ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.11.2021

Просмотров: 1372

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Метаморфозы побега.

Контрольные вопросы:

  1. Дайте определение побега. Перечислите его части.

  2. Каковы типы побегов по направлению роста? Приведите примеры.

  3. Перечислите типы листорасположения. Укажите примеры.

  4. Охарактеризуйте различные типы ветвления побега.

  5. Перечислите метаморфозы побега, укажите их функции. Опишите строение клубня, луковицы, корневища.

  6. Укажите функции листа. Какие части листа Вы можете назвать?

  7. Чем отличаются простые листья от сложных? Перечислите типы сложных листьев, приведите примеры.

  8. Приведите классификацию простых листьев по степени рассечения (расчленения) листовой пластинки.

  9. Перечислите метаморфозы листа, укажите их функции.

  10. Какие типы листорасположения Вы знаете? Приведите примеры.

Тема 7. Цветок и его строение. Цветение, опыление, оплодотворение

Размножение бесполое и половое. Вегетативное размножение как форма бесполого размножения. Бесполое размножение. Спорогенез. Равноспоровые и разноспоровые организмы. Половое размножение. Гаметогенез. Типы полового процесса: изогамия, гетерогамия, оогамия, конъюгация. Смена ядерных фаз и чередование поколений в жизненном цикле.

Строение цветка. Андроцей. Строение тычинки, микроспорогенез и микрогаметогенез. Гинецей, классификация гинецеев. Строение пестика. Строение семязачатка и зародышевого мешка. Типы семязачатков. Мегаспорогенез и мегагаметогенез.

Двойное оплодотворение. Апомиксис. Развитие и строение семени. Соцветия. Классификация соцветий.

Цветение и опыление культурных растений.

Контрольные вопросы:

  1. Каково происхождение и функции цветка?

  2. Перечислите части цветка, укажите их основные функции.

  3. Назовите типы околоцветников. Приведите примеры. Чем правильный цветок (венчик) отличается от неправильного?

  4. Перечислите типы завязей; объясните, чем они отличаются друг от друга.

  5. Опишите строение семепочки. Что развивается из неё? В чём суть двойного оплодотворения?

  6. Что такое формула цветка? Диаграмма? Приведите условные обозначения частей цветка.

  7. Что такое соцветие?

  8. Каковы функции соцветий?

  9. Перечислите и дайте характеристику основных типов соцветий.

Тема 8. Семя и плод. Размножение растений

Семя - высокоспециализированный орган размножения. Эндосперм, зародыш, семенная кожура, специализированная запасающая ткань. Амфимиксис. Апомиксис.

Плод - репродуктивный орган покрытосеменных. Партенокарпия. Простой плод: монокарпный, ценокарпный и псевдомонокарпный гинецей. Сборные, или сложные плоды. Соплодие.

Контрольные вопросы:

  1. В чём состоят функции семени?

  2. Перечислите типы семян.

  3. Опишите строение семени фасоли.

  4. Опишите строение зерновки пшеницы. Каково происхождение частей семени?

  5. Каково значение и происхождение плода?

  6. Из каких частей состоит околоплодник?

  7. Какие плоды называются истинными? ложными? простыми? сложными? Что такое соплодие?

  8. Приведите характеристику основных типов сухих и сочных плодов.


Модуль 3. Систематика растений

Тема 1. Задачи и методы систематики растений. История развития систематики. Классификации, номенклатура, филогенетика

Задачи и методы систематики. История развития систематики. Классификации (искусственные, естественные, филогенетические), номенклатура (основные таксономические категории), филогенетика.

Растения в системе организмов. Системы растительного мира – история развития и современное состояние. Систематические единицы (таксономические категории) растений.

Контрольные вопросы:

  1. Дайте понятие о виде у растений.

  2. Каково было строение первых сухопутных растений

  3. Перечислите методы современной систематики растений.

2. В чем заключается принцип соподчинения основных систематических единиц?

Тема 2. Царство Растения. Общая характеристика. Низшие растения – Водоросли

Основные различия между низшими и высшими растениями. Морфологические особенности представителей подцарства Водоросли. Размножение водорослей, чередование ядерных фаз. Распространение и хозяйственное значение. Отделы Зеленые и Бурые водоросли.

Контрольные вопросы:

1. Назовите характерные признаки низших растений.

2. В чем заключаются особенности роста и развития представителей Подцарства Водоросли.

3. Как осуществляется ох­рана низших растений?

4. Перечислите наиболее важных представителей зеленых водорослей, их строение, размножение, среду обитания, роль в природе и сельском хозяйстве.

5. В чем заключается практическое значение бурых водорослей?

6. Как осуществляется выращи­вание водорослей в культуре?

Тема 3. Высшие споровые растения

Происхождение и классификация споровых растений. Место в эволюции высших растений. Отделы: Проптеридофиты, Моховидные, Псилотовидные, Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные. Общая характеристика. Размножение. Чередование ядерных фаз. Гаметофит и спорофит. Значение споровых растений.

Контрольные вопросы:

  1. Перечислите приспособления высших растений к жизни на суше (морфологические, анатомические, биологические).

  2. Как происходит чередование гаметофита и спорофита в жизненном цикле споровых растений?

  3. Какова роль кукушкина льна и сфагнума в образовании болот?

  4. Охарактеризуйте хвощ как показатель кис­лых почв и как сорняк.

  5. В чем заключается взаимосвязь разнообразия папоротников и их мероприятий по их охране.

Тема 4. Семенные растения. Отдел Голосеменные

Происхождение, общая характеристика и классификация голосеменных. Эволюционные связи с высшими споровыми растениями.

