Файл: Введение основная часть. 1 Краткая характеристика автомобиля.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Работу любого генератора можно сравнить с электродвигателем, который работает в обратном режиме, то есть не потребляет, а вырабатывает ток. По типу конструкции современные генераторы делятся на два вида: компактный и традиционный. Они имеют общее устройство, но различаются в компоновке корпуса, вентилятора, выпрямительного узла и приводного шкива. Также у современных устройств имеется три фазы.


Рисунок 2 – Генератор.
Генератор состоит из следующих основных элементов:

-привод со шкивом, подшипниками и валом;

-ротор с обмоткой возбуждения и контактными кольцами;

-статор с сердечником и обмоткой;

-корпус, состоящий из двух крышек;

-регулятор напряжения;

-выпрямительный блок или диодный мост;

-щеточный узел.

Принцип работы

При включении зажигания, на щеточный узел подается ток от аккумуляторной батареи. Через щеточный узел он попадает на медные контактные кольца, а затем на обмотку возбуждения ротора. Напомним, что ротор, по сути, является электромагнитом, который создает магнитное поле. Коленчатый вал через шкив и ременную передачу начинает вращать ротор. Вокруг ротора расположен статор, который от вращения начинает вырабатывать переменный ток. Когда вращение ротора достигает определенной частоты, обмотка возбуждения питается от самого генератора.

Через диодный мост переменный ток “выпрямляется” и преобразуется в постоянный, необходимый для питания бортовой сети. Так автомобильный генератор обеспечивает питание потребителей и подзаряжает аккумулятор. Регулятор напряжения изменяет работу обмотки возбуждения при возрастании частоты вращения ротора. Таким образом поддерживается стабильная нагрузка.

В салоне автомобиля на приборной панели есть контрольная лампа генератора, которая показывает состояние устройства. Например, лампа может загореться при обрыве ремня. Тогда питание сети будет идти только через аккумулятор. Продолжительность работы в этом случае будет зависеть от уровня заряда АКБ.Номинальное напряжение для бортовой сети автомобиля от генератора 12В или 24В. Токоскоростная характеристика показывает зависимость силу тока от частоты вращения генератора.

Напряжение генератора можно измерить мультиметром. При всех выключенных потребителях без нагрузки на холостом ходу мультиметр должен показывать напряжение в пределах 14,3В – 15,5В. Если напряжение после запуска двигателя свыше 14В, то это может говорить о разряде АКБ и зарядке его генератором. При поочередном включении потребителей (фары, подогрев, кондиционер и т.д.) напряжение уменьшается примерно на 0,2 после каждого включения. Но в итоге напряжение не должно снижаться ниже 12,8В.
Если значение меньше, то аккумулятор начнет разряжаться. Если напряжение, наоборот, сильно высокое (14В и выше), то это может привести к выходу АКБ из строя. При этом на выходе самого аккумулятора напряжение должно быть в пределах 12,6В – 12,7В.

Напряжение генератора под нагрузкой может отличаться от номинальных значений 12В. После включения всех потребителей тока значение должно быть в пределах 13,5В – 14В. Если ниже, то это может указывать на неисправность устройства. Допустимым пределом считается 13В.
2.2 Дефекты и причины их устранения

Дефекты

Неисправности генератора бывают двух видов это как механические поломки так и электрические, разберем эти две группы отделено.

Механические неисправности.

Главной возможной поломкой может быть обрыв приводного ремня. В этом случае вращение от коленвала на ротор не будет передаваться. Всю нагрузку на себя берет аккумулятор, который начнет разряжаться. Это покажет контрольная лампа в салоне автомобиля. Чтобы избежать обрыва ремня, нужно периодически проверять его состояние и натяжение.

Также может случиться простой износ графитовых щеток. В этом случае надо менять весь щеточный узел.

Износ щеток. За передачу напряжения с контактных пластин на реле зарядки отвечают специальные графитовые щётки. Поскольку графит является весьма мягким, податливым материалом и со временем стирается, это приводит к выходу оборудования из строя. Практически на всех моделях Camry их замена возможна без снятия самого электрогенератора

-Выход из строя подшипников (заменить дефектные подшипники)

-Ослабло крепление проводов на генераторе

-Пробит один из дисков выпрямительного блока (заменить выпрямительный блок)

Распространенные причины неисправностей генератора – это банальный износ и коррозия. Почти все механические неисправности, будь-то износ щеток или развалившиеся подшипники — следствие долгой эксплуатации. Современные генераторы оснащаются закрытыми (необслуживаемыми) подшипниками, которые просто подлежат замене по истечении определенного срока или пробега автомобиля. То же относится и к электрической части — часто узлы подлежат замене целиком.

Все механические неполадки устраняются путем замены неисправных узлов и деталей

 (щеток, ремня, подшипников и т.п.) на новые или исправные. На старых моделях генераторов зачастую требуется проточка контактных колец. Приводные ремни меняются вследствие износа, максимального растяжения или истечение срока эксплуатации. Поврежденные обмотки ротора или статора, их, в настоящее время, меняют на новые в сборе.

Электрические неисправности.

Неполадки с электрикой в генераторе случаются нередко, и заметить их трудно. Может возникнуть замыкание в обмотках возбуждения ротора или статора, обрыв обмотки. Может выйти из строя регулятор напряжения, что чревато большими проблемами для всей электроники и АКБ. Также случается так называемый пробой диодного моста по различным причинам. Нельзя отключать генератор или АКБ во время работы двигателя. Также нужно следить за надежностью соединений, чистить клеммы и т.д.

