ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.11.2021
Просмотров: 122
Скачиваний: 1
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Тверская государственная сельскохозяйственная
академия»
ПРОГРАММА
по проведению товарно-технологической практики
для студентов 3 курса технологического факультета специальности
специальности 080401 «Товароведение и экспертиза товаров»
Тверь 2012
Программа предназначена для проведения
товарно-технологической практики у студентов 3 курса технологического факультета специальности 080401 «Товароведение и экспертиза товаров» с целью изучения продовольственного рынка г.Твери на примере выбранной группы товаров
Программа составлена:
Родионовым Георгием Евгеньевичем
Программа рассмотрена на заседании методической комиссии
технологического факультета, протокол №__8___ от «_14___»_апреля___ 2012 года
Товарно-технологическая практика проводится для студентов агрономического факультета специальности «Товароведение и экспертиза товаров» после 3 года обучения.
Целью данной практики является изучение продовольственного рынка г. Твери на примере выбранной студентом для исследования однородной группы продовольственных товаров.
Место проведения практики: розничные торговые предприятия города.
Результаты практических исследований и наблюдений оформляются студентами в виде работ по практике. Формы записи наблюдений представлены в данных методических указаниях отдельно по каждому разделу.
Содержание практики
№ п/п |
Темы |
Кол-во часов |
1 |
Ознакомительное занятие |
144 |
2 |
Выявление торговых точек города, реализующих исследуемую группу товаров |
|
3 |
Выделение основных производителей и поставщиков данного товара |
|
4 |
Соблюдение правил продажи |
|
5 |
Определение основного торгово-технологического оборудования, используемого на торговых предприятиях при реализации исследуемой группы товаров |
|
6 |
Тара и упаковка, применяемая для транспортирования и хранения данной группы товаров |
|
7 |
Изучение маркировки на товарах |
|
8 |
Изучение разброса цен и определение сегмента потребителей, приобретающих данные товары |
|
9 |
Анализ и обработка собранных данных |
|
10 |
Защита работ по практике |
Раздел 1: Характеристика исследуемой группы товаров товара
В данном разделе студенту необходимо дать характеристику исследуемому товару.
Раздел 2: Тверские предприятия розничной торговли, реализующие исследуемую группу товаров
Ниже приведена характеристика предприятий розничной торговли, их деятельности, функциях, типах и видах.
Процесс обращения товаров и доведения их до непосредственных потребителей завершается в розничной торговой сети, составляющей основу материально-технической базы торговли и представляющей собой совокупность торговых предприятий.
Под торговым предприятием понимают имущественный комплекс, используемый организацией для купли-продажи товаров и оказания услуг торговли.
По особенностям устройства предприятия розничной торговли подразделяют на магазины, павильоны, киоски, палатки, автомагазины.
Магазин — специально оборудованное стационарное здание. Павильоны и киоски - сооружения легкой конструкции, относятся к мелкорозничной торговой сети. В отличие от магазинов они предлагают более узкий ассортимент товаров и меньше удобств при обслуживании покупателей. К мелкорозничной торговой сети относятся и передвижные средства развозной и разносной торговли (автомагазины, тележки, лотки), палатки, а также торговые автоматы.
Под видом предприятия розничной торговли следует понимать предприятие, классифицированное по ассортименту реализуемых товаров. С учетом этого различают универсальные, специализированные магазины, а также магазины с комбинированным и смешанным ассортиментом.
Тип предприятия розничной торговли — предприятие определенного вида, классифицированное по торговой площади и формам торгового обслуживания покупателей.
По формам обслуживания различают салонное обслуживание покупателей, индивидуальное обслуживание через прилавок или продавцом-консультантом в магазине самообслуживания.
С учетом типа здания и особенностей его объемно-планировочного решения предприятия розничной торговли подразделяют на отдельно стоящие, встроенно-пристроенные и торговые комплексы.
По функциональным особенностям розничные торговые предприятия делятся на стационарные, передвижные, сезонные, посылочные и комиссионные.
Основные торговые функции магазинов
-
изучение покупательского спроса на товары;
-
формирование ассортимента товаров;
-
реклама товаров и услуг;
Основные технологические функции магазинов
• прием поступивших в магазин товаров по количеству и качеству;
-
хранение товаров;
-
производственная доработка товаров (фасовка, yпаковка и др.);
-
размещение и выкладка товаров в торговом зале;
-
продажа товаров.
С учетом товарной специализации магазины делят на следующие виды:
- универсальные — реализующие универсальный ассортимент продовольственных или непродовольственных товаров (универсам, универмаг, гипермаркет). К группе универсальных магазинов отнесены наиболее крупные по торговой площади типы магазинов, применяющие современные формы торгового обслуживания, преимущественно самообслуживание;
- специализированные, в основу построении ассортимента которых положены товары одной товарной группы или ее части (узкоспециализированные);
- комбинированные — реализующие несколько групп товаров, связанных общностью спроса и удовлетворяющих отдельные потребности (мясо-рыба, трикотаж-галантерея), а также специализирующихся на продаже потребительских комплексов (товары для женщин, для детей, для дома и т. д.).
- смешанные, ведущие торговлю узким ассортиментом продовольственных товаров, не связанных общностью спроса.
Типы торговых предприятий не являются неизменными. Они совершенствуются под влиянием процессов, связанных с переходом к рыночной экономике, а также научно-технического прогресса и других факторов. Так, в последние годы в городах появились гипермаркеты — крупные магазины самообслуживания с широким ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров. Они оснащены современной торговой мебелью и торгово-технологическим оборудованием. Главное отличие гипермаркетов от других магазинов — очень большие (не менее 5000 м2) торговые площади и огромные объемы продаж.
Задание 1 к разделу 2: Теоретически ознакомиться с функциями, типами и видами розничных торговых предприятий.
Задание 2 к разделу 2: Выявить из многообразия розничных торговых предприятий Твери те, которые осуществляют реализацию выбранной студентом для исследований группы продовольственных товаров. Дать краткую характеристику данным предприятиям, а также классифицировать их по типу и виду. Собранные данные оформить следующим образом:
Таблица 1
Предприятия розничной торговли, реализующие _____________________
(наименование товара)
Наименование розничного торгового предприятия |
Ассортимент исследуемого товара (количество наименований) |
Количество отделов в магазине |
Форма обслуживания покупателей |
Тип |
Вид |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 3: Поставщики и производители исследуемого товара
Одним из основных звеньев технологической цепи товародвижения являются промышленные и сельскохозяйственные предприятия, производящие товары народного потребления. А на предприятиях розничной торговли процесс товародвижения завершается – товар переходит в собственность потребителя. В результате происходит превращение товарной формы стоимости в денежную, и создается экономическая основа для возобновления производства товаров.
Товародвижение – процесс доведения товаров от предприятий изготовителей через предприятия оптовой и розничной торговли до потребителей.
В государственном стандарте РФ ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» товародвижение определено как «процесс физического перемещения товаров от производителя в места продажи или потребления».
Данный процесс включает не только физическое перемещение товаров из мест производства в места потребления, но и операции, связанные с их хранением, подсортировкой и подготовкой к продаже на предприятиях торговли, где происходит превращение товарной формы стоимости в денежную. Поэтому одной из важных функций торговли является рациональная организация процесса товародвижения.
С этой целью должны определяться наиболее благоприятные потоки и направления движения товаров, более экономичные виды транспорта для перевозки товаров из мест производства в места потребления, а также должна создаваться соответствующая сеть складов и баз.
Задание 1 к разделу 3: Необходимо выделить основных производителей, формирующих ассортимент исследуемого товара. По возможности определите являются ли производители товара непосредственно и его поставщиками в торговую сеть. Результаты исследования предлагается оформить в виде следующей таблицы:
Таблица 2
Производители и поставщики _____________________
(наименование группы товаров)
Наименование и ассортимент товара |
Его ценовая характеристика |
Производитель (название предприятия и его местонахождение) |
Поставщик |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По результатам табл. 2 сделайте письменное заключение, в котором ответьте на следующие вопросы:
1) Определите каково соотношение отечественного производителя к зарубежному, и какая доля приходится на тверских производителей.
2) Как велико участие посредников (поставщиков) при доведении товара от производителя до розничной торговой сети?
3) Каков разброс цен на однородный товар и с чем это может быть связано?
Раздел 4: Организация торгово-технологического процесса в магазине
Эффективность работы магазинов, качество обслуживания покупателей во многом зависят от рационального размещения товаров в торговом зале. Оно позволяет правильно спланировать покупательские потоки, сократить время на отборку товаров, увеличить пропускную способность магазина, уменьшить затраты труда персонала магазина при пополнении товарных запасов в торговом зале. Поэтому размещение товаров в торговом зале магазина следует осуществлять с учетом следующих основных требований:
-
предоставления покупателям возможности ориентироваться в размещении комплексов, микрокомплексов и товарных групп и совершения покупки в минимально короткий срок;
-
создания условий комфортности во время пребывания покупателей в магазине;
-
предоставления покупателям необходимой информации и широкого круга услуг;
-
оптимального использования торговых площадей магазина;
-
обеспечения сохранности материальных ценностей;
-
организации рациональных товарных потоков и расчетных операций с покупателями.
При размещении товаров в торговом зале необходимо соблюдать правила товарного соседства. За каждой товарной группой следует закреплять постоянную зону размещения. Товары, которые подготавливают к продаже в магазине, размещают ближе к зоне, где выполняются подготовительные операции. Крупногабаритные товары надо размещать рядом с зоной расчета или выходом из торгового зала. Товары, требующие длительного ознакомления с ними покупателей, располагают в глубине торгового зала, чтобы не создавались помехи движению покупательских потоков. С соблюдением этого принципа размещают и товары, пользующиеся частым спросом.
Для размещения товаров в торговом зале магазина используют различные типы торговой мебели, тару-оборудование, торговое холодильное оборудование. Очень важно рационально расположить товары на торговом оборудовании, то есть эффективно использовать площадь выкладки и емкость торгового оборудования и предоставить покупателям максимум удобств для отборки товаров.
При выкладке товаров в упаковке рекомендуется отдельные образцы оставлять без упаковки или в прозрачной упаковке, чтобы покупатель мог ознакомиться с ними. Размещая товары в зале и выкладывая их на торговом оборудовании, необходимо учитывать методы их продажи, конфигурацию торгового зала и т. д. Большое значение при этом имеют особенности отдельных товаров, их упаковка.