а) если нормативный правовой акт субъекта РФ принят по предметам ведения РФ или по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, то применяется федеральный нормативный правовой акт; б) если нормативный правовой акт субъекта федерации принят по предметам его ведения, то применяется нормативный правовой акт субъекта федерации.
3. Между ратифицированным международным договором РФ и внутригосударственным нормативным правовым актом (коллизия разрешается в пользу международного договора).
4. Между нормативными правовыми актами, обладающими равной юридической силой, но принятыми в разное время (коллизия разрешается в пользу акта, принятого позднее).
5. Между общим и специальным актами (по общему правилу коллизия разрешается в пользу специального акта, если иное не установлено законом).
57. Толкование норм права.
Толкование правовых норм — это деятельность государственных органов, негосударственных организаций, отдельных лиц по уяснению и разъяснению смысла правовых норм, вложенного в них законодателем, и действительного содержания находящихся в них правовых положений (предписаний, определений) в целях их правильной реализации и повышения эффективности правового регулирования общественных отношений (А.Ф.Вишневский).
Толкование правовых норм — это сложный волевой процесс, направленный на установление точного смысла нормы права.
Данный процесс состоит из двух элементов: толкующий субъект (интерпретатор) вначале уясняет содержание правовой нормы для себя, а затем в целях установления одинакового ее понимания и применения разъясняет смысл правового предписания всем заинтересованным лицам.
Первая часть этой деятельности —уяснение— характеризует гносеологическую природу толкования, направленную на познание права. Уяснение выступает как мыслительный процесс, происходящий в сознании субъекта, применяющего норму права.
Разъяснение —вторая часть единого процесса толкования права, адресованная другим участникам отношений. Она осуществляется компетентными органами и лицами для того, чтобы устранить неясности в понимании содержания нормы и обеспечить таким образом правильное ее применение к тем обстоятельствам, на которые она рассчитана.
Субъектами толкования могут выступать государственные органы, должностные лица, организации, предприятия, учреждения, физические лица.
Объектами толкования выступают законы и подзаконные акты.
В теории права выделяются следующие виды актов толкования права.
В зависимости от юридических последствийразличают актыофициальногоинеофициальноготолкования.
Актами официального толкования являются решения государственных органов, обязательные для правоприменительных органов.
Актами неофициального толкования являются комментарии кодексов, учебники и другие акты доктринального толкования. Их практическая значимость определяется авторитетом лица, давшего разъяснение, и убедительностью аргументации.
По юридической значимостиразличают актынормативногоиказуальноготолкования. Акты нормативного толкования (постановления пленума Верховного Суда Республики Беларусь) распространяют свое действие на неопределенный круг субъектов и рассчитаны на многократное применение. В этом смысле они носят общеобязательный характер. Казуальные акты (разъяснения судов, административных органов) относятся к конкретному случаю и касаются конкретных лиц.
В зависимости от органов толкованиявыделяют актыорганов законодательной власти, органов исполнительной власти, органов судебной власти.
58. Понятие, структура и виды правосознания.
Правосознание— это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. То есть это субъективное восприятие правовых явлений людьми.
Будучи специфической формой сознания, правосознание имеет свой особый предмет отражения и объект воздействия. Предметом отражения правосознания являются общественные отношения, требующие правильного регулирования, само право, его функционирование, поступки людей в сфере права, а также правовые явления, возникающие в связи с действием правовых норм. Причем спецификой восприятия является то, что оно происходит на фоне сложившихся в обществе правовых реалий, на основе действующих юридических понятий о правах и обязанностях членов общества и т. п.
Таким образом, правосознание не только отражает юридическую действительность, поведение людей в сфере права, но и участвует в регулировании поведения, а также в определении тех отношений, которые объективно нуждаются в правовой регламентации.