ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 43
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
10 Конструктивная компоновка привода
10.1 Конструирование зубчатых колес
Шестерня выполняется заодно с валом.
10.4 Конструирование подшипниковых узлов
10.6 Конструирование элементов открытых передач /1 с.230/
11.1 Проверочный расчет шпонок /1 с.251/
11.2 Проверочный расчет стяжных винтов подшипниковых узлов
V = LBH = 345∙178∙280 = 17,19∙106 мм3
В = 178 мм – ширина редуктора;
Н = 280 мм – высота редуктора.
где φ = 0,40 – коэффициент заполнения редуктора
Стр = 1994(573·45,0·15000/106)1/3 = 14528 Н < C = 19,5 кН
Расчетная долговечность подшипников
больше ресурса работы привода, равного 15000 часов.
Отношение Fa/Co = 228/17,8103 = 0,013 е = 0,19 [1c. 143]
Проверяем наиболее нагруженный подшипник D.
Отношение Fa/D =228/2341= 0,10 < e, следовательно Х=1,0; Y= 0
Эквивалентная нагрузка
Требуемая грузоподъемность подшипника
Стр = Р(573ωL/106)1/m,
где m = 3,0 – для шариковых подшипников
Стр = 3043(573·9,0·15000·106)1/3 = 12966 Н < C = 32,0 кН
Расчетная долговечность подшипников
больше ресурса работы привода, равного 15000 часов.
Конструктивные размеры колеса
Диаметр ступицы:
dст = 1,55d3 = 1,55·50 = 78 мм.
Длина ступицы:
принимаем
Толщина обода:
S = 2,2m+0,05b2 = 2,21,5+0,05·50 =5,8 мм
принимаем S = 8 мм
Толщина диска:
С = 0,25b2 = 0,25·50 = 12,5 мм
принимаем С = 12 мм
Основные размеры ступеней валов (длины и диаметры) рассчитаны в пункте 7.
Переходные участки между ступенями выполняются в виде канавки шириной b = 3 мм или галтели радиусом r = 1 мм.
Фаска зубьев: n = 0,5m = 0,5∙1,5 = 0,75 мм,
принимаем n = 1,0 мм.
В проектируемом редукторе используется консистентная смазка подшипниковых узлов. Для изолирования подшипникового узла от внутренней полости редуктора применяются мазудерживающие кольца шириной 10…12 мм, а изоляция выходных участков валов от окружающей среды достигается с помощью манжетных уплотнений по ГОСТ 8752-79. Внутренне кольцо подшипника упирается в мазеудерживающее кольцо, а наружное фиксируется распорной втулкой между подшипником и врезной крышкой подшипника.
Толщина стенок корпуса и крышки редуктора
= 0,025ат + 1 = 0,025·125 + 1 = 4,1 мм принимаем = 8 мм
Толщина фланцев
b = 1,5 = 1,5·8 = 12 мм
Толщина нижнего пояса корпуса
р = 2,35 = 2,35·8 = 20 мм
Диаметр болтов:
- фундаментных
d1 = 0,036aт + 12 = 0,036·125 + 12 = 17,8 мм
принимаем болты М20;
- крепящих крышку к корпусу у подшипников
d2 = 0,75d1 = 0,75·20 = 15 мм
принимаем болты М16;
- соединяющих крышку с корпусом
d3 = 0,6d1 = 0,6·20 = 12 мм
принимаем болты М12.
Диаметр шкива d1 = 80 мм
Диаметр шкива конструктивный de1 = d1 + 2t = 80 + 2∙2,5 = 85 мм
Ширина шкива B = (z – 1)p + 2f = (2 – 1)12 + 2∙8 = 28 мм
Толщина обода δ = (1,1…1,3)е = (1,1…1,3)15 = 16,5…19,6 мм
принимаем δ=18 мм
Толщина диска С = (1,2…1,3)δ = (1,2…1,3)18 = 22…23,4 мм
принимаем С = 22 мм.
