ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.11.2021
Просмотров: 488
Скачиваний: 5
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
ФГБОУ ВО Тверская ГСХА
КАФЕДРА БОТАНИКИ И ЛУГОВЫХ ЭКОСИСТЕМ
АГРОМЕТЕОРОЛОГИЯ
методические указания по самостоятельному изучению
и написанию контрольной работы
Направление подготовки:
110400 – Агрономия, 110100 - Агрохимия и агропочвоведение,
110900 - Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции
Профили подготовки:
Луговые ландшафты и газоны, Агрономия, Агроэкология, Хранение и
переработка сельскохозяйственной продукции
Квалификация (степень) выпускника бакалавр
Форма обучения заочная
Тверь, 2015г.
Рецензент: к.с.-х.н., профессор Велюханов И.В.
Аляутдинова Г.В., Королева Ю.С., Кувалдина А.А. Агрометеорология. Методические указания по самостоятельному изучению и написанию контрольной работы / Г.В. Аляутдинова, Ю.С. Королева, А.А. Кувалдина.- Тверь.: Тверская ГСХА, 2015.-24с.
Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании кафедры ботаники и луговых экосистем «19» января 2015 г., протокол № 6
Одобрены на заседании методической комиссии технологического факультета « 21 » января 2015 г, протокол № 5 .
Методические указания составлены в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ООП ВПО и предназначены для студентов заочного отделения технологического факультета по направлениям: 110400 – Агрономия, 110100 - Агрохимия и агропочвоведение, 110900 - Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции, профилям подготовки: Луговые ландшафты и газоны, Агрономия, Агроэкология, Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции для самостоятельного изучения и написания контрольной работы по дисциплине «Агрометеорология».
Специалистам сельского хозяйства необходимо уметь эффективно использовать ресурсы климата и погоды для повышения эффективности сельскохозяйственного производства, бороться с неблагоприятными метеорологическими явлениями. Для этого необходимо изучать агрометеорологию, которая рассматривает физические основы явлений и процессов, происходящих в атмосфере в целом и их взаимодействие.
1.Цели и задачи освоения дисциплины
Целью изучения дисциплины является формирование представлений, знаний и навыков об агрометеорологических факторах и их сочетаний, оказывающих влияние на рост, развитие и урожайность сельскохозяйственных культур.
Задачами дисциплины являются изучение:
– нормативных агрометеорологических показателей потребности сельскохозяйственных культур в основных факторах среды (света, тепла, влаги);
– опасных для сельского хозяйства метеорологических явлений и способов защиты от них;
– основных компонентов погоды и ее прогноза;
– метеорологических приборов и видов агрометеорологических наблюдений;
– методов агрометеорологических прогнозов и сельскохозяйственной оценки климата.
-
Требования к освоению дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- состав, методы измерения и пути эффективного использования в растениеводстве солнечной радиации, температурного, водного режима почвы и воздуха;
- опасные для сельского хозяйства метеорологические явления и меры борьбы с ними;
- правила и методику применения агрометеорологической и климатической информации в агрономии .
Уметь:
- вести наблюдения за солнечной радиацией, температурой, влажностью воздуха и почвы, осадками и другими метеорологическими факторами;
- составлять агрометеорологические прогнозы, анализировать агрометеорологические условия конкретного периода;
- оценивать агроклиматические ресурсы территории;
- планировать и проводить полевые работы с учетом особенностей термического и влажностного режима агроландшафтов.
Владеть:
- современными методами оценки природно-ресурсного потенциала территории для целей сельскохозяйственного производства;
- видами и методами агрометеорологических наблюдений и прогнозов;
- навыками организации и проведения полевых работ и принятия управленческих решений в различных погодных условиях функционирования агроэкосистем;
- способами защиты сельскохозяйственных культур от опасных метеорологических явлений.
3.Структура и содержание дисциплины (модуля)
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц, 72 часа.
Вид учебной работы |
Всего часов |
Семестр |
5 |
||
Аудиторные занятия (всего) |
10 |
10 |
В том числе: |
|
|
Лекции |
4 |
4 |
Семинары (С) |
|
|
Практические занятия (ПЗ) |
6 |
6 |
Занятия, проводимые в интерактивной форме |
2 |
2 |
Самостоятельная работа (всего) |
62 |
62 |
В том числе: |
|
|
Подготовка к лабораторным работам |
|
|
Подготовка к контрольным работам, коллоквиуму. |
30 |
30 |
Подготовка к тестированию |
32 |
32 |
Вид промежуточной аттестации (зачет) |
|
|
Общая трудоемкость часы зачетные единицы |
72 |
72 |
2 |
2 |
3.1. Содержание модулей дисциплины
Модуль 1. Земная атмосфера как среда сельскохозяйственного
производства. Тепловые процессы.
Тема 1. Предмет и задачи агрометеорологии, её значение для мирового сельского хозяйства. Атмосфера. Состав, строение и основные свойства атмосферы
Метеорология и агрометеорология. Связь с биологическими и сельскохозяйственными науками. Краткая история науки. Основные методы агрометеорологических исследований. Использование основных биологических законов земледелия и растениеводства в агрометеорологии. Строение атмосферы. Газовый состав приземного слоя воздуха и почвы. Современные изменения в газовом составе. Проблемы «озоновых дыр» и парникового эффекта. Загрязнения атмосферы. Природные и антропогенные источники. Влияние загрязнений на биосферу, в т.ч. на сельскохозяйственное производство. Система мер борьбы с загрязнением атмосферы.
Тема 2. Солнечная радиация. Значение солнечной энергии для биосферы. ФАР – фотосинтетически активная радиация. Создание оптимальных условий для увеличения интенсивности фотосинтетической деятельности растений в посеве
Виды потоков солнечной радиации. Солнечная постоянная. Пути ослабления солнечной радиации в атмосфере. Спектральный состав и его биологическое значение. Отраженная радиация. Альбедо поверхности. Излучение земли и атмосферы. Уравнение радиационного баланса. Поглощение солнечной радиации в посевах. Фотосинтетически активная радиация (ФАР). Коэффициент использования ФАР. Фотосинтетический потенциал растений. Создание оптимальных условий для увеличения фотосинтетической деятельности с/х растений в сельском хозяйстве.
Тема 3. Температурный режим почвы и воздуха. Методы его регулирования
Уравнение теплового баланса почвы. Типы теплообмена. Теплофизические свойства почвы. Суточный и годовой ход температуры почвы. Законы Фурье. Зависимость температуры почвы от рельефа, растительности, снежного покрова и обработки почвы. Теплообмен в атмосфере. Изменение температуры воздуха с высотой. Характеристики температурного режима. Методы оценки теплообеспеченности сельскохозяйственных культур. Суммы активных и эффективных температур. Нормативные показатели потребности в тепле основных сельскохозяйственных культур.
Модуль 2. Атмосферная и почвенная влага. Циркуляция атмосферы. Неблагоприятные агрометеорологические явления.
Тема 4. Водный режим воздуха, методы его регулирования
Характеристики влажности воздуха. Значение влажности воздуха для сельского хозяйства. Испарение с поверхности воды, почвы, растений. Испаряемость. Методы регулирования испарения. Конденсация водяного пара. Продукты конденсации. Значение для сельского хозяйства. Методы измерения влажности воздуха, испарения и осадков. Снежный покров. Влияние его на перезимовку зимующих культур, накопление влаги в почве. Снежные мелиорации. Почвенная влага. Агрогидрологические константы. Продуктивная влага. Водный баланс поля. Регулирование водного режима почвы на сельскохозяйственных полях.
Тема 5. Опасные (неблагоприятные) для сельскохозяйственного производства метеорологические явления и меры борьбы с ними
Засухи и суховеи, их влияние на растения, причины возникновения. Нормативные агрометеорологические показатели засух и суховеев. Пыльные бури. Современные средства борьбы с засушливыми явлениями. Заморозки. Типы заморозков и условия их возникновения. Методы прогноза и защиты сельскохозяйственных культур от заморозков. Нормативные показатели критических температур повреждения основных сельскохозяйственных культур заморозками. Неблагоприятные агрометеорологические условия перезимовки сельскохозяйственных культур. Меры борьбы.
Модуль 3. Основы климатологии. Агрометеорологическое обеспечение сельскохозяйственного производства.
Тема 6. Климат и его оценка для целей сельскохозяйственного производства. Микроклимат, климат почвы и фитоклимат
Климат. Климатообразующие факторы. Сельскохозяйственная оценка климата. Агроклиматические показатели. Оценка ресурсов солнечной радиации, термических ресурсов вегетационного периода, условий увлажнения, перезимовки сельскохозяйственных культур, проведения полевых работ. Агроклиматическое районирование. Агроклиматические ресурсы РФ. Современные изменения и колебания климата. Микроклимат, климат почвы и фитоклимат. Понятие о местном климате. Метеорологический режим разных ландшафтов. Изучение микроклимата и составление микроклиматических карт хозяйства. Проблема оптимизации агрометеорологических условий. Мелиорация микроклимата. Основные методы регулирования климата почвы и микроклимата.
Тема 7. Агрометеорологические прогнозы, их виды и методы составления
Основные виды агрометеорологических прогнозов и информации. Принципы и методы составления агрометеорологических прогнозов. Оправданность агрометеорологических прогнозов. Использование прогнозов и метеорологической информации в сельскохозяйственном производстве.
Тема 8. Погода и её прогноз. Агрометеорологические условия и продуктивность сельскохозяйственных культур Нечерноземной зоны РФ
Облака и их классификация. Ветер. Причины его возникновения. Роза ветров и её учет в сельском хозяйстве. Предварительная обработка опытных данных. Воздушные массы, их перемещение и трансформация. Фронты. Циклоны и антициклоны. Синоптическая карта. Прогноз погоды и виды прогнозов. Агроклиматические ресурсы Нечерноземной зоны. Агрометеорологические условия осени, зимовки и формирования урожая озимых. Агрометеорологические условия проведения весенних полевых работ и формирование урожая яровых зерновых культур. Агрометеорологические условия формирования урожая зеленой массы трав и клубней картофеля.
3.2 Разделы дисциплины и виды занятий