Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах Дисциплина Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов Практическое занятие 1.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 2654
Скачиваний: 39
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задания по теме 1.3 Уровни и формы методической деятельности. Методические задачи
Цель: уметь анализировать методическую продукцию; иметь практический опыт анализа методической продукции; изучения и анализа педагогической и методической литературы.
Задание 5. Одной из важных методических задач, стоящих перед учителем начальных, классов является задача анализа и адаптации имеющихся методических разработок.
Познакомьтесь с видами методической продукции.
Рассмотрите требования, предъявляемые к качеству методической продукции.
Изучите методы анализа методической продукции.
Результаты работы оформите в таблице:
Виды методической продукции | Требования к качеству методической продукции | Методы анализа методической продукции |
| | |
Виды методической продукции | Требования к качеству методической продукции | Методы анализа методической продукции |
информационно-методическая | содержит сведения, подлежащие распространению, разъяснения приемов и методов, анализ опыта, описания педагогических технологий, ориентирует в текущих событиях, пропагандирует наиболее важные и актуальные направления педагогической деятельности (методическое описание, аннотация, информационный плакат, информационно – методическая выставка, реферат, буклет) | изложение сведений, подлежащие распространению; анализ передового педагогического опыта; применение инновационных педагогических технологии и т.д. |
организационно-методическая | предлагает, указывает, разъясняет цели и порядок действия, технологии и методики организации образовательного процесса, проведения мероприятий, акций, демонстрирует возможные приемы и формы организации массовых дел | инструктивно–методическое письмо, методическая записка, методическая памятка, методические рекомендации, методическая разработка, тематическая папка, образовательная программа |
прикладная | представляет собой вспомогательный материал, иллюстрирующий, более полно раскрывающий тему, отраженную в других видах методической продукции | сценарий, тематическая подборка, картотека, методическая тема, документация учебно-методической продукции |
Научно-методическая | создаётся с целью передачи подходов, способов и методов обучения и воспитания | Тезис, статья |
Учебная (образовательная продукция) | Творчески одаренные и обладающие большим практическим опытом педагогические работники могут стать авторами учебников, учебных пособий и других изданий подобного рода | Учебники, учебное пособие, |
Задание 6. Выберите любой вид методической продукции из указанных Вами в предыдущем задании, анализ которого Вы хотели бы выполнить.
Из методов изучения методической продукции выберите наиболее простой, удобный и доступный для применения педагогом, по Вашему мнению, метод.
Проведите анализ выбранной Вами методической продукции этим методом по предложенному плану:
План анализа методической продукции:
1. Актуальность работы.
2. Научная достоверность содержания.
3. Доступность языка и качество стиля.
4. Оригинальность преподнесения материала.
5. Логичность изложения материала.
6. Практическая значимость содержания.
7. Широта использования данных материалов.
8. Соответствие формы изложения и содержания той категории читателей, которой данное пособие адресовано.
9. Возможность широкого распространения.
Ананлиз проводится учебной (образовательной продукции) (учебника)
1. Образовательная продукция для учащихся и педагогов
2. Содержание имеет научную достоверность
3. Имеет доступный язык и стилевое содержание
4. Материал преподносится согласно требованиям ФГОС НОО
5. Содержит логичность изложения и последовательность
6. Имеет практическую значимость для учащихся и педагогов. Согласно учебнику, учащийся выполняет задания.
7. Учебники используются в образовательных учреждениях
8. Каждый учебник составляется под определенную категорию учащихся
9. Учебники используются образовательных учреждениях
Задания по теме 1.4 Работа учителя начальных классов в методическом объединении
Цель: уметь осуществлять планирование с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся, определять педагогические проблемы методического характера и находить способы их решения, адаптировать имеющееся методические разработки; иметь практический опыт изучения и анализа педагогической и методической литературы по проблемам начального общего образования.
Задание 7.Заполните таблицу. Приведите в соответствие указанным в таблице направлениям работы методического объединения учителей начальных классов ее содержание.
Направления работы методического объединения учителей начальных классов | Содержание методической работы в данном направлении |
Аналитическая деятельность | |
Информационная деятельность | |
Консультационная деятельность | |
Организационно-методическая деятельность | |
Направления работы методического объединения учителей начальных классов | Содержание методической работы в данном направлении |
Аналитическая деятельность | Мониторинг профессиональных и информационных потребностей работников ОУ; Создание базы данных о педагогических работниках ОУ (с методической точки зрения); Изучение и анализ состояния и результатов методической работы, определение направлений ее совершенствования; Выявление затруднений дидактического и методического характера в образовательном процессе; Сбор и обработка информации о результатах учебно-воспитательной работы ОУ; Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта и др. |
Информационная деятельность | Формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, методической и тд.); Ознакомление педагогических работников с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы на бумажных и электронных носителях; Ознакомление педагогических и руководящих работников ОУ с опытом инноваций деятельности округа, города, России, зарубежных стран; Информирование педагогических работников ОУ о новых направлениях в развитии общего и дополнительного образования детей, о содержании образовательных программ, новых учебниках, учебно-методических комплектах, видеоматериалах, рекомендациях, нормативных, локальных актах; Создание медиатеки современных учебно-методических материалов, осуществление информационно-библиографической деятельности и др. |
Консультационная деятельность | Организация консультационной работы для педагогических работников ОУ по вопросам методики преподавания и воспитания; Популяризация и разъяснение результатов новейших педагогических и психологических исследований. |
Организационно-методическая деятельность | Изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи: молодым специалистам и педагогическим работникам в период подготовки к аттестации, в меж аттестационный и межкурсовой периоды; Прогнозирование, планирование о организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников ОУ, оказание им информационно-методической помощи в системе непрерывного образования; Организация работы методических объединений педагогических работников ОУ; Организация взаимодействия с методическими объединениями других ОУ; Участие в разработке содержания компонента образовательных стандартов ОУ, элективных курсов для предпрофильной подготовки; Участие в разработке программы развития ОУ; Организация методического сопровождения профильного обучения в ОУ; Методическое сопровождение подготовки педагогических работников к проведению единого государственного экзамена; Помощь в комплектовании фондов учебников, учебно-методической литературы; Подготовка и проведение семинаров, круглых столов, мастер-классов, научно-практических конференций, педагогических чтений, конкурсов профессионального педагогического мастерства среди педагогических работников ОУ; Организация и проведение фестивалей, конкурсов, предметных олимпиад, конференций обучающихся; Взаимодействие и координация методической деятельности с соответствующим подразделениями органов управления образованием и учреждением дополнительного профессионального (педагогического) образования и др. |
Задание 8. Изучите план работы МО учителей начальных классов, разработанный в одной из школ.
