Файл: Транзакционные издержки измерения качественных характеристик благ и способы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В своей работе Капелюшников Р.И. выделяет следующие типы трансакционных издержек: издержки поиска информации; издержки ведения переговоров; издержки измерения; издержки спецификации и защиты прав собственности; издержки оппортунистического поведения; издержки "политизации".

2. Методы измерения трансакционных издержек



Экономическая литература содержит два подхода для решения проблемы измерения издержек трансакции. Первый - ординалистский - доминирует в современной экономической системе. Он основывается на предположениях о том, что в практике важно лишь направление повышения уровня расходов. В этом случае исследовательская стратегия сводится к сравнению доступных альтернатив путем установления их относительной ценности в рамках существующих институциональных механизмов. Этот подход основан на предположении, что транзакционные издержки не могут быть измерены напрямую, поскольку сама концепция транзакционных издержек не имеет четкой и однозначной интерпретации в современной экономике.

Второй подход-кардиналистский-предполагает возможность прямого количественного измерения трансакционных издержек.

Для российской экономики метод определения трансакционных издержек был предложен В. Л. Тамбовцевым. Он разделил эти издержки на производственные, то есть общественно полезные, и непроизводительные, которые приводят к "потерям в благосостоянии общества".

Примером производственных затрат являются издержки на разъяснение и защиту прав собственности. Непроизводительные операционные издержки делятся на три группы затрат, связанных с:4

1) получить доступ к ресурсам и право собственности на них;

2) получить право заниматься бизнесом;

3) поддержание торговых отношений и применение санкций.

Исходные данные для количественной оценки перечисленных видов расходов по предложенной методике можно получить из опросов предпринимателей, а также анализа судебных дел об экономических преступлениях.

Другой подход к оценке операционных издержек в российской экономике, основанный на сочетании макро-и микроэкономических факторов, был разработан В. Э. Кокоревым.

Согласно этому подходу, на макроуровне операционные издержки определяются динамикой товарооборота в национальной экономике, а на микроуровне-долей общих затрат фирм по отношению к другим статьям затрат.

Роль транзакций в функционировании современной экономической системы является важной. Некоторые эксперты считают, что операционные затраты операций обработки и обработки составляют 70 процентов от цены готовой продукции.


По другим оценкам, доля операционных издержек в рыночной экономике составляет в среднем 50-60% от чистой выручки.

По оценкам экспертов, доля трансакционных издержек в общих затратах фирме при работе на традиционных рынках ниже, чем при выходе на новые рынки, — они увеличиваются с 1,5-5% до 10-15%.

Основные трансакционные издержки в развитых странах связаны с увеличением числа потенциальных субъектов экономических отношений. Одновременно с увеличением числа совершенных ими актов передачи прав собственности возрастает роль и объем труднодоступной информации о них.

В то же время в странах с переходной экономикой высокий уровень транзакционных издержек также обусловлен тем, что в них до сих пор отсутствует механизм взаимодействия государственных органов и хозяйствующих субъектов - институциональная среда, которая не полностью сформирована, переводит научные исследования в практическую плоскость.среда внутрифирменных транзакций.

Для макроэкономического исследования трансакционных издержек Дж. Уоллис и Д. Норт предложили использовать понятие транзакционного сектора. К ним относятся оптовая и розничная торговля, страхование, банковское дело, операции с недвижимостью, административные расходы в других секторах, а также государственные расходы на судебную и правоохранительную деятельность в этом секторе.

Классическое определение трансакционных издержек было дано Т. Эггертссоном "в общем, трансакционные издержки - это издержки, возникающие в результате обмена правами собственности на экономические активы и уступки им исключительных прав".

Мэтьюз предложил следующее определение: "Основная идея трансакций заключается в их составе издержек на установление и завершение контакта и издержек контроля и выполнения договора, в отличии от производственных издержек, которые представляют собой затраты на установление реальных контактов".

Эти определения позволяют выделить три основные взаимосвязи между трансакционными издержками и параметрами экономических систем.

Если мы подразумеваем под контрактами формальных институтов и нормами исполнения контрактов неформальных институтов, мы можем смоделировать на качественном уровне зависимость трансакционных издержек от фундаментальных институциональных параметров экономических систем.



В этом случае транзакционная функция будет иметь следующий вид:

С=В*Nλ/(Fµ+Iν)         (1)

Где С – трансакционные издержки фирмы;

В – коэффициент пропорциональности, измеряемый в единицах издержек фирмы;

N – количество экономически активных  агентов (акторов), заключивших институциональные соглашения с фирмой;

F – количество формальных институтов (контактов);

– количество неформальных институтов;

λ, µ, ν – коэффициенты эластичности использования акторов, формальных и неформальных институтов для формирования институциональной среды.

Трансакционная функция описывает трансакционные издержки как количественную характеристику трансакционного процесса. В этом случае можно говорить о минимизации трансакционных издержек.

Трансакционная функция описывает трансакционные издержки как количественную характеристику трансакционного процесса. В этом случае можно говорить о минимизации трансакционных издержек.

Трансакционная функция показывает, что уровень трансакционных издержек будет минимальным при наименьшем количестве формальных соглашений и неформальных институтов между фирмой и агентами. Если к формальным институтам относятся нормы составления договоров, обеспечения осуществления контактов, контроля качества и защиты прав собственности, то к неформальным институтам следует отнести нормы, не закрепленные в формализованных договорах. Транзакционные издержки формирования формальных и неформальных институтов включают поиск информации, поиск покупателей и продавцов, подготовку переговоров и защиту от оппортунизма. Разумеется, в каждом конкретном случае набор формальных и неформальных институтов будет определяться существующей структурой институциональной среды.

Разработка аналитического представления трансакционной функции позволяет прогнозировать развитие институциональной среды хозяйствующих субъектов, и, как следствие, обеспечивать разумное хозяйствование в реальном секторе экономики.

Согласно исследованиям Норта и Уоллиса, независимо от схемы, используемой для количественной оценки транзакционных издержек внутри фирмы, должны выполняться два условия:

1. присвоение профессий, непосредственно связанных с выполнением операций с трансакционными издержками (закупка ресурсов, распределение произведенного продукта, контроль и координация выполнения операций с трансакционными издержками);

2. Определение суммы транзакционных издержек путем расчета заработной платы работников, занятых в сфере внутренних транзакций.


Для определения транзакционных издержек Норт и Уоллис также используют следующий критерий: со стороны потребителя транзакционными издержками являются те издержки, которые не включены в цену; продавцом, эти расходы включают расходы, которые продавец не понес бы, если бы он не продал товар самому себе.

Трудность измерения трансакционных издержек может быть связана с рядом причин:

  1. не существует однозначного определения понятия трансакционных издержек, а также единой классификации для любой отрасли;

  2. нет четкой границы между трансакционными и трансформационными издержками, они зависимы друг от друга (выбор технологии определяет структуру трансакционных затрат, а трансакционные издержки ограничивают альтернативный выбор технологий производства);

  3. прямое измерение трансакционных издержек является трудоемким и влечет за собой высокие издержки;

  4. большей части трансакционных издержек свойственен альтернативный характер, то есть для их количественной оценки необходимо провести анализ как реализованных, так и отвергнутых альтернатив. Тогда для начала потребуется узнать, какие альтернативы были рассмотрены и отвергнуты в качестве затратных, а какие были упущены в силу ограниченной рациональности.

В этой связи, можно выделить следующие возможные методы измерения трансакционных издержек в сфере промышленных услуг:

  1. анализ официальных данных, которые предоставляются правительственными, статистическими и другими государственными учреждениями;

  2. предварительное сопоставление общего объема трансакционных затрат планируемой сделки;

  3. спецификация трансакционных издержек;

  4. сбор данных через опрос либо анкетирование экономических субъектов и т.д.

Как уже отмечалось выше, затруднение при оценке трансакционных издержек на предприятии вызывает их выделение из других затрат. Что касаемо фирм, оказывающих услуг в сфере промышленности, то трансакционные издержки можно разделить на следующие группы:

Таблица 3-Трансакционные издержки на фирмых, оказывающих промышленные услуги

  1. Издержки на совершенство технологии и способов организации производства

- цена на материалы и детали для реализации опытов и конструкторских работ;

- оплата труда рабочих, занятых в данном виде работ

  1. Расходы на подтверждение качества

- издержки на выявление соответствия товарной единицы принятым стандартам качества

  1. Издержки, связанные с обслуживанием и управлением фирмы

- представительские издержки;

- расходы, связанные со служебными командировками;

- издержки на услуги связи

  1. Расходы на реализацию товарной единицы

- издержки на упаковочные материалы;

- расходы на рекламу и исследование рынка сбыта;

- издержки, связанные с содержанием основных средств и иных материальных необоротных активов по сбыту товарной единицы;

- издержки на транспортировку, страхование готовой товарной единицы и т.д.;

- расходы на гарантийное обслуживание

  1. Финансовые расходы

- % за кредит;

- издержки, связанные с выпуском, содержанием и обращением собственных ценных бумаг, начислением % по договорам кредитования, за исключением банковских кредитов и т.д.



Сюда же можно отнести и такие трансакционные издержки, как издержки неполноты и несовершенства информации, издержки плохой спецификации прав собственности и издержки оппортунистического поведения. Такие издержки невозможно измерить методом прямого подсчета. В силу своего скрытого характера данные издержки обычно исчисляются в качестве упущенной прибыли, расходов сверх нормы, потерь времени и т.д.

Что касается затрат, возникающих вследствие неполноты информации, то можно выделить три вида рыночной информации: информация о поставщиках, о потребителях и конкурентах. Примером затрат поиска информации могут послужить услуги связи, оплата труда соответствующего персонала, потери, вызванные простоями груза и т.п. Относительно рыночной информации о потребителях трансакционные издержки равняются упущенной выгоде от повышения цены продажи посредством увеличения прибыли на единицу товарной единицы, уменьшенной на разницу величины затрат поиска информации. 5

Например, величину трансакционных издержек в результате потерь от срыва сроков поставки можно найти следующим образом:

ТИ = Д пр × СВ × П ед + ТИ пер (3)

Д пр – дни простоя (дн);

СВ – среднедневная выработка (шт /день);

П ед – прибыль на единицу товарной единицы (руб /ед. прод);

ТИ пер – трансакционные издержки переговоров по поводу возврата некачественного сырья.

Издержки, связанные с неправильной спецификацией, могут проявляться во многих формах, в зависимости от типа обсуждаемого контракта. Например, расходы на неправильное определение прав собственности в случае заключения договора купли-продажи товарной единицы, когда предприятие выступает заказчиком. В этой ситуации издержки будут включать в себя количество недопоставленной товарной единицы, а также потери из-за простоя и т. д.

Убытки за оппортунистическое поведение могут возникнуть в результате осуществления недобросовестных действий поставщиком в связи с невозможностью полного контроля над ним. Примерами такого поведения со стороны поставщика могут быть завышение цен на свои товары или услуги из-за необоснованного увеличения стоимости выполнения заказов, несвоевременное или некачественное выполнение заказа.

В результате транзакционные издержки оппортунистического поведения со стороны внешнего контрагента можно рассчитать по формуле (3):