ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.11.2021

Просмотров: 490

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

п/п

Наименование модулей и тем

Всего часов

Количество аудиторных часов

Самостоятельная работа, часы


Всего

По видам занятий

Л

ПЗ

С

ЛР

1

2

3

4

5

6

7

8

9


Модуль 1. Земная атмосфера как среда сельскохозяйственного производства. Тепловые процессы

27

4

2

2



23

1

Тема 1 - Предмет и задачи агрометеорологии, её значение для мирового сельского хозяйства. Атмосфера. Состав, строение и основные свойства атмосферы.

9

1

1




8

1

2

3

4

5

6

7

8

9

2

Тема 2 - Солнечная радиация. Значение солнечной энергии для биосферы. ФАР. Создание оптимальных условий для увеличения интенсивности фотосинтетической деятельности растений в посеве.

9

2

1

1



7

3

Тема 3 - Температурный режим почвы и воздуха. Методы его регулирования.

9

1


1



8


Модуль 2. Атмосферная и почвенная влага. Циркуляция атмосферы. Неблагоприятные агрометеорологические явления

18

3

1

2



15

4

Тема 4 - Водный режим воздуха, методы его регулирования.

9

2

1

1



7

5

Тема 5 - Опасные (неблагоприятные) для сельскохозяйственного производства метеорологические явления и меры борьбы с ними.

9

1


1



8


Модуль 3. Основы климатологии. Агрометеорологическое обеспечение сельскохозяйственного производства.

27

3

1

2



24

6

Тема 6 - Климат и его оценка для целей сельскохозяйственного производства. Микроклимат, климат почвы и фитоклимат.

9

1


1



8

7

Тема 7 - Агрометеорологические прогнозы, их виды и методы составления.

9

1

1




8

8

Тема 8 - Погода и её прогноз. Агрометеорологические условия и продуктивность сельскохозяйственных культур Нечерноземной зоны РФ.

9

1


1



8


Итого, час

72

10

4

6



62


4.Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Фонд оценочных средств по дисциплине включает:

  • вопросы и задания для выполнения контрольной работы;

  • тестовые задания;

  • вопросы к зачету.


4.1 Вопросы и задания для выполнения контрольной работы:

  1. Агрометеорология как наука. Цели, задачи, методы исследований.

  2. Этапы развития агрометеорологии.

  3. Состав приземного слоя атмосфе­ры и почвенного воздуха.

  4. Загрязнение атмосферы и меры борьбы с ним.

  5. Атмосферное давление. Приборы для измерения.

  6. Строение и методы исследования атмосферы.

  7. Потоки лучистой энергии.

  8. Солнце как источник радиации. Лучистая энергия и растения.

  9. Спектральный состав солнечной радиации.

  10. Радиационный баланс земной поверхности и его составляющие.

  11. Прямая и рассеянная солнечная радиация, их суточный и годовой ход.

  12. Приборы для измерения лучистой энергии. Пути использования солнечной радиации в сельском хозяйстве.

  13. Тепловой баланс земной поверхности. Амплитуда хода температуры.

  14. Теплофизические характеристики почвы.

  15. Законы Фурье.

  16. Влияние рельефа, растительности и снежного покрова на температуру почвы.

  17. Измерение температуры и глубины промерзания почвы.

  18. Методы воздействия на температурный режим почвы.

  19. Процессы нагревания и охлаждения воздуха.

  20. Суточный и годовой ход температуры воздуха.

  21. Изменения температуры воздуха. Показатели температурного режима воздуха.

  22. Влажность воздуха. Значение влажно­сти воздуха в растениеводстве.

  23. Суточный и годовой ход влажности воздуха.

  24. Методы и приборы для измерения влажности воздуха.

  25. Испарение с поверхности воды, почвы, растений.

  26. Испаряемость. Методы определения.

  27. Методы регулирования испарения в сельском хозяйстве.

  28. Конденсация и сублимация водяного пара.

  29. Группы, формы, семейства и рода облаков.

  30. Виды и типы осадков.

  31. Распределение осадков на земной поверхности.

