Файл: Аксиологическая парадигма раскрытия сущности культуры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
преимущественно со стороны своей внутренней безусловности, как абсолютно желанное или изволяемое, идея есть добро; со стороны полноты обнимаемых ею частных определений, как мыслимое содержание для ума, идея есть истина; наконец, со стороны совершенства или законченности своего воплощения, как реально ощутимая в чувственном бытии, идея есть красота. Таким образом, в красоте, как в одной из определенных фаз триединой идеи, необходимо различать общую идеальную сущность и специально-эстетическую форму. Только эта последняя отличает красоту от добра и истины, тогда как идеальная сущность у них одна и та же – достойное бытие или положительное всеединство, простор частного бытия в единстве всеобщего. Этого мы желаем как высшего блага, это мыслим как истину и это же ощущаем как красоту; но для того, чтобы мы могли ощущать идею, нужно, чтобы она была воплощена в материальной действительности» Признавая, безусловно, продуктивность использования всех подходов, всего комплекса критериев определения понятия «культура», имеющих большую значимость и научную перспективность, в качестве ведущего, на наш взгляд, следует избрать аксиологический, выделяя на этой основе ключевую роль когнитивных, этических и эстетических ценностей, являющихся системообразующими для культурной деятельности человека. В таком случае наиболее оптимальным определением культуры может быть следующее: культура –это созидательная, гуманная, позитивно- значимая, творческая деятельность человека, сохраняющая и развивающая его (человека) сущность и приумножающая в мире истинное, доброе и прекрасное.

Задание№1

Выписать три определения понятия "культура", указать авторов.


  1. Термин «культура» обозначает всю сумму достижений и установлений, отличающих нашу жизнь от жизни наших предков из животного мира и служащих двум целям: защите человека от природы и урегулированию отношений между людьми. 

Зигмунд Фрейд.


  1. Культура - это проявление духовной жизни общества, которое выражается в искусстве, науке, религии и других сферах.

Иммануил Кант


  1. Культура - это система знаний, ценностей и практик, которые передаются из поколения в поколение и обеспечивают социальную интеграцию.

Клайд Клиффорд

Список литературы
1. Гальцева Р.А. Западноевропейская философия между мифом и игрой // Самосознание европейской культуры XX века. М.: Политиздат, 1991. С. 8–22. 2. Гегель Г.В.Ф. Философия права // Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М. – Л.: Соцэкгиз, 1934. Т. 7. 380 с. 3. Гердер И. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977. 703 с. 4. Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. М.: Политиздат, 1968. 319 с. 5. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно- гражданском плане // Кант И. Сочинения. М.: Мысль, 1966. Т. 6. С. 7–23. 6. Манетти Дж. Диалог о смерти сына // Из истории культуры Средних веков и Возрождения. М.: Наука, 1976. С. 257–265. 7. Маркс К. Экономические рукописи 1857–1859 годов // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М.: Изд-во полит. литературы, 1968. Т. 46. Ч. 1. С. 51–506. 8. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры // Хрестоматия по культурологии. Самосознание русской культуры. СПб.: Петрополис, 2000. Т. 2. С. 310–313. 9. Руссо Ж.-Ж. Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми // Руссо Ж.- Ж. Об общественном договоре: Трактаты. М.: ТЕРРА-Книжный клуб; КАНОН-пресс Ц, 2000. С. 50–153. 10. Созонтов Г.М. О противоречиях в культуре и антикультуре // Система культуры личности и ее значение для научно-технического прогресса. Горький: Горьковский областной совет НТО, 1985. С. 21–22. 11. Соловьев В.С. Красота в природе // Соловьев В.С. Избранные произведения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. С. 122–331