ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.11.2021
Просмотров: 490
Скачиваний: 5
№ п/п |
Наименование модулей и тем |
Всего часов |
Количество аудиторных часов |
Самостоятельная работа, часы
|
||||
Всего |
По видам занятий |
|||||||
Л |
ПЗ |
С |
ЛР |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
Модуль 1. Земная атмосфера как среда сельскохозяйственного производства. Тепловые процессы |
27 |
4 |
2 |
2 |
|
|
23 |
1 |
Тема 1 - Предмет и задачи агрометеорологии, её значение для мирового сельского хозяйства. Атмосфера. Состав, строение и основные свойства атмосферы. |
9 |
1 |
1 |
|
|
|
8 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
2 |
Тема 2 - Солнечная радиация. Значение солнечной энергии для биосферы. ФАР. Создание оптимальных условий для увеличения интенсивности фотосинтетической деятельности растений в посеве. |
9 |
2 |
1 |
1 |
|
|
7 |
3 |
Тема 3 - Температурный режим почвы и воздуха. Методы его регулирования. |
9 |
1 |
|
1 |
|
|
8 |
|
Модуль 2. Атмосферная и почвенная влага. Циркуляция атмосферы. Неблагоприятные агрометеорологические явления |
18 |
3 |
1 |
2 |
|
|
15 |
4 |
Тема 4 - Водный режим воздуха, методы его регулирования. |
9 |
2 |
1 |
1 |
|
|
7 |
5 |
Тема 5 - Опасные (неблагоприятные) для сельскохозяйственного производства метеорологические явления и меры борьбы с ними. |
9 |
1 |
|
1 |
|
|
8 |
|
Модуль 3. Основы климатологии. Агрометеорологическое обеспечение сельскохозяйственного производства. |
27 |
3 |
1 |
2 |
|
|
24 |
6 |
Тема 6 - Климат и его оценка для целей сельскохозяйственного производства. Микроклимат, климат почвы и фитоклимат. |
9 |
1 |
|
1 |
|
|
8 |
7 |
Тема 7 - Агрометеорологические прогнозы, их виды и методы составления. |
9 |
1 |
1 |
|
|
|
8 |
8 |
Тема 8 - Погода и её прогноз. Агрометеорологические условия и продуктивность сельскохозяйственных культур Нечерноземной зоны РФ. |
9 |
1 |
|
1 |
|
|
8 |
|
Итого, час |
72 |
10 |
4 |
6 |
|
|
62 |
4.Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Фонд оценочных средств по дисциплине включает:
-
вопросы и задания для выполнения контрольной работы;
-
тестовые задания;
-
вопросы к зачету.
4.1 Вопросы и задания для выполнения контрольной работы:
-
Агрометеорология как наука. Цели, задачи, методы исследований.
-
Этапы развития агрометеорологии.
-
Состав приземного слоя атмосферы и почвенного воздуха.
-
Загрязнение атмосферы и меры борьбы с ним.
-
Атмосферное давление. Приборы для измерения.
-
Строение и методы исследования атмосферы.
-
Потоки лучистой энергии.
-
Солнце как источник радиации. Лучистая энергия и растения.
-
Спектральный состав солнечной радиации.
-
Радиационный баланс земной поверхности и его составляющие.
-
Прямая и рассеянная солнечная радиация, их суточный и годовой ход.
-
Приборы для измерения лучистой энергии. Пути использования солнечной радиации в сельском хозяйстве.
-
Тепловой баланс земной поверхности. Амплитуда хода температуры.
-
Теплофизические характеристики почвы.
-
Законы Фурье.
-
Влияние рельефа, растительности и снежного покрова на температуру почвы.
-
Измерение температуры и глубины промерзания почвы.
-
Методы воздействия на температурный режим почвы.
-
Процессы нагревания и охлаждения воздуха.
-
Суточный и годовой ход температуры воздуха.
-
Изменения температуры воздуха. Показатели температурного режима воздуха.
-
Влажность воздуха. Значение влажности воздуха в растениеводстве.
