Файл: Практическая часть Формирование мануала психодиагностических методик Тест Кеттела (16pf Form C). Цель методики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 426

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая часть
1. Формирование мануала психодиагностических методик

Тест Кеттела (16PF – Form C).

Цель методики: помогает выяснить особенности характера и построить профиль личности.

Описание: сокращенный..многофакторный личностный..опросник Кеттелла 16PF (форма C) состоит из 105 вопросов. Интерпретация результатов не отличается от полной формы A. Данный опросник предназначен для обследования взрослых (от 16 лет), имеющих образование не ниже 8-9 классов.

Инструкция: опросник Кеттела включает в себя все виды испытаний - и оценку, и решение теста, и отношение к какому-либо явлению.

Перед началом опроса испытуемому дают специальный бланк, на котором он должен делать определенные пометки, по мере прочтения. Предварительно дается соответствующая инструкция, содержащая информацию о том, что должен делать испытуемый. Контрольное время испытания 25-30 минут. В процессе ответов на вопросы экспериментатор контролирует время работы испытуемого и, если испытуемый отвечает медленно, предупреждает его об этом. Испытание проводится индивидуально в спокойной, деловой обстановке.

Предлагаемый опросник состоит из 105 вопросов (форма С) на каждой из которых предлагается три варианта ответов (a, b, c). Испытуемый выбирает и фиксирует его в бланке ответов. В процессе работы испытуемый должен придерживаться следующих правил: не терять времени на обдумывание, а давать пришедший в голову ответ; не давать неопределенных ответов; не пропускать вопросов; быть искренним.

Вопросы группируются по содержанию вокруг определенных черт, выходящих в конечном итоге к тем или иным факторам.

Обработка результатов ведется по специальному ключу, где даны номера вопросов и количество баллов, которые получают ответ a, b, c в каждом вопросе. В тех клеточках, где проставлена буква, обозначающая фактор, количество баллов равно нулю. Таким образом, за каждый ответ испытуемый может получить 2, 1 или 0 баллов. Количество баллов по каждому фактору суммируется и заносится в бланк ответов (в правый столбик), экспериментатор получает профиль личности по 16-ти факторам в сырых оценках. Эти оценки переводятся в стандартные (стены) по таблице 3. Затем экспериментатор определяет какое развитие получил каждый фактор: низкая, средняя, высокая, выписывает черты, характеризующие степень их развития и анализирует результаты. Если какая - либо из черт вызывает сомнение, лучше ее не включать в характеристику.


Чтобы результаты были надежными, следует подтвердить их с помощью других методик или с помощью другой формы этого же теста.

Результаты применения данной методики позволяют определить психологическое своеобразие основных подструктур темперамента и характера. Причем каждый фактор содержит не только качественную и количественную оценку внутренней природы человека, но и включает в себя ее характеристику со стороны межличностных отношений. Кроем того, отдельные факторы можно объединить в блоки по трем направлениям:

Интеллектуальный блок: факторы: В - общий уровень интеллекта; М - уровень развития воображения; Q 1 - восприимчивость к новому радикализму.

Эмоционально-волевой блок: факторы: С - эмоциональная устойчивость; О - степень тревожности; Q 3 - наличие внутренних напряжений; Q 4 - уровень развития самоконтроля; G - степень социальной нормированности и организованности.

Коммуникативный блок: факторы: А - открытость, замкнутость; Н - смелость; L - отношение к людям; Е - степень доминирования - подчиненности; Q 2 - зависимость от группы; N - динамичность.



Вопросы.
1. Я думаю, что моя память сейчас лучше, чем была раньше.
а/ да в/ трудно сказать с/ нет
2. Я бы мог жить один, вдали от людей.
а/ да в/ иногда с/ нет
3. Если бы я сказал, что небо находится "внизу", и что зимой "жарко", я должен был бы назвать преступника:
а/ бандитом в/ святым с/ тучей
4. Когда я ложусь спать, я:
а/ засыпаю быстро в/ нечто среднее с/ засыпаю с трудом
5. Если бы я вел машину по дороге, где много других автомобилей, я предпочел бы:
а/ пропустить большинство машин
в/ не знаю
с/ обогнать все идущие впереди машины
6. В компании я предпочитаю другим шутить и рассказывать всякие истории.
а/ да в/ иногда с/ нет
7. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка
а/ верно в/ трудно сказать с/ неверно
8. Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно, рады меня видеть.
а/ да в/ иногда с/ нет
9. Я бы скорей занимался:
а/ фехтованием и танцами в/ затрудняюсь сказать с/ борьбой и баскетболом
10. Меня забавляет, что то, что делают люди, совсем не похоже на то, что они потом рассказывают об этом.
а/ да в/ иногда с/ нет
11. Читая о каком-либо происшествии

, я интересуюсь всеми подробностями.
а/ всегда в/ иногда с/ редко
12. Когда друзья подшучивают надо мной, я обычно смеюсь вместе со всеми и вовсе не обижаюсь.
а/ верно в/ не знаю с/ неверно
13. Если мне кто-нибудь нагрубит, я могу быстро забыть об этом.
а/ верно в/ не знаю с/ неверно
14. Мне больше нравится придумывать новые способы в выполнении каких-либо работ, чем придерживаться испытанных приемов.
а/ верно в/ не знаю с/ неверно
15. Когда я планирую что-нибудь сделать, я предпочитаю делать это
самостоятельно, без чьей-либо помощи.

а/ верно в/ иногда с/ нет
16. Я думаю, что я менее чувствительный и менее легко возбуждаемый, чем большинство людей.
а/ верно в/ затрудняюсь ответить с/ неверно
17. Меня раздражают люди, которые не могут принимать решения.
а/ верно в/ не знаю с/ неверно
18. Иногда, хоть и кратковременно, у меня возникало чувство раздражения по отношению к моим родителям.
а/ да в/ не знаю с/ нет
19. Я скорее раскрыл бы свои сокровенные мысли
а/ моим хорошим друзьям в/ не знаю с/ в своем дневнике
20. Я думаю, что слово, противоположное по смыслу противоположности слова "неточный", это:
а/ небрежный в/ тщательный с/ приблизительный
21. У меня всегда хватает энергии, когда это необходимо мне.
а/ да в/ трудно сказать с/ нет
22. Меня больше раздражают люди, которые:
а/ своими грубыми шутками вгоняют людей в краску,
в/ затрудняюсь ответить,
с/ создают неудобство для меня, опаздывая на условную встречу.
23. Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать их.
а/ верно в/ не знаю с/ неверно
24. Я думаю, что:
а/ не все надо делать одинаково тщательно,
в/ затрудняюсь ответить,
с/ любую работу надо выполнять тщательно, если Вы за нее взялись.
25. Мне всегда приходится преодолевать смущение.
а/ да в/ возможно с/ нет
26. Мои друзья чаще:
а/ советуются со мной в/ делают то и другое поровну с/ дают мне
советы
27. Если приятель обманывает меня в мелочах, я скорее предпочитаю сделать вид, что не замечаю этого, чем разоблачить его.
а/ да в/ иногда с/ нет
28. Мне нравится друг:
а/ интересы которого имеют деловой и практический характер,
в/ не знаю,
с/ который отличается глубокими продуманными взглядами на жизнь.
29. Я не могу равнодушно слушать, как другие высказывают идеи, противоположные тем, в которые я твердо верю.
а/ верно в/ затрудняюсь ответить с/ неверно
30. Меня волнуют мои прошлые поступки и ошибки.
а/ да в/ не знаю с/ нет
31. Если бы я одинаково хорошо умел и то и другое, то я бы предпочел:

а/ играть в шахматы в/ трудно сказать с/ играть в городки
32. Мне нравятся общительные, компанейские люди.
а/ да в/ не знаю с/ нет
33. Я настолько осторожен и практичен, что со мной случается меньше неприятных неожиданностей, чем с другими людьми.
а/ да в/ трудно сказать с/ нет
34. Я могу забыть о своих заботах и обязанностях, когда мне это необходимо.
а/ да в/ иногда с/ нет
35. Мне бывает трудно признать, что я не прав
а/ да в/ иногда с/ нет
36. На предприятии мне было бы интереснее:
а/ работать с машинами и механизмами и участвовать в основном производстве,
в/ трудно сказать,
с/ беседовать с людьми, заниматься общественной работой.
37. Какое слово не связано с двумя другими:
а/ кошка в/ близко с/ солнце
38. То, что в некоторой степени отвлекает мое внимание:
а/ раздражает меня в/ нечто среднее с/ не беспокоит меня совершенно
39. Если бы у меня было много денег, то я:
а/ позаботился бы о том, чтобы не вызвать к себе зависти,
в/ не знаю,
с/ жил бы, не стесняя себя ни в чем.
40. Худшее наказание для меня:
а/ тяжелая работа в/ не знаю с/ быть запертым в одиночестве
41. Люди должны больше, чем они делают это сейчас, требовать соблюдение законов морали.
а/ да в/ иногда с/ нет
42. Мне говорили, что ребенком я был:
а/ спокойным и любил оставаться один,
в/ не знаю,
с/ живым и подвижным.
43. Мне нравилась бы практически повседневная работа с машинами и различными установками.
а/ да в/ не знаю с/ нет
44. Я думаю, что большинство свидетелей говорят правду, даже если это нелегко для них.
а/ да в/ трудно сказать с/ нет
45. Иногда я не решаюсь приводить в жизнь свои идеи, потому что они кажутся несущественными.
а/ верно в/ затрудняюсь ответить с/ неверно
46. Я стараюсь смеяться над шутками не так громко, как это делает большинство людей.
а/ верно в/ не знаю с/ неверно
47. Я никогда не чувствую себя таким несчастным, что хочется плакать.
а/ верно в/ не знаю с/ неверно
48. В музыке я наслаждаюсь:
а/ маршами в исполнении военных оркестров,
в/ не знаю,
с/ скрипичными соло.
49. Я бы предпочел провести два летних месяца:
а/ в деревне с одним или двумя друзьями,
в/ затрудняюсь сказать,
с/ возглавляя группу в туристском лагере.
50. Усилия затраченные на составление планов:
а/ иногда не лишни в/ трудно сказать с/ не стоят этого
51. Необдуманные поступки и высказывания моих приятелей в мой адрес не обижают и не огорчают меня.

а/ верно в/ не знаю с/ неверно
52. Когда мне все удается, я нахожу эти дела легкими.
а/ всегда в/ иногда с/ редко
53 Я предпочел бы скорее работать:
а/ в учреждении, где мне бы пришлось руководить людьми и все время быть среди них
в/ затрудняюсь ответить
с/ архитектором, который в тихой комнате разрабатывает свой проект.
54. Дом так относится к комнате, как дерево к:
а/ лесу в/ растению с/ листу
55. То, что я делаю, у меня не получается:
а/ редко в/ иногда с/ часто
56. В большинстве дел я:
а/ предпочитаю рискнуть в/ не знаю с/ предпочитаю действовать наверняка
57. Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю.
а/ скорее всего это так в/ не знаю с/ думаю, что нет
58. Мне больше нравится человек:
а/ большого ума, будь он даже ненадежен и непостоянен
в/ трудно сказать
с/ со средними способностями, зато умеющий противостоять всяким соблазнам
59. Я принимаю решения:
а/ быстрее, чем многие люди в/ не знаю
с/ медленнее, чем большинство людей
60. На меня большее впечатление производят:
а/ мастерство и изящество в/ трудно сказать с/ сила и мощь
61. Я считаю, что я человек склонный к сотрудничеству.
а/ да в/ нечто среднее с/ нет
62. Мне больше нравится разговаривать с людьми изысканными, утонченными, чем с откровенными и прямолинейными.
а/ да в/ не знаю с/ нет
63. Я предпочитаю
а/ решать вопросы, касающиеся лично меня, сам
в/ затрудняюсь ответить
с/ советоваться с друзьями
64. Если человек не отвечает сразу после того, как я сказал ему что-нибудь, то я чувствую, что должно быть сказал какую-нибудь глупость.
а/ верно в/ не знаю с/ неверно
65. В школьные годы я больше всего получил знаний:
а/ на уроках в/ трудно сказать с/ читая книги
66. Я избегаю общественной работы и связанной с ней ответственности.
а/ верно в/ иногда с/ неверно
67. Когда вопрос, который надо решить, очень труден и требует от меня много сил, я стараюсь:
а/ заниматься другим вопросом
в/ затрудняюсь ответить
с/ еще раз попытаться решить этот вопрос
68. У меня возникают сильные эмоции: тревога, гнев, приступы смеха и т. д. казалось бы, без определенной причины.
а/ да в/ иногда с/ нет
69. Иногда я соображаю хуже, чем обычно.
а/ верно в/ не знаю с/ неверно
70. Мне приятно сделать человеку одолжение, согласившись назначить встречу с ним на время, удобное для него, даже если это неудобно для меня.

а/ да в/ иногда с/ нет
71. Я думаю, что правильное число, которое должно продолжить ряд 1, 2, 3, 6, 5 будет: