ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.11.2021

Просмотров: 116

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Тверская государственная сельскохозяйственная

академия»










ПРОГРАММА


по проведению товарно-технологической практики

для студентов 3 курса технологического факультета специальности

специальности 080401 «Товароведение и экспертиза товаров»



















Тверь 2012



Программа предназначена для проведения

товарно-технологической практики у студентов 3 курса технологического факультета специальности 080401 «Товароведение и экспертиза товаров» с целью изучения продовольственного рынка г.Твери на примере выбранной группы товаров



Программа составлена:

Родионовым Георгием Евгеньевичем



Программа рассмотрена на заседании методической комиссии

технологического факультета, протокол №__8___ от «_14___»_апреля___ 2012 года


Товарно-технологическая практика проводится для студентов агрономического факультета специальности «Товароведение и экспертиза товаров» после 3 года обучения.

Целью данной практики является изучение продовольственного рынка г. Твери на примере выбранной студентом для исследования однородной группы продовольственных товаров.

Место проведения практики: розничные торговые предприятия города.

Результаты практических исследований и наблюдений оформляются студентами в виде работ по практике. Формы записи наблюдений представлены в данных методических указаниях отдельно по каждому разделу.

Содержание практики

№ п/п

Темы

Кол-во часов

1

Ознакомительное занятие

144

2

Выявление торговых точек города, реализующих исследуемую группу товаров

3

Выделение основных производителей и поставщиков данного товара

4

Соблюдение правил продажи

5

Определение основного торгово-технологического оборудования, используемого на торговых предприятиях при реализации исследуемой группы товаров

6

Тара и упаковка, применяемая для транспортирования и хранения данной группы товаров

7

Изучение маркировки на товарах

8

Изучение разброса цен и определение сегмента потребителей, приобретающих данные товары

9

Анализ и обработка собранных данных

10

Защита работ по практике


Раздел 1: Характеристика исследуемой группы товаров товара

В данном разделе студенту необходимо дать характеристику исследуемому товару.


Раздел 2: Тверские предприятия розничной торговли, реализующие исследуемую группу товаров

Ниже приведена характеристика предприятий розничной торговли, их деятельности, функциях, типах и видах.

Процесс обращения товаров и доведения их до непосредственных потребителей завершается в розничной торговой сети, составляющей основу материально-технической базы торговли и представляющей собой совокупность торговых предприятий.

Под торговым предприятием понимают имуществен­ный комплекс, используемый организацией для купли-про­дажи товаров и оказания услуг торговли.

По особенностям устройства предприятия розничной торговли подразделяют на магазины, павильоны, киоски, палатки, автомагазины.

Магазин — специально оборудованное стационарное здание. Павильоны и киоски - сооружения легкой конструкции, относятся к мелкорозничной торговой сети. В отличие от магазинов они предлагают более узкий ассортимент товаров и меньше удобств при обслуживании покупателей. К мелкорозничной торговой сети относятся и передвиж­ные средства развозной и разносной торговли (автомагазины, тележки, лотки), палатки, а также торговые автоматы.

Под видом предприятия розничной торговли следует по­нимать предприятие, классифицированное по ассортименту реализуемых товаров. С учетом этого различают универсальные, специализированные магазины, а также магазины с комбинированным и смешанным ассортиментом.


Тип предприятия розничной торговли — предприятие определенного вида, классифицированное по торговой площади и формам торгового обслуживания покупателей.

По формам обслуживания различают салонное обслу­живание покупателей, индивидуальное обслуживание через прилавок или продавцом-консультантом в магазине самообслуживания.

С учетом типа здания и особенностей его объемно-планировочного решения предприятия розничной торговли подразделяют на отдельно стоящие, встроенно-пристроенные и торговые комплексы.

По функциональным особенностям розничные торговые предприятия делятся на стационарные, передвижные, сезонные, посылочные и комиссионные.

Основные торговые функции магазинов

  • изучение покупательского спроса на товары;

  • формирование ассортимента товаров;

  • реклама товаров и услуг;

Основные технологические функции магазинов

• прием поступивших в магазин товаров по количеству и качеству;

  • хранение товаров;

  • производственная доработка товаров (фасовка, yпаковка и др.);

  • размещение и выкладка товаров в торговом зале;

  • продажа товаров.

С учетом товарной специализации магазины делят на следующие виды:

- универсальные — реализующие универсальный ассортимент продовольственных или непродовольственных товаров (универсам, универмаг, гипермаркет). К группе универсальных магази­нов отнесены наиболее крупные по торговой площади ти­пы магазинов, применяющие современные формы торго­вого обслуживания, преимущественно самообслуживание;

- специализированные, в основу построении ассортимента которых положены товары одной товарной группы или ее части (узкоспециализированные);

- комбинированные — реализующие несколько групп товаров, связанных общностью спроса и удовлетворяющих отдельные потребности (мясо-рыба, трикотаж-галантерея), а также специализирующихся на продаже потребительских комплексов (товары для женщин, для детей, для дома и т. д.).

- смешанные, ведущие торговлю узким ассортиментом продовольственных товаров, не связанных общностью спроса.

Типы торговых предприятий не являются неизменными. Они совершенствуются под влиянием процессов, связан­ных с переходом к рыночной экономике, а также научно-технического прогресса и других факторов. Так, в последние годы в городах появились гипермаркеты — крупные магазины самообслуживания с широким ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров. Они оснащены современной торговой мебелью и торгово-технологическим оборудованием. Главное отличие гипермаркетов от других магазинов — очень большие (не менее 5000 м2) торговые площади и огромные объемы продаж.

Задание 1 к разделу 2: Теоретически ознакомиться с функциями, типами и видами розничных торговых предприятий.

Задание 2 к разделу 2: Выявить из многообразия розничных торговых предприятий Твери те, которые осуществляют реализацию выбранной студентом для исследований группы продовольственных товаров. Дать краткую характеристику данным предприятиям, а также классифицировать их по типу и виду. Собранные данные оформить следующим образом:





Таблица 1

Предприятия розничной торговли, реализующие _____________________

(наименование товара)


Наименование розничного торгового предприятия

Ассортимент исследуемого товара

(количество наименований)

Количество отделов в

магазине

Форма

обслуживания покупателей

Тип

Вид

1

2

3

4

5

6




















Раздел 3: Поставщики и производители исследуемого товара

Одним из основных звеньев технологической цепи товародвижения являются промышленные и сельскохозяйственные предприятия, производящие товары народного потребления. А на предприятиях розничной торговли процесс товародвижения завершается – товар переходит в собственность потребителя. В результате происходит превращение товарной формы стоимости в денежную, и создается экономическая основа для возобновления производства товаров.

Товародвижение – процесс доведения товаров от предприятий изготовителей через предприятия оптовой и розничной торговли до потребителей.

В государственном стандарте РФ ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» товародвижение определено как «процесс физического перемещения товаров от производителя в места продажи или потребления».

Данный процесс включает не только физическое перемещение товаров из мест производства в места потребления, но и операции, связанные с их хранением, подсортировкой и подготовкой к продаже на предприятиях торговли, где происходит превращение товарной формы стоимости в денежную. Поэтому одной из важных функций торговли является рациональная организация процесса товародвижения.

С этой целью должны определяться наиболее благоприятные потоки и направления движения товаров, более экономичные виды транспорта для перевозки товаров из мест производства в места потребления, а также должна создаваться соответствующая сеть складов и баз.


Задание 1 к разделу 3: Необходимо выделить основных производителей, формирующих ассортимент исследуемого товара. По возможности определите являются ли производители товара непосредственно и его поставщиками в торговую сеть. Результаты исследования предлагается оформить в виде следующей таблицы:

Таблица 2

Производители и поставщики _____________________

(наименование группы товаров)


Наименование и

ассортимент товара

Его ценовая

характеристика

Производитель

(название предприятия и его местонахождение)

Поставщик

1

2

3

4













По результатам табл. 2 сделайте письменное заключение, в котором ответьте на следующие вопросы:


1) Определите каково соотношение отечественного производителя к зарубежному, и какая доля приходится на тверских производителей.

2) Как велико участие посредников (поставщиков) при доведении товара от производителя до розничной торговой сети?

3) Каков разброс цен на однородный товар и с чем это может быть связано?


Раздел 4: Организация торгово-технологического процесса в магазине

Эффективность работы магазинов, качество обслуживания покупателей во многом зависят от рационального размещения товаров в торговом зале. Оно позволяет правильно спланировать покупательские потоки, сократить время на отборку товаров, увеличить пропускную способ­ность магазина, уменьшить затраты труда персонала магазина при пополнении товарных запасов в торговом зале. Поэтому размещение товаров в торговом зале магазина следует осуществлять с учетом следующих основных тре­бований:

  • предоставления покупателям возможности ориентироваться в размещении комплексов, микрокомплексов и товарных групп и совершения покупки в минимально короткий срок;

  • создания условий комфортности во время пребывания покупателей в магазине;

  • предоставления покупателям необходимой информации и широкого круга услуг;

  • оптимального использования торговых площадей магазина;

  • обеспечения сохранности материальных ценностей;

  • организации рациональных товарных потоков и расчетных операций с покупателями.

При размещении товаров в торговом зале необходимо соблюдать правила товарного соседства. За каждой товар­ной группой следует закреплять постоянную зону разме­щения. Товары, которые подготавливают к продаже в магазине, размещают ближе к зоне, где выполняются подготовительные операции. Крупногабаритные товары надо размещать рядом с зоной расчета или выходом из торгового зала. Товары, требующие длительного ознакомления с ними покупателей, располагают в глубине торгового зала, чтобы не создавались помехи движению покупательских потоков. С соблюдением этого принципа размещают и товары, пользующиеся частым спросом.

Для размещения товаров в торговом зале магазина используют различные типы торговой мебели, тару-оборудование, торговое холодильное оборудование. Очень важно рационально расположить товары на торговом оборудовании, то есть эффективно использовать площадь выкладки и емкость торгового оборудования и предоставить покупателям максимум удобств для отборки товаров.

При выкладке товаров в упаковке рекомендуется от­дельные образцы оставлять без упаковки или в прозрачной упаковке, чтобы покупатель мог ознакомиться с ними. Размещая товары в зале и выкладывая их на торговом оборудовании, необходимо учитывать методы их продажи, конфигурацию торгового зала и т. д. Большое значение при этом имеют особенности отдельных товаров, их упа­ковка.