Для проверки обмотки возбуждения ротора на короткозамкнутые витки или обрывы, нужно подключить мультиметр, переключенный в режим измерения сопротивления, к обоим контактным кольцам генератора. Нормальное сопротивление — от 1,8 до 5 Ом. Показания ниже свидетельствует о наличии короткого замыкания в витках; выше – прямой обрыв обмотки.

Для проверки обмотки статора на «пробой на массу», их нужно отсоединить от выпрямительного блока. При показаниях сопротивления, выдаваемых мультиметром, имеющих бесконечно большое значение можно не сомневаться в отсутствии контакта статорных обмоток с корпусом («массой»).

Для проверки диодов в блоке выпрямителя используется мультиметр (после полного отсоединения от обмоток статора). Режим проверки — «проверка диодов». Плюсовой щуп подсоединяется к плюсу или минусу выпрямителя, а минусовой – к выводу фазы. После этого щупы меняют местами. Если при этом значения показаний мультиметра сильно отличаются от предыдущих — диод исправен, если не отличаются — неисправен. Еще одним признаком, свидетельствующим о скорой „кончине“ диодного моста генератора — окисление контактов, а причина этого – перегрев радиатора.

Одной из частых проблем, с которой приходится сталкиваться автовладельцам — это перезаряд, или же наоборот, низкое напряжение генератора. Устранить первую неисправность поможет проверка и замена регулятора напряжения либо диодного моста, а с выдачей низкого напряжения разобраться будет чуть сложнее. Причин, почему генератор выдает низкое напряжение, может быть несколько:


-увеличение нагрузки на бортовую сеть потребителями;

-пробой одного из диодов на диодном мосте;

-выход из строя регулятора напряжения;

-проскальзывание поликлинового ремня (вследствие слабого натяжения)

-плохой контакт массового провода на генераторе;

-короткое замыкание;

-посаженный аккумулятор.
2.3 Выбор рациональных способов устранения устранения дефектов генератора

Учитывая то, что генератор- это механизм для производства электроэнергии, его условно можно поделить на две части механическую и электрическую. Соответственно и поломки могут быть в направлении электрики или механической части. Чаще всего поломки механические, к ним можно отнести:

-нарушение целостности корпуса

-элементы крепления;
-выход из строя подшипников;
-поломка прижимных пружин;
-нарушение центробежности вала (изогнутый вал).

Это минимальный список того, что может быть неисправным в механической части генератора автомобиля. Что касается электрической части генератора, то здесь могут быть самые непредсказуемые ситуации. Чаще всего может быть:

-обрыв обмотки;
-пробой диодного моста;
-износ щеток генератора;
-замыкание между витками;
-биение ротора об статор;
-выход из строя реле регулятора.

Достаточно часто причиной поломки или же симптомом перед поломкой может быть вовсе другая деталь. Например, на неисправность работы генератора автомобиля может быть в сгоревшем предохранителе или плохом контакте в гнезде. Подгоренные контакты замка зажигания так же могут указывать на неисправность генератора. Ситуаций почему загорается лампочка генератора на панели приборов может быть огромное количество, поэтому предсказать каждую почти невозможно.

рассмотрим ремонт, когда напряжение от генератора завышенное. Для этого достаточно заменить диодный мост либо регулятор напряжения. Что касается заниженного напряжения от генератора, то здесь причин может быть намного больше. Среди самых распространенных проблем выделяют:

дополнительная нагрузка на бортовую сеть автомобиля

(нештатная аудиосистема или освещение);

-пробой диода;
-поломка регулятора напряжения;
-разряженный аккумулятор;
-плохой контакт проводов на генераторе.

Это минимум того, на что стоит обратить внимание в случае низкого напряжения на генераторе. Как правило, для каждого автомобиля в сети Интернет уже расписаны самые частые ситуации поломок и пути их решения. Все же, за генератором стоит смотреть и вовремя устранять поломки. Если игнорировать мелкие недочеты в работе самого генератора, после замыкания могут быть необратимые последствия. От замыкания электропроводки автомобиля, до возгорания отдельных узлов.
3 Диагностика

3.1 Общая диагностика электрооборудования автомобиля

Для проведения общей диагностики электрооборудования автомобиля Toyota Camry SV30 необходимо выполнить следующие шаги:

-Проверить состояние аккумулятора и зарядное устройство. Для этого можно использовать мультиметр, измерив напряжение на клеммах аккумулятора и проверив ток зарядки.

-Проверить состояние предохранителей и реле. Для этого необходимо открыть крышку блока предохранителей и реле в салоне автомобиля и проверить каждый предохранитель на наличие повреждений.

-Проверить работу основных систем автомобиля, таких как система зажигания, система питания, система охлаждения и т.д. Для этого можно использовать диагностический сканер, который позволяет считывать коды ошибок и параметры работы систем.

-Проверить работу электронных систем, таких как система ABS, система контроля давления в шинах и т.д.

-Проверить работу системы мультимедиа и навигации. Для этого можно выполнить тестирование различных функций, таких как радио, CD-плеер, Bluetooth-соединение и т.д.

-Проверить работу системы освещения. Для этого необходимо проверить работу всех лампочек в салоне и наружных фар.

-Проверить работу системы кондиционирования воздуха. Для этого необходимо проверить работу компрессора и проверить уровень хладагента в системе.

После выполнения всех этих шагов можно сделать вывод о состоянии электрооборудования автомобиля Toyota Camry SV30 и принять меры по устранению выявленных неисправностей.
3.2 Оборудование для диагностики и ремонта генератора

Для диагностики и ремонта генератора автомобиля Toyota Camry SV30 необходимо использовать следующее оборудование: