Файл: Прогнозирование и способы защиты населения и объектов жизнедеятельности от.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

54
3.4 План эвакуации населения села Хив, Хивского района,
Республики Дагестан
Рисунок 8– Карта села Хив
Как видно, село находится в горной местности. Также окружен с двух сторон реками. Это говорит о том, что данная территория сейсмоопасна, поскольку расположена на стыке тектонических плит.

55
Рисунок 9 – Статистика землетрясений с 2012 по 2016г.
Как видно за этот период было зафиксировано 3 случая землетрясения, что говорит о высокой вероятности возникновения землетрясений в жилой зоне.

56
Рисунок 10 – Схема эвакуации
На основании этих данных была разработана схема эвакуации населения при землетрясениях. На карте знаком красный дом обозначено место сбора населения в случае землетрясения, а зеленой стрелкой обозначена маршрут эвакуации. Население эвакуируется в здание школы селения. Архит, что находится на расстоянии 40 км.
Характеристика маршрута эвакуации:

Асфальтовое покрытие – 36 км

Имеет 2 полосы для движения

Опасных участков нет

Эвакуация проводится комбинированным способом, а именно автотранспортом и в пешем порядке.

57
Таблица 2 – Силы и средства для ликвидации последствий ЧС
Используя данную схему можно осуществлять более эффективную эвакуацию населения, уменьшая количество жертв при возникновении землетрясения на территории населенного пункта. Кроме того, эта методика построения плана эвакуации применима для других населенных пунктов
Дагестана.
3.5 Организация работ по ликвидации последствий ЧС
Спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения вклю- чают в себя:
– разведку очага поражения (в результате которой получают истинные данные о сложившейся обстановке);

58
– локализацию и тушение пожаров, спасение людей из горящих зданий;
– розыск и вскрытие заваленных защитных сооружений, розыск и извлечение из завалов пострадавших;
– оказание пострадавшим медицинской помощи, эвакуацию пораженных в медицинские учреждения, эвакуацию населения из зон возможного катастрофического воздействия (затопление, радиационное и другое заражение);
– санитарную обработку людей, обеззараживание транспорта, технических систем, зданий, сооружений и промышленных объектов;
– неотложные аварийно-восстановительные работы на промышленных объектах.
По данным разведки определяют объемы работ, устанавливают очередность их выполнения, уточняют способы ведения спасательных и аварийных работ, разрабатывают план ликвидации последствий чрезвычайного события.
Разведка в кратчайшие сроки должна установить характер и границы разрушений, степень радиоактивного заражения в различных районах очага, наличие пораженных людей и их состояние, возможные пути ввода спасательных формирований и эвакуации пострадавших.
В целях своевременного и успешного проведения спасательных работ планируется целый ряд неотложных мероприятий, а именно:
– устройство, при необходимости, проездов в завалах и на загрязненных участках; оборудование временных путей движения транспорта (так называемых колонных путей);
– локализация аварий на сетях коммунально-энергетических систем; восстановление отдельных повреждений участков энергетических и водо- проводных сетей и сооружений;


59
– укрепление и обрушение конструкций зданий и сооружений, препятствующих безопасному проведению спасательных работ.
В качестве спасательных сил используются обученные спасательные формирования, создаваемые заблаговременно, а также вновь сформированные подразделения из числа работников промышленного объекта (подразделений гражданской обороны объекта) [15].
В качестве технических средств используют как объектовую технику
(бульдозеры, автогрейдеры, моторные и прицепные катки, пневматический инструмент и т. д.), так и спецтехнику, имеющуюся в распоряжении спа- сательных формирований (специальные подъемно-транспортные машины, корчеватели-собиратели, ручной инструмент, бетоноломы, средства контроля и жизнеобеспечения).
В первую очередь в плане необходимо предусматривать работы, направленные на прекращение воздействия внешнего фактора на объект
(если это возможно), локализацию очага поражения, постановку средств, препятствующих распространению опасности по территории объекта.
3.5.1 Способы и приемы ведения спасательных работ
Особое место в организации и ведении спасательных работ занимает поиск и освобождение из-под завалов пострадавших. Их поиск начинается с уцелевших подвальных помещений, дорожных сооружений, уличных подземных переходов, у наружных оконных и лестничных приямков, околостенных пространств нижних этажей зданий; далее обследуется весь без исключения участок спасательных работ. Люди могут находиться также в полостях завала, которые образуются в результате неполного обрушения крупных элементов и конструкций зданий [33]. Такие полости чаще всего могут возникать между сохранившимися стенками зданий и неплотно лежащими балками или плитами перекрытий, под лестничными маршами.

60
Спасение людей, попавших в завалы, начинают с тщательного осмотра завала; при этом устраняются условия, способствующие обрушению отдельных конструкций. Далее пытаются установить связь с попавшими в завалы (голосом или перестукиванием). В завалах проделывают проход сбоку или сверху, с одновременным креплением неустойчивых конструкций и элементов. Подходы к людям, находящимся в завале, следует вести возможно быстрее, избегая трудоемких работ и используя полости в завалах, сохранившиеся помещения, коридоры и проходы. Всегда следует помнить, что использование для разборки завалов тяжелой техники резко ускоряет процесс, но может нанести непоправимый вред пострадавшим [35].
Значительная часть работ в очаге поражения приходится на локали- зацию пожаров. Эти работы производят формирования пожаротушения системы гражданской обороны, штатные пожарные части промышленных объектов, пожарные части территориального подчинения во взаимодействии со спасательными формированиями.
При локализации на пути распространения огня (с учетом направления ветра) устраивают отсечные полосы: на направлении распространения пожара разбирают или обрушивают сгораемые конструкции зданий, полностью удаляют из отсечной полосы легковозгараемые материалы и сухую растительность; для создания отсечной полосы шириной до 50-100 м необходима дорожная техника (бульдозеры, грейдеры и т. д.).
Пожарные подразделения в первую очередь тушат и локализуют пожары там, где находятся люди[36]. Одновременно с тушением пожаров производится их эвакуация. При отыскании и эвакуации из горящего здания пострадавших следует помнить, что:
– пожар в здании распространяется преимущественно по лифтовым шахтам, лестничным клеткам, по вентиляционным коробам;
– целые оконные проемы в горящем здании свидетельствуют о том, что в этом помещении нет людей или они не в состоянии добраться до окон;


61
– сильное пламя в оконных проемах свидетельствует о полном развитии пожара при большом количестве сгораемых материалов;
– сильное задымление без пламени
- признак быстрого распространения огня скрытыми путями и по конструкциям, если при этом дым густой и темный, то это означает горение при недостатке кислорода.
Устройство проездов и наведение переправ необходимы для ввода в очаг поражения спасательных формирований с техникой и эвакуации по- раженных. В процессе этих работ производят:
– ремонт и восстановление поврежденных участков дорог и дорожно- мостовых сооружений;
– расчистку заваленных улиц и проездов;
– прокладку колонных путей и другие работы[37].
Решение об устройстве проездов в завалах и по завалам принимается при невозможности объезда заваленных участков дорог, а также при необ- ходимости подхода техники и механизмов непосредственно к месту работ.
На 1 км
:
площади очага поражения протяженность организуемых проездов зависит от степени разрушения:
– в зоне полных разрушений – 7 км;
– в зоне сильных разрушений – 2 км;
– в зоне средних разрушений – 4 км.
При одностороннем движении, ширина проездов должна быть не менее 3 м. при двустороннем – не менее 6 м, ширина проходов около 1 м.
Максимальный продольный уклон не должен превышать для магистральных проездов 56, для боковых – 30 %. Должны также соблюдаться минимальные радиусы поворотов – соответственно 15 и 10 м. Для односторонних проездов необходимо через каждые 200-250 м устанавливать разъезды.

62
3.5.2 Определение материального ущерба и числа жертв
Нанесенный чрезвычайной ситуацией материальный ущерб складывается из прямого (разрушение промышленных объектов) и косвенного (недополученный доход, товары, материальные ценности).
Для определения прямого ущерба необходимо располагать стоимостью основных фондов производства до и после наступления чрезвычайной ситуации. Их разность и есть величина прямого материального ущерба. Для ее определения необходимо располагать данными о степени поражения объекта, вычисляемой как отношение либо пораженной площади объекта к его общей площади, либо число пораженных элементов этого объекта к их общему числу [32].
Для определения степени поражения D объекта от взрывов при авариях нужно рассматривать зоны всех степеней разрушения, пользуясь упрощенной формулой (таблица 1):
???? =
????
пор
????
общ
=
????пор
????общ где
S
=
S - площадь объекта, подвергнувшаяся разрушению, км
2
; – общая площадь объекта, км
2
;
N
mp
число пораженных элементов объекта (зданий, цехов, сооружений, систем).
N – общее число элементов объекта.
Таблица 1 – Степень поражения объекта и разрушения
Степень поражения
Разрушения
Объем разрушения
0,2
Слабое
Отдельные элементы
0,2 – 0,5
Среднее
До 30%
0,5 – 0,8
Сильное
30 – 50%
0,8
Полное
50 – 100%


63
Для определения числа жертв возможно использовать следующее выражение:
П = L
с м
где
L
см
– численность работающих данной смены (всего предприятия).
Ущерб и число жертв, при стихийных бедствиях подсчитываются, как правило, при проведении комплекса спасательных работ и после них. Ущерб, нанесенный объектам и населенным пунктам при землетрясении) определяется характером застройки, в частности ее качеством и использованием сейсмостойкого строительстват[15].
3.6 Медицинское обеспечение пострадавших при угрозе и
возникновении разрушительного землетрясения (г. Махачкала)
Первыми на место ЧС прибывают бригады скорой медицинской помощи, функционирующие на базе сохранившихся близлежащих лечебных учреждений. Оказание медицинской помощи пострадавшим при ЧС осуществляется имеющимися 66 бригадами скорой помощи, оснащенными медицинским имуществом, медикаментами в виде укладок. Бригады МУЗ
«Станция скорой медицинской помощи» г. Махачкала оказывают первую доврачебную медицинскую и первую врачебную помощь пострадавшим жителям города Махачкала и в радиусе 50 км от Махачкалы, бригады скорой медицинской помощи в муниципальных образованиях республики оказывают медицинскую помощь на территории районных центров и в радиусе 10-12 км от них [17]. Врачами бригад скорой медицинской помощи проводится медицинская разведка, выясняются сохранившиеся фонды ЛПУ и по анализу этих данных устанавливается предварительная оценка медицинской и санитарно-эпидемиологической обстановки в зоне ЧС. Исходя из нее, вносятся предложения начальнику службы медицины катастроф о привлечении дополнительных сил и средства службы медицины катастроф – врачебно-сестринских бригад для оказания первой врачебной помощи. Время их готовности в зависимости от режима функционирования до Ч+3. Также,

64 силами бригад скорой медицинской помощи, врачебно-сестринских бригад проводится медицинская сортировка пострадавших, доставленных в безопасную зону из очага ЧС спасательными формированиями. После оказания первой врачебной и доврачебной помощи осуществляется дальнейшая госпитализация пострадавших в соответствии с профилем повреждений в ближайшее сохранившееся многопрофильное лечебное учреждение.
Квалифицированная и специализированная медицинская помощь.
Квалифицированная медицинская помощь пострадавшим при землетрясении осуществляется на базах сохранившихся близлежащих многопрофильных лечебных учреждений – городских ЛПУ, центральных районных больниц [18]. При необходимости проводится усиление сохранившихся стационаров нештатными формированиями Службы медицины катастроф – бригадами специализированной медицинской помощи, которые формируются на базе сохранившихся крупных многопрофильных лечебных учреждений г. Махачкала (реанимационные, анестезиологические, ожоговые, травматологические и т.д.)
Специализированная медицинская помощь пострадавшим осуществляется на базах сохранившихся многопрофильных лечебных учреждений г. Махачкала:
– МУЗ «Больница скорой медицинской помощи», г. Махачкала;
– ГУЗ «Республиканская клиническая больница.
Нештатные формирования СМК
На базе ЛПУ территориального здравоохранения республики создается 147 врачебно-сестринских бригад, с общим количеством специалистов – 508 человек, в том числе 147 врачей. Эвакуация пострадавшего населения осуществляется после соответствующей подготовки в ближайшие ЛПУ, которые по мере необходимости усиливаются нештатными формированиями службы медицины катастроф –


65 53 бригадами специализированной медицинской помощи. Они создается на базе многопрофильных лечебных учреждениях г. Махачкала и оснащены укладками медицинского имущества [10].
Для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Республике Дагестан функционирует Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан (далее – территориальное управление). Территориальное управление осуществляет свою деятельность на территории Республики Дагестан непосредственно и через свои территориальные органы в муниципальных образованиях республики.
Всего функционирует 6 территориальных отделов (далее ТО)
Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан с общим количеством сотрудников – 208 человек:
Также в республике функционирует Федеральное государственное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике
Дагестан» подчинения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. В муниципальных образованиях республики функционирует 16 филиалов Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике
Дагестан» с общим количество специалистов -512 человек [20].
Нештатные формирования службы медицины катастроф Республики
Дагестан санитарно-противоэпидемиолгического профиля:
– 1 СЭО, созданный на базе Территориального управления
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан;
– 21-бригада эпидразведки в каждом муниципальном образовании республики с общим количеством личного состава – 84 чел.

66
В республике не имеется возможности для разворачивания и автономного функционирования медицинских пунктов, полевых госпиталей и др. Медицинская помощь при возможных ЧС, связанных с землетрясениями, может оказываться на базе существующих лечебных учреждениях республики.
Резервы медицинского имущества Республики Дагестан для оказания медицинской помощи пострадавшим в ЧС по состоянию на 1.01.14г.
По состоянию на 1.01.14 г. обеспеченность населения медикаментами и медицинским имуществом в зонах вероятных чрезвычайных ситуаций включает в себя:
1. Табельное имущество формирований СМК (службы медицины катастроф) Республики Дагестан:
– 147 врачебно-сестринских бригад, имущество каждой рассчитано на
50 пострадавших (всего на 7350 пострадавших);
– 66 бригад скорой медицинской помощи, имущество каждой рассчитано на 10 пострадавших (660 пострадавших);
– 53 бригад специализированной медицинской помощи, имущества каждой бригады рассчитано на 10-12 пострадавших (636 пострадавших).
Всего запас медикаментов и мед.имущества формирований СМК рассчитаны на 8646 пострадавших.
2. Запас медикаментов и мед.имущества при МУЗ «Городская станция скорой медицинской помощи» г.Махачкалы – на 100 пострадавших;
3. Запас медикаментов и мед.имущества при ГУЗ «Республиканская клиническая больница на 100 пострадавших при отделении экстренной и планово-консультативной помощи.
4. На складе ГУП «Даг-Фармация имеется резерв лекарственных средств ГУЗ «Республиканский территориальный центр медицины катастроф
РД», рассчитанный на 300 пострадавших на сумму 1 568 700 рублей.