-
Суточный и годовой ход влажности воздуха.
-
Методы и приборы для измерения влажности воздуха.
-
Испарение с поверхности воды, почвы, растений.
-
Испаряемость. Методы определения.
-
Методы регулирования испарения в сельском хозяйстве.
-
Конденсация и сублимация водяного пара.
-
Группы, формы, семейства и рода облаков.
-
Виды и типы осадков.
-
Распределение осадков на земной поверхности.
-
Значение осадков для сельского хозяйства. Методы измерения осадков.
-
Снежный покров.
-
Формы почвенной воды. Методы определения влажности почвы.
-
Агрогидрологические свойства почвы.
-
Продуктивная влага, ее влияние на сельскохозяйственные культуры.
-
Водный баланс. Регулирование водного режима почвы.
-
Ветер. Характеристики, причины и приборы для измерения.
-
Ветры общей циркуляции атмосферы.
-
Местные ветры. Виды и их значение.
-
Погода, ее изменения.
-
Воздушные массы.
-
Погода в циклоне и антициклоне.
-
Прогнозы погоды.
-
Понятие о климате и климатообразующих факторах. Изменение климата.
-
Классификация климатов РФ.
-
Методика оценки климата.
-
Оценка термических и световых ресурсов вегетационного периода.
-
Оценка условий увлажнения вегетационного периода.
-
Оценка условий перезимовки сельскохозяйственных культур.
-
Микроклимат и фитоклимат. Методы изучения.
-
Засухи и суховеи. Меры борьбы с ними.
-
Ветровая эрозия почв.
-
Град и ливневые дожди. Причины возникновения.
-
Типы заморозков. Распространение, прогноз заморозков, методы защиты.
-
Зимостойкость и морозостойкость растений.
-
Опасные явления для озимых культур и меры борьбы с ними.
-
Общее и частное агроклиматическое районирование.
-
Влияние климата на распространение вредителей и болезней сельскохозяйственных культур.
-
Агрометеорологическое обеспечение сельскохозяйственного производства.
-
Программирование урожайности сельскохозяйственных культур.
-
Агрометеорологические прогнозы.
-
Основные виды и формы агрометеорологической информации. Современные способы обработки.
-
Задача. Вычислить суммарную солнечную радиацию при следующих данных: высота солнца 70°, прямая солнечная радиация S = 0,59 кВт/м2, рассеянная D = 0,16 кBт/м2.
-
Задача. Вычислить альбедо Ак земного поля, если суммарная радиация Q = 0,63 кВт/м2, отраженная Rк= 0,14 кВт/м2.
-
Задача. Вычислить поглощенную радиацию за час свежевспаханным черноземом (Ак=10%) и песчаной почвой (А к=40%), если суммарная: радиация в среднем за этот час составляет 840 Вт/м2.
-
Задача. Вычислить эффективное излучение поверхности поля (альбедо 15%), если радиационный баланс составляет 420 Вт/м2 и суммарная радиация равна 840 Вт/м2.
-
Задача. Найти радиационный баланс травостоя, имеющий альбедо - 20%, если поток прямой радиации на горизонтальную поверхность составляет 546 Вт/м, рассеянной -140 Вт/м2, эффективное излучение -105 Вт/м2.
-
Задача. Вычислить суммарную солнечную радиацию при следующих данных: высота солнца 70°, прямая солнечная радиация S = 0,59 кВт/м2, рассеянная D = 0,16 кВт/м2.
-
Задача. Найти радиационный баланс травостоя, имеющий альбедо - 20%, если поток прямой радиации на горизонтальную поверхность составляет 546 Вт/м2, рассеянной - 140 Вт/м2, эффективное излучение - 105 Вт/м2.
-
Задача. Картофель в районе Смоленска вегетирует с 15 мая по 31 августа. Вычислить сумму ФАР за этот период.
S' Y = 214 МДж/м2; ∑DY = 231 МДж/м2;
∑S' YI=393 МДж/м2; ∑DYI=268 МДж/м2;
∑S' YII = 222 МДж/м2; ∑DYII =257 МДж/м2.
