ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.11.2021

Просмотров: 488

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

ФГБОУ ВО Тверская ГСХА



КАФЕДРА БОТАНИКИ И ЛУГОВЫХ ЭКОСИСТЕМ




АГРОМЕТЕОРОЛОГИЯ


методические указания по самостоятельному изучению

и написанию контрольной работы



Направление подготовки:

110400 – Агрономия, 110100 - Агрохимия и агропочвоведение,

110900 - Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции


Профили подготовки:

Луговые ландшафты и газоны, Агрономия, Агроэкология, Хранение и

переработка сельскохозяйственной продукции


Квалификация (степень) выпускника бакалавр

Форма обучения заочная





Тверь, 2015г.





Рецензент: к.с.-х.н., профессор Велюханов И.В.


Аляутдинова Г.В., Королева Ю.С., Кувалдина А.А. Агрометеорология. Методические указания по самостоятельному изучению и написанию контрольной работы / Г.В. Аляутдинова, Ю.С. Королева, А.А. Кувалдина.- Тверь.: Тверская ГСХА, 2015.-24с.




Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании кафедры ботаники и луговых экосистем «19» января 2015 г., протокол № 6

Одобрены на заседании методической комиссии технологического факультета « 21 » января 2015 г, протокол № 5 .


Методические указания составлены в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ООП ВПО и предназначены для студентов заочного отделения технологического факультета по направлениям: 110400 – Агрономия, 110100 - Агрохимия и агропочвоведение, 110900 - Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции, профилям подготовки: Луговые ландшафты и газоны, Агрономия, Агроэкология, Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции для самостоятельного изучения и написания контрольной работы по дисциплине «Агрометеорология».





Специалистам сельского хозяйства необходимо уметь эффективно использовать ресурсы климата и погоды для повышения эффективности сельскохозяйственного производства, бороться с неблагоприятными метеорологическими явлениями. Для этого необходимо изучать агрометеорологию, которая рассматривает физические основы явлений и процессов, происходящих в атмосфере в целом и их взаимодействие.


1.Цели и задачи освоения дисциплины

Целью изучения дисциплины является формирование представлений, знаний и на­выков об агрометеорологических факторах и их сочетаний, оказывающих влияние на рост, развитие и урожайность сельскохозяйственных культур.


Задачами дисциплины являются изучение:

нормативных агрометеорологических показателей потребности сельскохозяйственных культур в основных факторах среды (света, тепла, влаги);

опасных для сельского хозяйства метеорологических явлений и способов защиты от них;

основных компонентов погоды и ее прогноза;

метеорологических приборов и видов агрометеорологических наблюдений;

методов агрометеорологических прогнозов и сельскохозяйственной оценки климата.



  1. Требования к освоению дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- состав, методы измерения и пути эффективного использования в растениеводстве солнеч­ной радиации, температурного, водного режима почвы и воздуха;

- опасные для сельского хозяйства метеорологи­ческие явления и меры борьбы с ними;

- правила и методику применения агрометеорологической и климатической информации в агрономии .

Уметь:

- вести наблюдения за солнечной радиацией, температурой, влажностью воздуха и почвы, осадками и другими метеорологическими факторами;

- составлять агрометеорологические прогнозы, анализировать аг­рометеорологические условия конкретного периода;

- оценивать агроклиматические ресурсы терри­тории;

- планировать и про­водить полевые работы с учетом особенностей термического и влажностного режима агроландшафтов.

Владеть:

- современными методами оценки природно-ресурсного потенциала территории для целей сельскохозяйственного производства;

- видами и методами агрометеороло­гических наблюдений и прогнозов;

- навыками организации и проведения полевых работ и принятия управленческих решений в различных погодных условиях функционирования агроэкосистем;

- способами защиты сельскохозяйственных культур от опасных метеорологических явлений.


3.Структура и содержание дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц, 72 часа.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

5

Аудиторные занятия (всего)

10

10

В том числе:



Лекции

4

4

Семинары (С)



Практические занятия (ПЗ)

6

6

Занятия, проводимые в интерактивной форме

2

2

Самостоятельная работа (всего)

62

62

В том числе:



Подготовка к лабораторным работам



Подготовка к контрольным работам, коллоквиуму.

30

30

Подготовка к тестированию

32

32

Вид промежуточной аттестации (зачет)



Общая трудоемкость часы

зачетные единицы

72

72

2

2



3.1. Содержание модулей дисциплины

Модуль 1. Земная атмосфера как среда сельскохозяйственного

производства. Тепловые процессы.

Тема 1. Предмет и задачи агрометеорологии, её значение для мирового сельского хозяйства. Атмосфера. Состав, строение и основные свойства атмосферы

Метеорология и агрометеорология. Связь с биологическими и сельскохозяйственными науками. Краткая история науки. Основные методы агрометеорологических исследований. Использование основных биологических законов земледелия и растениеводства в агрометеорологии. Строение атмосферы. Газовый состав приземного слоя воздуха и почвы. Современные изменения в газовом составе. Проблемы «озоновых дыр» и парникового эффекта. Загрязнения атмосферы. Природные и антропогенные источники. Влияние загрязнений на биосферу, в т.ч. на сельскохозяйственное производство. Система мер борьбы с загрязнением атмосферы.


