ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.11.2021
Просмотров: 1366
Скачиваний: 8
4. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Фонд оценочных средств по дисциплине ботаника включает:
-
темы для самостоятельного изучения;
-
тестовые задания;
-
задания для выполнения контрольной работы;
-
вопросы для подготовки к экзамену.
-
Темы для самостоятельного изучения
-
Понятие о культуре тканей.
-
Метаморфозы вегетативных органов как органов запаса, естественного и искусственного вегетативного размножения и объектов растениеводства.
-
Царство Грибы
4.Партенокарпия — образование на растении плодов без оплодотворения.
5. Теории происхождения цветка.
6. Синэкология – экология растительных сообществ.
2. Тесты
1. Относительно устойчивое сообщество всех видов растений, произрастающих на определенной территории, называется:
-
биогеоценозом
-
фитоценозом;
-
флорой;
-
растительностью.
2. Максимальной фитомассой характеризуется:
-
агроценоз;
-
тайга;
-
тропический лес;
-
пустыня.
3. Наука, изучающая закономерности распространения видов растений и других систематических таксонов по поверхности земного шара, называется _______________ растений
-
систематикой;
-
биоморфологией;
-
экологией;
-
географией.
4. Определение свойств экотопа по составу луговой растительности лежит в основе экологических шкал:
-
Д.Н. Цыганова;
-
Г. Эленберга;
-
Е. Ландольта;
-
Л.Г. Раменского.
5. Несколько почек, образующих в пазухе листа вертикальный ряд, называют:
-
амфикрибральными;
-
амфивазальными;
-
сериальными;
-
коллатеральными.
6. Каллюс на черенке, в котором могут закладываться придаточные корни и почки при искусственном вегетативном размножении, формирует (-ют):
-
раневые меристемы;
-
феллоген;
-
интеркалярные меристемы;
-
камбий.
7. В образовании плода – боб принимает (-ют) участие:
-
тычинки;
-
цветоложе;
-
завязь;
-
околоцветник.
8. Двойной околоцветник у покрытосеменных растений состоит из:
-
двух кругов чашелистиков;
-
чашечки и венчика;
-
чашечки и подчашия;
-
двух кругов лепестков.
9. Анатомическая структура стебля однодольного растения формируется за счет деятельности:
-
прокамбия;
-
вторичной флоэмы;
-
камбия;
-
вторичной ксилемы.
10. Запасающий корень моркови покрыт:
-
перидермой;
-
эпиблемой;
-
коркой;
-
эпидермой.
11. Эндосперм зрелого семени покрытосеменного растения является ___________ тканью
-
механической;
-
запасающей;
-
проводящей;
-
покровной.
12. Простые листья, расчлененные до срединной жилки, называются:
-
раздельными;
-
лопастными;
-
выемчатыми;
-
рассеченными.
13. Органеллы, в которых происходит фотосинтез у водорослей, называются:
-
лейкопластами;
-
амилопластами;
-
хромопластами;
-
хроматофорами.
14. Высшие споровые растения, у которых в разных спорангиях споры существенно различаются по размеру, называются:
-
гаметофитами;
-
равноспоровыми;
-
разноспоровыми;
-
спорофитами.
15. Для голосеменных растений характерно ___________ нарастание:
-
моноподиальное;
-
ложнодихотомическое;
-
дихотомическое;
-
симподиальное.
16. Спаржа, тюльпан, лук, чеснок относятся к семейству:
-
пасленовые;
-
злаковые;
-
лилейные;
-
сложноцветные.
17. Ель колючая, выдерживающая изменения температуры в пределах – 30…+30 °С, является _____________ видом:
-
эвригальным;
-
эвритермным;
-
стенотермным;
-
стеногальным.
18. Изменение степени богатства почвы фитоценоза подвижными соединениями химических элементов называется режимом:
-
переменного увлажнения;
-
тепловым;
-
минерального питания;
-
воздушным.