Диаметр ступицы внутренний d = dдв = 28 мм
Диаметр ступицы наружный dст = 1,6d = 1,6∙28 = 44,8 мм
принимаем dст = 45 мм
Длина ступицы lст = lдв = 80 мм.
Диаметр шкива d1 = 175 мм
Диаметр шкива конструктивный de1 = d1 + 2t = 175 + 2∙2,5 = 180 мм
Диаметр ступицы внутренний d = d1 = 25 мм
Диаметр ступицы наружный dст = 1,6d = 1,6∙25 = 40 мм
принимаем dст = 40 мм
Длина ступицы lст = l1 = 30 мм.
Для соединения выходных концов тихоходного вала редуктора и приводного вала рабочей машины применяется цепная муфта по ГОСТ 20742-81 с допускаемым передаваемым моментом [T] =1000 Н·м.
Цепь ПР-38,1-8850
Расчетный вращающий момент передаваемый муфтой
Тр = kТ1 = 1,30·164,4 = 214 Н·м < [T]
где k = 1,3– коэффициент режима нагрузки для ленточных конвейеров.
Условие выполняется
Смазка зубчатого зацепления
Смазка зубчатого зацепления осуществляется путем окунания зубчатых колес в масляную ванну. Объем масляной ванны
V = (0,50,8)N = (0,5 0,8)1,53 1,0 л
Рекомендуемое значение вязкости масла при v = 0,93 м/с и контактном напряжении σв=376 МПа =28·10-6 м2/с. По этой величине выбираем масло индустриальное И-Г-А-68
Смазка подшипниковых узлов.
Так как надежное смазывание подшипников за счет разбрызгивания масла возможно только при окружной скорости больше 3 м/с, то выбираем пластичную смазку по подшипниковых узлов – смазочным материалом УТ-1.
Материал шпонок – сталь 45 нормализованная.
Напряжение смятия и условие прочности
где h – высота шпонки; t1 – глубина паза; l – длина шпонки; b – ширина шпонки.
Быстроходный вал.
Шпонка на выходном конце вала: 8×7×30.
Материал шкива – чугун, допускаемое напряжение смятия [σ]см = 50 МПа.
Тихоходный вал.
Шпонка под колесом 14×9×50. Материал ступицы – сталь, допускаемое напряжение смятия [σ]см = 100 МПа.
Шпонка на выходном конце вала: 10×8×50. Материал ступицы – сталь, допускаемое напряжение смятия [σ]см = 100 МПа.
Во всех случаях условие σсм < [σ]см выполняется, следовательно устойчивая работа шпоночных соединений обеспечена.
Сила приходящаяся на один винт
Fв = 0,5Cx = 0,5∙2294 =1147 H
Принимаем коэффициент затяжки Кз = 1,5 – постоянная нагрузка, коэффициент основной нагрузки х=0,3 – для соединения чугунных деталей без прокладки.
Механические характеристики материала винтов: для стали 30 предел прочности σв = 500 МПа, предел текучести σт = 300 МПа; допускаемое напряжение:
[σ] = 0,25σт = 0,25∙300 = 75 МПа.
Расчетная сила затяжки винтов
Fp = [Kз(1 – х) + х]Fв = [1,5(1 – 0,3) + 0,3]1147 = 1548 H
Определяем площадь опасного сечения винта
А = πdp2/4 = π(d2 – 0,94p)2/4 = π(12 – 0,94∙1,75)2/4 = 84 мм2
Эквивалентное напряжение
σэкв = 1,3F
p/A = 1,3∙1548/84 = 24 МПа < [σ] = 75 МПа
Рассмотрим сечение, проходящее под опорой А. Концентрация напряжений обусловлена подшипником посаженным с гарантированным натягом.
Материал вала сталь 45, улучшенная: В = 780 МПа [2c34]
Пределы выносливости:
Суммарный изгибающий момент
Ми = (Мх2+МY2)0,5 = (40,82+51,12)0,5 = 65,4 Н·м
Осевой момент сопротивления
W = πd3/32 = π303/32 = 2,65·103 мм3
Полярный момент сопротивления
Wp = 2W = 2·2,65·103 = 5,30·103 мм3
Амплитуда нормальных напряжений
σv = Mи/W = 65,4·103/2,65·103 = 24,7 МПа
Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений
v = m = T2/(2Wp) = 34,0·103/(2·5,30·103) =3,2 МПа
Коэффициенты:
kσ/σ = 3,2; k/ = 0,6 kσ/σ + 0,4 = 0,6·3,2 + 0,4 = 2,32
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям
sσ = σ-1/(kσσv/σ) = 335/(3,2·24,7) = 4,2
Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям
s = -1/(kv/ + m) = 195/(2,32·3,2 + 0,1·3,2) = 25,2
Общий коэффициент запаса прочности
s = sσs/(sσ2 + s2)0,5 = 4,2·25,2/(4,22 + 25,22)0,5 = 4,1 > [s] = 2,5
Рассмотрим сечение, проходящее под опорой D. Концентрация напряжений обусловлена подшипником посаженным с гарантированным натягом.
Суммарный изгибающий момент
Ми = 173 Н·м.
Осевой момент сопротивления
W = πd3/32 = π403/32 = 6,3·103 мм3
Полярный момент сопротивления
Wp = 2W = 2·6,3·103 =12,6·103 мм3
Амплитуда нормальных напряжений
σv
Расчетная долговечность подшипников
больше ресурса работы привода, равного 15000 часов.
9.2 Тихоходный вал
Отношение Fa/Co = 228/17,8103 = 0,013 е = 0,19 [1c. 143]
Проверяем наиболее нагруженный подшипник D.
Отношение Fa/D =228/2341= 0,10 < e, следовательно Х=1,0; Y= 0
Эквивалентная нагрузка
Требуемая грузоподъемность подшипника
Стр = Р(573ωL/106)1/m,
где m = 3,0 – для шариковых подшипников
Стр = 3043(573·9,0·15000·106)1/3 = 12966 Н < C = 32,0 кН
Расчетная долговечность подшипников
больше ресурса работы привода, равного 15000 часов.
10 Конструктивная компоновка привода
10.1 Конструирование зубчатых колес
Конструктивные размеры колеса
Диаметр ступицы:
dст = 1,55d3 = 1,55·50 = 78 мм.
Длина ступицы:
принимаем
Толщина обода:
S = 2,2m+0,05b2 = 2,21,5+0,05·50 =5,8 мм
принимаем S = 8 мм
Толщина диска:
С = 0,25b2 = 0,25·50 = 12,5 мм
принимаем С = 12 мм
10.2 Конструирование валов
Основные размеры ступеней валов (длины и диаметры) рассчитаны в пункте 7.
Переходные участки между ступенями выполняются в виде канавки шириной b = 3 мм или галтели радиусом r = 1 мм.
Шестерня выполняется заодно с валом.
Размеры шестерни: dа1 = 45,42 мм, b1 = 54 мм, β = 9,01°.Фаска зубьев: n = 0,5m = 0,5∙1,5 = 0,75 мм,
принимаем n = 1,0 мм.
10.3 Выбор соединений
В проектируемом редукторе для соединения валов с деталями, передающими вращающий момент, применяются шпоночные соединения.Используем шпонки призматические со скругленными торцами по ГОСТ 23360-78. Длина шпонки принимается на 5…10 мм меньше длины ступицы насаживаемой детали. Посадка для косозубого колеса Н7/r6.
10.4 Конструирование подшипниковых узлов
В проектируемом редукторе используется консистентная смазка подшипниковых узлов. Для изолирования подшипникового узла от внутренней полости редуктора применяются мазудерживающие кольца шириной 10…12 мм, а изоляция выходных участков валов от окружающей среды достигается с помощью манжетных уплотнений по ГОСТ 8752-79. Внутренне кольцо подшипника упирается в мазеудерживающее кольцо, а наружное фиксируется распорной втулкой между подшипником и врезной крышкой подшипника.
10.5 Конструирование корпуса редуктора /2/
Толщина стенок корпуса и крышки редуктора
= 0,025ат + 1 = 0,025·125 + 1 = 4,1 мм принимаем = 8 мм
Толщина фланцев
b = 1,5 = 1,5·8 = 12 мм
Толщина нижнего пояса корпуса
р = 2,35 = 2,35·8 = 20 мм
Диаметр болтов:
- фундаментных
d1 = 0,036aт + 12 = 0,036·125 + 12 = 17,8 мм
принимаем болты М20;
- крепящих крышку к корпусу у подшипников
d2 = 0,75d1 = 0,75·20 = 15 мм
принимаем болты М16;
- соединяющих крышку с корпусом
d3 = 0,6d1 = 0,6·20 = 12 мм
принимаем болты М12.
10.6 Конструирование элементов открытых передач /1 с.230/
Ведущий шкив.
Диаметр шкива d1 = 80 мм
Диаметр шкива конструктивный de1 = d1 + 2t = 80 + 2∙2,5 = 85 мм
Ширина шкива B = (z – 1)p + 2f = (2 – 1)12 + 2∙8 = 28 мм
Толщина обода δ = (1,1…1,3)е = (1,1…1,3)15 = 16,5…19,6 мм
принимаем δ=18 мм
Толщина диска С = (1,2…1,3)δ = (1,2…1,3)18 = 22…23,4 мм
принимаем С = 22 мм.
Диаметр ступицы внутренний d = dдв = 28 мм
Диаметр ступицы наружный dст = 1,6d = 1,6∙28 = 44,8 мм
принимаем dст = 45 мм
Длина ступицы lст = lдв = 80 мм.
Ведомый шкив.
Диаметр шкива d1 = 175 мм
Диаметр шкива конструктивный de1 = d1 + 2t = 175 + 2∙2,5 = 180 мм
Диаметр ступицы внутренний d = d1 = 25 мм
Диаметр ступицы наружный dст = 1,6d = 1,6∙25 = 40 мм
принимаем dст = 40 мм
Длина ступицы lст = l1 = 30 мм.
10.7 Выбор муфты /1 с.236/
Для соединения выходных концов тихоходного вала редуктора и приводного вала рабочей машины применяется цепная муфта по ГОСТ 20742-81 с допускаемым передаваемым моментом [T] =1000 Н·м.
Цепь ПР-38,1-8850
Расчетный вращающий момент передаваемый муфтой
Тр = kТ1 = 1,30·164,4 = 214 Н·м < [T]
где k = 1,3– коэффициент режима нагрузки для ленточных конвейеров.
Условие выполняется
10.8 Смазывание. /1 с.240/
Смазка зубчатого зацепления
Смазка зубчатого зацепления осуществляется путем окунания зубчатых колес в масляную ванну. Объем масляной ванны
V = (0,50,8)N = (0,5 0,8)1,53 1,0 л
Рекомендуемое значение вязкости масла при v = 0,93 м/с и контактном напряжении σв=376 МПа =28·10-6 м2/с. По этой величине выбираем масло индустриальное И-Г-А-68
Смазка подшипниковых узлов.
Так как надежное смазывание подшипников за счет разбрызгивания масла возможно только при окружной скорости больше 3 м/с, то выбираем пластичную смазку по подшипниковых узлов – смазочным материалом УТ-1.
11 Проверочные расчеты
11.1 Проверочный расчет шпонок /1 с.251/
Выбираем шпонки призматические со скругленными торцами по ГОСТ 23360-78.
Материал шпонок – сталь 45 нормализованная.
Напряжение смятия и условие прочности
где h – высота шпонки; t1 – глубина паза; l – длина шпонки; b – ширина шпонки.
Быстроходный вал.
Шпонка на выходном конце вала: 8×7×30.
Материал шкива – чугун, допускаемое напряжение смятия [σ]см = 50 МПа.
Тихоходный вал.
Шпонка под колесом 14×9×50. Материал ступицы – сталь, допускаемое напряжение смятия [σ]см = 100 МПа.
Шпонка на выходном конце вала: 10×8×50. Материал ступицы – сталь, допускаемое напряжение смятия [σ]см = 100 МПа.
Во всех случаях условие σсм < [σ]см выполняется, следовательно устойчивая работа шпоночных соединений обеспечена.
11.2 Проверочный расчет стяжных винтов подшипниковых узлов
Стяжные винты рассчитывают на прочность по эквивалентным напряжениям на совместное действие растяжения и кручения.
Сила приходящаяся на один винт
Fв = 0,5Cx = 0,5∙2294 =1147 H
Принимаем коэффициент затяжки Кз = 1,5 – постоянная нагрузка, коэффициент основной нагрузки х=0,3 – для соединения чугунных деталей без прокладки.
Механические характеристики материала винтов: для стали 30 предел прочности σв = 500 МПа, предел текучести σт = 300 МПа; допускаемое напряжение:
[σ] = 0,25σт = 0,25∙300 = 75 МПа.
Расчетная сила затяжки винтов
Fp = [Kз(1 – х) + х]Fв = [1,5(1 – 0,3) + 0,3]1147 = 1548 H
Определяем площадь опасного сечения винта
А = πdp2/4 = π(d2 – 0,94p)2/4 = π(12 – 0,94∙1,75)2/4 = 84 мм2
Эквивалентное напряжение
σэкв = 1,3F
p/A = 1,3∙1548/84 = 24 МПа < [σ] = 75 МПа
11.3 Уточненный расчет валов
Быстроходный вал
Рассмотрим сечение, проходящее под опорой А. Концентрация напряжений обусловлена подшипником посаженным с гарантированным натягом.
Материал вала сталь 45, улучшенная: В = 780 МПа [2c34]
Пределы выносливости:
-
при изгибе -1 0,43В = 0,43780 = 335 МПа; -
при кручении -1 0,58-1 = 0,58335 = 195 МПа.
Суммарный изгибающий момент
Ми = (Мх2+МY2)0,5 = (40,82+51,12)0,5 = 65,4 Н·м
Осевой момент сопротивления
W = πd3/32 = π303/32 = 2,65·103 мм3
Полярный момент сопротивления
Wp = 2W = 2·2,65·103 = 5,30·103 мм3
Амплитуда нормальных напряжений
σv = Mи/W = 65,4·103/2,65·103 = 24,7 МПа
Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений
v = m = T2/(2Wp) = 34,0·103/(2·5,30·103) =3,2 МПа
Коэффициенты:
kσ/σ = 3,2; k/ = 0,6 kσ/σ + 0,4 = 0,6·3,2 + 0,4 = 2,32
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям
sσ = σ-1/(kσσv/σ) = 335/(3,2·24,7) = 4,2
Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям
s = -1/(kv/ + m) = 195/(2,32·3,2 + 0,1·3,2) = 25,2
Общий коэффициент запаса прочности
s = sσs/(sσ2 + s2)0,5 = 4,2·25,2/(4,22 + 25,22)0,5 = 4,1 > [s] = 2,5
Тихоходный вал
Рассмотрим сечение, проходящее под опорой D. Концентрация напряжений обусловлена подшипником посаженным с гарантированным натягом.
Суммарный изгибающий момент
Ми = 173 Н·м.
Осевой момент сопротивления
W = πd3/32 = π403/32 = 6,3·103 мм3
Полярный момент сопротивления
Wp = 2W = 2·6,3·103 =12,6·103 мм3
Амплитуда нормальных напряжений
σv