Файл: 1. Юношеский возраст, его характеристика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

На сегодняшний день профилактика возникновения социальных проблем в подростковом и юношеском возрасте является предметом особой заботы как для государства, так и для образовательных учреждений. Профилактика обеспечивается через деятельность по созданию и проведению программ в области образования, культуры и спорта, направленных на включение молодых людей в самоорганизованную, социально-приемлемую деятельность. Такой вид деятельности имеет серьезные психологические основания. Среди психологических факторов называются: «1. Подростковая и юношеская сензитивность (повышенная восприимчивость) к социальным явлениям, общественным отношениям; 2. Наличие мотивации на общение и активное взаимодействие в группе; 3. Готовность к изменениям, потребность в телесных и духовных достижениях как характеристика подросткового и юношеского возраста; 4. Психологические и социальные тенденции взросления в разных сферах жизнедеятельности; 5. Потребность в признании, характерная для личности на всех возрастных этапах».1

В современных условиях требуется новый социальный тип личности, обладающий не только творческими способностями, организаторскими навыками, инициативой и самостоятельностью, но и личной ответственностью, пунктуальностью, умением самостоятельно принимать решения нравственного, правового и социального характера. В связи с эти знания психологических характеристик юношеского возраста, возможность влияния извне, в том числе и со стороны группы, могут помочь в корректировке социальных программ, направленных на подрастающее поколение.

В данной работе рассматриваются характеристика юношеского возраста и влияние группы в данный период взросления.

1. Юношеский возраст, его характеристика

Подростковый и юношеский возраст считается специалистами периодом возникновения сознательного «Я». Развитие самосознание - центральный психический процесс переходного возраста. Практически все отечественные психологи называют этот возраст “критическим периодом формирования самосознания”.

Ранний юношеский возраст - это вторая стадия фазы жизни человека, названная взрослением или переходным возрастом, содержанием которой является переход от детства к взрослому возрасту. В связи с явлением акселерации границы подросткового возраста сдвинулись вниз и в настоящее время этот период развития охватывает примерно возраст с 10-11 до 14-15 лет. Соответственно раньше начинается юность. Ранняя юность (15-17 лет ) только начало этого сложного этапа развития, который завершается примерно к 20 -21 годам.


Развитие самосознания в подростковом и юношеском возрасте настолько ярко и наглядно, что его характеристика и оценка значения для формирования личности в эти периоды практически едина у исследователей разных школ и направлений. Авторы достаточно единодушны в описании того, как протекает процесс развития самосознания в этот период: примерно в 11 лет у подростка возникает интерес к собственному внутреннему миру, затем отмечается постепенное усложнение и углубление самопознания, одновременно происходит усиление его дифференцированности и обобщенности, что приводит в раннем юношеском возрасте (15-16 лет) к становлению относительно устойчивого представления о самом себе, Я-концепции; к 16-17 годам возникает особое личностное новообразование, которое в психологической литературе обозначается термином “самоопределение”. С точки зрения самосознания субъекта оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой, общественно значимой позиции.

Рост самосознания и интереса к собственному “я” у подростков вытекает непосредственно из процессов полового созревания, физического развития, которое является одновременно социальными символам, знаками повзросления и возмужания, на которые обращают внимание и за которыми пристально следят другие, взрослые и сверстники. Противоречивость положения подростка и юноши, изменение структуры его социальных ролей и уровня притязаний - эти факторы актуализируют вопрос: “ Кто я? ”

Постановка этого вопроса - закономерный результат всего предшествующего развития психики. Рост самостоятельности означает ни что иное как переход от системы внешнего управления к самоуправлению. Но всякое самоуправление требует информации об объекте. При самоуправлении это должна быть информация объекта о самом себе, т.е самосознание .

Ценнейшее психологическое приобретение юности - открытие своего внутреннего мира. Для ребенка единственной сознаваемой реальностью является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию. Вполне сознавая свои поступки, ребенок обычно еще не осознает собственных психических состояний. Напротив, для подростка и юноши, внешний, физический мир только одна из возможностей субъективного опыта, сосредоточением которого является он сам. Обретая способность погружаться в себя и наслаждаться своими переживаниями, подросток открывает целый мир новых чувств, красоту природы, звуки музыки, ощущение собственного тела. Юноша 14-15 лет начинает воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояния своего собственного “я”. Даже объективная, безличная информация нередко стимулирует молодого человека к размышлению о себе и своих проблемах.



Юность, по мнению психологов, особенно чувствительна к “внутренним”, психологическим проблемам. Чем старше (не по возрасту только, а по уровню развития) юноша, тем больше его волнует психологическое содержание происходящего действия, действительность и тем меньше для него значит “внешний” событийный контекст.

Открытие своего внутреннего мира очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических переживаний. Вместе с сознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Юношеское “я” еще не определено, расплывчато, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую чем-то необходимо заполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременно повышается избирательность общения, потребность в уединении.

До подросткового возраста свои отличия от других привлекали внимание ребенка только в исключительных, конфликтных обстоятельствах. Его “я” практически сводится к сумме его идентификаций с разными значимыми другими людьми. У подростка и юноши положение меняется. Ориентация одновременно на нескольких значимых других делает его психологическую ситуацию неопределенной, внутренне конфликтной. Бессознательное желание избавиться от прежних идентификаций делает его активным в рефлексии, а также активизирует чувство своей особенности, непохожести на других, что вызывает весьма характерное для ранней юности чувство одиночества или страх одиночества.