19. Растения, у которых зимующие почки расположены высоко над землей, называются:
-
хамефитами;
-
фанерофитами;
-
криптофитами;
-
терофитами.
20. Монофагом, питающимся определенными растениями, является:
-
коала;
-
косуля;
-
лось;
-
заяц.
21. Впервые митохондрии в растительной клетке обнаружил:
-
Г. Валентин;
-
Ф. Мевес;
-
А. Копаретти;
-
Г. Гельригель.
22. Вода выходит из клетки, если ее поместить в _____________ раствор:
-
изотонический;
-
гипотонический;
-
гипертонический;
-
мезотонический.
23. Клетки, отделившиеся от камбия к покровной ткани в стебле двудольного растения, входят в состав:
-
ксилемы;
-
флоэмы;
-
сердцевины;
-
перидермы.
24. Радиальной симметрией обладают:
-
слоевища диктиоты;
-
листья;
-
зародыши двудольных растений;
-
корни.
25. Синтез белка осуществляется в
-
лейкопластах
-
рибосомах
-
митохондриях
26. Информация о синтезе одного белка содержит
-
нуклеотид
-
триплет нуклеотидов
-
ген
-
молекула ДНК
27. Синтез белка в клетке контролирует
-
ядрышко
-
хромосомы
-
ядерная оболочка
-
рибосомы
28. Стебли хлебных злаков принимают вертикальное положение после полегания благодаря таким тканям, как
-
механические
-
меристематические
-
основные
-
проводящие
29. Устьицы нужны для
-
газообмена
-
выделения воды
-
транспирации
-
поглощения минеральных солей
30. Хлоропласты содержатся в клетках
-
феллемы
-
эпидермы
-
замыкающих клетках устьиц
-
феллодермы
31. Технически спелый клубень картофеля снаружи покрыт
-
эпидермой
-
перидермой
-
феллемой
-
коркой
32. В качестве прядильного сырья у льна используется
-
эпидермальные выросты
-
колленхима
-
склеренхима
-
склереиды
33. Передвижение воды через поры осуществляется в
-
трахеидах
-
трахеях
-
либроформе
34. Корень, возникающий из корешка зародыша
-
главный
-
боковой
-
придаточный
35. Корень, образовавшийся на стебле или листе, называется
-
главный
-
боковой
-
придаточный
36. Корневая система у растения картофеля, выращенного из клубня
-
придаточная
-
система главного корня
-
мочковая
-
стержневая
37. Корнеплоды являются видоизменением корней
-
главных
-
боковых
-
придаточных
38. Стебель однодольного растения покрыт
-
эпидермой
-
перидермой
-
коркой
-
эпиблемой
39. Стебли двудольных травянистых растений имеют анатомическое строение
-
первичное
-
вторичное
40. Простые листья, расчлененные до срединной жилки, называются
-
раздельные
-
рассеченные
-
лопастные
-
выемчатые
41. Части раздельного листа называют
-
листочками
-
долями
-
лопастями
42. Запасные питательные вещества откладываются в стебельной части
-
корневища
-
клубня
-
луковицы
-
клубнелуковицы
43. На верхушке корневища располагается
-
корневой чехлик
-
почка
44. В образовании плода боб принимает участие
-
завязь
-
цветоложе
-
тычинка
-
околоцветник
45. В результате развития семязачатка образуется
-
плод
-
семя
-
зародыш
-
проросток
46. Запасные питательные вещества в семенах откладываются в
-
кожуре
-
зародыше
-
эндосперме
-
перисперме
47. В виде алейроновых зерен откладываются
-
жиры
-
белки
-
крахмал
-
гликоген
48. Запасной крахмал откладывается в
-
вакуоле
-
лейкопластах
-
хромопластах
-
эндоплазматической сети
49. Одревеснение клеточной стенки связано с отложением в ней
-
суберина
-
лигнина
-
кутина
-
целлюлозы
50. Ядро в клетке окружено
-
клеточным соком
-
гиалоплазмой
-
тонопластом
-
плазмолеммой
-
Задания для выполнения контрольной работы
-
Какие органы у растений называют основными, метаморфизированными, аналогичными, гомологичными, вегетативными и генеративными? Приведите примеры.