Биологические преимущества семенных растений. Общая характеристика отдела Голосеменные. Класс Хвойные - особенности строения и размножения на примере сосны обыкновенной.

Контрольные вопросы:

1. В чем закономерность распространения по земному шару представителей отдела Голосеменные?


2. На каких принципах основаны охрана и рациональное использование хвойных лесов?

3. В чем особенности формирования и созревания шишек сосны обыкновенной?

Тема 5. Общая характеристика покрытосеменных растений

Особенности распространения и развития Покрытосеменных. Теории происхождения цветка. Строение цветка, микро- и мегаспорогенез. Сущность двойного оплодотворения. Общая характеристика семян и плодов Покрытосеменных растений. Сравнительная характеристика классов Однодольные и Двудольные.

Контрольные вопросы:

1. Перечислите и дайте краткую характеристику теориям происхождения цветка.

2. По каким характерным признакам можно отличить представителей класса Двудольных растений?

3. Перечислите признаки высокой и низкой организации цветка.

Тема 6. Особенности строения и филогенетические связи, географическое распространение, главнейшие порядки и семейства, важнейшие представители, хозяйственное значение

Характеристика наиболее значимых в практике производства и переработки растений класса Двудольные - представителей семейств Гречишные, Маревые, Тыквенные, Капустные, Розовые, Бобовые, Льновые, Сельдерейные, Пасленовые, Астровые. Растения семейств Лилейные и Мятликовые – особенности биологии, морфологии, использования в с/х производстве.

Контрольные вопросы:

1. Перечислите дикорастущие, декоративные, лекарствен­ные растения из семейства Лютиковые и направления их использование.

2. На чем основано рациональное использование важнейших дикорастущих и культурных растений из сем. Розовые?

3. Какова роль бобовых растений в повышении плодородия почвы и использование их в народном хозяйстве?

4. Назовите и охарактеризуйте ядовитые растения сем. Сельдерейные.

5. Перечислите видоизменения вегетативных органов сем. Крестоцветные.

6. Какие овощные, декоративные, дикорасту­щие растения из семейства Лилейные имеют наибольшее значение в сельском хозяйстве?

7. На основе каких признаков выделяют группы злаков по степени кормового достоинства и степени кущения?

Модуль 4. География и экология растений

Тема 7. Экология растений. Экологические факторы. Понятие о жизненных формах растений

Общая экология и экология растений. Разделы экологии (аутэкология, экология популяций, синэкология). Стенотопные и эвритопные виды. Классификация экологических факторов. Абиотические факторы.

Климатические факторы. Свет. Температура. Вода. Воздух. Почва. Биотические факторы. Антропогенные факторы. Жизненные формы как результат приспособления растений к экологическим факторам. Понятие о типах стратегии жизни у растений.

Контрольные вопросы:

1. Что изучает экологии растений?

2. Какова степень влияния на растение раз­личных экологических факторов: воды, температуры, света, ветра, почвы, рельефа, биотических факторов?


3. Какой антропогенный фактор наиболее сильно влияет на распространение растительных сообществ?

4. Дайте понятие жизненной формы растений.

Тема 8. Понятие о флоре и растительности. Растительные сообщества

Флора и растительность. Отличительные признаки фитоценозов. Сезонные изменения фитоценозов и разногодичная изменчивость. Смена аспекта фитоценоза. Классификация фитоценозов. Агрофитоценоз.

Контрольные вопросы:

1. Что такое флористическое царство?

2. Назовите признаки растительных сообществ.

3. Перечислите основные принципы охраны растений.

4. Как часто может происходить смена аспекта фитоценоза?

5. Какова цель формирования агрофитоценозов?

3.2. Разделы дисциплины и виды занятий

п/п

Наименование модулей и тем

Всего часов

Количество аудиторных часов



СР

Интерактивные формы обучения, час, %

Всего

По видам занятий

Л

ПЗ

С

ЛР

1

Анатомия семенных растений

44

4

2



2

40


1.1

Ботаника – научная основа агрономии. Клетка как основная структурная и функциональная единица живой материи

12

2

2




10


1.2

Деление клеток. Продукты жизнедеятельности растений

10






10


1.3

Образовательные, покровные и основные ткани растений

10






10


1.4

Проводящие, выделительные и механические ткани растений

12

2




2

10


2

Морфология семенных растений

44

4

2



2

40

2

2.1

Корень и его функции

10






10


2.2

Общая характеристика побега. Лист – боковой орган побега

10






10


2.3

Цветок и его строение. Цветение, опыление, оплодотворение

12

2

2




10

2

2.4

Семя и плод. Размножение растений

12

2




2

10


3

Систематика растений

66

6

2



4

60

2

3.1

Задачи и методы систематики растений, история развития. Классификации, номенклатура, филогенетика.

10






10


3.2

Царство Растения. Общая характеристика. Низшие растения – Водоросли.

10






10


3.2

Высшие споровые растения

10






10


3.3

Семенные растения. Отдел Голосеменные

10






10


3.4

Общая характеристика покрытосеменных растений.

12

2

2




10


3.5

Особенности строения и филогенетические связи, географическое распространение, главнейшие порядки и семейства, важнейшие представители, хозяйственное значение

14

4




4

10

2

4

География и экология растений

26






26


4.1

Экология растений. Экологические факторы. Понятие о жизненных формах растений

12






12


4.2

Понятие о флоре и растительности. Растительные сообщества

14






14


Итого

180

14

6



8

166

4 (20%)