Файл: 1. 1 Понятие менеджмента, его характерные черты и отличия от административнокомандного управления.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 217
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 Понятие и содержание курса «менеджмент»
1.1 Понятие менеджмента, его характерные черты и отличия от административно-командного управления
Происходящие в настоящее время в жизни РБ перемены коснулись человека и его производственной деятельности. В сфере экономики поворот от административно-командной системы к системе рыночных отношений потребовал от человека овладения многими знаниями в различных областях науки и техники. Для осуществления рыночных преобразований большое значение приобретают знания в области науки и искусства менеджмента.
Возникнув в конце ХIX в., менеджмент приобрел особую популярность в 30-е гг. ХХ в. Уже тогда деятельность по управлению выделилась в особую профессию, а область знаний – в самостоятельную дисциплину. По мере становления и развития менеджмента социальный слой менеджеров превратился в весьма влиятельную общественную силу. Когда появились корпорации-гиганты, обладающие огромным экономическим, производственным, научно-техническим и информационным потенциалом, роль менеджмента возросла.
Современная теория и практика менеджмента в РБ в настоящее время приобретают особое значение по двум главным причинам.
Во-первых, переход экономики Беларуси к рыночным отношениям требует изучения форм и методов управления на уровне основного хозяйственного производственного звена (предприятия). Реальное применение такого опыта на отечественных предприятиях и в объединениях – одна из важнейших задач менеджмента.
Во-вторых, необходимость выхода отечественных предприятий и внешнеэкономических объединений на мировые рынки обусловливает потребность глубокого изучения и применения практики менеджмента.
Что же такое «Менеджмент»? Менеджмент возник в Америке с появлением переселенцев. Первоначально он означал умение вести домашнее хозяйство или выполнять какие-либо работы. С развитием общества, экономики понятие «Менеджмента», естественно трансформировалось.
Когда появилось множество профессий и видов труда, возникла потребность в особого рода деятельности – управленческой. Постепенно М превратился в самостоятельною форму человеческой деятельности – управление государством. И осуществляется эта форма человеческой деятельности специальными людьми – профессиональными менеджерами.
Английское слово «менеджмент», в переводе на русский язык «управление», происходит от корня латинского слова «рука». Первоначально оно относилось к сфере управления животными и обозначало – искусство управлять лошадьми. Позже это слово перенесли в сферу человеческой деятельности и стали обозначать область науки и практики управления людьми и организациями.
В условиях перехода к рыночной экономике термины «менеджмент», «менеджер» легко вошли в наш словарный обиход наряду и на смену терминов «управление», «управленческая деятельность», «директор», «руководитель». И это вполне оправданно, потому что менеджмент – это управление в условиях рыночной экономики.
Термин «менеджмент» по определению является аналогом термина «управление», однако не в полной мере. Термин «управление» намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности. Термин «менеджмент» применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне предприятия, фирмы, действующих в рыночных условиях.
Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение субъектом хозяйствования, действующего в рыночных условиях, определенных заданных целей путем эффективного использования имеющихся материальных и трудовых ресурсов с непосредственным применением принципов, функций и методов экономического воздействия.
Труд менеджеров возник в условиях высокотехнологичного производства, которое требует многосторонней специализации работников. Поэтому в качестве менеджеров выступают работники различных специальностей: экономисты, инженеры, бухгалтеры, психологи, плановики, и др., которые работают под руководством менеджера, управляющего фирмой или ее подразделением.
Кто же такой менеджер? Менеджер обозначает принадлежность конкретного лица к профессиональной управленческой деятельности. В этой связи следует иметь в виду, что есть профессии, которые можно освоить любой человек независимо от данных ему природой психофизических характеристик, и есть профессии, для которых помимо профессиональных знаний их наличие обязательно. К таким профессиям относится и профессия менеджера. Т.е. управленческая работа принадлежит к числу таких видов человеческой деятельности, которые требуют специфических личностных качеств, делающих конкретную личность профессионально пригодной, а при отсутствии таковых – профессионально непригодной к работе в должности менеджера.
Итак, профессиональный менеджмент, являющийся самостоятельным видом деятельности, предполагает, наличие в качестве субъекта этой деятельности специалиста-менеджера и в качестве объекта – хозяйственную деятельность предприятия (либо его подразделения) в целом или определенную сферу (производство, сбыт, финансы). Под хозяйственной деятельностью в функции менеджмента понимается деятельность предприятия, если она направлена на получение прибыли как конечного результата или предпринимательского дохода.
Эффективное распоряжение имеющимися материальными и трудовыми ресурсами подразумевает достижение целей при минимуме затрат и максимуме эффективности, что реализуется посредством эффективного управления, когда группа работников предприятия направляет свои совместные усилия на достижение общих целей на основе соответствующей мотивации их труда.
Содержание понятия «менеджмент» рассматривают как науку и практику управления, как организацию управления фирмой и как механизм принятия управленческих решений.
Непосредственно процесс менеджмента подразумевает реализацию функций планирования, организации, координации, мотивации, осуществляя которые, менеджеры обеспечивают условия для производительного и эффективного труда работников и получения результатов, соответствующих целям. Следовательно, менеджмент – еще и умение добиваться поставленных целей, координируя труд, интеллект, мотивы поведения работающих людей. Это является основанием для рассмотрения менеджмента как процесса влияния на деятельность отдельного работника, группы работников и организации в целом с целью достижения желаемых результатов.
Выделим основные характерные черты, присущие современному менеджменту:
1 Особый вид управления, присущий рыночной экономике.
Основывается на экономических методах управления и ориентирован на получение прибыли (дохода).
2 Управление, направленное на достижение эффективной организации труда, постоянное повышение производительности труда и качества продукции.
3 Профессиональное управление (вид организационной деятельности, существенным звеном которой является всесторонний анализ конкретных условий управления, разработка нововведений, тактики и стратегии развития организации и т.д.).
4 Система гибкого управления, позволяющая своевременно перестраиваться, чутко реагировать на конъюнктуру рынка, а также на изменение условий конкурентной борьбы и социальные факторы развития.
5 Наука и искусство организации и координации совместной деятельности людей, умение работать с ними.
6 Приведенные характеристики показывают, что менеджмент отличается от управления в социалистической экономике.
Отличия менеджмента
1 Первое отличие менеджмента состоит в том, что он присущ новой для нас экономической системе – рыночной экономике.
2 Второе отличие, вытекающее из первого, заключается в том, что менеджмент в развитых странах является способом экономического управления. Известно, что управление в плановой социалистической экономике осуществлялось административными методами, т.е. из центра поступали указания, что, в каком количестве и где нужно производить. Экономический способ означает, что экономику регулируют рынок и потребности потребителей. Менеджмент, таким образом, представляет собой управление, основывающееся на учете объективных экономических законов и их использовании в каждом конкретном производстве, организации.
3 Третье отличие вытекает из четырех последних характеристик, которые можно отнести к общему понятию менеджмента как науки и искусства эффективного управления. Такое управление возможно при наличии высококвалифицированных менеджеров, их активной, творческой работы, предприимчивости, гибкости мышления, способности к решению технических и стратегических задач, умения работать непосредственно с людьми. Эта характеристика менеджмента может быть выражена следующим образом: менеджмент – это особого рода умение и навыки выполнять административную работу.
1. 2 Законы, закономерности и принципы менеджмента
В основе менеджмента лежит система экономических законов, закономерностей и принципов управления в условиях рыночных отношений. Законы и закономерности носят объективный характер, т.е. не зависят от воли людей, а, напротив, определяют их волю, сознание и намерения.
Осознанное использование экономических законов, осуществляясь через управление, позволяет привести деятельность людей в соответствие с объективными условиями развития. Именно менеджер выбирает оптимальный вариант управленческого решения.
Все закономерности управления можно разделить на две группы. К первой относятся закономерности, присущие управлению вообще как целенаправленному воздействию, ко второй – закономерности менеджмента.
Управление производством носит двойной характер:
- с одной стороны, управление выражает объективный процесс руководства трудом работников по производству потребительных стоимостей;
-
с другой, управление выражает производственные отношения сторон в процессе создания стоимости. Стороны – это работодатель и наемный работник, которые вступают друг с другом в отношения собственности.
В соответствии с этим управление производством рассматривается в двух аспектах: организационно-техническом и социально-экономическом. В первом случае под управлением понимается объединение труда всех работников на базе организованной системы машин и технических средств. Его задача – соединить труд работников с предметами и орудиями труда, установить определенные пропорции, режимы и связи в производстве. Через организационно-техническое направление раскрывается содержание управления и состав его элементов.
Социально-экономический аспект заключается в том, что собственник средств производства осуществляет процесс производства не только в своих интересах, но и в интересах объединенных для совместного труда работников и общества в целом.
Различают общие и специфические законы управления.
К общим законам управления относятся:
-
закон специализации управления; -
закон интеграции управления; -
закон экономии времени.
Закон специализации управления. Современное производство основано на использовании новейших технологических процессов, технических средств, высокой степени организации производства и труда, информационных систем. Для управления таким производством необходимы узкоспециализированные знания и навыки в различных областях науки и техники. Менеджмент включает экономические, социально-психологические, правовые и организационно-технические аспекты, поэтому менеджеры должны обладать высоким профессионализмом в области каждого из этих направлений.
Свойственные рыночной экономике риск и неопределенность ситуации требуют от менеджеров самостоятельности и ответственности за принимаемые решения, способствуют поиску оптимальных организационных и научно-технических решений.
Закон интеграции управления. Интеграция, т.е. объедение, в менеджменте – это объединение, с одной стороны, специализированных управленческих действий на различных этапах управления в единый управленческий процесс, а с другой – подразделений, производств в единый производственный организм – предприятие.