Развитие самосознания как и любого сложного психического новообразования, проходит ряд сменяющих друг друга стадий. С этой точки зрения юношеский возраст характеризуется как начало формирования нового уровня самосознания, как период развития и углубления интегративных качеств. Интенсивное развитие того уровня самосознания будет осуществляться в юношеском возрасте. Его специфические черты - повышение значимости для формирования Я-концепции системы собственных ценностей и усиление личностного, психологического, динамического аспекта восприятия - позволяют оценивать его как уровень, характерный для зрелой личности.

Одним из основных механизмов самопознания юношей самого себя, своего внутреннего мира является личностная рефлексия, которая, в отличие от логической рефлексии, направленной на решение задач, понимается как деятельность личного самопознания, как особый исследовательский акт, при котором человек не
просто исследует свой внутренний мир, но при этом еще исследует и себя как исследователя. Феноменом личностной рефлексии являются рефлексивные ожидания, которые понимаются как представления человека о том, что о нем думают люди, составляющие круг его общения. другие люди.2

2. Влияние группы

Принадлежность к определенной социальной группе и собственное положение в ней чрезвычайно важны в юношеском возрасте. Важную роль играют неформальные группы общения, как правило — разновозрастные и подчиненные нормам специфической юношеской субкультуры.
В силу известной конформности юношеского возраста, для которого групповое «мы» часто авторитетнее всех прочих мнений, лидеры таких групп оказывают сильное влияние на подростков, особенно так называемых трудных, которые в школе чувствуют себя изолированными и непризнанными.
Огромное значение, наряду с разветвленными товарищескими отношениями, в юности имеет дружба. Юношеский канон дружбы, по сравнению с подростковым, заметно индивидуализируется и психологизируется, выдвигая на первый план ценности, связанные с развитием самосознания, — самораскрытие, понимание, искренность, интимность.
Юношеская дружба большей частью бывает однополой, а ее свойства, в том числе устойчивость, зависят от индивидуальных особенностей и потребностей участников. Отсутствие друзей переживается в этом возрасте весьма болезненно и воспринимается как личный недостаток.3

Большинство исследователей указывает на ведущую роль системы межличностных отношений в формировании Я-концепции и чувства идентичности в юношеском возрасте. Действительно, в данный период расширяются социальные связи субъекта, межличностные отношения становятся более интенсивными, дифференцированными, особенно значимыми становятся отношения со сверстниками, с референтной группой. Общеизвестны такие особенности юношеского возраста, как обостренная потребность в понимании, формирование альтернативных систем ценностей и поведенческих стереотипов по сравнению с родителями; определяющую роль в складывании интегральной самооценки играет межличностное сравнение. Однако собственно механизмы определяющего воздействия межличностного общения на формирование идентичности юноши и особенно психологическое содержание социальной обусловленности идентичности до конца не ясны. Один из актуальных вопросов — как в реальном субъективном опыте юноши отражается социальная обусловленность «Я». Работа над этой проблемой может идти в направлении моделирования субъективного опыта, и одним из наиболее адекватных этой проблеме исследовательских методов представляется репертуарный подход.
4

В юности личность в большей степени воспринимается в терминах более глобальных характеристик, которые проявляются в разных областях, в том числе и в межличностном общении. Более значимыми становятся свойства, относящиеся к мировоззрению, творчеству, познанию (такие, как творческий человек, талант, увлеченность).

Характерно, что в юности в качестве главных носителей ценностей чаще выступают схематичные роли, например, человек, которого я уважаю, приятный человек, удачливый человек, в то время как в подростковом возрасте схематичные роли — это приятный человек, человек, на которого я хотел(а) бы быть похожим, человек, с которым хотелось бы познакомиться поближе, — не значимы. Свой собственный стиль общения перестает быть единственным эталоном для оценки.

В юности наблюдается большая согласованность между уровнями самоощущения и поведенческих установок главного фактора — "оценки". Кроме того, в юношеском возрасте социальные конструкты не образуют фактор социальной общности, специалисты говорят об измерениях социальной желательности и социальной успешности. В юности появляется фактор проблемного, неблагополучного Я, который отсутствует в подростковом возрасте. Кроме этого, появляется отдельный от измерения внешнего благополучия фактор внешней привлекательности.

Существует, по мнению психологов, разница в конкретной задаче, стоящей перед «Я» в подростковом и юношеском возрасте. Если в подростковом возрасте это задача связывания собственных ценностей с ценностями группы, то в юношеском возрасте это связывание ценностного и проблемного измерений. Предполагается, что двойственность «Я» является универсальным качеством. Первый ценностный аспект «Я», обеспеченный базовой позитивностью «Я», создает прочную основу для личностного роста; содержание второго аспекта «Я» меняется в зависимости от актуальной задачи развития, стоящей перед субъектом, определяемой спецификой возраста, т.е. второй аспект «Я» фактически является инстанцией развития.

Исходя из вышесказанного, психологи называют очевидной необходимость нахождения в юношеском возрасте такой социальной общности, принадлежность к которой позволила бы связать собственные и групповые ценности, максимально реализовать изначально позитивное самоощущение (иначе расхождение между социальным образом-Я и гармоничным самоощущением будет источником внутреннего конфликта), что и является психологическим содержанием задачи поиска ролевой идентичности.