Файл: Теоретические аспекты формирования мотивации учащихся средствами дидактических игр.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В окончании рассмотрения сути учебного мотива и мотивации учения нужно заявить некоторое количество текстов об их целенаправленном формировании. Мотивационная область считается ядром личности, значит, "целенаправленное составление мотивационной сферы личности - это, по существу, составление самой личности, т.е. в ведущем педагогическая задачка по воспитанию нравственности, формированию интересов, привычек" [14, с. 183]. Составление мотивов учения - это создание в школе критерий для проявления внутренних побуждений к учению, понимания их учащимся и последующего саморазвития им собственной мотивационной сферы. Инициировать ее становление вполне вероятно и нужно системой психологически обдуманных способов. Артельный значение становления учебной мотивации подростков произведено в том, дабы переводить студентов с значений негативного и равнодушного дела к учению, к взрослым формам позитивного дела к учению - действующему, осознанному, серьезному.

Этим образом, в российской литературе накоплен большущий абстрактный и эмпирический ткань об особенностях развития и функционирования учебного мотива и учебной мотивации. В предоставленном параграфе было определено психолого-педагогическое оглавление данных мнений, а еще мнений "мотивационная область личности" и "составление мотивации" и представлен весь ряд классификаций учебных мотивов (познавательные и общественные, понимаемые и возможно действующие) и учебной мотивации (внешняя и внутренняя, познавательная и общественная с разделением на подтипы).

1.2 Роль дидактической игры в образовательном процессе на уроках технологии и её психолого-педагогическая сущность



Игра в самом общем осознании дает собой подобный картина непроизводительной работы, в которой мелодия лежит не в её итоге, а в самом процессе. Игра как общественный парадокс сочетает население земли на протяжении всей его ситуации, переплетаясь с мистикой, культовым поведением, спортом, военнослужащими тренировками, искусством (в нюансе двуплановости осознанной веры в поведении играющего) [27, с. 9]. В нюансе последнего замечания абсолютно правомерно рассматривать игру как особенное средство в технологической подготовке подростков. Впрочем до этого чем приступить к раскрытию предоставленного нюанса в реальное работе, нужно адресоваться к осознанию сути игры как специфичной людской работы, а еще к осознанию её смысла для образовательного процесса в целом.


Значение и приоритетность использования игрового способа на школьном рубеже прогрессивной образовательной системы обоснована тем, собственно что игра как такая деятельнее воздействует на процессы развития личности студента, посильнее затрагивает его глубинные чувственные треволнения. Игра считается что универсальной формой работы, изнутри которой, по определению Д. Б. Эльконина, "происходят главные прогрессивные конфигурации в психике и личности..." [27, с. 94]. Уже на предшкольном рубеже онтогенеза игра для малыша делается важным методикой массового диалогичного знания находящейся вокруг реальности в контексте личных интересов, отвечает необходимой био необходимости его организма в получении неизменной инфы снаружи, возместит событийную (средовую) монотонность будничной жизни, обособленность от настоящей природной и общественной среды, делает зону близкого становления малыша, делает его к переходу на грядущий возрастной период, к свежим обликам работы на базе их подражательного проигрывания, или же представляемой, призрачной реализации нереализуемых желаний в познаваемой, мыслимой (а не видимой) истории оперирования значениями как вещами, в одно и тоже время оторванными и неразрывными от реального воздействия с реальным предметом (по Л. С. Выготскому) [27]. Определяя игру, Штерн сообщает, собственно что она, "кроме самоценности, содержит цели, выходящие за личные пределы: самообразование развивающихся задатков субъекта, безотчетное подготовительное упражнение его грядущих нешуточных функций" [4, с. 43]. В начале в этой ирге, а затем и в реальной жизни для студентов делается легкодоступным определение определенных целей собственных поступков; выбор из большого количества разновидностей адекватных средств их достижения; предвидение конечного итога собственных действий; принятие на себя ответственности за свое поведение; резонанс адекватными чувствами на ощущения и чувственные состояния иных людей, на действия и появления находящейся вокруг реальности [27]. Говоря о социализирующей роли игры, Д. Б. Эльконин именует её работой, в которой "воссоздаются общественные дела меж людьми за пределами критерий именно утилитарной работы" [27, с. 263]. Еще обучающая функция игры произведено в перестройке отношений, в расширении спектра общения и актуального кругозора, в реадаптации и социализации. Игра содержит и воспитательное смысл: она дисциплинирует, приучивает повиноваться правилам для заслуги установленной цели, в итоге чего складываются эти свойства личности, как выдержанность, целеустремленность, умение регулировать собственные стремления в согласовании с поставленными задачками. Игра еще оказывает воздействие на телесное (удовлетворение необходимости в перемещениях, которые делаются больше точными и координированными) и психическое (укрепление и становление психологических процессов,