План школьного методического объединения учителей начальных классов МБОУ "СОШ №2
п.г.т. Актюбинский" Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан
на 2019-2020 учебный год
Методическая тема ШМО учителей начальных классов на 2019- 2020 учебный год:
«Применение современных образовательных технологий как условие формирования универсальных учебных действий»
Цель школьного методического объединения учителей начальных классов:
Совершенствование педагогического мастерства в условиях ФГОС, путём внедрения в учебно-воспитательный процесс современных образовательных технологий.
Направления работы МО учителей начальных классов на 2019 - 2020 учебный год:
Информационная деятельность:
* Изучение новинок в методической литературе в целях совершенствования педагогической деятельности.
Организационная и учебно-воспитательная деятельность:
* Изучение нормативной и методической документации по вопросам образования.
* Отбор содержания и составление учебных программ.
* Утверждение индивидуальных программ по предметам.
* Взаимопосещение уроков учителями с последующим самоанализом достигнутых результатов.
* Выработка единых требований к оценке результатов освоения программы на основе разработанных образовательных стандартов по предмету.
* Организация и проведение предметной недели в начальной школе.
* Организация и проведение предметных олимпиад, конкурсов, смотров.
* Выступления учителей начальных классов на ШМО, педагогических советах.
* Повышение квалификации педагогов на курсах. Прохождение аттестации педагогических кадров.
* Развивать систему работы с детьми, имеющими повышенные интеллектуальные способности.
* Оказывать социально – педагогическую поддержку детям группы «особого внимания».
* Сохранять и укреплять здоровье обучающихся и педагогов, воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Аналитическая деятельность:
* Анализ методической деятельности за 2018 - 2019 учебный год и планирование на 2019 - 2020 учебный год.
* Изучение направлений деятельности педагогов (тема самообразования).
* Анализ работы педагогов с целью оказания помощи.
Методическая деятельность:
* Работа над методической темой, представляющей реальную необходимость и профессиональный интерес.
* Совершенствование методического уровня педагогов в овладении новыми педагогическими технологиями, через систему повышения квалификации и самообразования каждого учителя. Внедрение в практику работы всех учителей МО технологий, направленных на формирование компетентностей обучающихся: технологию развития критического мышления, информационно-коммуникационную технологию, игровые технологии, технологию проблемного обучения, метод проектов, метод самостоятельной работы
* Организация системной работы с детьми, имеющими повышенные интеллектуальные способности.
* Совершенствование форм работы с одарёнными детьми.
Консультативная деятельность:
* Консультирование педагогов по вопросам составления рабочих программ и тематического планирования.
* Консультирование педагогов с целью ликвидации затруднений в педагогической деятельности.
* Консультирование педагогов по вопросам в сфере формирования универсальных учебных действий в рамках ФГОС.
Ожидаемые результаты работы:
* Рост качества знаний обучающихся.
* Создание условий в процессе обучения для формирования у обучающихся ключевых компетентностей, УУД.
Заседания МО учителей начальных классов
Заседание № 1
Планирование и организация методической работы учителей начальных классов на 2019 - 2020 учебный год.
Содержание деятельности | Сроки проведения | Ответственные |
Цель: Обсудить план работы МО учителей начальной школы на 2019–2020 учебный год, основные направления работы. 1. Анализ работы МО учителей начальных классов за 2018-2019 учебный год. 2. Формирование банка данных о кадровом потенциале учителей начальных классов. 3. Утверждение графика контрольных работ для учащихся 2- 4 классов. 4. Обсуждение нормативных, программно –методических документов: изучение нормативной и методической документации по вопросам образования 5. Рассмотрение плана работы методического объединения на 2019 - 2020 учебный год. 6.Требования к рабочей программе по учебному предмету как основному механизму реализации основной образовательной программы. Рассмотрение КТП по предметам, рабочих программ учителей начальных классов в соответствии с учебным планом и стандартом начального образования. 7. Особенности организации внеурочной деятельности. Рассмотрение и утверждение программ внеурочной деятельности. 8. Корректировка тем самообразования учителей. 9. Рассмотрение плана проведения Предметной недели в начальной школе. 10. Обсуждение участия учителей и учащихся начальных классов в различных конкурсах. 11. Контроль за обеспеченностью учебниками и за готовностью кабинетов к новому учебному году. | Август | Руководитель МО Зам. директора по УВР Учителя МО Библиотекарь Хуснуллина Р.Р. |