Тема 2. Солнечная радиация. Значение солнечной энергии для биосферы. ФАР – фотосинтетически активная радиация. Создание оптимальных условий для увеличения интенсивности фотосинтетической деятельности растений в посеве

Виды потоков солнечной радиации. Солнечная постоянная. Пути ослабления солнечной радиации в атмосфере. Спектральный состав и его биологическое значение. От­раженная радиация. Альбедо поверхности. Излучение земли и атмо­сферы. Уравнение радиационного баланса. Поглощение солнечной радиации в посевах. Фотосинтетически активная радиация (ФАР). Коэффициент ис­пользования ФАР. Фотосинтетический потенциал растений. Создание оптимальных условий для увеличения фотосинтетической деятельности с/х растений в сельском хозяйстве.


Тема 3. Температурный режим почвы и воздуха. Методы его регулирования

Уравнение теплового баланса почвы. Типы теплообмена. Теплофизические свойства почвы. Суточный и годовой ход температу­ры почвы. Законы Фурье. Зависимость температуры почвы от рельефа, рас­тительности, снежного покрова и обработки почвы. Теплообмен в атмосфере. Изменение температуры воздуха с вы­сотой. Характеристики температурного режима. Методы оценки теплообеспеченности сельскохозяйственных культур. Суммы активных и эффективных температур. Нормативные показатели потребности в тепле основных сельскохозяйственных культур.


Модуль 2. Атмосферная и почвенная влага. Циркуляция атмосферы. Неблагоприятные агрометеорологические явления.

Тема 4. Водный режим воздуха, методы его регулирования

Характеристики влажности воздуха. Значение влажности воздуха для сельского хозяйства. Испарение с поверхности воды, почвы, растений. Испаряемость. Методы регулирования испарения. Конденсация водяного пара. Продукты конденсации. Значение для сельского хо­зяйства. Методы измерения влажности воздуха, испарения и осадков. Снежный покров. Влияние его на перезимовку зимующих культур, накопление влаги в почве. Снежные мелиорации. Почвенная влага. Агрогидрологические константы. Продуктивная влага. Водный баланс поля. Регулирование водного режима почвы на сельскохозяйственных полях.



Тема 5. Опасные (неблагоприятные) для сельскохозяйственного производства метеорологические явления и меры борьбы с ними

Засухи и суховеи, их влияние на растения, причины возникно­вения. Нормативные агрометеорологические показатели засух и сухо­веев. Пыльные бури. Современные средства борьбы с засушливыми явлениями. Заморозки. Типы заморозков и условия их возникновения. Методы про­гноза и защиты сельскохозяйственных культур от заморозков. Норма­тивные показатели критических температур повреждения основных сельскохо­зяйственных культур заморозками. Неблагоприятные агрометеорологические условия перезимовки сельскохозяйственных культур. Меры борьбы.


Модуль 3. Основы климатологии. Агрометеорологическое обеспечение сельскохозяйственного производства.

Тема 6. Климат и его оценка для целей сельскохозяйственного производства. Микроклимат, климат почвы и фитоклимат

Климат. Климатообразующие факторы. Сельскохозяйственная оценка климата. Агроклиматические по­казатели. Оценка ресурсов солнечной радиации, термических ресур­сов вегетационного периода, условий увлажнения, перезимовки сель­скохозяйственных культур, проведения полевых работ. Агроклиматическое районирование. Агроклиматические ресурсы РФ. Современные изменения и коле­бания климата. Микроклимат, климат почвы и фитоклимат. Понятие о местном климате. Метеорологический режим разных ландшафтов. Изучение микроклимата и составление микроклиматических карт хозяйства. Проблема оптимизации агрометеорологических условий. Мелиорация микроклимата. Основные методы регулирования климата почвы и микроклимата.


Тема 7. Агрометеорологические прогнозы, их виды и методы составления

Основные виды агрометеорологических прогнозов и информации. Принципы и методы составления агрометеорологических прогнозов. Оправданность агрометеорологических прогнозов. Использование прогнозов и метеорологической информации в сельскохозяйственном производстве.


Тема 8. Погода и её прогноз. Агрометеорологические условия и продуктивность сельскохозяйственных культур Нечерноземной зоны РФ

Облака и их классификация. Ветер. Причины его возникновения. Роза ветров и её учет в сельском хозяйстве. Предварительная обработка опытных данных. Воздушные массы, их перемещение и трансформация. Фронты. Циклоны и антициклоны. Синоптическая карта. Прогноз погоды и виды прогнозов. Агроклиматические ресурсы Нечерноземной зоны. Агрометеорологические условия осени, зимовки и формирования урожая озимых. Агрометеорологические условия проведения весенних полевых работ и формирование урожая яровых зерновых культур. Агрометеорологические условия формирования урожая зеленой массы трав и клубней картофеля.


3.2 Разделы дисциплины и виды занятий