Файл: Соликамский социальнопедагогический колледж имени А. П. Раменского.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 165
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Соликамский социально-педагогический колледж
имени А.П. Раменского»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
по ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования
по ПМ.02 Организация различных видов деятельности и общения детей
| Тема | «Аппликация из бумаги как средство художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста» | |||
| | ||||
| | ||||
Выполнила: | Рахович Алина Ивановна | В-42 | | ||
| (фамилия имя отчество) | (группа) | | ||
| | | | ||
| | | |||
| 44.02.01 Дошкольное образование | | |||
| (наименование специальности) | |
Руководитель: | Мазунина Наталья Николаевна, преподаватель |
| (Фамилия имя отчество, должность) |
Защита состоялась «___»____________2023 г.
Оценка ____ (________________)
Соликамск, 2023
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения аппликации из бумаги как средство художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста 8
-
Сущность художественно-эстетического развития в психолого-педагогической литературе 8 -
Понятие, виды аппликации из бумаги в старшем дошкольном возрасте ……………………………………………………………………………...15 -
Методика обучения аппликации из бумаги в художественно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста……….25
Глава 2. Опытно-исследовательская работа по влиянию аппликации из бумаги на художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...35
-
Диагностическое исследование уровня художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста 35 -
Разработка комплекса занятий с использованием аппликации из бумаги, способствующего художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста ……40
Заключение……………………………………………………………………….52
Список литературы ……………………………………………………………...56
Приложение………………………………………………………………………60
Введение
Современное образование носит гуманистический характер и ориентировано на ребенка как центральную фигуру образовательного процесса. В настоящее время широко обсуждаются вопросы полноценного движения творческой личности в образовательном пространстве. Особое место в данной дискуссии занимает аспект художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говориться, что художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) [1].
Одним из средств художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста является аппликация, которая также играет большую роль в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Аппликация способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей. В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, художественно-эстетического развития детей в дошкольном возрасте.
В работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддъякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и аппликации, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность. Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и отдельными её видами изобразительного творчества, в том числе и аппликацией.
Изобразительная деятельность очень интересна для ребенка дошкольника, потому что удовлетворяет его желанию действовать, выражать свое отношение к увиденному, пережитому. Детский возраст характеризуется острой потребностью активного познания и преобразования окружающей жизни. Ребенок открывает для себя богатство и красоту жизни, приобщается к миру прекрасного. Поэтому для нравственного, трудового, художественно-эстетического развития детей большое значение имеет такой вид изобразительной деятельности, как аппликация в детском саду
Н.А.Ветлугина пишет: «Прекрасное доходит до ребенка отнюдь не одним лишь путем созерцания. Значительно интенсивнее походит процесс его усвоения в условиях активных действий ребенка - посильных, понятных, привлекательных. У ребенка возникает желание действовать радостно, творчески» [10, с.19]. Аппликация, как вид деятельности входит в программу для детских садов, по которой строится работа с детьми. Ребенок знакомится с материалами, способами и техникой обработки бумаги, развивает навыки графического изображения предметов, овладевает умением преобразовывать впечатления, полученные от знакомства с окружающим миром, от чтения художественной литературы, знакомства с иллюстрациями, картинами, скульптурами, произведениями декоративно-прикладного искусства творчески в аппликации.
Значение аппликации в детском саду состоит также в том, что она способствует развитию не только изобразительных и технических умений, а и таких личностных черт как настойчивость, выдержка, аккуратность, самостоятельность, способность сосредотачиваться. Благодаря работе над аппликацией ребенок овладевает трудовыми умениями (обработкой материала и применением инструментов).
Л. С. Выгодский писал - «Воспитание, понимание в самом широком смысле этого слова, должно в сущности быть основным стержнем, вокруг которого строится все развитие личности ребенка» [12, c.309]. Усилия взрослого должны быть направлены на формирование у него культуры труда (умения содержать в порядке рабочее место, в чистоте - рабочие инструменты, планировать последовательность выполнения работы). Кроме того, посредством аппликации ребенок может максимально проявить инициативу и самостоятельность, испытать чувство радости от положительного результата труда. Аппликация способствует повышению уровня подготовки к предстоящему обучению в школе.
Значение занятий аппликацией, в том числе и с использованием нетрадиционных техник, с использованием занимательного материала для образования дошкольников исторически и научно доказано.
В этом и заключается актуальность нашей выпускной квалификационной работы.
Проблема исследования: как аппликация из бумаги влияет на художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста?
Объект исследования: процесс художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: использование аппликации из бумаги в художественно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретическое изучение и практическое подтверждение особенностей использования аппликации из бумаги как средства художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что аппликация из бумаги влияет на художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста, если при этом:
-
разработать и апробировать конспекты занятий с использованием нетрадиционных техник аппликации для детей старшего дошкольного возраста в художественно-эстетическом развитии; -
систематически проводить работу с детьми старшего дошкольного возраста по использованию аппликации в художественно-эстетическом развитии; -
организовать просветительскую работу с родителями (законными представителями) по вопросам художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить сущность художественно-эстетического развития в психолого-педагогической литературе;
2. Изучить понятие и виды аппликаций из бумаги в старшем дошкольном возрасте;
3. Изучить методику проведения занятий аппликацией в старшем дошкольном возрасте;
4. Подобрать диагностический инструментарий уровня сформированности художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста;
4. Разработать комплекс занятий с использованием аппликации из бумаги, способствующего художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста
Методы и приёмы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; наблюдение; педагогическая диагностика, анализ результатов исследования.
Практическая значимость исследования: материалы исследования могут быть использованы воспитателями, а также студентами во время прохождения ими педагогической практики в дошкольном учреждении.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав (теоретическая и опытно-исследовательская), заключения, списка литературы и приложения.
База исследования: МАДОУ «Детский сад «Детский квартал», корпус 3, г. Соликамск
Глава 1. Теоретические основы изучения аппликации из бумаги как средство художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста
-
Сущность художественно-эстетического развития в психолого-педагогической литературе
Гуманистическая составляющая современного образования выдвигает ребёнка на первый план как центральное звено образовательного процесса и подчеркивает значимость непосредственно оказания особого внимания в процессе накопления запаса опыта творческой деятельности как гармоничной совокупности личностных новообразований, в которых стремительно формируется его личностная целостная культура. Именно поэтому художественно-эстетическое развитие личности реализуется на всех этапах становления личности и всеми социальными институтами.