-
Задача. Вычислить отраженную радиацию при следующих данных: суммарная радиация 805 Вт/м2, эффективное излучение 70 Вт/м2, альбедо поверхности 15%.
-
Задача. Рассчитать радиационный баланс деятельного слоя, если поглощенная часть коротковолновой радиации равна 0,06 кВт/м2 и эффективное излучение составляет 0,09 кВт/м2. Каков смысл знака ответа?
-
Задача: Масса взятой пробы снега составляет 240 г, а ее объем - 1200 см. Сколько воды приходится на 1 га при условии равномерного залегания снежного покрова высотой 30 см?
-
Задача: Вычислить влажность почвы, если масса пробы до высушивания равна 25,4 г, после высушивания - 20,8 г.
-
Задача: Свежевыпавший рыхлый снег при слабом ветре и низкой температуре имеет плотность 0,08 г/см3. Какой слой воды будет, если высота снежного покрова составляет 45 см?
-
Задача: Свежевыпавший рыхлый снег при слабом ветре и низкой температуре имеет плотность 0,04 г/см3, а весной при оттепелях плотность снега может3 достигать 0,7 г/см. Какой слой воды образуется в первом и во втором случаях при средней высоте снежного покрова 40 см?
-
Задача: Вычислить запасы продуктивной влаги в слое 0-20 см, если объёмная масса сухой почвы 1,33 г/см3, влажность почвы-35%. Влажность устойчивого завядания для этой почвы равна 9%.
-
Задача: В конце марта высота снежного покрова достигает в среднем 60 см. Каков запас воды в снеге в мм и м3/га, если плотность снега в это время составляет 0,3 г/см3 ?
-
Задача: Определить влажность почвенной пробы, если масса пробы со стаканчиком составляет 55,8 г, после высушивания масса пробы без стаканчика 21,4 г; масса стаканчика 30,4 г.
4.2 Задания для самостоятельной работы
Тесты:
Тема 1. Земная атмосфера и биосфера
1. Величины, определяющие состояние и продуктивность посевов (посадок), называются:
-
агрометеорологические условия;
-
агрометеорологические факторы;
-
агрометеорологические показатели.
2. Величины, показывающие обеспеченность полевых культур факторами среды обитания в целом за период вегетации, а так же за межфазные периоды роста и развития растений, называются:
-
агрометеорологические условия;
-
агрометеорологические факторы;
-
агрометеорологические показатели.
3. Состояние атмосферы, которое характеризуется совокупностью метеорологических величин, называются:
-
климат;
-
погодные условия;
-
погода.
4. Газообразная оболочка Земли, являющаяся средой обитания живых и растительных организмов, называется:
-
термосфера;
-
атмосфера;
-
экзосфера.
5. Непрерывный воздухообмен между почвой и атмосферой называется:
-
тепловая конвекция;
-
аэрация почвы;
-
теплообмен.
6. Изменение давления с высотой на 1 т Па называется:
-
температурный градиент;
-
атмосферное давление;
-
барическая ступень.
7. В виде чего поступает на землю солнечное облучение:
-
эффективного атмосферного излучения;
-
рассеянной и отраженной радиации;
-
прямой и рассеянной радиации.
8. Горизонтальный барический градиент вызывает:
-
горизонтальное движение воздуха;
-
вертикальное движение воздуха; 3.хаотическое движение воздуха.
9. Часть солнечного излучения, приходящая на земную поверхность непосредственно от диска Солнца, называют:
-
суммарная радиация;
-
прямая радиация;
-
рассеянная радиация.
10. Отношение отраженной радиации к суммарной, выраженное обычно в процентах, называют:
-
эффективное излучение;
-
рассеянная радиация;
-
альбедо.
11.Часть солнечного излучения, рассеянного атмосферой и поступающего от всего небосвода, исключая диск Солнца, называют:
-
встречное излучение атмосферы;
-
рассеянная радиация;
-
суммарная радиация.
