Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах Дисциплина Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов Практическое занятие 1.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 2653
Скачиваний: 39
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Программа среднего профессионального образования
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Дисциплина: Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов
Практическое занятие 1
Выполнил:
Обучающийся Молчанова Галина Владимировна
Преподаватель:
Гладнева Светлана Геннадьевна
Задания по теме 1.1 Методическая деятельность и ее специфика в системе начального общего образования
Цель занятия: иметь практический опыт изучения и анализа педагогической и методической литературы по проблемам начального общего образования.
Задание 1. Выполните сравнительный анализ методической работы и методической деятельности учителя начальных классов. Результаты работы оформите в виде таблицы.
Сделайте вывод о том, как взаимосвязаны методическая работа и методическая деятельность.
Критерии для сравнения | Методическая работа | Методическая деятельность |
Цель | повышение эффективности образовательного процесса в учреждении, уровня профессионального мастерства педагогов, их эрудиции, методической грамотности в ходе реализации образовательных технологий | повышение результативности образовательного процесса через непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства преподавателей, их эрудиции, компетентности в области определенного учебного предмета и методики его преподавания. |
Объект | Образовательная система специалиста | формирование компетентных специалистов различного профиля |
Предмет | Профессиональные затруднения педагогов в образовательной системе учреждения | различные приемы и методы, способы реализации и регуляции процесса формирования новых знаний и умений с учетом специфики содержания конкретного предмета |
Методы | Пассивные: лекции, семинары. Педагогические чтения, конференции. Активные: моделирование, имитационные, неимитационные, игровые и т. п. | Моделирование педагогических действий; проектирование педагогических действий (если нет аналогов), рефлексия собственной деятельности, психологического состояния, управления совместной деятельностью |
Функции | – анализ учебно-воспитательного процесса — обобщение опыта – информационная (обогащение знаниями) — конструктивная – организационная | - аналитическая, включающая методический анализ, анализ содержания начального образования, анализ и самоанализ урока, анализ собственной деятельности и деятельности учащихся и т. д.; - проектировочная, связанная с планированием и под готовкой обучающей и учебной деятельности; -конструктивная, включающая систему действий, связанных с планированием предстоящего занятия (отбором, композиционным оформлением учебной информации), представление форм предъявления учебного материала, ведущих к взаимодействию педагога и учащегося в процессе формирования новых знаний и профессиональных умений и навыков; - нормативная, способствующая выполнению образовательных стандартов, требований учебных программ, условий осуществления образовательного процесса в данном типе учебного заведения; |
Результат | Повышение квалификации Разработка программ и методических пособий | Средства обучения: методически переработанный, отобранный, учебный материал в различных формах представления информации; алгоритмы решения учебных задач; приёмы, методы обучения; методическое обеспечение учебной дисциплины; учебные программы; обучающие программы и т. д. |
Анализ содержания таблицы свидетельствует, что структурные компоненты двух понятий не противоречат друг другу. Методическая работа — более широкое понятие, включающее: выявление потребностей и проблем педагогических работников, разработку нового содержания и форм обучения в условиях инновационной деятельности; разработку программ, методических пособий, развитие умений проектирования образовательного процесса и т. д. Методическая деятельность (обслуживающая педагогическую деятельность и решающая вопросы средств обучения) является составной частью (средством) методической работы (непрерывной системы образования учителя). Следовательно, продукты методической работы — это результаты функционирования методической деятельности.
Задание 2. О важности методической работы говорилось в трудах Я.М. Коменского, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и других педагогов, которые исходили из возрастных особенностей детей и их знаний. Использование новых форм работы с детьми прослеживается в трудах Ильенко Л.П., Полевиной М.Н., Немовой Н.В. и других авторов, которые представляли методическую работу как условия для повышения качества педагогического мастерства.
Найдите определения понятия «методическая деятельность» у вышеперечисленных авторов и других педагогов (по выбору), раскрывающие специфику методической деятельности учителя начальных классов (не менее 6-ти определений). Заполните таблицу.
Сделайте вывод:
1. Сравните определения разных авторов и выделите сущностные характеристики понятия «методическая деятельность». Перечислите их.
2. В чем заключается специфика методической деятельности в начальной школе?
Автор определения | Определение понятия «методическая деятельность» |
И.В. Никишина | Методическая работа – это деятельность по обучению и развитию кадров |
Н.В. Немова | Методическая работа – это деятельность по обучению и развитию кадров, по выявлению, обобщению и распространению наиболее ценного опыта |
Т.Г. Аргунова, И.П. Пастухова, Г.П. Скамницкая | Методическая работа – это деятельность по обучению и развитию кадров, по выявлению, обобщению и распространению наиболее ценного опыта, целостная система, направленная на повышение квалификации, творческого потенциала и профессионального мастерства коллектива, это процесс и показатель качества кадрового потенциала учебного заведения |
С.Ж. Гончарова | Методическая деятельность представляет собой специфический тип образовательной деятельности, содержанием которой является системное единство создание метода, его апробации, внедрения метода (получение методик), применение методик |
Л.Н. Горбунова | Методическая работа – воспринимается как контрольная, внешняя по отношению к его деятельности по обучению, наряду с внешним требованием к педагогу заниматься исследовательской деятельностью, разработкой и апробацией новых программ, методик, технологий и тд. |
Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко | Методическая деятельность – обязанность преподавателя, направленная на разработку и совершенствование методики преподавания дисциплины |
1. В определении методической деятельности авторы И.В. Никишина, Н.В. Немова, Т.Г. Аргунова, И.П. Пастухова и Г.П. Скамницкая главной характеристикой понятия выявляют: процесс развития кадров, их повышение квалификации и мастерства.
Автор Л.Н. Горбунова определяет методическую деятельность как контрольная деятельность.
Автор С.Ж. Гончарова определяет методическую деятельность как специфический тип, который направлен на методики обучения.
Авторы Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко определяют методическую деятельность как обязанность преподавателя совершенствования преподавания.
2. Методическая деятельность является одним из аспектов профессиональной деятельности методиста, которую он осуществляет наряду с другими (например, педагогической, организационно-массовой и др.) Она включает в себя, прежде всего изучение теории, методики и практики начального образования детей и разработку методики осуществления и анализа образовательного процесса в начальном образовании.
Задания по теме 1.2 Сущность, цели, функции, направление и содержание методической деятельности учителя начальных классов
Цель: уметь определять педагогические проблемы методического характера и находить способы их решения; иметь практический опыт изучения и анализа педагогической и методической литературы по проблемам начального общего образования.
Задание 3. С внедрением ФГОС НОО в практику работы начальной школы меняются требования к современному учителю начальной школы. Следствием этого являются педагогические и методические проблемы в работе учителя. Например, проблема доминирования учителя на уроке, субъективность оценивания, высокий уровень эмоциональной тревожности и т.п. Сформулируйте возможные проблемы учителей начальных классов при введении ФГОС НОО (не менее 10-ти проблем). Какое психолого-педагогическое сопровождение Вы предложили бы для решения каждой из этих проблем?
Результаты работы оформите в таблице:
Педагогические и методические проблемы учителя начальных классов при введении ФГОС НОО | Формы и содержание психолого-педагогического сопровождения |
Психологическое сопротивление к изменениям | Вовлечение педагогов в продуктивную деятельность по решению профессиональных затруднений в вопросах организации образовательного и воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС |
Недостаточное кадровое обеспечение, в том числе, психологического, логопедического и социального сопровождения введения ФГОС НОО. | Переподготовка имеющихся в лицее кадров. Создание условий для непрерывного повышения квалификации; вовлечение педагогов в систему социального партнерства и сетевого взаимодействия. |
Недостаточно эффективное использование в образовательном процессе мультимедийного и интерактивного оборудования (или его отсутствие) | Сетевой обмен продуктами методической деятельности педагогов по использованию ИКТ в образовательном процессе |
Низкий уровень правовых знаний (в том числе, нормативно-правового обеспечения ФГОС) | Организация работы по повышению уровня правовых знаний. |
Синхронизации действий со всеми участниками образовательного процесса при введении ФГОС | Организовать деятельность рабочих групп по созданию и доработке ООП |
Недостаточность опыта проектной и исследовательской деятельности | Диагностика, курсы повышения знаний, обмен опытом |
Сложности при формировании и реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников | Тематические встречи, консультации, корректировка действий |
Сложности в организации внеурочной деятельности | Отслеживать занятость учащихся во внеурочной деятельности |
Слабое развитие индивидуального подхода в образовательной деятельности | Организовать психологическое сопровождение в начальной школе, курсы повышения педагогического мастерства |
Неготовность к переходу на новую систему оценивания результатов образовательных достижений учеников | Организовать работу по мониторингу формирования УУД, организация накопительной системы оценки |
Задание 4. Кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса начального общего образования – одно из важнейших звеньев системы управления образовательным учреждением.
Следовательно, процесс оценивания результатов труда учителей – одно из направлений в работе с педагогическими кадрами.
Методическая деятельность учителей также подвергается рейтинговой оценке.
Исходя из знания направлений и содержания методической деятельности учителя начальных классов, разработайте систему рейтинговой оценки методической деятельности учителя начальных классов.
Основные направления методической работы:
· организационно-методическое,
· учебно-методическое,
· научно-методическое,
· методическая учеба.
Оформите работу в виде таблицы:
Направления методической работы учителя начальных классов | Критерии и показатели эффективности методической деятельности учителя начальных классов | Максимальный балл | |
| | | |
| | | |
Рекомендации:
В качестве критериев и показателей эффективности методической деятельности учителя начальных классов можно использовать следующие виды работы учителя:
· наличие и выполнение плана самообразования;
· внедрение новых педагогических технологий; обобщение собственного опыта;
· подготовка и проведение открытого мероприятия (в традиционной форме или с использованием инновационных технологий);
· посещения и анализ открытых мероприятий коллег;
· участие в работе методических объединений, педагогического совета;
· участие в работе временного творческого коллектива или научно-исследовательской лаборатории;
· выступления на научной, научно-практической конференции, на педагогических чтениях;
· публикации тезисов и статей; учебных пособий, учебно-методических материалов (разработок, рекомендаций;
· рецензирование методических разработок;
· участие в конкурсах педагогического и профессионального мастерства, в методических выставках;
· подготовка воспитанников к конкурсам;
· разработка авторской программы, дидактических средств, компьютерных программ;
· руководство кружком;
· курсовая подготовка, стажировка;
· участие в региональных, всероссийских, международных программах и т.п.
Направления методической работы учителя начальных классов | Критерии и показатели эффективности методической деятельности учителя начальных классов | Максимальный балл |
Организационно-методическое | Работа в методическом объединении; Выступления на конференциях, семинарах и тд.; разработка авторской программы, дидактических средств, компьютерных программ | 5 |
Учебно-методическое | Совершенствование педагогической деятельности; Проведение совместных уроков с учителями средней школы; Использование ИКТ; Проведение внеклассных мероприятий; | 5 |
Научно-методическое | Учитель-победитель, призер, участник профессиональных конкурсов и соревнований; Выступления на конференциях, семинарах и тд.; | 5 |
Методическая учеба | Повышение квалификации; участие на конференциях, семинарах и тд.; наличие и выполнение плана самообразования | |