ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
родственников усыновителя на тех же основаниях, что и его потомство; в-третьих, усыновители и его родственники после смерти усыновленного и его потомства наследуют на тех же основаниях, что и после потомства усыновителя.

В свою очередь, усыновленные и их потомство не наследуют после смерти своих кровных родственников, а кровные родственники усыновленного не наследуют после смерти усыновленного и его потомства.

В случаях, предусмотренных пп.3 и 4 ст.137 СК РФ, отношения усыновленного ребенка с одним из его родителей или с родственниками умершего родителя могут быть сохранены. В указанных случаях усыновленный ребенок и его кровные родственники, по отношению к которым у него сохраняются личные неимущественные и имущественные права и обязанности, наследуют друг после друга на общих основаниях.

Дети, усыновленные после смерти лиц, имущество которых они имели право наследовать, не утрачивают право ни на законную, ни на обязательную долю в наследстве, поскольку ко времени открытия наследства правоотношения с наследодателем, являющимся их родителем, не были прекращены.

Пасынки и падчерицы не призываются к наследованию по закону после смерти отчима или мачехи, равно как отчим и мачеха – после смерти пасынков и падчериц. Они могут быть призваны к наследованию по закону при наличии к тому оснований лишь как нетрудоспособные иждивенцы.

Братья и сестры умершего призываются к наследованию после его смерти, независимо от того, были ли они полнородными или неполнородными. Достаточно, чтобы они были единокровными или единоутробными. Братья и сестры более отдаленной степени родства (начиная от двоюродных) к наследованию по закону не призываются. Сводные братья и сестры также не являются наследниками по закону [7].

К нетрудоспособным иждивенцам относятся женщины, достигшие 55 лет; мужчины – 60 лет; инвалиды I, II, III групп, в том числе инвалиды с детства, независимо от того, назначена ли им пенсия по старости или инвалидности; лица, не достигшие 16 лет (учащиеся – 18 лет - п.2 ст.1088 ГК РФ). Значение в данном случае имеет именно достижение пенсионного возраста или получение инвалидности, а не факт назначения пенсии или продолжения трудовой деятельности после достижения пенсионного возраста. В случае открытия наследства после признания умершим безвестно отсутствующего лица необходимо, чтобы иждивенцы находились на его иждивении также не менее года до момента получения от него последних известий о мест пребывания.


Для нетрудоспособных иждивенцев, относящихся к наследникам по закону второй-седьмой очередей, не обязательно, чтобы они проживали совместно с наследодателем.

В данном случае иждивение может выражаться в оказании систематической материальной помощи (как в денежной, так и в вещевой форме). [8].

Судебная практика, применяя эти правила руководствуется следующими положениями.

Во-первых, наследники по закону, претендующие на получение указанных предметов, должны не просто проживать с наследодателем, но и сообща с ним пользоваться этими предметами для удовлетворения повседневных бытовых нужд.

Во-вторых, спор между наследниками о том, какое имущество относится к предметам обычной домашней обстановки и обихода, разрешается судом с учетом конкретных обстоятельств дела, а также местных обычаев. В связи с резким социальным расслоением общества при определении круга указанных предметов необходимо учитывать достаток той или иной семьи. При этом предметы антиквариата, а также предметы, представляющие художественную, историческую или иную ценность, не могут рассматриваться в качестве предметов обычной домашней обстановки и обихода независимо от их целевого назначения. Для выяснения вопроса о художественной, исторической либо иной ценности предмета, по поводу которого возник спор, суд может назначить экспертизу.

В-третьих, предметы обычной домашней обстановки и обихода, хотя бы совместно с наследодателем и проживал наследник по закону, могут быть завещаны наследодателем на общих основаниях [9].
2.2 Наследование по завещанию
При самом первом приближении завещание может быть определено как акт распоряжения имуществом либо иными принадлежащими гражданину материальными или нематериальными благами на случай смерти.

Завещание совершается действием одного лица, специально направленным на достижение правовых последствий. Именно поэтому завещание относится к односторонним сделкам. Завещание может быть совершено завещателем только лично, хотя при составлении завещания нередко приходится прибегать к помощи сведущего лица, а если завещатель неграмотен или страдает физическим недугом, то к помощи рукоприкладчика. Но при всех обстоятельствах завещание не может быть совершено через представителя. Не может быть также совершено одно завещание от имени нескольких лиц. Завещатель при составлении завещания, как ранее отмечалось, должен быть полностью дееспособен. Он должен полностью отдавать отчет в своих действиях и ими руководить. Если завещание совершено лицом хотя и дееспособным, но которое при этом не отдавало отчет в своих действиях или не могло ими руководить, то указанное обстоятельство может явиться основанием для признания завещания недействительным.



Завещание обычно относят к срочным сделкам, поскольку смерть завещателя, на случай которой составляют завещание, неизбежно должна наступить, рано или поздно. В то же время завещатель в любой момент может отменить или изменить ранее составленное завещание. Поэтому завещанию как односторонней сделке присущ и известный элемент условности. Акт составления завещания до тех пор, пока не наступила смерть завещателя, отнюдь не является бесповоротным и необратимым.

Составленное завещание, каково бы ни было его содержание, само по себе никакого наследственного правоотношения не порождает. В то же время завещание выступает как первичный юридический факт, который в сочетании с другим юридическим фактом — открытием наследства приводит к возникновению наследственного правоотношения: наследники по завещанию призываются к наследованию. Главное условие для принятия наследства – реализация права на вступление в наследство в течение 6 месяцев со дня открытия наследства. Если этот срок пропущен, то по решению суда он может быть продлен.

Воля наследодателя может получить в завещании самое неожиданное воплощение. Начать с того, что он может лишить в завещании права наследования (лишить наследства) всех своих наследников и этим ограничиться. Он может по завещанию оставить все свое имущество или его часть любому лицу, как входящему, так и не входящему в круг наследников по закону, в любом соотношении распределить доли в наследстве между указанными в завещании наследниками, составить особые завещательные распоряжения в виде подназначения наследника, завещательного отказа, возложения и т. д.

Неотъемлемое право завещателя — в любой момент отменить или изменить ранее составленное завещание. Позднее составленное завещание отменяет ранее составленное полностью или в части, в которой оно противоречит завещанию, составленному позднее. Завещание может быть отменено путем подачи соответствующего заявления нотариусу или тому органу (должностному лицу), на который возложено совершение нотариальных действий. Таким образом, аннулирование ранее составленного завещания может и не сопровождаться составлением нового завещания или внесением изменений в ранее составленное завещание.

В многообразии форм выражения воли завещателя предметно воплощен принцип свободы завещания. Указанный принцип обеспечивается соблюдением тайны совершаемых нотариальных действий, в том числе и тайны удостоверения завещаний [10].

За разглашение как самой тайны составления завещания, так и тайны его содержания нотариусы и уполномоченные на совершение нотариальных действий должностные лица несут установленную законом ответственность. Например, частный нотариус может быть лишен лицензии на занятие нотариальной деятельностью, исключен из нотариальной палаты. Помимо этого, на него может быть возложена обязанность возместить клиенту имущественный ущерб и компенсировать моральный вред [11].


Словом, как гражданское законодательство, так и законодательство о нотариате нацелены на то, чтобы максимально обеспечить соблюдение принципа свободы завещания. А это невозможно, если завещателю не будет гарантировано, что как составление завещания, так и содержание завещания останутся в тайне.

Воля завещателя, выраженная в завещании, должна быть облечена в требуемую законом форму. Несоблюдение требуемой формы влечет недействительность завещания. И это понятно, поскольку составление завещания существенно затрагивает, интересы как самого завещателя, так и тех лиц, которых завещание так или иначе касается. Завещатель заинтересован в том, чтобы при исполнении завещания не произошло искажения его воли, чтобы судьба наследства после смерти завещателя была определена именно так, как он того хотел. В свою очередь, и наследники не только по материальным, но и по морально-этическим соображениям должны быть заинтересованы в том, чтобы с наследством поступили по-людски, выполнив последнюю волю завещателя. А для этого крайне важно, чтобы воля завещателя была выражена в завещании четко, ясно и недвусмысленно, в завещании не было никаких подчисток и чтобы была полная уверенность в том, что к завещанию, после того, как оно составлено, никто руку не приложил. При совершении нотариальных действий, связанных с удостоверением последней воли завещателя не всегда в полной мере выявляются истинные намерения гражданина, хотя в инструкции совершения нотариальных действий эта обязанность закреплена. Своевременное исполнение нотариусами этой обязанности позволило бы предотвратить судебные выяснения отношений между наследниками завещателя.

Предписывая, в виде общего правила, чтобы завещание было удостоверено у нотариуса, законодатель в то же время широко определяет круг случаев, когда завещания, удостоверенные уполномоченными на то должностными лицами, приравниваются к нотариальным. Однако и в этих случаях несоблюдение формы удостоверения завещания (например, удостоверение завещания лечащим врачом, который не относится к врачам, имеющим право удостоверять завещания) влечет недействительность завещания. Порядок удостоверения завещания закреплен как в Основах законодательства о нотариате, так и в инструкциях о совершении нотариальных действий, а также в инструкциях, специально рассчитанных на удостоверение завещаний [12].


Судебная практика

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 22 декабря 2009 г. N 5-В09-113

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Кнышева В.П.,

судей Горшкова В.В., Харланова А.В.

рассмотрела в судебном заседании дело по иску Е. к М., нотариусу Б. о признании завещания недействительным, признании права собственности по надзорной жалобе М. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 23 октября 2008 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24 марта 2009 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горшкова В.В., выслушав объяснения представителя М. адвоката Ходня Н.И., М., поддержавших доводы надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Е., Е.Л. обратились в суд с иском к М., нотариусу Б. о признании завещания недействительным и признании права собственности, ссылаясь на то, что являются наследниками по закону к имуществу умершей 16 января 2006 г. С., которая приходится им неполнородной сестрой. Обратившись в нотариальную контору с заявлением о принятии наследства истицы узнали о том, что 14 января 2006 г. С. составила завещание в пользу ответчика М., которое удостоверено нотариусом Б., открывшим впоследствии наследственное дело. На момент составления завещания С. находилась в реанимационном отделении клинической больницы N 52 в крайне тяжелом состоянии и не могла, по мнению истцов, понимать значение своих действий и руководить ими. Кроме того, в нарушение ч. 3 ст. 1118 Гражданского кодекса Российской Федерации завещание было подписано не самой С., а другим лицом.

Решением Пресненского районного суда г. Москвы от 19 апреля 2007 г. в удовлетворении исковых требований Е., Е.Л. отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 26 июля 2007 г. решение суда первой инстанции отменено, дело направлено на новое рассмотрение.

Определением Пресненского районного суда г. Москвы от 13 декабря 2007 г. в связи со смертью истицы Е.Л. в качестве ее правопреемника по иску признана Е.

Решением Пресненского районного суда г. Москвы от 23 октября 2008 г. исковые требования Е. удовлетворены частично. Завещание С., удостоверенное нотариусом г. Москвы Б., в пользу М. признано недействительным. За Е. признано право собственности на квартиру N 126, расположенную по адресу: <...>, а также на квартиру N 21, расположенную по адресу: <...>. В удовлетворении исковых требований Е. к нотариусу Б. отказано. Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24 марта 2009 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.