ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

320402-05-3902010 РЭ
33
Раздел
5. ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
ПОДВЕСКА
Передняя и задняя подвески автобуса ПАЗ-320402-05 (рис. 5-1 и рис. 5-2) состоит из продольных полуэллип- тических pессоp и гидравлических амоpтизатоpов. В задней подвеске, кроме того, имеются дополнительные (кор- ректирующие) пружины. Крепление всех рессор к основанию кузова выполнено на резиновых подушках (опо- рах). Подушки устанавливаются в чашки рессор и зажимаются в кронштейнах крышками. В передние крон- штейны передних и задних pессоp установлены упорные резиновые подушки, препятствующие продольному пе- ремещению рессор вперед. Необходимые продольные перемещения при прогибах происходят за счет смещения задних концов pессоp. Прогибы рессор ограничивают резиновые буфера.
ПАЗ-320402-05
ПАЗ-320412-05
Рис
. 5-1 Подвеска передняя
1– опора чашки рессоры верхняя;
2– кронштейн амортизатора;
3– буфер основной;
4- кронштейн амортизатора;
5– втулка;
6– палец амортизатора;
7– амортизатор;
8- упор;
9– крышка кронштейна;
10– опора нижняя;
11– стремянка рессоры;
12– балка передней оси;
13- буфер;
14- рессора;
15- стабилизатор
Рис
. 5-2 Подвеска задняя
(ПАЗ-320402-05)
1– палец амортизатора; 2- втулка амор-
тизатора; 3- картер заднего моста; 4-
буфер; 5- серьга; 6- пружина; 7- ось пру-
жины; 8- опора верхняя; 9- упор; 10- опора
нижняя; 11- крышка кронштейна; 12-
амортизатор; 13- кронштейн амортиза-
тора; 14- стремянка рессоры; 15- стре-
мянка пружин; 16- рессора
Рис
. 5-3 Подвеска задняя
(ПАЗ-320412-05)
1- опора рессоры; 2- рессора; 3- регу-
лятор уровня пола; 4– амортизатор; 5-
штуцер подвода сжатого воздуха; 6-
баллон пневматический; 7- стабилиза-
тор поперечной устойчивости
А
– высота пневмобаллона (250…255) мм;
Б – установочный размер рычага приво- да регулятора 230 мм

320402-05-3902010 РЭ
34
Подвеска автобуса ПАЗ-320412-05 отличается наличием переднего и заднего стабилизаторов попе- речной устойчивости, а также применением в задней подвеске вместо пружин резинокордных упругих элементов (пневматических баллонов). Пневмобал- лоны крепятся своими верхними опорами к основа- нию кузова, а нижними – к картеру заднего моста.
Пневмобаллон состоит из резинокордной оболочки
4 (рис. 5-4), в которой установлен резиновый буфер 3 сжатия. Резинокордная оболочка напрессовывается на нижнюю и верхнюю опоры пневмобаллона. В верхнюю опору установлен штуцер для сообщения полости пневмобаллона через регулятор положения кузова с источником сжатого воздуха.
Регулятор
положения кузова (рис. 5-5) предна- значен для автоматического поддержания заданного уровня пола автобуса над дорогой, независимо от загрузки автобуса.
Регуляторы обеспечивают постоянную высоту уровня пола автобуса. Корпус регулятора крепится к кузову автобуса. Тяга привода, соединенная с рычагом регулятора, крепится к кронштейну зад- него моста.
При изменении расстояния между кузовом и балкой заднего моста тяга поворачивает рычаг, который поворачивая вал регулятора, управляет клапанами, обеспечивающими подачу или сброс воздуха из пневмокамеры.
Регулировка
высоты пола автобуса
Перед регулировкой убедиться в исправности ре- гуляторов положения кузова, герметичности пневма- тической системы автобуса и отсутствии поврежде- ний пневмобаллонов.
Установить автобус на смотровую канаву с ровной горизонтальной площадкой.
