ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 25
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
320402-05-3902010 РЭ
39
Рис
. 5-10 Демонтаж бескамерной шины с колеса
Осадить ногами борт шины до уровня монтажного ручья с одной стороны, одновременно с противопо- ложной стороны ввести между ободом и бортом шины плоские концы двух монтажных лопаток, разнесен- ных на (150…200) мм. Вывести борт шины в данном месте за край обода колеса. Зафиксировать одну мон- тажную лопатку ногой и монтажной лопаткой с отогнутым концом последовательно вывести борт шины за обод колеса по всей окружности (рис. 5-10,б).
Перевернуть колесо с шиной. Тщательно промазать куском мыла, смоченным водой, верхний борт ши- ны и, приподнимая рукой колесо, вставить монтажную лопатку между нижней закраиной обода и бортом шины (рис. 5-10, в). Другой монтажной лопаткой по возможности на большей дуге вывести обод колеса из полости шины, при этом борт шины с противоположной стороны должен находиться в монтажном ручье.
Удерживая одной монтажной лопаткой колесо, другой полностью вывести его из полости шины.
Монтаж
бескамерных шин
Монтаж и демонтаж шин рекомендуется производить на специальном участке с применением специального оборудования, приспособлений и инструмента.
Для обеспечения полной герметичности контакта обода с бортами шины необходимо посадочные полки обода тщательно зачищать от ржавчины и окрашивать. Отсутствие окраски и ржавчина снижают степень гер- метизации внутренней полости шины, а также затрудняют ее монтаж.
Обод колеса не должен быть деформирован или иметь повреждения. Часто преждевременное разрушение шины является следствием различных повреждений обода.
Необходимо помнить, что ободья колес не ремонтируются. При обнаружении трещин обод подлежит замене.
Бескамерные шины требуют осторожного обращения, так как повреждения герметизирующего слоя в бор- товой части снижают герметичность шины. Для предотвращения повреждения бортов необходимо применять монтажно-демонтажные инструменты или станки для колес с глубокими ободьями.
Применение тяжелых кувалд, нестандартных лопаток и ломиков приводит к появлению на посадочных по- верхностях обода вмятин, царапин и заусенцев, что является причиной повреждения шины.
Монтажные лопатки должны соответствовать данному типу шин, быть гладкими, без зазубрин и острых кромок, так как в противном случае неизбежны повреждения бортов шины. Монтаж и демонтаж шин в пути необходимо выполнять только специальным монтажным инструментом для колес с глубокими ободьями. При этом следует исключить возможность попадания песка и грязи на борта шин и монтажные полки обода.
Нельзя при монтаже или демонтаже ударять молотком по лопатке, заложенной между бортом шины и за- краиной обода и, передвигая лопатку ударами молотка, натягивать или снимать борт с обода, так как от этого разрушается уплотняющий бортовой слой шины.
Для облегчения монтажа бескамерных шин и предохранения их от повреждения полки и закраины обода следует смазывать специальной монтажной пастой или смоченным в воде хозяйственным мылом.
Внимание
! Запрещается использовать для монтажа масла или консистентные смазки.
320402-05-3902010 РЭ
40
Демонтаж и монтаж шин, имеющих низкую температуру, может вызвать трещины, так как резина под влиянием низких температур (ниже минус 5 °С для обычных шин) теряет эластичность и прочность. Холодную шину перед монтажом следует предварительно прогреть в помещении.
Внимание
! Монтаж и демонтаж шины следует выполнять только со стороны узкой полки обода. Диски ко- лес могут быть приварены к ободу как со стороны узкой, так и со стороны широкой полки. Поэтому при мон- таже шины следует ориентироваться не по расположению диска, а по положению узкой полки обода.
Нередко для ускорения демонтажа или монтажа шин их натягивают или снимают с обода лопатками или ломиком, прикладывая большие усилия (без намыливания и укладки в ручей), что вызывает повреждения шин в бортовой части, которые не поддаются ремонту.
Монтаж
шин вручную производится в следующем порядке (рис. 5-11): обод колеса следует положить на чистую горизонтальную площадку так, чтобы узкая посадочная полка была сверху. Тщательно промазать кус- ком мыла, смоченного водой, верхнюю кромку обода колеса. Также тщательно необходимо промазать влажным мылом наружную поверхность борта шины (рис. 5-11, а). Положить шину на обод смазанным бортом так, что- бы нижний борт шины одной стороной вошел в ручей (рис. 5-11, б). Противоположную сторону шины с помо- щью небольшой кувалды ((2…3) кг) осадить в ручей обода (рис. 5-11, в).
Второй борт шины тщательно промазать куском мыла, смоченного водой, с внутренней стороны (рис. 5-11, г).
Утопить борт шины с одной стороны в ручей, а другую часть борта перевести за кромку обода с помощью мон- тажных лопаток (рис. 5-11, д). Распространена ошибка, когда борт выскакивает из монтажного ручья, а монтаж- ник пытается перевести противоположную часть борта через закраину обода, прикладывая чрезмерное усилие. В начальный период монтажа рекомендуется прижатием ноги удерживать борт шины в монтажном ручье.
Накачка
бескамерных шин
Бескамерные шины следует накачивать при вывернутом золотнике, обеспечивая наилучшее поступление воздуха в колесо. Накачивать шину следует от магистрали с давлением воздуха не менее 1 МПа (10 кгс/см
2
) и с высокой интенсивностью подачи воздуха для начальной посадки бортов шины на полки обода. Для лучшей посадки на обод бескамерные шины необходимо накачивать до давления выше эксплуатационной нормы на
(30…40) кПа ((0,3…0,4) кгс/см
2
), а затем снижать давление до рабочего значения.
Частое вывертывание из вентиля золотника, а также засорение вентиля пылью и грязью приводит к прежде- временному истиранию резиновых манжет золотника и, как следствие, к уменьшению степени герметичности вентиля; то же происходит при отсутствии колпачка на вентиле. Запрещается замена золотника заглушками, пробками и другими приспособлениями, не позволяющими замерить давление воздуха в шине. Запрещается эксплуатация шин без металлических или резиновых колпачков на вентилях.
Накачивать шину необходимо в горизонтальном положении (диском вниз). Если не удалось накачать ко- лесо из-за утечки воздуха через зазор между бортом шины и ободом, рекомендуется применять специальное приспособление, представляющее собой обрезиненное кольцо из широкой стальной ленты. Иногда пытаются прижать борта шины к полкам обода за счет обжатия шины по окружности. Таким способом никогда не уп- лотнить зазор, а при слишком большом усилии можно деформировать шину и разрушить корд.
Рис
. 5-11 Ручной монтаж бескамерной шины на колесо
320402-05-3902010 РЭ
41
Простейшее приспособление для накачки шин (рис. 5-12) представляет собой кольцо из тонкой стальной ленты
((1,0…1,5) мм) длиной 1637 мм и шириной (125…130) мм, обтянутой с обеих сторон и с одного торца полосой резины.
При установке кольца на закраину обода оно слегка раздви- гается, при этом в стыке металлической ленты образуется зазор (10…15) мм. Чтобы края ленты не смещались в сторо- ны, стык ее должен быть закреплен специальным замком
(рис. 5-12, а), который позволяет ленте перемещаться толь- ко по окружности обода. Натяг стальной ленты на ободе колеса обеспечивается за счет растяжения наружной рези- новой ленты.
Ленту можно вырезать из толстостенной камеры, завул- канизировав края встык. Резиновую ленту закрепляют на стальной ленте заклепками (или болтами) со стороны необ- резиненного торца (рис. 5-12, б) с шагом (120…150) мм.
Перед накачкой необходимо тщательно промазать куском мыла, смоченного водой, кромку обода (рис. 5-13) колеса, а также внутреннюю и торцевую обрезиненную поверхности уплотняющего кольца 2. Затем нужно на- деть кольцо на обод колеса как показано на рисунке и, равномерно прижимая торец к борту шины, подать воз- дух.
Рекомендуется придерживать кольцо во избежание его перекоса по мере наполнения шины воздухом. Убе- дившись, что борта шины плотно сели на обод и утечки воздуха нет, убрать уплотняющее кольцо и накачать шину до нормы.
Герметичность колеса с бескамерной шиной зависит от состояния как самой шины, так и обода. Поэтому проверка герметичности колеса с бескамерной шиной несколько сложнее, чем с камерной. Герметичность после монтажа следует проверять в местах крепления вентиля и по окружности обода. Для проверки герме- тичности вентиля надо вокруг него налить немного воды. При проверке герметичности обода следует поло- жить шину горизонтально на землю и налить воды в канавку между краем обода и шиной. Затем аналогич- ным образом надо проверить герметичность обода с другой стороны.
Проверку герметичности колеса можно выполнить также с использованием специальных аэрозольных распылителей.
Причиной падения давления может быть повреждение шины (прокол, разрез, трещина, отслоения), де- формация или шероховатость краев обода, недостаточная чистота обода или борта шины, утечка воздуха в основании вентиля. Устранить причину можно путем зачистки неровностей, заменой уплотнительных колец вентиля, заменой обода или ремонтом повреждений шины в мастерской.
Бескамерная шина может быть использована как камерная в случае, например, негерметичного обода, по- вреждения борта шины или после ремонта больших сквозных повреждений. Однако следует помнить, что камера в такой шине недолговечна, так как конструкция колеса этого не предусматривает.
Внимание
! Не рекомендуется без особой необходимости ставить камеру в бескамерную шину. В этом случае между шиной и камерой неизбежно образуется воздушный пузырь, который во время движения ста- новится очагом резкого местного перегрева, причиной различных повреждений шины. Сложная форма обода и отсутствие ободной ленты (флиппера) также способствуют быстрому износу камеры.
Основные
правила эксплуатации колес и шин
Ежедневно перед выездом, при длительных остановках или пересмене водителей необходимо проверять со- стояние шин с целью обнаружения повреждения и явной утечки воздуха. При подозрении на снижение давле- ния в шине необходимо проверить давление манометром и, при необходимости, устранить причину утечки.
Ежедневно после работы необходимо осматривать шины, ободья и внешним осмотром проверять состоя- ние деталей крепления колес. Все детали крепления колес должны быть в исправном состоянии, без следов взаимного смещения. Застрявшие в шинах посторонние предметы удалять.
Следует регулярно проверять равномерность износа протектора шин передних колес. При интенсивном или неравномерном износе рисунка протектора шин следует независимо от сроков проведения очередного технического обслуживания принять меры для устранения причин такого износа. Предельным считается из- нос протектора, при котором глубина рисунка по центру беговой дорожки менее 2 мм.
Рис
. 5-12 Приспособление (уплотняющее
кольцо
) для накачки бескамерной шины
Рис
. 5-13 Схема накачки бескамерной ши-
ны
с помощью уплотняющего кольца
1-обод колеса; 2-уплотняющее кольцо; 3-шина
320402-05-3902010 РЭ
42
При накачке шин давление доводится до верхнего предела. При движении автобуса, особенно в жаркое время, давление повышается, но снижать его в нагретых шинах не следует. Давление воздуха проверяется в остывших шинах при плюсовой температуре окружающего воздуха.
Снижение давления в шинах по сравнению с нормой приводит не только к ускоренному и неравномерно- му износу протектора, но и к ускоренному разрушению каркаса боковин, ухудшает устойчивость и управ- ляемость автобуса.
Недопустима разность давления в шинах сдвоенных колес более 30 кПа (0,3 кгс/см
2
), так как это вы- зывает неравномерное распределение нагрузки между колесами и приводит к неравномерному износу протектора шин.
Нельзя устанавливать на одну ось автобуса шины с различным рисунком протектора. Разность в глубине рисунка протектора на шинах сдвоенных колес не должна превышать 3 мм при замере по центру беговой до- рожки. В противном случае происходит перегрузка одной из шин.
В процессе эксплуатации шин не следует допускать резкого торможения автобуса и перегрузки шин. Во- дитель обязан снижать скорость при движении на переездах и на разбитых участках дороги, не допускать неосторожного подъезда к бордюрам тротуаров, что приводит к повреждению боковин шины и обода колеса.
Если при движении автобуса возникает "увод" в сторону, то необходимо остановиться и проверить состояние шин.
Если предполагается, что автобус не будет работать более месяца, то следует разгрузить шины, поставив автобус на подставки и снизив давление воздуха в шинах до 200 кПа (2 кгс/см
2
).
Ни в коем случае не допускать стоянки автобуса на спущенных шинах.
Нельзя допускать попадания на шины масла и бензина.
Поврежденные шины необходимо сдавать в ремонт, так как даже незначительные повреждения способст- вуют дальнейшему разрушению шин.
При выполнении обслуживания, при необходимости, производится перестановка шин вместе с колесами.
Основанием для перестановки колес могут служить неравномерный или интенсивный износ рисунка про- тектора шин, необходимость правильного подбора шин для распределения по осям или сдвоенным колесам, необходимость установки более надежных шин на пе- редней оси автобуса, а также другие причины.
Характерными неисправностями колес являются увеличенное биение, износ отверстий под гайки креп- ления колес и центрального отверстия диска, погнутость обода.
Радиальное и боковое биение колеса не должно превышать 3 мм. Если биение больше, то необходимо за- менить колесо. Увеличенное биение может привести к выходу из строя подшипников ступиц, а также к преждевременному износу шин.
Износ отверстий под гайки крепления колеса и центрального отверстия диска происходит в результате слабой затяжки гаек и несвоевременной их подтяжки. Необходимо периодически проверять затяжку гаек крепления колеса. После снятия и установки колес необходимо проверять затяжку гаек крепления колес че- рез каждые (100…150) км моментом затяжки (400…500) Н·м. Если в ходе проверки ослабления затяжки не наблюдается, то последующие проверки производите в сроки планового технического обслуживания
Хранить шины следует в сухом помещении при температуре от минус 30 °С до плюс 35 °С при относи- тельной влажности воздуха (50...80) %, предохраняя их от воздействия солнечных лучей. Хранить шины в вертикальном положении на стеллажах с полукруглыми полками. Время от времени покрышки и камеры по- ворачивать для изменения точек опоры.
Рис
. 5-14 Схема перестановки колес с шинами