  32. Значение осадков для сельского хозяйства. Методы измерения осадков.

  33. Снежный покров.

  34. Формы почвенной воды. Методы определения влажности почвы.

  35. Агрогидрологические свойства почвы.

  36. Продуктивная влага, ее влияние на сельскохозяйственные культуры.

  37. Водный баланс. Регулирование водного режима почвы.

  38. Ветер. Характеристики, причины и приборы для измерения.

  39. Ветры общей циркуляции атмосферы.

  40. Местные ветры. Виды и их значение.

  41. Погода, ее изменения.

  42. Воздушные массы.

  43. Погода в циклоне и антициклоне.

  44. Прогнозы погоды.

  45. Понятие о климате и климатообразующих факторах. Изменение климата.

  46. Классификация климатов РФ.

  47. Методика оценки климата.

  48. Оценка термических и световых ресурсов вегетационного периода.

  49. Оценка условий увлажнения вегетационного периода.

  50. Оценка условий перезимовки сельскохозяйственных культур.

  51. Микроклимат и фитоклимат. Методы изучения.

  52. Засухи и суховеи. Меры борьбы с ними.

  53. Ветровая эрозия почв.

  54. Град и ливневые дожди. Причины возникновения.

  55. Типы заморозков. Распространение, прогноз заморозков, методы защиты.

  56. Зимостойкость и морозостойкость растений.

  57. Опасные явления для озимых культур и меры борьбы с ними.

  58. Общее и частное агроклиматическое районирование.

  59. Влияние климата на распространение вредителей и болезней сельскохозяйственных культур.

  60. Агрометеорологическое обеспечение сельскохозяйственного производства.

  61. Программирование урожайности сельскохозяйственных культур.

  62. Агрометеорологические прогнозы.

  63. Основные виды и формы агрометеорологической информации. Современные способы обработки.

  64. Задача. Вычислить суммарную сол­нечную радиацию при следующих данных: высота солнца 70°, прямая солнечная радиация S = 0,59 кВт/м2, рассеянная D = 0,16 кBт/м2.

  65. Задача. Вычислить альбедо Ак земного поля, если суммарная радиация Q = 0,63 кВт/м2, отраженная Rк= 0,14 кВт/м2.

  66. Задача. Вычислить по­глощенную радиацию за час свежевспаханным черноземом (Ак=10%) и песчаной почвой (А к=40%), если суммарная: радиация в среднем за этот час составляет 840 Вт/м2.

  67. Задача. Вычислить эффективное излучение поверхности поля (альбедо 15%), если радиационный баланс составляет 420 Вт/м2 и суммарная ра­диация равна 840 Вт/м2.

  68. Задача. Найти радиационный баланс травостоя, имеющий альбедо - 20%, если поток прямой радиации на горизонтальную поверхность составляет 546 Вт/м, рассеянной -140 Вт/м2, эффективное излучение -105 Вт/м2.

  69. Задача. Вычислить суммарную солнечную радиацию при сле­дующих данных: высота солнца 70°, прямая солнечная радиация S = 0,59 кВт/м2, рассеянная D = 0,16 кВт/м2.

  70. Задача. Найти радиационный баланс травостоя, имеющий альбе­до - 20%, если поток прямой радиации на горизонтальную поверхность составля­ет 546 Вт/м2, рассеянной - 140 Вт/м2, эффективное излучение - 105 Вт/м2.

  71. Задача. Картофель в районе Смоленска вегетирует с 15 мая по 31 августа. Вычислить сумму ФАР за этот период.


S' Y = 214 МДж/м2; ∑DY = 231 МДж/м2;

S' YI=393 МДж/м2; DYI=268 МДж/м2;

S' YII = 222 МДж/м2; DYII =257 МДж/м2.

  1. Задача. Вычислить отраженную радиацию при следующих данных: суммарная радиация 805 Вт/м2, эффективное излучение 70 Вт/м2, альбедо поверхности 15%.

  2. Задача. Рассчитать радиацион­ный баланс деятельного слоя, если поглощенная часть коротковолновой радиа­ции равна 0,06 кВт/м2 и эффективное излучение составляет 0,09 кВт/м2. Каков смысл знака ответа?

  3. Задача: Масса взятой пробы снега составляет 240 г, а ее объем - 1200 см. Сколько воды приходится на 1 га при условии равномерного залегания снежного покрова высотой 30 см?

  4. Задача: Вычислить влажность почвы, если масса пробы до высушивания равна 25,4 г, после высушивания - 20,8 г.

  5. Задача: Свежевыпавший рыхлый снег при слабом ветре и низкой темпера­туре имеет плотность 0,08 г/см3. Какой слой воды будет, если высота снежного по­крова составляет 45 см?

  6. Задача: Свежевыпавший рыхлый снег при слабом ветре и низкой темпера­туре имеет плотность 0,04 г/см3, а весной при оттепелях плотность снега может3 достигать 0,7 г/см. Какой слой воды образуется в первом и во втором случаях при средней высоте снежного покрова 40 см?

  7. Задача: Вычислить запасы продуктивной влаги в слое 0-20 см, если объёмная масса сухой почвы 1,33 г/см3, влажность почвы-35%. Влажность устойчивого завядания для этой почвы равна 9%.

  8. Задача: В конце марта высота снежного покрова достигает в среднем 60 см. Каков запас воды в снеге в мм и м3/га, если плотность снега в это время составля­ет 0,3 г/см3 ?

  9. Задача: Определить влажность почвенной пробы, если масса пробы со стаканчиком составляет 55,8 г, после высушивания масса пробы без стаканчика 21,4 г; масса стаканчика 30,4 г.


4.2 Задания для самостоятельной работы

Тесты:

Тема 1. Земная атмосфера и биосфера

1. Величины, определяющие состояние и продуктивность посевов (посадок), называются:

  1. агрометеорологические условия;

  2. агрометеорологические факторы;

  3. агрометеорологические показатели.

2. Величины, показывающие обеспеченность полевых культур факторами среды обитания в целом за период вегетации, а так же за межфазные периоды роста и развития растений, называются:

  1. агрометеорологические условия;

  2. агрометеорологические факторы;

  3. агрометеорологические показатели.

3. Состояние атмосферы, которое характеризуется совокупностью метеорологических величин, называются:

  1. климат;

  2. погодные условия;

  3. погода.

4. Газообразная оболочка Земли, являющаяся средой обитания живых и растительных организмов, называется:

  1. термосфера;

  2. атмосфера;

  3. экзосфера.

5. Непрерывный воздухообмен между почвой и атмосферой называется:

  1. тепловая конвекция;

  2. аэрация почвы;

  3. теплообмен.

6. Изменение давления с высотой на 1 т Па называется:

  1. температурный градиент;

  2. атмосферное давление;

  3. барическая ступень.


7. В виде чего поступает на землю солнечное облучение:

  1. эффективного атмосферного излучения;

  2. рассеянной и отраженной радиации;

  3. прямой и рассеянной радиации.

8. Горизонтальный барический градиент вызывает:

  1. горизонтальное движение воздуха;

  2. вертикальное движение воздуха; 3.хаотическое движение воздуха.

9. Часть солнечного излучения, приходящая на земную поверхность непосредственно от диска Солнца, называют:

  1. суммарная радиация;

  2. прямая радиация;

  3. рассеянная радиация.

10. Отношение отраженной радиации к суммарной, выраженное обычно в процентах, называют:

  1. эффективное излучение;

  2. рассеянная радиация;

  3. альбедо.

11.Часть солнечного излучения, рассеянного атмосферой и поступающего от всего небосвода, исключая диск Солнца, называют:

  1. встречное излучение атмосферы;

  2. рассеянная радиация;

  3. суммарная радиация.

12. Разность между приходом и расходом радиации на деятельной поверхности называют:

  1. радиационный баланс;

  2. баланс коротковолнового излучения;

  3. тепловой баланс.