После заполнения пневмобаллонов сжатым возду- хом (необходимое давление в пневматической сис- теме – (0,7…0,8) МПа) необходимо проверить их высоту. Высота пневмобаллонов должна быть
(250…255) мм. Если высота не соответствует ука- занному размеру, то её следует отрегулировать.
Для регулировки отсоединить нижний конец регу- лировочной тяги 5 от кронштейна 8, вынув шплинт и сняв шайбу. Для увеличения высоты пневмобаллона рычаг 4 вместе с тягой 5 переместить вверх, для уменьшения высоты – вниз. При достижении тре- буемой высоты пневмобаллона - (250…255) мм, ры- чаг 4 установить горизонтально (в нейтральное по- ложение). Затем ослабить хомут 7 и изменить длину тяги 5, передвигая её в корпусе амортизатора 6 для сохранения горизонтального положения рычага 4.
Затем установить нижний конец тяги на кронштейн
8 и зашплинтовать.
Телескопические
амортизаторы предназначены для гашения колебаний, возникающих при движении автобуса по неровной дороге. Длительное раскачи- вание автобуса после переезда через неровность до- роги указывает на неисправность амортизаторов. В этом случае необходимо выявить неисправный амортизатор и заменить его, либо отремонтировать.
Для проверки работоспособности амортизатора нужно зажать его вертикально за нижнюю проушину
Рис
. 5-4 Пневмобаллон
1- шпилька-штуцер; 2- опора верхняя; 3- буфер; 4-
оболочка резинокордная; 5- болт; 6- опора нижняя
Рис
. 5-5 Регулятор положения кузова
1- штуцер подвода сжатого воздуха от ресивера;
2- штуцер подвода сжатого воздуха к пневмобалло-
ну подвески; 3- крышка атмосферного вывода; 4-
рычаг привода регулятора; 5- тяга регулировочная;
6- амортизатор; 7- хомут; 8- кронштейн заднего
моста
Рис
. 5-6 Телескопический амортизатор
1– проушина; 2– гайка резервуара; 3– сальник
штока; 4– направляющая штока; 5– резервуар;
А– отверстие для слива жидкости в резервуар; В –
полость резервуара


320402-05-3902010 РЭ
35
и прокачать за верхнюю проушину не менее 5 раз. У исправного амортизатора шток должен перемещаться рав- номерно, без рывков и вибраций при приложении постоянной нагрузки в 220 Н·м (22 кгс). Время перемещения на длине рабочего хода растяжения (100 мм) не более 10 секунд. Если амортизатор прокачивается без сопро- тивления или сопротивление очень велико, то его следует отремонтировать или заменить.
Кроме потери эффективности, у амортизатора может появиться подтекание масла через уплотнение штока в верхней части. В этом случае следует подтянуть гайку pезеpвуаpа 2 (рис. 5-6). Для этого необходимо снять амоpтизатоp с автобуса. Если после подтягивания гайки течь жидкости не устраняется, то нужно заменить сальник штока 3. При установке сальника большой наружный диаметр его должен быть обращен вниз, в сторо- ну рабочего цилиндра. Только в этом положении обеспечивается нормальная работа маслоотpажательных кана- вок сальника.
В амоpтизатоp можно заливать только амоpтизатоpную жидкость в соответствии с картой смазки.
При заливке жидкости в амортизатор необходимо располагать рабочими условиями, обеспечивающими особую чистоту. Засорение клапанных систем амортизатоpа приводит к его неисправности.
При
обслуживании подвески проверяется целостность листов рессор, герметичность амортизаторов, креп- ление гаек стремянок рессор и дополнительных пружин, гаек крышек опор рессор, проверяется состояние по- душек опор рессор, втулок дополнительных пружин (для ПАЗ-320402-05) и амортизаторов.
При обслуживании подвески автобуса ПАЗ-320412-05 дополнительно проверяется крепление и состояние деталей стабилизаторов поперечной устойчивости, регуляторов положения кузова и пневмобаллонов.
Неисправностями рессор могут быть: поломка отдельных рессор, поломка или ослабление концевых чашек коренных листов и хомутов рессор, уменьшение стрелы прогиба рессоры в свободном состоянии и коррозия листов. Коррозия листов может значительно снизить их долговечность. Поэтому рекомендуется при ремонтных работах очистить листы и смазать трущиеся поверхности рессор графитной смазкой или смесью состоящей из
30 % солидола, 30 % графита П, 40% трансформаторного масла.
При разборке и сборке рессор не рекомендуется ударять молотком по поверхности листов, так как это мо- жет привести к их последующей поломке в эксплуатации.
Долговечность и надежность резиновых подушек опор рессор зависит от правильного их монтажа. При установке подушек не допускаются их перекосы. Неправильно поставленные подушки не самоустанавли- ваются при затяжке крышек, что приводит к их быстрому износу. Для правильного крепления концов рес- соры в резиновых подушках рессору необходимо выпрямить с помощью специального приспособления.
ОСЬ
ПЕРЕДНЯЯ
Передняя
ось (рис. 5-7) состоит из балки двутаврового сечения, поворотных цапф и шкворней, закреплен- ных в бобышках балки клиньями. Между торцом верхней проушины вилки и торцом бобышки балки установ- лены регулировочные шайбы, с помощью которых устраняется зазор в соединении. Шкворни имеют две лыски под клин, расположенные под углом 90°, что позволяет поворачивать шкворень при одностороннем износе.
Рис
. 5-7 Ось передняя
1- обод колеса; 2– барабан тормозной; 3- кулак разжимной; 4- шпилька крепления колеса; 5- прокладка;
6- крышка ступицы; 7- гайка; 8– шайба замочная; 9– контргайка; 10– кольцо замочное; 11– подшипник
ступицы наружный; 12- цапфа поворотного кулака; 13- винт крепления барабана; 14– подшипник ступицы
внутренний; 15- кольцо упорное подшипника; 16– сальник; 17- кольцо импульсное АБС; 18- щит тормоза;
19- шкворень; 20- втулка шкворня; 21- наконечник рулевой тяги; 22- тяга рулевая поперечная; 23- клин
шкворня; 24- подшипник опорный; 25- балка передней оси; 26- рычаг поворотного кулака; 27- шайба регу-
лировочная; 28- камера тормозная


320402-05-3902010 РЭ
36
Опорные поверхности шкворня и упорный подшипник необходимо смазывать через две пресс-масленки.
Ступицы колес вращаются на двух роликовых конических подшипниках. Подшипники защищены от загрязне- ния крышками ступиц с прокладками и двухкромочной манжетой, установленной на кольце за внутренним подшипником ступицы.
При
обслуживании передней оси проверяется состояние балки, проверяются зазоры в шкворневом соедине- нии, смазываются шкворни и подшипники ступиц колес, регулируются схождение и угол поворота колес.
Регулировка
подшипников ступиц передних колес
1. Поднять колесо домкратом так, чтобы шины не касались опоры.
2. Снять крышку ступицы 6 (рис. 5-7) и отогнуть замочную шайбу 8 от грани контргайки 9.
3. Отвернуть контргайку 9, снять замочную шайбу и замочное кольцо 10.
4. Проворачивая ступицу в обоих направлениях, чтобы ролики правильно установились по коническим по- верхностям колец, затянуть гайку-шайбу 7 до начала торможения ступицы.
5. Надеть замочное кольцо и отпустить гайку-шайбу примерно на 1/8 оборота до совпадения штифта на гай- ке-шайбе с ближайшим отверстием в замочном кольце.
6. Провернуть колесо сильным толчком руки. При этом колесо должно свободно вращаться и не иметь за- метного люфта.
7. Надеть замочную шайбу, затянуть контргайку моментом (140…160) Н·м и отогнуть замочную шайбу.