12. Разность между приходом и расходом радиации на деятельной поверхности называют:
-
радиационный баланс;
-
баланс коротковолнового излучения;
-
тепловой баланс.
13. Какая из этих формул принадлежит радиационному балансу:
-
В = 0-8R-D;
-
Вк = S>RК;
-
В= S' + D+ Ea – Ез - Rk
14. Сумму прямой и рассеянной радиации на горизонтальную поверхность называют:
-
отраженная радиация;
-
суммарная радиация;
-
эффективное излучение.
15. Разность между земным излучением и встречным излучением атмосферы называют:
-
радиационный баланс;
-
баланс коротковолнового излучения;
-
эффективное излучение.
16. Разность между суммарной и отраженной радиацией называют:
-
баланс коротковолновой радиации;
-
тепловой баланс;
-
радиационный баланс.
17. Выберите формулу теплового баланса:
-
В=S' + D-Aк-Езф;
-
Вк = d-Кк;
-
В = LЕ + А + Р.
18. Как влияет рост прямой радиации на величину рассеянной радиации:
-
не влияет;
-
уменыпается;
-
увеличивается
19. Часть лучистой энергии солнца, которую растения усваивают в процессе фотосинтеза, называют:
-
отраженная радиация;
-
фотосинтетически активная радиация;
-
ближняя инфракрасная радиация.
20. Часть спектра, оказывающая существенное влияние на уничтожение болезней растений, оздоравливающая растения, называется:
-
инфракрасные лучи;
-
видимые лучи;
-
ультрафиолетовые лучи.
21. Радиация, которая оказывает положительный тепловой эффект в водном обмене растений, называется:
-
видимая радиация;
-
ближняя инфракрасная радиация;
-
дальняя инфракрасная радиация.
22. В какой части спектра располагается фотосинтетически активная радиация (ФАР):
1.ультрафиолетовой;
2.видимой;
3.инфракрасной.
23. Если приход радиации больше ее расхода, то радиационный баланс:
-
равен нулю;
-
отрицательный;
-
положительный.
24. Что происходит с деятельным слоем Земли, если радиационный баланс отрицательный:
-
нагревается;
-
охлаждается;
-
не изменяется.
25. Количество тепла, необходимое для нагревания 1 м почвы на 1°С, называется:
-
объемная теплоемкость;
-
удельная теплоемкость;
-
теплопроводность.
26. Количество тепла, необходимое для нагревания 1 кг почвы на 1°С, называется:
-
объемная теплоемкость;
-
коэффициент температуропроводности;
-
удельная теплоемкость.
27. При замерзании почвы ее теплопроводность:
-
уменьшается;
-
увеличивается;
-
не изменяется.
28. слой почвы, в котором наблюдается суточный и годовой ход температуры, называется:
-
пассивным;
-
деловым;
-
активным.
29. Глубина промерзания почвы зависит от:
-
наличия растительного покрова;
-
цвета почвы;
-
структуры почвы.
30. Как действует высокая температура почвы на растения:
-
положительно;
-
отрицательно;
-
не действует.
Тема 2. Температурный режим воздуха, осадки , ветер, метеорологические явления
31. Перенос объема воздуха по вертикали из-за разности температур различных участков поверхности называется:
-
теплообмен;
-
тепловая конвекция;
-
молекулярный теплообмен.
32. Вихревое хаотическое движение небольших объемов воздуха в общем потоке ветра называется:
-
конвекция;
-
инсоляция;
-
турбулентность.
33. Обмен теплом между деятельной поверхностью и прилегающим слоем атмосферы за счет молекулярной теплопроводности неподвижного воздуха называется:
-
тепловая конвекция;
-
молекулярный теплообмен;
-
радиационная теплопроводность.
34. Переход водяного пара в твердое состояние, минуя жидкую фазу, называется:
-
испарение;
-
транспирация;
-
сублимация.
35. Возрастание температуры воздуха с высотой называется:
-
инсоляция;
-
инверсия;
-
изотерма.
36.Распределение температуры, при котором она не изменяется с высотой, называется:
-
инсоляция;
-
инверсия;
-
изотерма
37.Разность средних месячных температур самого теплого и самого
Холодного месяцев называется:
-
амплитудой;
-
экстремумом;
-
инверсией.
38. При надвижении теплого воздуха на холодную подстилающую поверхность, которая охлаждает прилегающие к ней слои надвигающегося воздуха, происходит:
-
орографическая инверсия;
-
радиационная инверсия;
-
адвективная инверсия.
39. Амплитуда суточного хода температуры воздуха над сушей зависит от:
-
высоты над уровнем моря;
-
географической долготы;
-
содержания воды в воздухе.
40.Количество тепла в градусах, при котором культура формирует урожай, называется:
-
экстремум температур;
-
сумма температур;
-
амплитуда хода температур.
41. Разность между среднесуточной температурой воздуха и суммой биологического минимума, при котором развиваются растения, называется:
-
активная температура;
-
амплитуда суточного хода температур;
-
эффективная температура.
42. Часть испарившейся воды конденсируется над океаном, образуя облака, которые порождают осадки, возвращающиеся в океан, совершив:
-
полный влагооборот;
-
малый влагооборот;
-
большой влагооборот.
43.Содержание водяного пара в атмосфере называется:
-
испарение;
-
влажность воздуха;
-
дефицит насыщения водяного пара.
44. Давление, которое имел бы водяной пар, находящийся в воздухе, если бы он занимал объем, равный объему воздуха при той же температуре, называется:
-
парциальное давление;
-
давление насыщенного водяного пара;
-
атмосферное давление.
45.Парциальное давление водяного пара, максимально возможное при данной температуре называется:
-
парциальное давление;
-
давление насыщенного водяного пара;
-
дефицит насыщения водяного пара.
46. Масса водяного пара, содержащаяся в единице объема воздуха, называется:
-
относительная влажность;
-
влагоемкость;
-
абсолютная влажность.
47. Отношение парциального давления водяного пара к давлению насыщенного пара при данных температуре и давлении называется:
-
относительная влажность;
-
влагоемкость;
-
абсолютная влажность.
48. Разность между давлением насыщенного водяного пара при данной температуре и фактическим парциальным давлением водяного пара называется:
-
парциальное давление;
-
дефицит насыщения водяного пара;
-
давление насыщенного водяного пара.
49. Температура, при которой водяной пар, содержащийся в воздухе при данном давлении, достигает состояния насыщения относительно химически чистой плоской поверхности воды, называется:
-
экстремум;
-
дефицит насыщения водяного пара;
-
точка росы.
50. Сколько содержится водяного пара в растительном покрове, по сравнению с оголенной почвой:
-
меньше;
-
больше;
-
одинаковое количество.
51. Чему способствует повышенная относительная влажность воздуха:.
-
повышению урожайности;
-
усыханию листьев;
-
развитию болезней у растений.
52. Переход вещества из жидкого состояния в газообразное называется:
-
испарение;
-
сублимация;
-
конденсация.
53. Количество воды, испаряющейся в единицу времени с единицы поверхности, называется:
-
коэффициент пропорциональности;
-
скорость испарения;
-
дефицит насыщения водяного пара.
54. Потенциально возможное испарение с увлажненной поверхности почвы или поверхности воды называется:
-
инсоляция;
-
инсоляция;
-
испаряемость.
55. Количество испарившейся воды с поверхности почвы и листьев называется:
-
транспирация;
-
инсоляция;
-
суммарное испарение.
56. Количество воды, необходимое растению для образования единицы биомассы, называется:
-
коэффициент пропорциональности;
-
суммарное испарение;
-
коэффициент транспирации.
57. Переход водяного пара в жидкое состояние называется:
-
испарение;
-
конденсация;
-
транспирация.
58. Частицы, на которых происходит конденсация водяного пара, называются:
-
продукты конденсации;
-
гидрометеоры;
-
ядра конденсации.
59. Система взвешенных в атмосфере продуктов конденсации и сублимации водяного пара называется: