ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.11.2021
Просмотров: 123
Скачиваний: 1
Колбасу и копчености выкладывают в охлаждаемых витринах в несколько рядов, при этом верхний батон или другое изделие разрезают и кладут срезом в сторону покупателя. Фасованные колбасные изделия и мясокопчености, упакованные в целлофановую пленку или пергаментную бумагу, раскладывают по видам и сортам.
Фасованные сыры, масло животное, маргарин и жиры выкладывают стопками или в несколько рядов по массе фасовки, видам, цене.
Бутылки и пакеты с молоком и другими молочными продуктами, расфасованную сметану и творог выставляют на открытых холодильных прилавках рядами.
Фасованное мясо и мясопродукты выкладывают в охлаждаемых прилавках-витринах по видам и сортовым отрубам на эмалированных поддонах, а нефасованные мясо и мясопродукты — кусками на поддонах по видам и сортам.
Мороженую рыбу выкладывают в низкотемпературных прилавках и витринах, охлажденную — в охлаждаемых прилавках-витринах.
Соленые тузлучные рыбные товары выкладывают в окорятах с тузлуком, соленую рыбу без тузлука — на противнях и в окорятах спинками вверх.
Скоропортящиеся кондитерские изделия выкладывают в охлаждаемом оборудовании.
Расфасованные бакалейные товары и нескоропортящиеся кондитерские изделия выкладывают на полках пристенных и островных горок по наименованиям. В зависимости от вида фасовки их укладывают рядами или стопками.
Для размещения в торговом зале расфасованных овощей и картофеля удобно применять тару-оборудование.
Хлеб и хлебобулочные изделия выкладывают рядами на полках пристенных или островных горок или используют для этих целей тару-оборудование с защитным экраном, наличие которого необходимо для обеспечения санитарных требований. Для размещения хлеба и хлебобулочных изделий могут применяться шкафы, изготовленные из модульных элементов.
Продажа товаров на предприятиях розничной торговли должна осуществляться в строгом соответствии с Правилами продажи отдельных видов товаров.
Должен быть определен режим работы магазина. Если предприятие розничной торговли, находится в государственной или муниципальной собственности, то режим работы устанавливается по решению соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления. В остальных случаях режим работы предприятия устанавливают самостоятельно.
Ассортимент предлагаемых к продаже товаров, перечень оказываемых услуг, а также формы обслуживания определяются продавцом (магазином или другим предприятием розничной торговли) самостоятельно в соответствии с профилем и специализацией своей деятельности.
Не допускается продажа продовольственных товаров (за исключением мороженого, безалкогольных напитков и пива, кондитерских и хлебобулочных изделий в упаковке изготовителя) вне стационарных мест торговли. Продавец обязан соблюдать обязательные требования к торговым предприятиям (установлены в государственных стандартах, санитарных, ветеринарных, противопожарных правилах и других нормативных документах), и располагать необходимыми помещениями, оборудованием и инвентарем, обеспечивающими надлежащие условия торговли.
До сведения покупателей должно быть доведено с помощью вывески фирменное наименование организации, место ее нахождения и резким работы. А если продавец является индивидуальным предпринимателем, то он должен предоставить также покупателю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.
Если деятельность продавца подлежит лицензированию, то он обязан предоставить информацию о номере и сроке: действия лицензии, а также об органе, ее выдавшем.
В обязанность продавца входит доведение до сведения покупателей достоверной информации о товарах и их изготовителях, которая должна содержать:
-
наименование товара;
-
наименование и место нахождения (юридический адрес) изготовителя товара;
-
обозначение стандартов, требованиям которых должен соответствовать товар;
-
сведения об основных потребительских свойствах товара;
-
правила и условия эффективного и безопасного использования товара;
-
срок службы или срок годности, если они установлены для данного товара, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению;
• цену и условия приобретения товара.
При продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки их в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с документами на товар.
Особенности продажи продовольственных товаров
Кроме уже упоминавшейся выше информации о товаре, покупателю должна быть предоставлена следующая информация:
- наименование входящих в состав пищевых продуктом ингредиентов, включая вкусовые добавки;
- сведения о пищевой ценности, весе или объеме; область применения (для пищевых продуктов детского, лечебно-профилактического и диетического питания, пищевых добавок);
- способы и условия приготовления (для концентратов и полуфабрикатов) и применения (для продуктов детского, лечебно-профилактического и диетического питания);
- условия хранения товаров, для которых установлены обязательные требования к условиям хранения;
- дату изготовления и дату упаковки;
- противопоказания для употребления в пищу при отдельных видах заболеваний.
Перед поступлением в торговый зал или иное место продажи товары должны быть подготовлены к реализации (освобождены от тары, оберточных или увязочных материалов, должны быть удалены загрязненные поверхности или части товара и т. д.). Необходимо произвести проверку качества товаров по внешним признакам, наличия на них необходимой документации и информации. На расфасованных товарах следует указать их наименование, массу, цену за килограмм, стоимость отвеса, дату фасования, срок годности, номер или фамилию фасовщика.
Развесные продовольственные товары передаются покупателю в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы. При этом упаковочные материалы должны соответствовать обязательным требованиям стандартов. По просьбе покупателя должна быть произведена нарезка гастрономических изделий.
Хлеб и хлебобулочные изделия в местах мелкорозничной торговли разрешается продавать только в упакованном виде.
Задание 1 к разделу 4: Теоретически ознакомиться с основными правилами розничной торговли (Правила продажи отдельных видов товаров: Постановление Правительства РФ от 19.01.98 г. № 55).
Задание 2 к разделу 4: Выявить, какими тверскими предприятиями розничной торговли нарушаются вышеперечисленные правила. При этом следует ориентироваться на выбранную для исследований группу товаров. Результаты наблюдений оформляются в виде следующей таблицы 3.
Таблица 3
Соблюдение Правил продажи ________________ товарами
(наименование)
Наименование торгового предприятия |
Выявленные несоблюдения Правил продажи |
|
|
|
|
|
|
Задание 3 к разделу 4: Сделайте общее заключение по данному разделу.
Раздел 5: Определение основного торгово-технологического оборудования, используемого на торговых предприятиях при реализации исследуемой группы товаров
К торгово-технологическому оборудованию магазинов относится мебель для торговых залов, торговый инвентарь, торговое холодильное оборудование, торговое измерительное и контрольно-кассовое оборудование.
Мебель на торговых предприятиях необходима для выполнения различных операций, связанных с приемкой, хранением и реализацией товаров. Она подразделяется на следующие основные типы:
- пристенные островные горки;
- секции замкнутых зон внутри торгового зала;
- прочие товароносители;
- прилавки;
- механические и немеханические кассовые кабины для магазинов самообслуживания.
Основными требованиями, предъявляемыми к мебели торговых залов, являются санитарно-гигиенические. Поэтому ее рабочие поверхности, соприкасающиеся с пищевыми продуктами, должны быть изготовлены из материалов, допущенных к применению в продовольственном машиностроении.
Важным дополнением торгово-технологического оборудования магазинов является торговый инвентарь, который представляет собой приспособления, инструменты и приборы, применяемые для показа и обработки товаров в процессе обслуживания покупателей, а также для различных вспомогательных и хозяйственных операций. Материалом для изготовления инвентаря служат: металл, дерево, стекло, пластические массы. Он должен быть простым, прочным, не громоздким, дешевым, удобным в эксплуатации, отвечать эстетическим и санитарно-гигиеническим требованиям.
По месту использования различают инвентарь для складских и подсобных помещений, инвентарь торговых залов продовольственных магазинов и инвентарь для торговых залов магазинов, торгующих непродовольственными товарами, а также инвентарь общего пользования.
В зависимости от назначения: для вскрытия тары и упаковки, проверки размеров и качества товаров, подготовки товаров к продаже и отпуска их покупателям, выкладки и рекламы товаров, отбора товаров покупателями. Наряду с перечисленным, магазины должны быть оснащены счетным, вспомогательным, санитарно-гигиеническим и противопожарным инвентарем.
Торговое холодильное оборудование представляет собой охлаждаемые устройства, предназначенные для кратковременного хранения, выкладки и продажи скоропортящихся товаров на предприятиях розничной торговли. Оно является одним из звеньев непрерывной холодильной цепи и представлено холодильными камерами, торговыми холодильными шкафами, охлаждаемыми витринами, горками, прилавками, прилавками-витринами, ларями.
Используемое для оснащения магазинов торговое холодильное оборудование по назначению делят на следующие группы: для хранения товаров (холодильные камеры, шкафы, закрытые прилавки); для показа и продажи товаров (открытые прилавки, витрины, прилавки-витрины, лари); демонстрационное оборудование (демонстрационные витрины, шкафы-витрины).
По температурному режиму холодильное оборудование подразделяют на низкотемпературное (для замороженных продуктов) и обычное (для охлажденных продуктов). В низкотемпературном оборудовании товары хранят при температуре -18°С и ниже. Охлажденные продукты хранят при температуре 0-2°С. Для торгового холодильного оборудования приняты условные буквенные обозначения: К — камера; Ш — шкаф; П — прилавок; ПВ — прилавок- витрина; В — витрина; X — холодильный; С — среднетемпературный; Н — низкотемпературный; Ю — в южном исполнении. Цифры после букв указывают полезный охлаждаемый объем в кубических метрах.
Для осуществления операций, связанных с приемкой товаров, подготовкой их к продаже и отпуском, применяется торговое измерительное оборудование: весы, гири, меры длины и объема.