После регулировки колесо должно вращаться равномерно и свободно в обоих направлениях. Зазор не дол- жен превышать 0,15 мм.
Регулировка
схождения колес выполняется сле- дующим образом:
1. Поставить автобус на горизонтальную площад- ку. Установить передние колеса в положение, соот- ветствующее прямолинейному движению. Проверить давление в шинах и при необходимости довести его до нормы.
2. Провести измерение расстояния между колеса- ми в горизонтальной плоскости при помощи специ- альной линейки на диаметре колеса 735 мм. Если раз- ница замеров не попадает в пределы (2…4) мм, то нужно выполнить регулировку.
3. Регулировка схождения колес производится изменением длины поперечной рулевой тяги. Для регулиров- ки нужно ослабить стяжные болты обоих наконечников поперечной тяги и, вращая ее трубным ключом, до- биться необходимой величины схождения колес. После регулировки закрепить стяжные болты наконечников рулевых тяг.
Изменение длины поперечной рулевой тяги осуществляется за счет разного шага резьбы на концах тяги (на левом ─ 1,5 мм, на правом — 2 мм). Если для установления схождения колес требуется изменение длины тяги более чем на 5 мм, то следует снять поперечную тягу с автобуса и установить необходимую длину за счет оди- накового перемещения левого и правого наконечников. После чего окончательную регулировку выполнить вышеописанным способом.
Регулировку
углов поворота колес рекомендуется проводить одновременно с регулировкой схождения колес. Регулировка выполняется с помощью упорных болтов, ввернутых во фланцы поворотных цапф. Упор- ные болты нужно сначала ввернуть до предела, а затем вывернуть до получения необходимого угла и закре- пить контргайкой. Угол поворота правого колеса вправо (левого влево) от 36 0
до 38 0
В крайних положениях колес не должно быть зазора между регулировочным болтом и балкой передней оси.
Кроме того, при правом повороте в движении левое колесо не должно касаться продольной рулевой тяги.
Углы наклона шкворней и развала колес, которые изменяются вследствие изнашивания и деформации дета- лей в период эксплуатации автобуса, не регулируются.
В случае повышенного износа шин передних колес необходимо проверить величину развала колес, величи- ну продольного и поперечного наклона шкворней, а также углы поворота колес. Проверка углов выполняется на специальном оборудовании.
При эксплуатации автобуса необходимо уделять особое внимание выполнению смазки и контролю состоя- ния шкворневого узла передней оси. Нужно своевременно заменять изношенные детали, так как чрезмерный зазор (люфт) в шкворневом соединении создает возможность появления ударной нагрузки, что может привести к преждевременному разрушению подшипников ступиц, увеличению отверстий балки под шкворни и поломке поворотной цапфы.
Определение
износа шкворня и втулок производится при покачивании колеса. Для этого следует припод- нять домкратом переднюю ось и, взявшись за шину колеса сверху и снизу, покачать колесо. Предварительно нужно проверить правильность регулировки подшипников ступицы.
Проверка радиального зазора в шкворневом соединении выполняется с помощью индикаторного приспо- собления. Шкворневое соединение исправно, если радиальный зазор в соединении не превышает 0,6 мм. Если перемещение верхнего наружного края тормозного щита в вертикальной плоскости, перпендикулярной плоскости
Рис
. 5-7а Схема регулировки схождения колес
Размер Б больше размера А на (2…4) мм


320402-05-3902010 РЭ
37
вращения колеса, при покачивании тормозного щита меньше 1,6 мм, то можно повернуть шкворень вокруг его оси на ¼ оборота до второй лыски под стопорный штифт. Если указанное перемещение больше 1,6 мм, то следу- ет заменить изношенные шкворень и втулки.
Проверка осевого зазора проводится без вывешивания колеса. Щуп вставляется между бобышкой балки и проушиной поворотной цапфы. Если осевой зазор превышает 0,15 мм, то необходима регулировка зазора под- бором толщин регулировочных прокладок, если замеренный зазор более 1 мм, то следует заменить упорный подшипник шкворня.
Правила
установки датчика АБС тормозов
Отверстие держателя 2 (рис. 5-8) датчика оборотов 1 перед установкой упругой втулки 3 смазать медной пастой или сили- коновым жиром (например, Molykote FP 186, NBU 30 РТМ
Univew N3, RENOLIT I-90693) для предотвращения коррозии.
Упругую втулку вставить до упора в отверстие.
Датчик числа оборотов 1 вставить в упругую втулку и про- двинуть его до тех пор, пока он не достигнет импульсного коль- ца 4, установленного в ступице колеса. После каждой разборки ступицы колеса нужно произвести эту регулировку.
Электропровод датчика числа оборотов из тормозного ме- ханизма заднего моста нужно выводить таким образом, чтобы радиус изгиба был не меньше 50 мм.
Следует проверять биение импульсного кольца, располо- женного на ступице колеса. Биение зубьев в направлении оси датчика числа оборотов не должно превышать 0,2 мм. Если производилось снятие ступицы колеса, то после установки сту- пицы нужно осторожно выдвинуть колесный датчик АБС до соприкосновения с зубчатым венцом импульсного кольца, а затем провернуть ступицу на два-три оборота для получения необходимого зазора.
Внимание
! Датчик числа оборотов антиблокировочной системы тормозов допускается устанавливать только вместе с упругой втулкой того же производителя.
При замене импульсного кольца перед запрессовкой новое кольцо необходимо равномерно разогреть до
150 °С и насадить на ступицу до упора.
Внимание
! Повреждение зубьев импульсного кольца не допустимо!
КОЛЕСА
И ШИНЫ
Автобус имеет дисковые неразборные колеса с размером обода 6,75-19,5.
Диск штампованный, соединен с ободом сваркой, крепится к ступице на шести шпильках у автобуса ПАЗ-
320402-05 или на восьми шпильках - у ПАЗ-320412-05.
Шины - бескамерные, радиальные, размерностью 245/70 R19,5 с индексом нагрузки 133/131 (L, М), или
135/133 (J, L, М), или 136/134(L, М), или 140/138J.
Индекс нагрузки обозначается на боковой поверхности шины.
Внимание
!Запрещается эксплуатация автобуса с шинами, не соответствующими рекомендациям завода по индексу нагрузки.
Давление в шинах всех колес автобуса ПАЗ-320402-05 - 600 кПа (6,1 кг/см
2
).
Давление в шинах передних колес автобуса ПАЗ-320412-05 - 650 кПа (6,6 кг/см
2
), задних - 550 кПа (5,6 кг/см
2
).
Крепление колес автобусов выполнено с центрированием диска по центральному отверстию и закреплением его гайками со специальными шайбами. Для крепления всех колес используются гайки с правой резьбой.
Снятие
колес
Поднятие домкратом одного из колес автобуса разрешается производить только на ровной горизонтальной поверхности дороги с твердым покрытием.
Перед вывешиванием колеса следует зафиксировать автобус. Для этого необходимо установить противоот- катные упоры спереди и сзади колеса, расположенного с противоположной стороны от снимаемого колеса. До- полнительно следует включить стояночный тормоз, если не предусматривается последующее снятие барабанов задних колёс.
Внимание
! Не следует находиться под автобусом в то время, когда он поднят домкратом. Для этого надо предварительно поставить под автобус прочные и устойчивые подставки.
Разрешается поднимать только пустой автобус.
В случаях, когда при полностью спущенном колесе нет возможности установить домкрат, рекомендуется перед началом демонтажа наехать на специальный брус-подкладку. Размер бруса 200х150х500 мм с клиновидным ско- сом для заезда, где 200 мм-ширина, 150 мм-высота, 500 мм-длина. Размер верхней площадки бруса – 300 мм.
