ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.11.2021
Просмотров: 1365
Скачиваний: 8
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Тверская государственная сельскохозяйственная академия»
методические указания по самостоятельному изучению и написанию контрольной работы по
дисциплине
БОТАНИКА
Направление подготовки:
110400 «Агрономия»
Профили подготовки
«Агрономия»
«Луговые ландшафты и газоны»
Квалификация (степень) выпускника
бакалавр
Форма обучения
очная
г. Тверь -2013г.
Методические указания составлены в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ООП ВПО по направлению и профилю подготовки «Агрономия»
Авторы: ФГБОУ ВПО «Тверская государственная сельскохозяйственная академия» |
д.с.-х.н., профессор
к.с.-х.н., доцент кафедры ботаники и луговых экосистем |
Тюлин В.А.
Гриц Н.В.
|
Методические указания рассмотрены на заседании кафедры: «___» ________ 2013 г. Протокол № _____
Методические указания одобрены на заседании методической комиссии факультета «_____» ______2013 г, протокол № _____
-
Цели и задачи освоения дисциплины
Цель изучения дисциплины - приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков, необходимых для освоения программ дисциплин профессионального цикла подготовки бакалавров направления 110400 «Агрономия».
К основным задачам изучения дисциплины относятся
-
получение знаний о строении основных вегетативных органов покрытосеменных растений на клеточном, тканевом и органном уровнях, их метаморфозов;
-
получение знаний о строении генеративных органов покрытосеменных и о процессе образования семян и плодов;
-
получение представления о многообразии мира растений, эволюции их структурно-функциональной организации в ходе приспособления к изменяющимся условиям жизни на Земле;
-
заложение основ знаний об экологии растений для обеспечения возможности их использования в сельском хозяйстве.
-
Требования к освоению дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
1) Знать: анатомию, морфологию, систематику, закономерности происхождения, изменения растений;
2) Уметь: распознавать культурные и дикорастущие растения;
3) Владеть: методикой работы со световым микроскопом, методикой определения растений, методикой морфологического описания растений.
-
Структура и содержание дисциплины (модуля)
Общая трудоемкость дисциплины составляет ___5___ зачетных единиц,
____180____ часов.
Вид учебной работы |
Всего часов / зачетных единиц |
Аудиторные занятия (всего) |
14 |
В том числе: |
|
Лекции |
6 |
Семинары (С) |
|
Лабораторные работы (ЛР) |
8 |
Занятия, проводимые в интерактивной форме |
4 |
Самостоятельная работа (всего) |
166 |
В том числе: |
|
Подготовка к лабораторным работам. |
60 |
Подготовка контрольной работы |
70 |
Вид промежуточной аттестации (экзамен) |
36 |
Общая трудоемкость часы зачетные единицы |
180 |
5 |
4.1. Содержание разделов дисциплины
Модуль 1. Анатомия семенных растений
Тема 1. Ботаника – научная основа агрономии. Клетка как основная структурная и функциональная единица живой материи
Ботаника как наука и учебная дисциплина. Понятие о клетке. Клеточная теория. История изучения клетки. Основные особенности растительных клеток. Протопласт и его производные. Органеллы растительной клетки.
Контрольные вопросы:
-
Каковы основные функции различных органоидов клетки?
-
Чем паренхимные клетки отличаются от прозенхимных?
-
Каковы функции и строение хлоропластов?
-
Пигменты, форма, функции хромопластов.
-
Какова функция лейкопластов? Где они встречаются? Перечислите типы лейкопластов.
-
Какое значение имеет движение цитоплазмы? Перечислите виды движения.
-
Что такое тургор? плазмолиз? Как можно искусственно вызвать плазмолиз?
Тема 2. Деление клеток. Продукты жизнедеятельности растений
Ядро растительных клеток. Способы деления клеток. Жизненный цикл и дифференцирование клеток.
Клеточная стенка как производное протопласта. Строение и химический состав. Видоизменения клеточной стенки (одревеснение, опробковение, кутинизация, минерализация, ослизнение). Запасные питательные вещества растений, их состав, локализация в клетке, тканях и органах растений.
Контрольные вопросы:
-
В чем заключается биологическая суть митоза?
-
Перечислите и охарактеризуйте фазы митоза и цитокинез.
-
Перечислите нерастворимые запасные питательные вещества клетки.
-
В каких органах растения и в каких частях клетки накапливается крахмал? Перечислите и охарактеризуйте типы крахмальных зерен.
-
Где и в какой форме откладываются запасные белки и жиры (масла)? Перечислите растения, богатые белками, жирами.
-
Каковы функции и химический состав клеточной оболочки?
-
Чем первичная оболочка отличатся от вторичной? Что такое пора? плазмодесмы?
-
Перечислите видоизменения клеточной оболочки. Охарактеризуйте различные её видоизменения.
Тема 3. Образовательные, покровные и основные ткани растений
Понятие о тканях. Понятие о тканях. Ткани образовательные и постоянные. Образовательные ткани. Первичные и вторичные меристемы. Расположение в теле растения: апикальные, интеркалярные, латеральные меристемы. Раневые меристемы.
Классификация постоянных тканей. Покровные ткани. Эпиблема. Особенности строения клеток в связи с функцией поглощения. Эпидерма. Строение и работа устьиц, их роль в газообмене и транспирации. Покровные комплексы — перидерма и корка. Чечевички, формирование и функции.
Основные ткани: ассимиляционные, запасающие и воздухоносные.
Контрольные вопросы:
Дайте определение ткани. Перечислите основные растительные ткани.
-
Классификация образовательных тканей (меристем).
-
Каковы особенности клеток меристем в связи с выполняемыми функциями?
-
Каковы функции покровных тканей и особенности их строения?
-
Опишите строение устьиц и их работу.
-
Как образуется пробка? Какие ткани входят в состав перидермы?
-
Чем эпидермис отличается от перидермы?
-
Что такое корка, где ее можно обнаружить?
Тема 4. Проводящие, выделительные и механические ткани растений
Механические ткани. Колленхима, склеренхима. Особенности строения.
Проводящие ткани и комплексы. Строение трахеальных элементов — трахеид, сосудов. Ситовидные элементы — ситовидные клетки и ситовидные трубки. Проводящие комплексы — ксилема, флоэма, их гистологический состав. Проводящие пучки.
Выделительные ткани. Наружные выделительные ткани. Внутренние выделительные ткани.
Контрольные вопросы:
-
Какие функции выполняют механические ткани и в чем особенности их строения?
-
Опишите строение клеток колленхимы. В чем отличие между уголковой и пластинчатой колленхимой?
-
Опишите строение склеренхимы. Чем она отличается от колленхимы? Почему у некоторых растений есть и та, и другая механическая ткань?
-
Опишите склереиды. Где они встречаются?
-
Перечислите проводящие ткани, укажите их функции.
-
Чем сосуды отличаются от трахеид? На чем основана классификация сосудов? Назовите типы сосудов.
-
Опишите строение ситовидной трубки.
-
Из каких частей и тканей состоят проводящие пучки?
-
Перечислите типы (виды) пучков. На чем основана их классификация?
Модуль 2. Морфология семенных растений
Тема 5. Корень и его функции
Закономерности, характерные для вегетативных и генеративных органов высших растений. Формирование зародыша, проростка; развитие корня и побега семенного растения.
Корень и корневая система. Классификация корневых систем по происхождению и строению. Анатомия корня. Первичное строение корня. Вторичное строение корня. Специализация и метаморфозы корней.
Контрольные вопросы:
-
Из каких корней состоит стержневая и мочковатая корневая система?
-
Перечислите метаморфозы корня, укажите их функции.
-
Опишите морфологическое и анатомическое строение корнеплодов. Чем отличаются корнеплоды по анатомическому строению?
-
Перечислите зоны корня, опишите их функции.
Тема 6. Общая характеристика побега. Лист – боковой орган побега
Побег - основной орган высших растений. Система побегов. Классификация побегов. Органы второго порядка: стебель и листья. Почка - зачаточный побег. Строение и классификация почек. Симподиальное и моноподиальное нарастание побега. Ортотропные и плагиотропные побеги. Жизненная форма растений.
Стебель - ось побега. Анатомическое строение стебля однодольных и двудольных растений. Строение стебля травянистых двудольных растений: пучковое (клевер), непучковое (лен) и переходное (подсолнечник). Строение стебля двудольных и голосеменных древесных растений.
Структура древесины. Возрастные изменения древесины и коры (ядровая древесина и заболонь).
Лист. Части листа. Классификация листьев. Анатомическое строение листьев двудольных и однодольных растений. Зависимость строения листьев от экологических условий. Листопад.