Расчеты с покупателями осуществляются с помощью контрольно-кассового оборудования. Конструкция современных контрольно-кассовых машин позволяет вести учет нарастающим итогом полученных от покупателей денег, печатать чек с различными данными, печатать на контрольной ленте порядковый номер чека, дату и время совершения покупки, уплаченную сумму, шифр, номер счетчика и др. Полученную в контрольно- кассовых аппаратах информацию можно выводить на магнитные носистели для последующей обработки данных на компьютер с целью изучения спроса, определения объема продажи товаров и т. д.
В торговле используют контрольно-кассовые машины, подразделяющиеся на следующие типы: автономные контрольно-кассовые машины, пассивные системные контрольно-кассовые машины, активные системные контрольно-кассовые машины, фискальные регистраторы.
Задание 1 к разделу 5: Теоретически ознакомиться с основным торгово-технологическим оборудованием, которое используется в магазинах при реализации продовольственных товаров.
Задание 2 к разделу 5: Заполнить приведенную ниже таблицу (табл. 4) на основании проведенных наблюдений в магазинах города. Опираться следует на специализированный магазин, который реализует товары, выбранные студентом для исследования.
Таблица 4
Торгово-технологическое оборудование магазина __________________
Наименование оборудования |
Характеристика |
Соответствие санитарно-гигиеническим требованиям |
мебель торговых залов |
||
|
|
|
торговый инвентарь |
||
|
|
|
торговое холодильное оборудование |
||
|
|
|
торговое измерительное оборудование |
||
|
|
|
контрольно-кассовое оборудование |
||
|
|
|
Раздел 6: Тара и упаковка товаров
Упаковка – средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждений и потерь, а окружающую среду - от загрязнений.
Тара – это элемент упаковки, представляющий собой изделие для размещения товара.
Функции тары и упаковки:
- предохранение товара от внешней среды, а внешней среды от товара;
- защита товара от влияния других товаров;
- обеспечение сохранности товаров на всем пути товародвижения;
- придание товара мобильности и создание условий для механизации трудоемких операций, а также для более эффективного использования складских и торговых площадей;
- облегчение приемки товаров по количеству и качеству;
- выполнение роли носителя коммерческой информации и торговой рекламы;
- использование тары не только как средства для размещения товара, его транспортирования и хранения, но и как средства для выкладки и продажи товаров в торговом зале магазина (тара-оборудование).
Различные виды тары существенно отличаются друг от друга, поэтому все многообразие тары классифицируют по достаточно широкому кругу признаков.
Ниже приведена классификация и характеристика основных видов тары для транспортирования, хранения и реализации товаров:
Признак классификации |
Виды тары |
Что относится |
Характеристика видов тары |
1 |
2 |
3 |
4 |
Функции, выполняемые в процессе товарного обращения |
Транспортная |
Ящики, бочки, мешки |
Для транспортирования и хранения товаров |
Цеховая |
Лотки, ящики специальной конструкции |
Для группировки товаров внутри предприятия |
|
Потребительская |
Пакеты, коробки, тубы, банки |
Несет информационную и рекламную нагрузку |
|
Тара-оборудование |
|
Для транспортирования, временного хранения, выкладки и продажи товаров |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
Назначение |
Универсальная |
|
Для различных товаров |
Специализированная |
|
Для определенных товаров |
|
Принадлежность |
Общего пользования |
|
Пользуются разные организации |
Индивидуального пользования |
|
Принадлежит конкретной организации |
|
Кратность использования |
Многооборотная |
Ящики, бочки, фляги и др. транспортная тара |
Для многократного использования |
Возвратная |
|
Б/у, подлежащая сдаче поставщику |
|
Разовая |
Потребительская и транспортная тара, подлежащая утилизации |
Для однократного использования |
|
Материал изготовления |
Деревянная |
Ящики, бочки, корзины, барабаны |
Изготавливается из древесины различных пород |
Картонная |
Ящики, коробки |
При изготовлении используется прессованный и гофрированный картон |
|
Бумажная |
Мешки, пакеты |
|
|
Текстильно-мочальная |
Тканевые и сетчатые мешки, паковочные ткани |
При изготовлении используется лен, джут и т.д. |
|
Металлическая |
Бочки, фляги, банки, канистры |
При изготовлении используется сталь, жесть, алюминий |
|
Стеклянная |
Банки, бутылки |
Для жидких товаров |
|
Керамическая |
Кувшины |
Ограниченное применение |
|
Полимерная |
Виды разнообразны |
Изготовлена из синтетических материалов |
|
Комбинированная |
|
Сочетание материалов |
|
Конструкция |
Разборная |
|
|
Неразборная |
|
|
|
Складная |
|
|
|
Разборно-складная |
|
|
|
Со съемными деталями |
|
|
|
Методы изготовления |
Литая |
|
|
Литая под давлением |
|
|
|
Штампованная |
|
|
|
Бондарная |
|
|
|
Клееная |
|
|
|
Устойчивость к внешним механическим воздействиям |
Жесткая |
Ящики, бочки |
|
Полужесткая |
Корзины |
|
|
Мягкая |
Мешки, паковочные ткани |
|
|
Качество |
Деление на категории |
|
|