Рис
. 5-8 Установка датчика АБС
1- датчик; 2- держатель; 3- втулка; 4-
кольцо импульсное; 5- ступица


320402-05-3902010 РЭ
38
Для
поддомкрачивания одного из колес автобуса рекомендуется подставить домкрат под горизонтальную плоскую поверхность балки оси около поднимаемого колеса.
После отрыва колеса от поверхности дороги установить опору под ось так, чтобы после снятия рабочего давления домкрата колесо можно было снять. При необходимости, в случае отсутствия твердого покрытия до- роги, под домкрат следует положить прочную доску для обеспечения надёжности фиксации автобуса.
Если после вывешивания колеса и установки опоры декоративная накладка арки колеса будет мешать его снятию, то следует приподнять кузов домкратом, установив его в специальную площадку-опору, размещенную в боковине кузова на задней стойке арки колеса.
Снятие
и установка колес
1. Ослабить гайки крепления колес.
2. Поднять домкратом колесо так, чтобы оно не касалось поверхности опоры.
3. Отвернуть гайки крепления колеса и снять колесо со ступицы, приподнимая его монтажной лопаткой.
4. Очистить ступицу и барабан от грязи.
5. Установить исправное колесо на ступицу, приподнимая его монтажной лопаткой. Поддерживая колесо на ступице навернуть от руки гайки.
6. Затянуть гайки колес перекрестно, постепенно и попеременно, чтобы колесо плотно удерживалось на месте и равномерно прижималось к фланцу барабана. Момент затяжки гаек колес – (390…490) Н·м.
Внимание
! После установки колес необходимо проверять затяжку гаек крепления колес через каждые
(100…150) км. Если в ходе проверки ослабление затяжки не наблюдается, то последующие проверки произво- дятся в сроки планового технического обслуживания.
Перед установкой колес на ступицу необходимо проверить состояние шпилек крепления колес. Не допуска- ется крепление колес на шпильки с изношенной резьбой.
Механизм
запасного колеса (рис. 5-9) обеспечивает подъем и спуск колеса на металлическом тросе. Трос наматывается на вал барабана, который фиксируется в определенном положении при помощи храпового меха- низма.
Запасное колесо крепится двумя гайками к балке. Вращение вала барабана производить гаечным ключом.
Доступ к гайкам запасного колеса и к храповому механизму из салона автобуса через люк в полу.
Снятие
запасного колеса выполняется в следующем порядке:
1. Снять крышку люка над запасным ко- лесом.
2. Проверить надежность зацепления со- бачки 4 (рис. 5-9) за зуб храпового колеса 5.
4. Отвернуть две гайки 7 крепления за- пасного колеса к основанию кузова.
5. Установить гаечный ключ на вал 3.
Повернуть вал ключом в направлении подъ- ема колеса, вывести собачку 4 из зацепления с храповым колесом и, удерживая вал 3 клю- чом, частично опустить колесо. Зафиксиро- вать собачку на храповике. Переставить ключ и повторить опускание колеса не- сколько раз до полного опускания колеса на опорную поверхность.
6. Вынуть из колеса пластину 2.
Подъем запасного колеса производить в обратном порядке.
Демонтаж
бескамерных шин
Перед демонтажем шины необходимо вымыть колесо, вывернуть золотник из вентиля и выпустить воздух из шины. Если шину демонтируют для выполнения ремонта, то перед демонтажем необходимо определить все места повреждений, утечек воздуха и отметить их каким-либо образом. При демонтаже вручную колесо нужно поло- жить на чистую площадку так, чтобы узкая посадочная полка обода была сверху. Отжимая борт шины от колеса, необходимо тщательно промазать куском мыла, смоченным водой, закраину обода и борт шины (рис. 5-10, а).
Рис
. 5-9 Механизм запасного колеса:
1– диск колеса; 2– пластина крепления колеса; 3- вал меха-
низма подъёма; 4- собачка храповика; 5- храповое колесо; 6-
трос; 7- гайка; 8– шина колеса