13. Какая из этих формул принадлежит радиационному балансу:

  1. В = 0-8R-D;

  2. Вк = S>RК;

  3. В= S' + D+ Ea – Ез - Rk

14. Сумму прямой и рассеянной радиации на горизонтальную поверхность называют:

  1. отраженная радиация;

  2. суммарная радиация;

  3. эффективное излучение.

15. Разность между земным излучением и встречным излучением атмосферы называют:

  1. радиационный баланс;

  2. баланс коротковолнового излучения;

  3. эффективное излучение.

16. Разность между суммарной и отраженной радиацией называют:

  1. баланс коротковолновой радиации;

  2. тепловой баланс;

  3. радиационный баланс.

17. Выберите формулу теплового баланса:

  1. В=S' + D-Aк-Езф;

  2. Вк = d-Кк;

  3. В = LЕ + А + Р.

18. Как влияет рост прямой радиации на величину рассеянной радиации:

  1. не влияет;

  2. уменыпается;

  3. увеличивается

19. Часть лучистой энергии солнца, которую растения усваивают в процессе фотосинтеза, называют:

  1. отраженная радиация;

  2. фотосинтетически активная радиация;

  3. ближняя инфракрасная радиация.

20. Часть спектра, оказывающая существенное влияние на уничтожение болезней растений, оздоравливающая растения, называется:

  1. инфракрасные лучи;

  2. видимые лучи;

  3. ультрафиолетовые лучи.

21. Радиация, которая оказывает положительный тепловой эффект в водном обмене растений, называется:

  1. видимая радиация;

  2. ближняя инфракрасная радиация;

  3. дальняя инфракрасная радиация.

22. В какой части спектра располагается фотосинтетически активная радиация (ФАР):

1.ультрафиолетовой;

2.видимой;

3.инфракрасной.

23. Если приход радиации больше ее расхода, то радиационный баланс:

  1. равен нулю;

  2. отрицательный;

  3. положительный.

24. Что происходит с деятельным слоем Земли, если радиационный баланс отрицательный:

  1. нагревается;

  2. охлаждается;

  3. не изменяется.


25. Количество тепла, необходимое для нагревания 1 м почвы на 1°С, называется:

  1. объемная теплоемкость;

  2. удельная теплоемкость;

  3. теплопроводность.

26. Количество тепла, необходимое для нагревания 1 кг почвы на 1°С, называется:

  1. объемная теплоемкость;

  2. коэффициент температуропроводности;

  3. удельная теплоемкость.

27. При замерзании почвы ее теплопроводность:

  1. уменьшается;

  2. увеличивается;

  3. не изменяется.

28. слой почвы, в котором наблюдается суточный и годовой ход температуры, называется:

  1. пассивным;

  2. деловым;

  3. активным.

29. Глубина промерзания почвы зависит от:

  1. наличия растительного покрова;

  2. цвета почвы;

  3. структуры почвы.

30. Как действует высокая температура почвы на растения:

  1. положительно;

  2. отрицательно;

  3. не действует.

Тема 2. Температурный режим воздуха, осадки , ветер, метеорологические явления

31. Перенос объема воздуха по вертикали из-за разности температур различных участков поверхности называется:

  1. теплообмен;

  2. тепловая конвекция;

  3. молекулярный теплообмен.

32. Вихревое хаотическое движение небольших объемов воздуха в общем потоке ветра называется:

  1. конвекция;

  2. инсоляция;

  3. турбулентность.

33. Обмен теплом между деятельной поверхностью и прилегающим слоем атмосферы за счет молекулярной теплопроводности неподвижного воздуха называется:

  1. тепловая конвекция;

  2. молекулярный теплообмен;

  3. радиационная теплопроводность.

34. Переход водяного пара в твердое состояние, минуя жидкую фазу, называется:

  1. испарение;

  2. транспирация;

  3. сублимация.

35. Возрастание температуры воздуха с высотой называется:

  1. инсоляция;

  2. инверсия;

  3. изотерма.

36.Распределение температуры, при котором она не изменяется с высотой, называется:

  1. инсоляция;

  2. инверсия;

  3. изотерма

37.Разность средних месячных температур самого теплого и самого

Холодного месяцев называется:

  1. амплитудой;

  2. экстремумом;

  3. инверсией.

38. При надвижении теплого воздуха на холодную подстилающую поверхность, которая охлаждает прилегающие к ней слои надвигающегося воздуха, происходит:

  1. орографическая инверсия;

  2. радиационная инверсия;

  3. адвективная инверсия.

39. Амплитуда суточного хода температуры воздуха над сушей зависит от:

  1. высоты над уровнем моря;

  2. географической долготы;

  3. содержания воды в воздухе.

40.Количество тепла в градусах, при котором культура формирует урожай, называется:

  1. экстремум температур;

  2. сумма температур;

  3. амплитуда хода температур.

41. Разность между среднесуточной температурой воздуха и суммой биологического минимума, при котором развиваются растения, называется:

  1. активная температура;

  2. амплитуда суточного хода температур;

  3. эффективная температура.

42. Часть испарившейся воды конденсируется над океаном, образуя облака, которые порождают осадки, возвращающиеся в океан, совершив:


  1. полный влагооборот;

  2. малый влагооборот;

  3. большой влагооборот.

43.Содержание водяного пара в атмосфере называется:

  1. испарение;

  2. влажность воздуха;

  3. дефицит насыщения водяного пара.

44. Давление, которое имел бы водяной пар, находящийся в воздухе, если бы он занимал объем, равный объему воздуха при той же температуре, называется:

  1. парциальное давление;

  2. давление насыщенного водяного пара;

  3. атмосферное давление.

45.Парциальное давление водяного пара, максимально возможное при данной температуре называется:

  1. парциальное давление;

  2. давление насыщенного водяного пара;

  3. дефицит насыщения водяного пара.

46. Масса водяного пара, содержащаяся в единице объема воздуха, называется:

  1. относительная влажность;

  2. влагоемкость;

  3. абсолютная влажность.

47. Отношение парциального давления водяного пара к давлению насыщенного пара при данных температуре и давлении называется:

  1. относительная влажность;

  2. влагоемкость;

  3. абсолютная влажность.

48. Разность между давлением насыщенного водяного пара при данной температуре и фактическим парциальным давлением водяного пара называется:

  1. парциальное давление;

  2. дефицит насыщения водяного пара;

  3. давление насыщенного водяного пара.

49. Температура, при которой водяной пар, содержащийся в воздухе при данном давлении, достигает состояния насыщения относительно химически чистой плоской поверхности воды, называется:

  1. экстремум;

  2. дефицит насыщения водяного пара;

  3. точка росы.

50. Сколько содержится водяного пара в растительном покрове, по сравнению с оголенной почвой:

  1. меньше;

  2. больше;

  3. одинаковое количество.

51. Чему способствует повышенная относительная влажность воздуха:.

  1. повышению урожайности;

  2. усыханию листьев;

  3. развитию болезней у растений.

52. Переход вещества из жидкого состояния в газообразное называется:

  1. испарение;

  2. сублимация;

  3. конденсация.

53. Количество воды, испаряющейся в единицу времени с единицы поверхности, называется:

  1. коэффициент пропорциональности;

  2. скорость испарения;

  3. дефицит насыщения водяного пара.

54. Потенциально возможное испарение с увлажненной поверхности почвы или поверхности воды называется:

  1. инсоляция;

  2. инсоляция;

  3. испаряемость.

55. Количество испарившейся воды с поверхности почвы и листьев называется:

  1. транспирация;

  2. инсоляция;

  3. суммарное испарение.

56. Количество воды, необходимое растению для образования единицы биомассы, называется:

  1. коэффициент пропорциональности;

  2. суммарное испарение;

  3. коэффициент транспирации.

57. Переход водяного пара в жидкое состояние называется:

  1. испарение;

  2. конденсация;

  3. транспирация.

58. Частицы, на которых происходит конденсация водяного пара, называются:

  1. продукты конденсации;

  2. гидрометеоры;

  3. ядра конденсации.

59. Система взвешенных в атмосфере продуктов конденсации и сублимации водяного пара называется: