Файл: 1. 1 Понятие менеджмента, его характерные черты и отличия от административнокомандного управления.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 220
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Предприятия в свою очередь могут объединяться в различные организационные формы рыночной экономики. Пределы этого объединения регулируются рыночными отношениями производства и управления. Интеграционные процессы осуществляются до тех пор, пока они способствуют высоким темпам нововведений, внедрению изобретений, высокому уровню занятости в условиях острой конкурентной борьбы.
В качестве интегрирующих факторов могут выступать цели, задачи, интересы, необходимость поддержания жизнедеятельности и развития системы, требования рынка.
Закон экономии времени. Закон экономии времени справедлив не только для сферы материального производства. Всякая экономия в конечном счете сводится к экономии времени. Это положение характерно для менеджмента, где этот закон выступает как закон управления временем.
Эффективность управления и, следовательно, достижение поставленной цели зависят от скорости реакции менеджера на потребности рынка и мобилизации внутренних и внешних переменных для удовлетворения этих потребностей. Решение любого вопроса в менеджменте в более короткое время, чем конкурирующей стороной, всегда оказывает положительное влияние на конечные результаты деятельности фирмы. В глобальных масштабах закон экономии времени может влиять на уровень экономического развития региона или страны в целом.
Принципы менеджмента. Принципы управления организацией определяют требования к системе, структуре и организации процесса управления. Т.е. управление организацией осуществляется посредством основных исходных положений и правил, которыми руководствуются менеджеры всех уровней. Эти правила определяют «линию» поведения менеджера.
Таким образом, принципы управления можно представить как основополагающие идеи, закономерности и правила поведения менеджера по осуществлению управленческих функций.
Общая классификация принципов менеджмента
Основным принципом менеджмента является принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении. Проблема сочетания централизации и децентрализации в менеджменте состоит в оптимальном распределении (делегировании) полномочий при принятии управленческих решений.
Принцип сочетания единоначалия и коллегиальности
в управлении. Сущность единоначалия состоит в том, что руководитель конкретного уровня управления пользуется правом единоличного решения вопросов, входящих в его компетенцию. По сути это предоставление менеджеру организации широких полномочий, необходимых ему для выполнения возложенных на него функций управления, реализации персональной ответственности. Коллегиальность предполагает выработку коллективного решения на основе мнений руководителей разного уровня, а также исполнителей конкретных решений. Соблюдение правильного соотношения между единоначалием и коллегиальностью составляет одну из важнейших задач управления, от правильности решения которой во многом зависит его эффективность и действенность.
Принцип научной обоснованности управления предполагает научное предвидение, планируемые во времени социально0экономические преобразования организации. Основное содержание этого принципа заключается в требовании, чтобы все управленческие действия осуществляли на базе применения научных методов и подходов.
Научная обоснованность управления означает не только использование науки при выработке и реализации управленческих решений, но и глубокое изучение практического опыта, всестороннее изучение имеющихся резервов. Цель состоит в превращении науки в высоко производительную силу.
Суть принципа плановости состоит в установлении основных направлений и пропорций развития организации в перспективе. Планированием пронизаны (в виде текущих и перспективных планах) все звенья организации. План рассматривается как комплекс экономических и социальных задач, которые предстоит решить в будущем.
Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности предполагает, что каждый подчиненный должен выполнить возложенные на него задачи и периодически отчитываться за их выполнение. Каждый в организации наделяется конкретными правами, несет ответственность за выполнение возложенных на него задач.
Принцип частной автономии и свободы предполагает, что все инициативы исходят от свободнодействующих экономических субъектов, выполняющих управленческие функции по своему желанию в рамках действующего законодательства. Свобода хозяйственной деятельности представляется как профессиональная свобода, конкуренции, свобода договоров и т.п.
Принцип иерархичности и обратной связи заключается в создании многоступенчатой структуры управления, при котором первичные (нижний уровень) звенья управляются своими же органами, находящимися под контролем органов руководства следующего уровня. Постоянный контроль за деятельность всех звеньев организации осуществляется на основе обратной связи. По каналам обратной связи информация о работе управляемой системы непрерывно поступает в управляющую систему, которая имеет возможность корректировать ход управленческого процесса.
Суть принципа мотивации такова: чем тщательнее менеджеры осуществляют систему поощрений и наказаний, рассматривают ее с учетом непредвиденных обстоятельств, интегрируют ее по элементам организации, тем эффективнее будет программа мотиваций.
Одним их важнейших принципов современного менеджмента является демократизация управления – участия в управлении организацией всех сотрудников. Формы такого участия различны: долевая оплата труда; совместные денежные средства, вложенные в акции; единое административное управление; коллегиальное принятие управленческих решений и т.п.
2 РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ МЕНЕДЖМЕНТА
2. 1 Эволюция управленческой мысли
Современные достижения управленческой мысли – результат длительного и сложного эволюционного процесса, который продолжается и сейчас, обновляя и совершенствуя теорию и практику менеджмента. Менеджменту столько лет, сколько и самому человечеству. На заре истории уже появилась необходимость управления в политической, экономической и военной сферах деятельности. Требовалось поддерживать порядок в обществе, добывать или производить, а затем распределять необходимые для жизни и деятельности ресурсы (оружие, одежда, пища, жилище и т. д.), защищаться от врагов (или нападать).
Древние цивилизации Шумерии, Вавилона, Египта, Ассирии, Персии, Инков и др. уже имели формальную структуру, в которой выделялись уровни управления, а также опытных практиков-управленцев, о чем свидетельствуют их достижения, отдельные из которых нельзя воспроизвести с применением современной технологии.
Древний Египет. Египетские пирамиды (3000…2000гг. до н.э.) – это не только памятники культуры древних египтян, но и свидетельство их управленческого искусства. Можно удивляться четкости планирования и организации работ, согласованности действий десятков тысяч работ, крестьян и чиновников. При заготовке камня для пирамид использовались методы долгосрочного планирования. Каменные блоки вырубались зимой и весной и маркировались. Для снижения транспортных издержек они перевозились в период разлива Нила и уже на месте строительства подгонялись друг к другу.
Древняя Греция. Жители греческих городов, выполняя правительственные контракты, трудились по системе сдельной оплаты. Особое внимание уделялось специализации. Каменщики никогда не готовили свой инструмент. Платон отмечал, что человек не может одновременно работать и по камню, и по железу, и по дереву, так как всюду преуспеть он не может.
Одно из первых свидетельств понимания управления как особой сферы деятельности и его универсальности встречается у Сократа. Говоря об обязанностях хорошего промышленника, торговца, военачальника, он показывает, что в сущности они одинаковы: главная задача – поставить нужного человека на нужное место и добиться исполнения своих указаний.
Древний Рим. Римская империя испытывала трудности в управлении государством из-за его больших размеров и географической разбросанности. В 284 г. до н. э. император Диоклетиан установил четкую трехуровневую организационную структуру управления, что значительно улучшило управляемость и укрепило империю.
В Римской империи были построены хорошие дороги, отдельные из которых используются и сейчас, что позволило ускорить связь с провинцией и оперативно собирать налоги и дань. Империя славилась своей военной системой, которая являлась для современных армий.
Китай. Великая Китайская стена, многочисленные армии, чрезвычайно развитая система дорог, торговля шелком – свидетельствуют об успешной практике менеджмента в древнем Китае. Принцип разделения труда применялся еще в 1850 г. до н. э., а текучесть кадров была известна с 400 г. до н. э.
В древние времена управление развивалось на основе опыта, не имея теоретической основы, методом проб и ошибок. Обмен идеями осуществлялся в узком кругу правителей, военных и церковных деятелей. Но уже в средние века встречаются труды, тематика и содержание которых во многом предшествуют современным идеям управления.
Николо Маккиавелли (1469-1527гг.), итальянский государственный и политический деятель, в своих трудах попытался вывести законы государственной власти. Он был первый, кто исследовал, как получить и использовать власть. Главные свои управленческие идеи он изложил в трактате “Государь”.
Римская католическая церковь является ярким примером рациональной организации управления. Она эффективно управлялась в давние времена и столь же успешно действует и теперь, являясь более “современной”, чем структуры многих сегодняшних организаций. Она отличается сильной централизованной и в то же время простой административно-ответственной системой взаимоотношений. Ее можно считать уникальной организацией в части выживаемости и продолжительности существования.
Россия. Наибольшего расцвета Российское государство достигало при умных и энергичных правителях, умело использующих власть и законы во благо отечества. Так было в Древней Руси при Ярославе Мудром и Владимире Мономахе, которые сумели объединить и укрепить страну, прославились многими победами и подняли международный авторитет государства на небывалую высоту. Они совершенствовали законы и поощряли торговлю.
Так было и при Петре 1. Проведенные им реформы армии, государственного и хозяйственного управления, его знаменитые указы свидетельствуют о незаурядности и управленческом таланте их автора.
Таким образом, практическое управление старо как мир, однако идеи менеджмента как научной дисциплины, профессии, области исследований – относительно новы.
Менеджмент был признан самостоятельной областью деятельности только в ХХ веке.