-
Стебель, особенности его строения и функции. Нарисуйте побег, укажите его части и опишите их. Опишите и нарисуйте типы ветвления побегов. Приведите примеры.
-
Почки растений, их строение и типы. Нарисуйте побеги с очередным, супротивным, мутовчатым расположением почек. Положение почек на побегах.
-
Метаморфозы стебля, их биологическое и хозяйственное значение (приведите примеры). Выполните рисунки.
-
Корень, его функции и особенности строения. Опишите и зарисуйте зоны корня. Корневые волоски.
-
Главный, боковые, придаточные корни. Опишите и нарисуйте типы корневых систем. Приведите примеры. Корневые отпрыски.
-
Лист, его функции и особенности строения. Нарисуйте лист и опишите его части. Что такое жилкование, его типы (рисунки). Приведите примеры.
-
Опишите и нарисуйте основные формы простых и сложных листьев с цельной листовой пластинкой. Приведите примеры.
-
Опишите листорасположение, листовую мозаику, разнолистность.
-
Метаморфозы листа и их биологическое значение (приведите примеры). Выполните рисунки.
-
Опишите жизненные формы растений.
-
Половое, бесполое и вегетативное размножение, их сущность и биологическое значение.
-
Способы естественного вегетативного размножения стеблями, корнями и их метаморфозами.
-
Искусственное вегетативное размножение. Клон.
-
Основные способы прививки (рисунки). Совмещение тканей при прививках.
-
Строение цветка, его части и их функции. Тычинка, пыльца, их строение. Пыльцевая трубка. Пестик, его части. Завязь, ее строение и положение в цветке. Рисунки.
-
Обозначение частей цветка в формуле и диаграмме. Примеры. Опишите строение цветка гороха, тюльпана, составьте формулы и диаграммы.
-
Опишите цветки четырех растений: с неправильным и правильным цветком, с простым и двойным околоцветником. Составьте формулы и диаграммы.
-
Строение семяпочки и зародышевого мешка. Двойное оплодотворение. Рисунки.
-
Соцветия, их типы и значение. Рисунки. Приведите примеры.
-
Опыление растений, его сущность. Типы опыления. Посредники опыления. Биологическое значение перекрестного опыления.
-
Опишите приспособления, препятствующие самоопылению. Гибридизация и ее значение. Особенности ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений. Приведите примеры.
-
Происхождение семян и плодов растений, их строение. Партенокарпия и партеноспермия.
-
Строение плодов, их происхождение и характеристика (с примерами). Соплодие. Типы ложных плодов, их происхождение и характеристика (с примерами). Сложные плоды.
-
Строение семян и всходов многодольных, двудольных и однодольных растений. Опишите строение семян и всходов ели, ясеня, пшеницы, дуба, фасоли или бука. Рисунки.
-
Распространение семян и плодов. Анемохорные, гидрохорные, автохорные растения.
-
Строение растительной клетки под электронным микроскопом. Рисунок. Общая организация типичной растительной клетки.
-
Цитоплазма, ее химический состав, строение, физические свойства.
-
Ядро, его структура, особенности химического состава, функции.
-
Общая характеристика пластид. Типы пластид, их структура и функции.
-
Митохондрии, рибосомы, аппарат Гольджи, их структура и функции.
-
Продукты обмена веществ в клетке.
-
Вакуоли, их возникновение, строение. Клеточный сок, его состав. Функции вакуолей.
-
Физиологически активные вещества растительной клетки.
-
Клеточная стенка, ее образование, строение и функции. Поры, их типы. Рисунки.
-
Образование новых клеток и ядер. Митоз. Биологическое значение митоза.
-
Мейоз. Чем отличается митоз от мейоза? В каких частях растений происходит митоз, а в каких мейоз?
-
Что называется тканью? Классификация тканей по форме, строению и выполняемым функциям.
-
Образовательные ткани, их классификация и характеристика.
-
Покровные ткани. Их структура и функции. Устьица, их строение и механизм работы. Строение, образование и биологическое значение перидермы. Чечевички. Корка, ее образование и значение. Рисунок.
-
Типы механических тканей, их строение, значение, размещение в теле растений. Рисунки.
-
Проводящие ткани. Ксилема. Сосуды и трахеиды, их образование, строение, типы. Рисунки.
-
Ситовидные трубки, их строение, расположение в растениях, функции. Рисунки.
-
Ассимиляционные ткани, их строение, функции и размещение. Рисунки.
-
Основные ткани. Строение, функции и размещение в теле растения запасающих тканей.
-
Общая характеристика выделительных тканей. Смоляные ходы.
-
Проводящие пучки, их типы и размещение в теле растения. Рисунки.
-
Строение стебля однодольных растений. Строение стебля двудольных травянистых растений. Рисунки.
-
Отличие пучкового строения стебля от беспучкового. Объясните на рисунках.
-
Строение и функции камбия. Годичные слои древесины и зависимость их ширины от состояния дерева и условий окружающей среды. На рисунке укажите границы слоя, раннюю и позднюю древесину.
-
Особенности строения ствола хвойных деревьев. Строение древесины хвойных деревьев на поперечном и продольном срезах. Рисунки.
-
Строение кольцесосудистой и рассеянно-сосудистой древесины. Твердолиственные и мягколиственные породы. Ответ сопровождайте рисунками и примерами.
-
Живые ткани древесины. Опишите строение серцевинных лучей и нарисуйте их вид на поперечном и продольных разрезах.
-
Строение смоляного хода сосны на поперечном срезе. Рисунок. Смолоносная система дерева.
-
Возрастные изменения вторичной древесины. Ядровая, спелая и заболонная древесины. Рисунки.
-
Первичное и вторичное анатомическое строение корня. Рисунок.
-
Опишите анатомическое строение плоского листа и анатомическое строение хвои сосны. Рисунок.
-
Опишите сущность листопада у лиственных и хвойных пород с анатомической точки зрения.
-
Системы растительного мира: искусственные, естественные, филогенетические.
-
Характеристика основных систематических единиц на примере покрытосеменных.
-
Признаки различия между низшими и высшими растениями. Способы питания представителей всех отделов высших и низших растений.
-
Водоросли, их характеристика, способы размножения.
-
Местообитание водорослей, их роль в природе и народном хозяйстве.
-
Зеленые водоросли, их характеристика и классификация. Представители порядков.
-
В чём состоит различие в питании и строении водорослей, грибов, лишайников?
-
Сравните способы размножения водорослей, грибов и лишайников.
-
Лишайники, их морфологическое, анатомическое строение и размножение.
-
Роль лишайников в природе и практическое значение. Назовите напочвенные лишайники и лишайники, обитающие на коре деревьев.
-
Мохообразные, особенности их строения и классификация.
-
Цикл развития мхов на примере кукушкина льна.
-
Характеристика сфагновых мхов, их роль в образовании торфа.
-
Роль мхов в жизни леса. Мхи - индикаторы почвенно-грунтовых условий.
-
Высшие растения, их эволюция, строение, цикл развития, отделы.
-
Папоротникообразные, их характеристика и классификация. Роль папоротникообразных в образовании каменного угля.
-
Опишите чередование поколений и цикл развития щитовника мужского. Роль папоротников в образовании травяного покрова в лесу.
-
Сходство и различия в цикле развития мхов и папоротников.
-
Плауны, их строение и цикл развития. Роль плаунов в образовании травяного покрова в лесу.
-
Строение и цикл развития селагинеллы. Изобразите чередование поколений в жизненном цикле равноспоровых и разноспоровых плаунов.
-
Хвощи, их строение и цикл развития. Роль хвощей в образовании травяного покрова в лесу.
