Файл: Теоретические аспекты эффективности логистических процессов на складе. 6.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


По технической оснащенности выделяют склады:не механизированные; механизированные; автоматизированные; автоматические (склады-автоматы).

На механизированных складах большая часть операций выполняется вручную. Такие склады полностью не лишены вспомогательного оборудования (а именно средств малой механизации – ручных и гидравлических тележек), однако большая часть операций осуществляется именно силами сотрудников складов.

Механизированные склады предполагают использование средств механизации. Это различные погрузчики и прочий безрельсовый транспорт на закрытых складах, а на открытых площадках – это краны мостовые, автопогрузчики. Однако все операции, не связанные с перемещением грузов, выполняются вручную.

Автоматизированные склады представляют для целей нашего исследования наибольший интерес. Здесь большая часть операций выполняется с помощью автоматизированных средств: конвейерных линий, автоматизированных кранов-штабелеров. Только небольшая часть операций выполняется с участием человека, например, приемка продукции, проверка правильности оформления документов.

Существуют и полностью автоматические склады, где практически все операции выполняются без участия человека, с применением автоматизированных систем, управляемых информационной системой.

 

1.2. Технико-экономические показатели логистических процессов на складе

 

На товарно — материальных складах целесообразно проводить анализ технико-экономических показателей по системе, представленной тремя укрупненными группами:

I — показатели, характеризующие интенсивность работы склада;

II — показатели, характеризующие эффективность использования складских площадей;

III — показатели, характеризующие уровень сохранности грузов, и финансовые показатели работы склада.

Группа I. Грузооборот склада — показатель, характеризующий трудоемкость работы и исчисляемый числом тонн грузов различных наименований, прошедших через склад за установленный отрезок времени (сутки, месяц, год) [18, с. 128]. Возможно исчисление грузооборота склада по прибытию либо по отправлению (односторонний грузооборот).

Удельный грузооборот склада характеризует количество груза, приходящегося на 1 кв. м складской площади [34].

Коэффициент неравномерности загрузки склада определяется как отношение грузооборота наиболее напряженного месяца к среднемесячному грузообороту склада. Показатель, выраженный в тонно-сутках хранения груза, характеризует суммарную работу склада и в общем виде определяется как произведение, полученное от умножения количества тонн в отдельной партии груза на число суток ее хранения. Сроки хранения груза рассчитывают в сутках.


Интенсивность прохождения грузов через склад определенной вместимости характеризует оборачиваемость грузов на складе и выражается коэффициентом оборачиваемости грузов на складе.

Группа II. Вместимость склада характеризует количество груза, которое может единовременно вместить склад, выражается в тоннах или м3.

Полезная площадь склада является величиной, производной от вместимости склада. В коэффициенте использования вместимости склада отражена степень неравномерности загрузки склада во времени и степень использования технической вместимости склада. Грузонапряженность склада характеризует его загрузку в тоннах в расчете на площадь склада, предназначенную для непосредственного хранения груза.

Группа III. Число случаев несохранности грузов и производственного брака, возникающего по вине работников склада. Расходы складов определяют по сумме затрат на организацию хранения различных грузов и сумме административных расходов. Себестоимость хранения грузов берется как средняя величина по всем складам и определяется отношением суммарных расходов, связанных с выполнением складских работ, к числу тонно-суток хранения. Доходы складов определяют исходя из действующих ставок сборов, устанавливаемых по видам грузов за тонно-сутки хранения [30, с. 33].

Производительность труда работников, занятых на складских работах, вычисляют исходя из размеров грузооборота склада, а также численности всех складских оперативных работников и подсобных рабочих, закрепленных за складом.

На товарно — материальных складах в настоящее время при оценке работы используется система ключевых показателей эффективности (KPI).

KPI имеют и стратегический и нормативный характер. К стратегическим KPI относят такие показатели, достижение которых позволяет компании получить важные стратегические преимущества [34]. На уровне складской системы к стратегическим KPI относят следующие:

  • количество складов в системе (в условиях развития складской сети);

  • емкость хранения (в товарных и/или денежных единицах);

  • пропускная способность склада (в товарных и/или денежных единицах);

  • себестоимость хранения и складской обработки;

  • надежность функционирования.

Нормативные KPI — это ключевые показатели деятельности, которые должны в неизменном состоянии поддерживаться в системе, играя роль контрольного норматива. В разрезе деятельности склада нормативными KPI являются такие показатели, как:



— нормы выполнения технологических операций (например, временной норматив погрузки/разгрузки транспортного средства);

-показатели качества выполняемых операций (например, комплектации);

— норматив по утратам товаров/грузов по вине склада (хищения, неаккуратное обращение, ошибки персонала, повлекшие материальный ущерб, и т. д.).Для оценки работы выбранного объекта исследования мы будем использовать четыре группы показателей: пропускная способность; использование логистических мощностей; операционные показатели; финансово-экономические показатели.

Данные показатели представлены в Приложении 2.

Выбор системы KPI должен соответствовать фактическому состоянию технологической архитектуры складского комплекса и одновременно задавать вектор ее развития или качественного изменения. Представленная система показателей позволяет отслеживать эффективность работы склада в динамике, при проведении различных организационных и технологических изменений, в частности автоматизации.

Известно, что при внедрении систем автоматизации скорость обработки материального потока увеличивается, а количество ошибок в заказах сокращается. Какие средства автоматизации могут быть использованы на анализируемом объекте, рассмотрим в следующем параграфе.

 

1.3. Подходы к повышению эффективности логистических процессов на складе

 

В современных условиях можно выделить три подхода к повышению эффективности логистической деятельности предприятия.

Первый подход – усиление взаимодействия между различными функциональными звеньями за счет улучшения различных экономических механизмов, использование которых выступает как один из основных путей обеспечения координации между различными функциональными областями в пределах предприятия. Второй – достижение необходимого уровня координации через организационные преобразования в структуре управления предприятием. Как известно, залогом успеха в работе крупного логистического центра или небольшого склада является оптимальная организация системы хранения и обработки грузов. При этом, важнейшей составляющей является корректное определение технологических зон склада. Несмотря на тот факт, что очень многие об этом знают, на практике встретить грамотно зонированный склад непросто. Поэтому далее приведены несколько основных правил, которые помогут решить эти задачи [19].


Правило № 1. Увеличивая плотность хранения, не нужно жертвовать скоростью выполнения операций. Организуя стеллажи, в том числе набивные, рассчитывайте время, которое потратит сотрудник на извлечение груза, в особенности с верхнего яруса самой дальней паллеты. Может случиться так, что сотруднику потребуется одна из таких паллет. В итоге он потратит очень много времени, чтобы ее достать [31].

Правило № 2. Учитывайте пропускную способность аллей и коридоров, чтобы сотрудники и техника могли разминуться. Плотность хранения может быть увеличена не только при помощи специализированных стеллажей, но и посредством простого уменьшения ширины проходов, а также за счет сокращения операционных площадей склада. Хотелось бы сделать отдельный упор и на необходимости выбора ширины прохода, исходя не только из числа мест, которое мы хотим получить, но и основываясь на интенсивности операций. Часто проблему излишней загруженности аллей пытаются перенести на WMS  – систему, указывая на возможность равномерно распределять ресурсы по площади склада. Отдельно следует отметить, если разместить товары категории «A» по частоте обращений на одном маленьком участке, то единственный путь, чтобы WMS система обеспечила равномерную   нагрузку – это разделение операций во времени. Это означает, что пока одни сотрудники выполняют операции, другие их ждут. Равномерная нагрузка  – это комплекс мер, которые начинаются с анализа товарных потоков на входе и выходе, и разработки алгоритма размещения. Если мы не можем оптимально разместить, мы не сможем оптимально скомплектовать заказы [31].

Правило № 3. Сегментируйте зону хранения не только по «АВС», но и руководствуясь принципом минимизации трудозатрат при выполнении операций. Структурирование зоны хранения – задача достаточно творческая. Чтобы определить, какой именно алгоритм грузов будет оптимален, требуется провести моделирование, определить характеристики SKU (StockKeepingUnit: идентификатор товарной позиции (артикул), единица учёта запасов, складской номер, используемый в торговле для отслеживания статистики по реализованным товарам/услугам) и посчитать ресурс о затраты по сопутствующим операциям.

Правило № 4. Не смешивайте на одной операционной площади грузы, имеющие разные точки назначения, обработка которых подразумевает использование различной техники. Если на складе организованы участки для передачи грузов между различными технологическими зонами (так называемые «транзитные» участки), то на структуру этих участков необходимо обратить самое пристальное внимание [31].


Правило № 5. При организации зоны набора правильно считайте количество SKU.Правило достаточно простое. Несмотря на это, встречаются склады, при проектировании которых проектировщики не понимают, что одна номенклатурная позиция – это не один SKU.

Правило № 6. Детализируйте каждую зону на предмет необходимости организации дополнительных сервисных подзон, отсутствие которых может сказаться на скорости и качестве выполнения операций.

Правило № 7. Меняйте структуру и назначение зон склада, если этого требуют текущие условия [31].Критерием оптимальности логистических процессов выступает прибыль предприятия. Прибыль дает количественную оценку деятельности предприятия. В качестве критерия оптимальности возможно применение показателя минимума приведенных совокупных затрат:

СП + СОБ®min,

где СП – издержки производства; СОБ – издержки обращения.

Эффективность логистической деятельности, организуемой по соответствующему каналу, может быть определена по формуле:

(1)

где R – норма прибыли процесса товародвижения;

S – торговая выручка предприятия;

CТД – издержки товародвижения.

Возможными направлениями деятельности для обеспечения высокой эффективности логистики следует считать:

  • интеграцию складирования, транспортировки и системы создания запасов в единый механизм;

  • экономическое обеспечение снабжения, производства и сбыта;

  • выработку оптимальных схем складирования и тактики восполнения запасов.

Условием для повышения эффективности логистических процессов на складе является его автоматизация.

Рассмотрим, что предусматривает автоматизация. В первую очередь требуется оснастить склад необходимым оборудованием, повышающим степень выполнения операций с использованием средств механизации. Т.е. повысить уровень механизации. Далее следует выбор или разработка информационной системы. Как известно, повышая степень автоматизации, склад большую часть операции должен выполнять под управлением информационных систем. И, как следствие, и третья составляющая автоматизации: изменение технологических процессов на складе.

Однако, не каждому складу показана автоматизация. Целесообразность ее внедрения зависит от требований к скорости обработки материального потока, от специфики хранимых материальных ресурсов.

Рассмотрим три компонента автоматизации склада.

  1. система управления складом WMS (Warehouse Management System);

  2. система штрихового кодирования;

  3. терминалы сбора данных [36].