увеличение фрустрационной толерантности, создание адекватных форм

Кол-во слов: 480 Символов: 5526 Уникальность нового текста: 36,3% Время обработки: 0,11 сек.

психологического реагирования) становление ребят. Не считая такого, игра может помочь ребенку завладеть ценностями культуры, раскрепостить свое фантазия, взростить смекалка, образовать методы закономерного мышления (анализ, сопоставление, систематизацию и т.д.), здравого применения имеющихся познаний в мыслительных операциях, всевозможные возможности, нужные для персонального творчества, а еще формирует образовательную сотворческую среду. Роль подростков в играх считается одной из форм освоения ими одновременного мышления на различных уровнях решаемой трудности. Игра увеличивает интеллектуальную энергичность и самостоятельность студентов, собственно что разрешает ему улаживать больше сложные задачки, чем на занятии, укреплять приобретенные познания и умения, воспользовавшись ими в различных критериях [27]. Спасибо интенсивной форме роли в этой ирге у ребят достигается возвышенный степень запоминания мероприятий (90%), имевших в ней пространство. Еще игровая работа преследует и эмоционально-гедонистическую задача, т. е. получение субъектом наслаждения от процесса перевоплощения в роль, от контактов с партнёрами по этой ирге и от презентации им собственных вероятностей как игрока (Ю.В. Геронимус) [4].

Этим образом, в психолого-педагогических исследовательских работах игра как такая большей частью рассматривается с точки зрения ее развивающего (физического, интеллектуального, нравственного и эстетического) воздействия. При данном ключевое забота уделяется розыскам подобный формы педагогического влияния на игру или же организации игры, при которой достигается желанный прогресс в развитии что или же другой возможности студента, собственно что выражается в очень разветвленной систематизации игр, базирующейся на степени самостоятельности и творчества ребят. В согласовании с данными аспектами отличаются креативные (режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, с предметным материалом) игры и игры с правилами. К последним относятся дидактические и подвижные игры.

При исследовании психолого-педагогической литературы нами не было отыскано несомненно принятого определения дидактической игры. При данном в одном ряду с сведениям термином в качестве синонимов еще используются эти мнения, как "развивающие игры" и в том числе и "умственные игры". Одни создатели считают, собственно что дидактическими возможно именовать всевозможные игры, осуществляющиеся в процессе изучения [28]. Иные определяют дидактическую игру как игровую работа, нацеленную на становление познавательных возможностей студентов. Еще есть определения дидактической игры как 1-го из способов интенсивного изучения, облика учебных занятий, организуемых в облике учебных игр, реализующих ряд основ игрового, интенсивного изучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой работы и системы оценивания, раз из (В. Н. Кругликов); как коллективной, целенаправленной учебная работы, когда любой член и команда в целом соединены заключением ключевой задачки и направляют свое поведение на выигрыш; как интенсивной учебной работы по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов [10].


"Дидактические игры относятся к "рубежным играм", выставляя себя собой переходную форму к что неигровой работы, которую они подготавливают" (А. Н. Леонтьев) [20, с. 169]. Эти игры не дают методы ориентировки в готовом облике, а вызывают надобность в розыске, т. е. выделяют вероятность для саморазвития субъекта; обеспечивают подходящие способности для реализации его возможностей при помощи овладения в доступной форме систематизированным человечным навыком, собственно что именно отображается в компонентах содержания игры: в учащей и именно игровой задачке, в развитии игрового воздействия, в правилах игры и её предполагаемом итоге.

Слияние в дидактической этой ирге учащей задачки с игровой формой, присутствие готового содержания и правил даёт вероятность преподавателю больше планомерно применить дидактические игры как важное средство воспитания интеллектуальной энергичности ребят.

В концепциях русских изыскателей в последнее время еще отмечается желание к созданию и обоснованию серии развивающих дидактических игр, которые характеризуются эластичностью, инициативностью мыслительный процессов включенных в их субъектов, перенесением сформированных у их интеллектуальных поступков на свежее оглавление, отсутствием фиксированных правил и потребностью выбора методик заключения задачки. По воззрению А. В. Менджерицкой, суть этих дидактических игр заключается в том, собственно что "малыши решают интеллектуальные задачки, предложенные им в занятной форме, ...одолевая при данном конкретные трудности", собственно что увеличивает их умственную энергичность [20, с. 172]. Еще в российской психолого-педагогической науке и практике дидактическая игра рассматривается как средство укрепления познаний, приобретенных на упражнениях, как 1 из форм изучения, как средство образовательной работы (А. И. Сорокина) [20]. Этот расклад ориентируется задачками изучения подростков, предполагающими не лишь только составление у ребят конкретного размера познаний, но и научение применению приобретенных сведений, становление энергичности, самостоятельности мышления и других совокупных познавательных возможностей.

Дидактические игры обозначаются с учетом всевозможных причин. К примеру, они разделяются: 1) по содержанию (математические, природоведческие, технологические и др.); 2) по дидактическому материалу: а) игры с предметами: манипуляции с предметами, которые на уроках технологии имеют все шансы быть проданы, к примеру, при исследовании (или повторении) темы "Столярные инструменты" (для мальчиков); б) настольно-печатные (игры с картинами ("пазлы", в коих предлагается собрать выкройку, чертеж подробности и т.д.), "морской бой", "крестики-нолики"); в) словесные (кроссворды, шарады, ребусы, загадки, анаграммы и т.д., тем более действенные при исследовании (повторении) технологических терминов); г) умственные (игры, в коих сюжет - конфигурация умственной работы (типа "Своя игра", "Что? Где? Когда?" и т.д.); они тем более действенно применяемые на уроках технологии при итоговом повторении большого блока учебного материала); д) сюжетно-ролевые и деловые (игры на подобии "Ремонтный цех", в коих любой ученик, выполняя личное поручение (играя роль) считается членом совместного воздействия, отражающего профессиональную работа взрослых); е) игры-путешествия (при исследовании тем, связанных с ситуацией технологических процессов, материалов, инструментов и т.д.); ж) игры-упражнения, допускающие поручения на подобии "сопоставь мнения и рисунки, определения и т.д."; "вставь отсутствующее текст"; "дополни схему" и пр.; з) игры-тренинги, воздействующие на психологическую сферу студентов (такие игры почаще всего ведутся в самом начале урока и в конце занятия, при подведении его итогов; они настраивают подростков на учебный процесс, дают возможность реализовать рефлексию). Выделяют и иные типы дидактических игр в зависимости от их цели и содержания.


В процессе технологической подготовки подростков дидактические игры делают особенную роль, обусловленную большей частью практической работой студентов и относительно маленьким размером учебного времени, отводимого на исследование теоретических вопросов. Внедрение дидактических игр на уроках технологии дозволит учителю больше выразительно и доходчиво донести до подростков более сложные и непросто усваиваемые вопросы программного материала, активизировать их исследования, содействовать больше глубочайшему восприятию и запоминанию; расширит кругозор и повысит внимание подростков к этому облику творчества, к самому предмету [29].

Подбор и организация дидактических игр полагаются на надлежащие основы: соотношения программному материалу; ясности и доступности для осознания студентов и восприятия предназначения дидактических пособий, значения вопросов, критерий игры; наружной привлекательности, красочности, эстетичности, ассоциативности применяемых пособий; количественной достаточности дидактических материалов для всех членов игры; необходимой дидактической значения пособий к игре; соотношения содержания игры и её притязаний возрастным психофизическим особенностям школьников; вовлечения всех ребят в игровой процесс и т.д.

Этим образом, игра с самого ранешнего шага становления малыша считается ценным средством его изучения, формирования его личности. Игра содействует функциональному, чувственному знанию реальности, увеличивает интеллектуальную энергичность и самостоятельность студентов, развивает психологические регуляционные качества их личности (волю, забота, присутствие духа и т.д.). В процессе изучения подростков в структуру занятия целенаправленно подключать дидактические игры всевозможных видов, которые станут содействовать больше глубочайшему усвоению подростками материала, увеличат внимание студентов к делу и преподаваемому предмету.