-
Роль папоротников, плаунов, хвощей в образовании растительности и их индикаторное значение.
-
Общая характеристика семенных растений.
-
Характеристика и цикл развития голосеменных растений.
-
Голосеменные: строение пыльцы, зародышевого мешка, оплодотворение.
-
Общая характеристика класса хвойные, его представители. Значение хвойных в образовании лесов.
-
Общие черты и различия в циклах развития голосеменных и папоротникообразных.
-
Особенности развития зародышевого мешка у голосеменных и покрытосеменных. В чем различие между простым оплодотворением у голосеменных и двойным у покрытосеменных?
-
Особенности покрытосеменных и цикл их развития.
-
Сравнение поколений у покрытосеменных, голосеменных, папоротникообразных и мохообразных. Роль покрытосеменных в природе и практике человека.
-
Опишите признаки примитивной и высокой организации цветковых растений.
-
Краткая характеристика семейств бобовые и сложноцветные.
-
Сравнительная характеристика семейств осоковые и злаковые. Назовите и опишите типичные лесные осоки и злаки, укажите условия их местопроизрастания и хозяйственное значение.
-
Краткая характеристика семейств вересковые и брусничные. В каких условиях местообитания произрастают растения этих семейств, их морфологическая характеристика и хозяйственное значение.
-
Краткая характеристика семейств лютиковые и розоцветные. Назовите и опишите лесные травянистые растения из данных семейств, укажите условия их местообитания и хозяйственное значение.
-
Назовите семейства, у которых цветки собраны в соцветие: простой или сложный зонтик, корзинку, кисть. Опишите представителей этих семейств.
-
Назовите и опишите семейства, у которых цветки с нижней завязью. Приведите для примера по несколько видов растений от каждого семейства.
-
Назовите и опишите семейства, у которых цветки с верхней завязью. Укажите для примера представителей от каждого семейства.
-
Опишите семейства со сростнолепестным околоцветником, укажите представителей.
-
Назовите семейства и опишите виды растений с сочными плодами.
4. Перечень вопросов, выносимых на промежуточную аттестацию (экзамен)
-
Общее представление о строении протопласта, его органоидах и их функции.
-
Строение и функции протоплазмы.
-
Строение и функции ядра. Строение ДНК и РНК и их роль в передаче наследственных особенностей организма.
-
Пластиды (хлоро-, хромо-, лейкопласты).Фотосинтез, его значение.
-
Тургор и плазмолиз. Движение цитоплазмы. Вакуоли. Состав клеточного сока.
-
Запасные питательные вещества клетки (белки, жиры, углеводы).
-
Строение клеточной оболочки и её рост. Видоизменения оболочки.
-
Эквационное (митотическое) деление ядра и клетки.
-
Редукционное (мейотическое) деление ядра и клетки.
-
Принципиальные отличия мейоза от митоза.
-
Образовательные ткани (меристемы), их классификация, особенности строения в связи с выполняемыми функциями.
-
Основные ткани (основная паренхима), их классификация, особенности строения в связи с выполняемыми функциями.
-
Покровные ткани, их классификация. Строение эпидермиса. Придатки эпидермиса, устьица.
-
Покровные ткани: пробка и корка. Понятие о перидерме. Чечевичка.
-
Механические ткани: их классификация, особенности строения в связи и выполняемыми функциями.
-
Выделительные ткани, их классификация, особенности строения в связи с выполняемыми функциями.
-
Проводящие ткани: трахеиды и трахеи, особенности строения и выполняемые функции.
-
Проводящие ткани: ситовидные трубки, особенности строения и выполняемые функции.
-
Проводящие пучки, их классификация, особенности строения различных проводящих пучков.
-
Зоны корня, особенности их анатомического строения в связи с различными функциями.
-
Первичное анатомическое строение корня.
-
Вторичное строение корня и особенности строения корня моркови и редьки.
-
Метаморфозы корней. Морфология корнеплодов.
-
Корневой симбиоз. Микориза и клубеньки.
-
Стебель однодольных травянистых растений, анатомическое строение. Особенности первичного строения стебля двудольного травянистого растения.
-
Вторичное строение (анатомическое) стебля травянистых растений.
-
Особенности анатомического строения стебля древесных растений. Понятие о ядровой древесине и заболони.
-
Особенности морфологического строения простых и сложных листьев. Классификация листьев. Жилкование листа, гетерофилия, мозаика листьев.
-
Анатомическое строение листа. Переход проводящего пучка из листа в стебель. Метаморфозы листа.
-
Части цветка и их назначение. Правильные и неправильные цветки. Формулы и диаграммы цветков. Типы завязей.
-
Классификация и значение соцветий.
-
Морфология семян. Семена с эндроспермом и без эндосперма. Классификация плодов. Соплодия.
-
Отдел Зелёные водоросли. Общая характеристика отдельных представителей. Особенности размножения. Значение зеленых водорослей в практике и их роль в природе.
-
Отдел Бурые водоросли. Общая характеристика. Роль в природе и практическое значение.
-
Отдел Моховидные. Характеристика класса Печеночники и Листостебельные мхи. Особенности строения. Цикл развития маршанции.
-
Отдел Моховидные. Зеленые мхи, их характеристика. Особенности строения и цикл развития кукушкина льна.
-
Отдел Моховидные. Сфагнум. Строение, цикл развития и значение.
-
Отдел Плауновидные. Характеристика главнейших представителей Разно- и Равноспоровых, цикл развития и значение.
-
Отдел Хвощевидные. Характеристика главнейших представителей, цикл развития и значение.
-
Отдел Папоротниковидные. Равноспоровые папоротники. Характеристика главнейших представителей, цикл развития, значение.
-
Отдел Папоротниковидные. Разноспоровые папоротники. Характеристика главнейших представителей, цикл развития, значение.
-
Отдел Голосеменные. Порядок Хвойные. Характеристика основынх представителей порядка хвойных растений в России и их практическое значение. Особенности цикла развития (на примере сосны).
-
Происхождение цветка. Цветок и его части. Диаграмма и формула цветка. Сущность двойного оплодотворения.
-
Отдел Покрытосеменные. Андроцей. Микроспора и развитие мужского гаметофита (микроспорогенез).
-
Отдел Покрытосеменные. Гинецей. Мегаспорогенез. Развитие зародышевого мешка.
-
Сем. Бобовые. Характеристика семейства и отдельных представителей. Практическое значение.
-
Сем. Розовые. Систематика семейства, общая характеристика сем-ва и подсемейства.
-
Сем. Розовые. Характеристика отдельных представителей. Практическое значение.
-
Сем. Льновые. Характеристика семейства и практическое значение.
-
Сем. Сельдерейные. Характеристика. Особенности морфологического строения отдельных представителей. Практическое значение.
-
Сем. Пасленовые. Характеристика и практическое значение.
-
Сем. Капустные. Характеристика. Особенности морфологии отдельных представителей. Практическое значение.
-
Сем. Гречишные. Характеристика и практическое значение.
-
Сем. Астровые. Характеристика семейства. Особенности строения соцветий и цветка. Типы цветков.
-
Сем. Астровые. Характеристика отдельных представителей. Практическое значение.
-
Класс Однодольные. Сем. Лилейные. Характеристика и практическое значение.
-
Класс Однодольные. Сем. Луковые. Характеристика и практическое значение.
-
Сем. Мятликовые. Классификация семейства. Общая характеристика.
-
Сем. Мятликовые. Подсемейство Мятликовые. Характеристика и практическое значение.
-
Сем. Мятликовые. Подсемейство Просовидные. Характеристика и практическое значение.
-
Понятие об экологии растений. Характеристика экологических факторов.
-
Значение экологии растений в с/х.
-
Понятие о флоре и растительности. Фитоценозы и агрофитоценозы.