Файл: Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине управление человеческими ресурсами для обучающихся.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
общую оценку деятельности организации; -
перечень положительных и отрицательных сторон кадрового состава; -
указание на потенциальные возможности повышения эффективности управления персоналом.
Третий раздел курсовой работы является рекомендательным. В нем разрабатываются практические рекомендации по решению изучаемой проблемы. Дается описание и обоснование предложений (решений) по совершенствованию состояния объекта наблюдения в области управления персоналом, а также оценка экономического эффекта от внесенных предложений, намечаются пути использования вскрытых резервов, устранение недостатков в работе. Этот раздел может включать:
- программы обучения персонала;
- программы мотивации и стимулирования;
- стандарты поведения, внешнего вида и одежды и т.п.;
- проект соответствующих разделов локальных нормативных актов (Положение о кадровой политике, Положение об оценке персонала, Положение об адаптации, Положение о подборе персонала и т.д.).
Заключениесодержит итоги выполненной работы, к которым пришел студент в результате исследования. В нем последовательно излагаются теоретические и практические выводы и предложения.
Возможны разные варианты написания заключения. Представляется наиболее целесообразным следующий вариант: «В ходе выполнения курсовой работы были решены следующие задачи...» речь идет о задачах, сформулированных во введении к работе, и степени их реализации.
Возможен вариант «резюме», когда делаются краткие выводы по всей структуре работы. Каждый из них нумеруется и начинается с новой строки, последовательность их определяется логикой построения исследования. Они должны быть краткими и четкими, давать полное представление о содержании, значимости, обоснованности управленческой работы и эффективности разработок по ее совершенствованию.
В заключение рекомендуется использовать следующие слова: исследовано, установлено, обосновано, доказано, выявлено, предложено, рассмотрено.
После заключения в курсовой работе приводится библиографический список, составленный в соответствии с ГОСТ 7.1–2003. Список отражает объем информации самостоятельно обработанный студентом. Поэтому в списке литературных источников должны быть отражены только те, на которые есть ссылки в тексте, в том числе электронные.
В приложениеследует выносить вспомогательный материал, к которому относятся: промежуточные расчеты, таблицы вспомогательных цифровых данных, иллюстрации вспомогательного характера, учредительные документы, инструкции, заполненные формы отчетности, анкеты обследования потребителей и др.
3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ
КУРСОВОЙ РАБОТЫ
3.1. Порядок выполнения курсовой работы
Основные этапы курсовой работы: 1) выбор темы; 2) составление библиографии по теме; 3) изучение литературы и составление плана; 4) написание текста работы.
Выбор темы
Данный этап предваряется составлением тематики курсовых работ, которую утверждают на заседании кафедры. При определении тематики кафедра руководствуется принципом: иметь часть стабильных тем, связанных с коренными, основополагающими проблемами дисциплины «Управление человеческими ресурсами», а часть тем периодически пересматривать и уточнять с учетом специфических задач конкретного исторического периода. Кроме того, все темы курсовых работ можно условно разделить на две группы:
-
разрабатываемые на основе научной и учебной литературы; -
требующие обязательного привлечения практического материала, его самостоятельного подбора и обработки.
Подходы кафедры к составлению тематики курсовых работ:
-
выбор наиболее актуальных тем дисциплины «Управление человеческими ресурсами», позволяющих глубоко изучить проблемы теории; -
учет профиля вуза; -
связь теории с практикой; -
учет разнообразия интересов студентов; -
ориентация на пробуждение у студентов самостоятельности в подходе к написанию работы.
Могут ли несколько человек писать курсовую на одну тему? Это допустимо лишь при соблюдении ряда условий: выполнение работы на различных объектах исследования, у разных научных руководителей (различный подход к исследуемому вопросу); у одного преподавателя – при условии раскрытия различных аспектов темы.
Кафедра должна исключить возможность переписывания одних источников, а тем более полного заимствования работ.
Составление библиографии по теме
Изучение библиографии расширяет кругозор студентов, приучает к работе с книгой, прививает навыки научного исследования. Хорошо составленная библиография – залог успешной работы студента. Библиографический список должен включать монографии и статьи из научных журналов.
При составлении библиографии должны быть использованы:
-
списки литературы по соответствующим темам, указанные
в учебной программе дисциплины; -
списки литературы, рекомендованные преподавателем на лекциях и семинарах; -
указатели статей, опубликованные в журналах за последние годы; -
специальные библиографические издания;
-
тематические и предметные каталоги в библиотеке.
Составленный студентом библиографический список должен быть обязательно согласован с руководителем.
Задача руководителя:
-
дополнить список наиболее актуальными монографическими исследованиями и статьями; -
ограничить список в разумных пределах; -
показать студенту, в какой очередности надо изучать литературу; -
дать направление работы по теме и указать, на какие вопросы следует обращать внимание при чтении литературы.
Изучение литературы и составление плана
Изучение литературы и составление плана курсовой работы –очень трудоемкий и наиболее длительный этап работы. Чтобы ускорить этот процесс, студент должен ознакомиться с соответствующей темой в программе данного курса, прочитать по ней главы учебника, лекции и конспекты к семинарским занятиям. При чтении литературы следует делать выписки, составлять конспекты.
Конспект – это самостоятельное сжатое изложение основных идей, положений и выводов книги в их логической последовательности сприведением особо важных мыслей автора. Это систематическая, логически изложенная запись, объединяющая план, тезисы, выписки или, по крайней мере, два из этих видов записи.
В результате составления конспекта студент получает целостное представление о внутреннем содержании темы и основных вопросах.
Тезисы – это кратко сформулированные основные положения, мысли, отражающие в обобщенном виде суть прочитанного. Основные свойства тезисов: краткость, обобщение, суть, связь друг с другом (один должен вытекать из другого).
Выписки – это подробное воспроизведение своими словами или словами автора наиболее важных положений прочитанного, на которые по тексту работы обязательно должны быть ссылки.
План – это краткий, логически построенный перечень вопросов, раскрывающих содержание прочитанного. План курсовой работы целесообразно составлять после ознакомления со значительной частью литературы. Его роль заключается в определении основных направлений работы, логики ее построения и развития содержания. План может быть кратким или развернутым (сложным), что зависит от сложности и характера темы. Но в любом случае в нем не должно быть более 3–4 разделов.
К плану предъявляют ряд требований:
1) по содержанию:
-
план должен точно соответствовать теме работы; -
объем темы и все вопросы плана должны быть соразмерны, что предполагает полное, исчерпывающее раскрытие темы; -
между вопросами, включенными в план, должна существовать логическая связь и взаимообусловленность;
2) по форме: вопросы плана формулируют кратко, ясно и точно.
План студент составляет самостоятельно, но затем обязательно согласует с руководителем, который утверждает план.Это позволяет преподавателю иметь представление о ходе работы, степени знакомства с литературой, самостоятельности и творчестве в постановке проблем, дает возможность направить работу студента по верному пути в раскрытии темы и избежать часто встречающихся ошибок, снижающих качество работы.
Работа над текстом
Текст работы должен быть кратким, четким и не допускать разных вариантов толкования.
При изложении требований в тексте должны употребляться слова и словосочетания: должен, необходимо, требуется, чтобы, разрешается только, не допускается, запрещается. При изложении других положений следует применять словосочетания: могут быть, как правило, при необходимости, может быть. Форма изложения – повествовательная, например.
В работе должны применяться экономические термины, обозначения и определения, установленные соответствующими стандартами, а при их отсутствии – общепринятые в научно-технической литературе.
В тексте работы не допускается использовать:
-
обороты разговорной речи; -
для одного и того же понятия различные научно-технические термины, близкие по смыслу, а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке; -
произвольные словообразования; -
сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии, соответствующим государственным стандартам; -
сокращенные обозначения единиц экономических величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц экономических величин в головках и боковиках таблиц и в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы и рисунки.
Не должно быть растянутых предложений с нагромождением придаточных оборотов и вводных слов, повторов, орфографических и стилистических ошибок.
Излагать материалы рекомендуется своими словами, не допуская дословного переписывания из литературных источников.
Текст должен быть поделен на абзацы: логическая целостность высказывания (в абзаце) облегчает восприятие текста. Следует соблюдать последовательность в изложении фактов и внутреннюю логику их подачи, которая в значительной мере определяется характером текста.
В повествовательных текстах (в тексте, при изложении ряда последовательных событий) порядок изложения фактов чаще всего определяется хронологической последовательностью фактов и их смысловой связью друг с другом.
В описательных текстах, когда предмет или явление раскрывается путем перечисления его признаков и свойств, сначала принято давать общую характеристику описываемого факта, а затем – характеристику отдельных его частей.
Приводимые в тексте цитаты, данные бухгалтерской, оперативной и статистической отчетности следует тщательно сверить и снабдить их постраничными ссылками на источники информации.
Также следует избегать повторений, не допускать перехода к новой мысли, пока первая не получила логического завершения.
Нельзя вести повествование от первого лица, но при необходимости, допускается употребление выражений в третьем лице (автор предполагает, по нашему мнению). Цифровой материал рекомендуется представлять в виде таблиц, графиков, диаграмм и сопровождать их соответствующими выводами.
При работе над текстом следует придерживаться
следующих правил
-
Иметь представление о понятийном аппарате темы,то есть о системе понятий,с помощью которых она должна быть раскрыта. Каждое понятие следует точно определить в соответствии со всеми требованиями логики. -
Использовать системный методв организации и изложении материала. Всю тему следует рассматривать как единую, целостную, четко организованную теоретическую систему, состоящую из последовательно расположенных и взаимосвязанных информативных звеньев, раскрывающих содержание каждого вопроса плана. -
В раскрытии содержания вопросов ориентироваться на структурный метод,который помогает структурировать как исследуемые объекты, так и проблемы, что предполагает вычленение в них основных элементов и установление связей и отношений между ними. Структурный подход связан с использованием в курсовой работе структурно-логических схем как моделей управленческого объекта или управленческой проблемы, которая позволяет изучить объект более глубоко. Структурно-логическая схема дает возможность увидеть внутренние стороны объекта, его сущностные особенности, выявить закономерности, спрогнозировать будущее состояние.
Системный и структурный подходы неразрывно связаны с функциональным,который также должен быть использован в курсовой работе. Всякая система активна и деятельна, что проявляется в ее функциях. Функция – это интегральный результат действия как всей системы, так и образующих ее компонентов. Поэтому функциональный подход ориентирует студентов на изучение жизни и деятельности системы и той роли, которую выполняет данный социальный институт.