ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.11.2021

Просмотров: 1365

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Тверская государственная сельскохозяйственная академия»



методические указания по самостоятельному изучению и написанию контрольной работы по

дисциплине


БОТАНИКА



Направление подготовки:

110400 «Агрономия»


Профили подготовки

«Агрономия»

«Луговые ландшафты и газоны»


Квалификация (степень) выпускника

бакалавр


Форма обучения

очная



г. Тверь -2013г.


Методические указания составлены в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ООП ВПО по направлению и профилю подготовки «Агрономия»

Авторы:

ФГБОУ ВПО «Тверская государственная сельскохозяйственная академия»


д.с.-х.н., профессор



к.с.-х.н., доцент кафедры ботаники и луговых экосистем


Тюлин В.А.



Гриц Н.В.



Методические указания рассмотрены на заседании кафедры: «___» ________ 2013 г. Протокол № _____


Методические указания одобрены на заседании методической комиссии факультета «_____» ______2013 г, протокол № _____



  1. Цели и задачи освоения дисциплины

Цель изучения дисциплины - приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков, необходимых для освоения программ дисциплин профессионального цикла подготовки бакалавров направления 110400 «Агрономия».

К основным задачам изучения дисциплины относятся

  • получение знаний о строении основных вегетативных органов покрытосеменных растений на клеточном, тканевом и органном уровнях, их метаморфозов;

  • получение знаний о строении генеративных органов покрытосеменных и о процессе образования семян и плодов;

  • получение представления о многообразии мира растений, эволюции их структурно-функциональной организации в ходе приспособления к изменяющимся условиям жизни на Земле;

  • заложение основ знаний об экологии растений для обеспечения возможности их использования в сельском хозяйстве.

  1. Требования к освоению дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

1) Знать: анатомию, морфологию, систематику, закономерности происхождения, изменения растений;

2) Уметь: распознавать культурные и дикорастущие растения;

3) Владеть: методикой работы со световым микроскопом, методикой определения растений, методикой морфологического описания растений.

  1. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет ___5___ зачетных единиц,

____180____ часов.


Вид учебной работы

Всего часов / зачетных единиц

Аудиторные занятия (всего)

14

В том числе:


Лекции

6

Семинары (С)


Лабораторные работы (ЛР)

8

Занятия, проводимые в интерактивной форме

4

Самостоятельная работа (всего)

166

В том числе:


Подготовка к лабораторным работам.

60

Подготовка контрольной работы

70

Вид промежуточной аттестации (экзамен)

36

Общая трудоемкость часы

зачетные единицы

180

5



4.1. Содержание разделов дисциплины

Модуль 1. Анатомия семенных растений

Тема 1. Ботаника – научная основа агрономии. Клетка как основная структурная и функциональная единица живой материи

Ботаника как наука и учебная дисциплина. Понятие о клетке. Клеточная теория. История изучения клетки. Основные особенности растительных клеток. Протопласт и его производные. Органеллы растительной клетки.

Контрольные вопросы:

  1. Каковы основные функции различных органоидов клетки?

  2. Чем паренхимные клетки отличаются от прозенхимных?

  3. Каковы функции и строение хлоропластов?

  4. Пигменты, форма, функции хромопластов.

  5. Какова функция лейкопластов? Где они встречаются? Перечислите типы лейкопластов.

  6. Какое значение имеет движение цитоплазмы? Перечислите виды движения.

  7. Что такое тургор? плазмолиз? Как можно искусственно вызвать плазмолиз?

Тема 2. Деление клеток. Продукты жизнедеятельности растений

Ядро растительных клеток. Способы деления клеток. Жизненный цикл и дифференцирование клеток.

Клеточная стенка как производное протопласта. Строение и химический состав. Видоизменения клеточной стенки (одревеснение, опробковение, кутинизация, минерализация, ослизнение). Запасные питательные вещества растений, их состав, локализация в клетке, тканях и органах растений.

Контрольные вопросы:

  1. В чем заключается биологическая суть митоза?

  2. Перечислите и охарактеризуйте фазы митоза и цитокинез.

  3. Перечислите нерастворимые запасные питательные вещества клетки.

  4. В каких органах растения и в каких частях клетки накапливается крахмал? Перечислите и охарактеризуйте типы крахмальных зерен.

  5. Где и в какой форме откладываются запасные белки и жиры (масла)? Перечислите растения, богатые белками, жирами.

  6. Каковы функции и химический состав клеточной оболочки?

  7. Чем первичная оболочка отличатся от вторичной? Что такое пора? плазмодесмы?

  8. Перечислите видоизменения клеточной оболочки. Охарактеризуйте различные её видоизменения.

Тема 3. Образовательные, покровные и основные ткани растений

Понятие о тканях. Понятие о тканях. Ткани образовательные и постоянные. Образовательные ткани. Первичные и вторичные меристемы. Расположение в теле растения: апикальные, интеркалярные, латеральные меристемы. Раневые меристемы.

Классификация постоянных тканей. Покровные ткани. Эпиблема. Особенности строения клеток в связи с функцией поглощения. Эпидерма. Строение и работа устьиц, их роль в газообмене и транспирации. Покровные комплексы перидерма и корка. Чечевички, формирование и функции.

Основные ткани: ассимиляционные, запасающие и воздухоносные.

Контрольные вопросы:

​Дайте определение ткани. Перечислите основные растительные ткани.

  1. Классификация образовательных тканей (меристем).

  2. Каковы особенности клеток меристем в связи с выполняемыми функциями?

  3. Каковы функции покровных тканей и особенности их строения?

  4. Опишите строение устьиц и их работу.

  5. Как образуется пробка? Какие ткани входят в состав перидермы?

  6. Чем эпидермис отличается от перидермы?

  7. Что такое корка, где ее можно обнаружить?


Тема 4. Проводящие, выделительные и механические ткани растений

Механические ткани. Колленхима, склеренхима. Особенности строения.

Проводящие ткани и комплексы. Строение трахеальных элементов трахеид, сосудов. Ситовидные элементы ситовидные клетки и ситовидные трубки. Проводящие комплексы ксилема, флоэма, их гистологический состав. Проводящие пучки.

Выделительные ткани. Наружные выделительные ткани. Внутренние выделительные ткани.

Контрольные вопросы:

  1. Какие функции выполняют механические ткани и в чем особенности их строения?

  2. Опишите строение клеток колленхимы. В чем отличие между уголковой и пластинчатой колленхимой?

  3. Опишите строение склеренхимы. Чем она отличается от колленхимы? Почему у некоторых растений есть и та, и другая механическая ткань?

  4. Опишите склереиды. Где они встречаются?

  5. Перечислите проводящие ткани, укажите их функции.

  6. Чем сосуды отличаются от трахеид? На чем основана классификация сосудов? Назовите типы сосудов.

  7. Опишите строение ситовидной трубки.

  8. Из каких частей и тканей состоят проводящие пучки?

  9. Перечислите типы (виды) пучков. На чем основана их классификация?

Модуль 2. Морфология семенных растений

Тема 5. Корень и его функции

Закономерности, характерные для вегетативных и генеративных органов высших растений. Формирование зародыша, проростка; развитие корня и побега семенного растения.

Корень и корневая система. Классификация корневых систем по происхождению и строению. Анатомия корня. Первичное строение корня. Вторичное строение корня. Специализация и метаморфозы корней.

Контрольные вопросы:

  1. Из каких корней состоит стержневая и мочковатая корневая система?

  2. Перечислите метаморфозы корня, укажите их функции.

  3. Опишите морфологическое и анатомическое строение корнеплодов. Чем отличаются корнеплоды по анатомическому строению?

  4. Перечислите зоны корня, опишите их функции.

Тема 6. Общая характеристика побега. Лист – боковой орган побега

Побег - основной орган высших растений. Система побегов. Классификация побегов. Органы второго порядка: стебель и листья. Почка - зачаточный побег. Строение и классификация почек. Симподиальное и моноподиальное нарастание побега. Ортотропные и плагиотропные побеги. Жизненная форма растений.

Стебель - ось побега. Анатомическое строение стебля однодольных и двудольных растений. Строение стебля травянистых двудольных растений: пучковое (клевер), непучковое (лен) и переходное (подсолнечник). Строение стебля двудольных и голосеменных древесных растений.

Структура древесины. Возрастные изменения древесины и коры (ядровая древесина и заболонь).

Лист. Части листа. Классификация листьев. Анатомическое строение листьев двудольных и однодольных растений. Зависимость строения листьев от экологических условий. Листопад.