Файл: I. Психологопедагогические основы формирования навыков безопасного поведения у младших школьников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 384

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оглавление


Оглавление 1

Введение 2

Глава I. Психолого-педагогические основы формирования навыков безопасного поведения у младших школьников 6

1.1. Сущность понятия «навык безопасного поведения» и особенности формирования навыков безопасного поведения у младших школьников 6

1.2. Педагогические условия формирования навыков безопасного поведения у младших школьников 16

Выводы по I главе 20

Глава II. Проектирование опытно-экспериментальной работы по формированию навыков безопасного поведения у младших школьников 20

2.1. Выявление уровня сформированности навыков безопасного поведения у младших школьников 20

2.2. Проект реализации педагогических условий по формированию навыков безопасного поведения у младших школьников 29

Выводы по II главе 34

Заключение 36

Список литературы 38

Введение


В каждым годом проблема безопасности становится одной из самых приоритетных и актуальных. Вопрос культуры безопасности жизнедеятельности является ключевым, так как современное общество сталкивается с проблемами, когда люди не осознают, как правильно поступить в постоянно изменяющихся условиях.

Безопасность – необходимое условие дальнейшего развития общества, государства и цивилизации. Развитие норм безопасного поведения и уровня подготовленности каждого человека является определяющим фактором с точки зрения недопущения развития опасных и чрезвычайных ситуаций и минимизации их негативных последствий, однако учет человеческого фактора в процессе обеспечения безопасности жизнедеятельности не может сводиться только к формированию у населения знаний и умений. Практика показывает, что наличие многочисленных планов, дорогостоящих технических средств, вооруженной охраны не снижает последствий чрезвычайных ситуаций, если учащиеся, родители и педагоги сами не готовы к адекватным действиям.


Основам безопасной жизнедеятельности необходимо учить. Знания о зонах риска в повседневной жизни и способах спасения в них нужны не только взрослым людям. Эти знания нужны и учащимся начальной школы, старшеклассникам, маленьким воспитанникам детских садов. Чем раньше начинать работу по просвещению детей о существующих в жизни опасностях и подготовке к действиям в них, тем раньше учащиеся приобретут опыт безопасного поведения. Обучать человека, как вести себя в разных обстоятельствах, создающих угрозу для его нормального сосуществования, труда и отдыха, необходимо систематически и планомерно, а не эпизодически, от случая к случаю. Лишь так можно развить умения и навыки, направленные на сохранение жизни, укрепление здоровья и улучшение состояния окружающей природной и социальной среды.

Обучение подрастающего поколения навыкам безопасного поведения является важнейшей составной частью системы общественной безопасности.

Актуальность данной проблемы заключается именно в увеличивающейся ежегодно статистике чрезвычайных ситуаций в настоящее время на территории нашей страны в целом и каждого населенного пункта в отдельности. Особенно актуальна эта проблема для обучающихся младшего школьного возраста в рамках повседневной жизнедеятельности. Статистические данные говорят о высоком проценте среди пострадавших детей – а именно детей в возрасте 7-11 лет. Это подтверждается статистическими данными, представленными в отчёте Совета Федерации: с января по июнь 2022 года пострадавшими признаны 6570 несовершеннолетних, в то время как за аналогичный период 2021 года этот показатель составил 5861 23.

Рожков М.М. делает акцент на том, что в современных исследованиях в области безопасности жизнедеятельности отмечается, что одна из центральных позиций - концепция приемлемого риска - основана на положении о том, что невозможно достижение абсолютной безопасности, в мире всегда существуют определенные риски, а возможность управлять ими основывается в первую очередь на безопасном поведении [13]. Козловская И.А. подчеркивает, что необходимо сосредоточить усилия на формировании навыков безопасного поведения, начиная с детского возраста

, в процессе становления и развития детской личности, происходящего под влиянием социальных и культурных факторов, педагогических и иных воздействий со стороны родителей, педагогов и ближайшего окружения [5].

