Файл: Программа профессиональной переподготовки Клиническая психология с основами психотерапии (1080) Дисциплина Патопсихология.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 256

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АНО ДПО "СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ"

Программа профессиональной переподготовки

Клиническая психология с основами психотерапии (1080)

Дисциплина: Патопсихология

Практическое задание 3, Модуль 3. Возрастная патопсихология


Выполнил:

слушатель Фотина Елена Сергеевна

Преподаватель:

Миллер Арина Александровна

г. Санкт-Петербург – 2023


Вопрос 1. Обоснуйте логику выбора патопсихологических методик исследования в следующих ситуациях:

1) при проведении дифференциальной диагностики заболеваний;

2) при определении глубины психического дефекта;

3) при изучении эффективности терапии.

В подтверждение Ваших слов приведите какие-нибудь примеры использования конкретных методик в обозначенных ситуациях.


  1. Существует два различных подхода к построению диагностических алгоритмов. Первый заключается в том, что Вы на основании имеющихся у Вас сведений, которыми чаще всего оказываются данные физикального обследования больного и результаты общеклинических лабораторных исследований, формулируете предварительную диагностическую гипотезу (предварительный диагноз), а потом, сравнивая имеющуюся симптоматику и данные дополнительных методов исследования с признаками другого заболевания, протекающего с похожими симптомами, Вы либо подтверждаете предварительный диагноз, либо формулируете новую диагностическую гипотезу. Такой подход удобен в случаях, когда необходимо отдифференцировать друг от друга небольшое количество заболеваний, протекающих со множеством сходных симптомов (например, ХОБ и БА; пневмонию и туберкулез легких). Другой подход необходим, если нужно провести дифференциальную диагностику внутри большой группы заболеваний в рамках одного единственного синдрома. В этих случаях Вам необходимы данные большого количества дополнительных исследований, чтобы сравнить их с диагностическими критериями того или иного заболевания. Так, например, проводится дифференциальная диагностика при синдроме артериальной гипертензии, при длительных лихорадочных состояниях, при неясных болевых синдромах различной локализации.




  1. Существует ряд психологических методик для исследования интеллекта, отличающихся своей измерительной, психометрической направленностью (например, тесты Бине - Симона, Векслера, Равена и др.). Их основная задача - дать количественную характеристику изменений интеллектуальной деятельности. Этим определяется возможность применения тестов интеллекта. Показанием к их применению служит необходимость точного ранжирования уровня протекания интеллектуальной деятельности больного в сравнении с группой больных той же нозологической принадлежности, например, если требуется уточнить степень слабоумия в группе больных эпилепсией и соответственно этому распределить их на подгруппы. Некоторые исследователи придавали большое значение и качественному анализу данных, получаемых с помощью психометрических тестов. Критика психометрических тестов интеллекта в первую очередь направлена против так называемого интеллектуального показателя (IQ), рассматриваемого большинством современных психологов как сугубо эмпирический, выражающий оценку выполнения некоторых заданий и лишь косвенно свидетельствующий о состоянии функции интеллекта.





  1. Существуют значительные вариации применения этих принципов в работе у терапевтов разных школ. Каждый пункт концептуализируется в различных подходах разными способами. Где-то терапевт «сдает в аренду свою психику» и контейнирует клиента, помогая ему перерабатывать трудности, где-то ищет «обрыв контакта» клиента с миром и помогает довести этого контакт до логического конца и разрядки, где-то встречаются два человека и исследуют способы выжить в этом мире. Можно описать все это менее поэтично и более профессиональным языком, и все это будет продолжать работать лишь при наличии базовых факторов.


Обобщая весь этот материал, можно показать, что эффективная терапия складывается из:

- обоюдного ощущения возрастающего понимания терапевтом клиента;

- «рабочей» и мотивирующей концептуализации его проблем и индивидуального подбора методов работы под каждого клиента;

- адекватной и своевременной работы с чувствами обоих;

- человеческой связи между двумя людьми.
Вопрос 2. Проранжируйте по степени значимости, какие факторы в первую очередь  (позиции 1, 2, 3) необходимо учитывать при выборе патопсихологических методик при работе психолога с психически больным:

  • субъективный анамнез;

  • образование больного;

  • жизненный опыт;

  • степень сохранности интеллекта;

  • психический статус;

  • жалобы

Аргументируйте свой ответ: почему, по Вашему мнению,  данные факторы патопсихологу следует учитывать в первую очередь, и почему они находятся в приоритете над другими.
В выборе конкретных методик исследования существенную роль играют:

1. Цель исследования. Например, если целью исследования является дифференциальная диагностика, то следует пользоваться наиболее испытанными методиками, позволяющими обнаружить патопсихологические симптомы (характерные нарушения познавательной деятельности, личности), многократно наблюдавшиеся в экспериментально-психологических исследования при одном из дифференцируемых заболеваний. Поэтому экспериментатор еще до начала исследования должен знать, между какими заболеваниями проводится дифференциальная диагностика и каковы признаки нарушений психической деятельности при каждом из этих заболеваний.



Если стоит цель выявить динамику некоторых показателей психической деятельности до и после лечения, то необходимо подобрать методики, обладающие значительным количеством равных по трудности, но различающихся по стимульному материалу вариантов, что необходимо для сравнения результатов, полученных при первоначальном и повторном исследовании. Также целесообразно в этом случае выбирать методики, имеющие количественные показатели.

Если необходимо выявить степень нарушения психических функций, то подбираются методики, различающиеся по степени трудности, а также методики, выполнение которых возможно на разных уровнях опосредования (на наглядно-действенном, образном или вербальном). Например, для исследования логических операций в этом случае можно подобрать методики, сходные по способу решения, но опирающиеся на наглядный или вербальный стимульный материал (методику «классификация предметов» сочетать с классификацией понятий).

2. Значимым для выбора методик являются также образование больного и его жизненный опыт. Например, недостаточно грамотному испытуемому нецелесообразно давать задания, опирающиеся на необходимость высокого уровня абстракции, опосредования (например, методика сложных аналогий таким больным может быть недоступна). При работе с детьми необходимо учитывать возраст испытуемого, нельзя подбирать методики, находящиеся вне зоны актуального и, тем более, потенциального развития большинства детей данного возраста. Поэтому, например, методика «пиктограмма» может быть применена для детей в качестве психодиагностической, но как патопсихологическую ее можно использовать, только начиная с подросткового возраста (с 12 лет), так как именно в этом возрасте логическое мышление начинает доминировать.

3. Выбор методик может определяться особенностями контакта с больным. Например, при обследовании больного с дефектом зрения подбираются методики с опорой на слуховое восприятие. При обследовании глухих и слабослышащих испытуемых упор делается на методики, представляемые в визуальной форме, на невербальные методики, а в случае необходимости использования словесной методики ее представляют в письменном виде (как и все инструкции к методикам).

Если обследуется человек с речевой патологией или больной, для которого язык, на котором проводится обследование, является неродным, то приоритет отдается невербальным методикам (особенно если стоит задача исследования уровня его интеллектуального развития).


На подготовительном этапе исследования, как отмечалось ранее, патопсихолог также выполняет задачу получения предварительных данных об испытуемом. В клинике источником такой информации служат медицинские документы, в первую очередь история болезни, в которой отражены анамнестические сведения. Сбор анамнестических сведений является задачей врача, однако патопсихолог должен хорошо разбираться в структуре анамнеза, уметь грамотно анализировать его.

Если патопсихологическое исследование проводится не в клинике, то сбор анамнестических сведений становится задачей самого психолога. Надо отметить, что в клинике под анамнезом понимают совокупность сведений о болезни, которые врач получает от больного и использует для установления правильного диагноза . В практике работы с детьми, особенно в плане клинико-психологической диагностики, анамнез понимается шире: не как история развития болезни, а как история развития ребенка вообще (а история заболевания становится составной частью общей истории ребенка).

Источниками для получения анамнестических сведений психологом являются как медицинские документы, так и беседы с родителями и педагогами ребенка. Беседа с родителями, являющаяся основным источником информации, позволяет получить сведения о возможных семейных наследственных заболеваниях, о здоровье самих родителей, о внутриутробном развитии ребенка (как протекала беременность, имели ли место неблагоприятные факторы, которые могли негативно повлиять на развитие плода, благополучно ли прошли роды). Выясняются особенности раннего развития ребенка, какие заболевания и травмы он перенес в первые годы жизни, посещал ли дошкольные учреждения, как прошла адаптация в них, как складывались его взаимоотношения с другими детьми, с взрослыми. Важно также получить сведения о характере внутрисемейных отношений, о наличии неблагоприятных факторов семейного воспитания, о наличии психотравмирующих событий в семейной жизни (развод родителей, постоянные конфликты). Если ребенок посещает школу, то необходимо узнать, как он адаптировался к ней, какова успеваемость, какие интересы, достижения и трудности в школьной жизни имеются у ребенка, заинтересованы ли родители в его школьных успехах, как складываются отношения школьника со сверстниками и учителями.


Беседа с педагогами позволяет получить данные об успеваемости ребенка, об особенностях его поведения, о характере проблем, с которыми педагоги сталкиваются при обучении и воспитании данного ребенка, а также о тех педагогических мероприятиях, которые использовались для коррекции имеющихся недостатков и об эффективности их применения. Если психолог лишен возможности лично пообщаться с педагогами, то можно попросить родителей взять развернутую педагогическую характеристику из того образовательного учреждения, которое посещает ребенок.

При сборе анамнестических сведений надо стремиться дифференцировать фактические сведения о жизни ребенка, сообщаемые взрослыми, от той интерпретации или оценки этих сведений, которая всегда присутствует в сообщениях родителей или педагогов. Поэтому вопросы, которые задает психолог во время беседы, не должны нацеливать на оценочные ответы, они должны ориентироваться на конкретное фактологическое описание интересующих событий и явлений. Например, вопрос «как развивался ваш ребенок в раннем детстве?» является слишком широким, неконкретным и предполагает запрограммированный оценочный ответ: «хорошо» (или «нормально», «плохо»). Более продуктивными в плане получения фактических данных являются вопросы о том, когда ребенок начал держать головку, когда начал ходить, когда произнес первое слово, фразу и т. п. Такие вопросы позволят получить информацию о психическом развитии ребенка, которую можно сравнить с известными возрастными нормативами развития.

Для выявления особенностей психического развития ребенка на подготовительном этапе также весьма успешно можно применять метод изучения продуктов деятельности. Для этого рекомендуется проанализировать результаты детского творчества (в первую очередь, рисунки) и учебной деятельности (тетради, сочинения). Этот метод позволит получить информацию о таких качествах ребенка, как воображение, сформированность зрительных представлений, развитие мелкой моторики, степень сформированности навыков учебной деятельности, а также о его аккуратности и организованности. Важно проанализировать обнаруженные ошибки, правильно оценить их характер. Например, ошибки в письменной речи могут быть связаны с недостаточным уровнем овладения правилами родного языка, а могут быть проявлениями нарушения функционирования определенных участков мозга (так называемые дисграфические ошибки).