Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах Дисциплина Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов Практическое занятие 1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 2654

Скачиваний: 39

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задания по теме 1.3 Уровни и формы методической деятельности. Методические задачи

Цель: уметь анализировать методическую продукцию; иметь практический опыт анализа методической продукции; изучения и анализа педагогической и методической литературы.

 

Задание 5. Одной из важных методических задач, стоящих перед учителем начальных, классов является задача анализа и адаптации имеющихся методических разработок.

Познакомьтесь с видами методической продукции.

Рассмотрите требования, предъявляемые к качеству методической продукции.

Изучите методы анализа методической продукции.

Результаты работы оформите в таблице:

Виды методической продукции

Требования к качеству методической продукции

Методы анализа методической продукции

 

 

 

 

Виды методической продукции


Требования к качеству методической продукции


Методы анализа методической продукции

 информационно-методическая

содержит сведения, подлежащие распространению, разъяснения приемов и методов, анализ опыта, описания педагогических технологий, ориентирует в текущих событиях, пропагандирует наиболее важные и актуальные направления педагогической деятельности (методическое описание, аннотация, информационный плакат, информационно – методическая выставка, реферат, буклет)

изложение сведений, подлежащие распространению;
анализ передового педагогического опыта;
применение инновационных педагогических технологии и т.д.

организационно-методическая

предлагает, указывает, разъясняет цели и порядок действия, технологии и методики организации образовательного процесса, проведения мероприятий, акций, демонстрирует возможные приемы и формы организации массовых дел

инструктивно–методическое письмо, методическая записка, методическая памятка, методические рекомендации, методическая разработка, тематическая папка, образовательная программа

прикладная

представляет собой вспомогательный материал, иллюстрирующий, более полно раскрывающий тему, отраженную в других видах методической продукции

сценарий, тематическая подборка, картотека, методическая тема, документация учебно-методической продукции

Научно-методическая

создаётся с целью передачи подходов, способов и методов обучения и воспитания

Тезис, статья

Учебная (образовательная продукция)

Творчески одаренные и обладающие большим практическим опытом педагогические работники могут стать авторами учебников, учебных пособий и других изданий подобного рода

Учебники, учебное пособие,



Задание 6. Выберите любой вид методической продукции из указанных Вами в предыдущем задании, анализ которого Вы хотели бы выполнить.

Из методов изучения методической продукции выберите наиболее простой, удобный и доступный для применения педагогом, по Вашему мнению, метод.

Проведите анализ выбранной Вами методической продукции этим методом по предложенному плану:

План анализа методической продукции:

1. Актуальность работы.

2. Научная достоверность содержания.

3. Доступность  языка и качество стиля.

4. Оригинальность преподнесения материала.

5. Логичность изложения материала.

6. Практическая значимость содержания.

7. Широта использования данных материалов.

8. Соответствие формы изложения и содержания той категории читателей, которой данное пособие адресовано.

9. Возможность широкого распространения.

 Ананлиз проводится учебной (образовательной продукции) (учебника)

1. Образовательная продукция для учащихся и педагогов

2. Содержание имеет научную достоверность

3. Имеет доступный язык и стилевое содержание

4. Материал преподносится согласно требованиям ФГОС НОО

5. Содержит логичность изложения и последовательность

6. Имеет практическую значимость для учащихся и педагогов. Согласно учебнику, учащийся выполняет задания.

7. Учебники используются в образовательных учреждениях

8. Каждый учебник составляется под определенную категорию учащихся

9. Учебники используются образовательных учреждениях

Задания по теме 1.4 Работа учителя начальных классов в методическом объединении

 

Цель: уметь осуществлять планирование с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся, определять педагогические проблемы методического характера и находить способы их решения, адаптировать имеющееся методические разработки; иметь практический опыт изучения и анализа педагогической и методической литературы по проблемам начального общего образования.



 

Задание 7.Заполните таблицу. Приведите в соответствие указанным в таблице направлениям работы методического объединения учителей начальных классов ее содержание.

Направления работы методического объединения учителей начальных классов

Содержание методической работы в данном направлении

Аналитическая деятельность

 

Информационная деятельность

 

Консультационная деятельность

 

Организационно-методическая деятельность

 

 

Направления работы методического объединения учителей начальных классов


Содержание методической работы в данном направлении


Аналитическая деятельность

 Мониторинг профессиональных и информационных потребностей работников ОУ;

Создание базы данных о педагогических работниках ОУ (с методической точки зрения);

Изучение и анализ состояния и результатов методической работы, определение направлений ее совершенствования;

Выявление затруднений дидактического и методического характера в образовательном процессе;

Сбор и обработка информации о результатах учебно-воспитательной работы ОУ;

Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта и др.


Информационная деятельность

 Формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, методической и тд.);

Ознакомление педагогических работников с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы на бумажных и электронных носителях;

Ознакомление педагогических и руководящих работников ОУ с опытом инноваций деятельности округа, города, России, зарубежных стран;

Информирование педагогических работников ОУ о новых направлениях в развитии общего и дополнительного образования детей, о содержании образовательных программ, новых учебниках, учебно-методических комплектах, видеоматериалах, рекомендациях, нормативных, локальных актах;

Создание медиатеки современных учебно-методических материалов, осуществление информационно-библиографической деятельности и др.


Консультационная деятельность

 Организация консультационной работы для педагогических работников ОУ по вопросам методики преподавания и воспитания;

Популяризация и разъяснение результатов новейших педагогических и психологических исследований.


Организационно-методическая деятельность

 Изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи: молодым специалистам и педагогическим работникам в период подготовки к аттестации, в меж аттестационный и межкурсовой периоды;

Прогнозирование, планирование о организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников ОУ, оказание им информационно-методической помощи в системе непрерывного образования;

Организация работы методических объединений педагогических работников ОУ;

Организация взаимодействия с методическими объединениями других ОУ;

Участие в разработке содержания компонента образовательных стандартов ОУ, элективных курсов для предпрофильной подготовки;

Участие в разработке программы развития ОУ;

Организация методического сопровождения профильного обучения в ОУ;

Методическое сопровождение подготовки педагогических работников к проведению единого государственного экзамена;

Помощь в комплектовании фондов учебников, учебно-методической литературы;
Подготовка и проведение семинаров, круглых столов, мастер-классов, научно-практических конференций, педагогических чтений, конкурсов профессионального педагогического мастерства среди педагогических работников ОУ;

Организация и проведение фестивалей, конкурсов, предметных олимпиад, конференций обучающихся;

Взаимодействие и координация методической деятельности с соответствующим подразделениями органов управления образованием и учреждением дополнительного профессионального (педагогического) образования и др.



 

Задание 8. Изучите план работы МО учителей начальных классов, разработанный в одной из школ.

План школьного методического объединения  учителей начальных классов  МБОУ "СОШ №2

п.г.т. Актюбинский"  Азнакаевского муниципального района  Республики Татарстан

на 2019-2020 учебный год

Методическая тема ШМО учителей начальных классов на 2019- 2020 учебный год:

«Применение современных образовательных технологий как условие формирования универсальных учебных действий»

Цель школьного методического объединения учителей начальных классов:

Совершенствование педагогического мастерства в условиях ФГОС, путём внедрения в учебно-воспитательный процесс современных образовательных технологий.

Направления работы МО учителей начальных классов на 2019 - 2020 учебный год:

Информационная деятельность:

* Изучение новинок в методической литературе в целях совершенствования педагогической деятельности.

Организационная и учебно-воспитательная деятельность:

* Изучение нормативной и методической документации по вопросам образования.

* Отбор содержания и составление учебных программ.

* Утверждение индивидуальных программ по предметам.

* Взаимопосещение уроков учителями с последующим самоанализом достигнутых результатов.

* Выработка единых требований к оценке результатов освоения программы на основе разработанных образовательных стандартов по предмету.

* Организация и проведение предметной недели в начальной школе.

* Организация и проведение предметных олимпиад, конкурсов, смотров.

* Выступления учителей начальных классов на ШМО, педагогических советах.

* Повышение квалификации педагогов на курсах. Прохождение аттестации педагогических кадров.

* Развивать систему работы с детьми, имеющими повышенные интеллектуальные способности.

* Оказывать социально – педагогическую поддержку детям группы «особого внимания».

* Сохранять и укреплять здоровье обучающихся и педагогов, воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Аналитическая деятельность:

* Анализ методической деятельности за 2018 - 2019 учебный год и планирование на 2019 - 2020  учебный год.

* Изучение направлений деятельности педагогов (тема самообразования).

* Анализ работы педагогов с целью оказания помощи.

Методическая деятельность:

* Работа над методической темой, представляющей реальную необходимость и профессиональный интерес.


* Совершенствование методического уровня педагогов в овладении новыми педагогическими технологиями, через систему повышения квалификации и самообразования каждого учителя. Внедрение в практику работы всех учителей МО технологий, направленных на формирование компетентностей обучающихся: технологию развития критического мышления, информационно-коммуникационную технологию, игровые технологии, технологию проблемного обучения, метод проектов, метод самостоятельной работы

* Организация системной работы с детьми, имеющими повышенные интеллектуальные способности.

* Совершенствование форм работы с одарёнными детьми.

Консультативная деятельность:

* Консультирование педагогов по вопросам составления рабочих программ и тематического планирования.

* Консультирование педагогов с целью ликвидации затруднений в педагогической деятельности.

* Консультирование педагогов по вопросам в сфере формирования универсальных учебных действий в рамках ФГОС.

Ожидаемые результаты работы:

* Рост качества знаний обучающихся.

* Создание условий в процессе обучения для формирования у обучающихся ключевых компетентностей, УУД.

Заседания МО учителей начальных классов

Заседание № 1

Планирование и организация методической работы учителей начальных классов на 2019 - 2020 учебный год.

Содержание деятельности

Сроки проведения

Ответственные

Цель: Обсудить план работы МО учителей начальной школы на 2019–2020 учебный год, основные направления работы.

1. Анализ работы МО учителей начальных классов за 2018-2019 учебный год.

2. Формирование банка данных о кадровом потенциале учителей начальных классов.

3. Утверждение графика контрольных работ для учащихся 2- 4 классов.

4. Обсуждение нормативных, программно –методических документов: изучение нормативной и методической документации по вопросам образования

5. Рассмотрение  плана работы методического объединения на 2019 - 2020 учебный год.

6.Требования к рабочей программе по учебному предмету как основному механизму реализации основной образовательной программы. Рассмотрение КТП по предметам, рабочих программ учителей начальных классов в соответствии с учебным планом и стандартом начального образования.

7. Особенности организации внеурочной деятельности. Рассмотрение и утверждение программ внеурочной деятельности.

8. Корректировка  тем самообразования учителей.

9. Рассмотрение плана проведения Предметной недели в начальной школе.

10. Обсуждение участия учителей и учащихся начальных классов в различных конкурсах.

11. Контроль за обеспеченностью учебниками и за готовностью кабинетов к новому учебному году.

Август

Руководитель МО

Зам. директора по УВР

Учителя МО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиотекарь Хуснуллина Р.Р.