Таким образом, формирование в детском возрасте культуры безопасной жизнедеятельности, основанной на развитии и поддержании мотивации к безопасному поведению, сохранение здоровья ребенка и здоровый образ жизни по праву считаются одним из приоритетов личностного развития.

Безопасность определяется в Федеральном законе «О безопасности» как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз [1].

Дефиниция «безопасность жизнедеятельности» применительно к младшему школьному возрасту чаще всего соотносится с такими понятиями как «безопасное поведение» и «здоровый образ жизни». В контексте этих категорий мы и строили содержание нашего исследования.

Объект исследования: процесс формирования навыков безопасного поведения у младших школьников.

Предмет исследования: педагогические условия формирования навыков безопасного поведения у младших школьников.

Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия формирования навыков безопасного поведения у младших школьников.

Задачи исследования:

1. Изучить сущность понятий «безопасное поведение», «навыки безопасного поведения», особенности формирования у младших школьников навыков безопасного поведения.

2. Выявить уровень сформированности навыков безопасного поведения у младших школьников.

3. Спроектировать педагогические условия формирования навыков безопасного поведения у младших школьников.

4. Обобщить результаты исследования и сделать вывод.

Гипотеза исследования: формирование навыков безопасного поведения младших школьников будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:

  1. использование игр при формировании навыков безопасного поведения у младших школьников;

  2. проведение бесед, связанных с безопасным поведением в различных ситуациях.

Методы исследования:

  1. теоретические методы исследования (изучение и анализ и синтез научной литературы);

  2. практические методы (индивидуальная беседа, наблюдение);

  3. диагностические методы: методика №1: «Сюжетные иллюстрации» (автор Р.Р. Калинина) ; методика №2: Методика 2. «Подбери знак» (автор О.Е. Продникова).


Методологическую основу исследования составил личностно-деятельностный подход в формировании навыков безопасного поведения младших школьников в процессе разнообразной деятельности в рамках учебно-воспитательной работы с учетом возрастных особенностей и индивидуального темпа развития учащихся (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).

База исследования: 1 класс.

Структура работы: курсовая работа состоит из оглавления, введения, 2-х глав, заключения и списка литературы (состоящего из 24 источника).


Глава I. Психолого-педагогические основы формирования навыков безопасного поведения у младших школьников

1.1. Сущность понятия «навык безопасного поведения» и особенности формирования навыков безопасного поведения у младших школьников


В педагогической науке и практике происходит изучение различных составляющих педагогического процесса: умственное, физическое, эстетическое воспитание. Одним из элементов педагогического процесса является формирование безопасного поведения.

Болотов В.А. рассматривает безопасное поведение как владение основными знаниями ключевых правил поведения и мер предосторожности, направленных на предотвращение неправильного поведения человека, которое способно привести к аварийным и трагическим ситуациям [8].

Вовк М.А. считает, что безопасное поведение — это умение человека предвидеть опасности, уметь их избегать, знать, как вести себя в опасной ситуации [9].

В процессе формирования безопасного поведения школьники осуществляют деятельность, которая в дальнейшем формирует варианты их поведения; безопасная жизнедеятельность, которая направлена на профилактику и снижение ущерба от вредных и опасных факторов.

Е. М. Благодырь отмечает, что представления о значении какого-либо явления или действия c точки зрения его опасности или безопасности складываются в определенной социальной среде. Каждый человек самостоятельно оценивает принятые обществом опасные ситуации. Основой данной интерпретации выступает психологическое состояние отдельной личности. Таким образом, отношение к опасной ситуации складывается из значения опасности, которое приписывается ей обществом, и ее личностного смысла для человека. Для разрешения различных опасных ситуаций человеку необходимы навыки безопасного поведения [5].

М. В. Гордиенко определяет безопасное поведение, как способность человека изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов таким образом, чтобы эти действия не приводили к ухудшению системы или к невозможности ее функционирования и развития [8, С. 349].

Оценка конкретной опасной ситуации и отношение к ней формируют культуру безопасного поведения, которая является определенным процессом преодоления опасности человеком.

Н. А. Курцов выделяет три компонента безопасного поведения 16: