Файл: Высшего образования Московский финансовопромышленный.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 269
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Введение в экономику предприятия
Тема 2. Экономические ресурсы предприятия
Тема 4. Организационно-технологическая модель промышленного производства
Тема 5. Содержание и принципы организации финансов предприятия
Тема 6. Финансовые ресурсы предприятия
Тема 7. Внеоборотные активы предприятия
Тема 8. Оборотные активы предприятия
план– это план формирования, распределения и использования финансовых ресурсов.
Финансовые планы складываются:
По продолжительности действия различают следующие финансовые планы:
Направления совершенствования финансового планирования:
Как отдельные хозяйствующие субъекты, так и территории страны в целом заинтересованы в финансовом планировании на перспективу, т.к. много экономических процессов выходят за пределы одного года и нуждаются в своем обосновании:
Финансовыйконтроль– это один из элементов управления финансами; особая деятельность по проверке правильности стоимостного распределения валового национального продукта, образование и расходование фондов денежных средств.
Самые важные принципы финансового контроля:
В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают следующие его виды:
o общегосударственный финансовый контроль;
o ведомственный финансовый контроль.
Государственныйфинансовыйконтрольпроводят государственные органы власти и управления. Весь государственный контроль разделяется на общегосударственный и ведомственный.
Общегосударственныйконтрольимеет чрезвычайно большое значение, от его организации и действенности во многом зависят пути экономического развития общественного производства, уровень благосостояния населения, масштабы теневой экономики и экономических преступлений.
Проводят общегосударственный контроль:
Ведомственныйфинансовыйконтрольприменяется только по
отношению к подведомственным предприятиям и организациям и проводится контрольно-ревизионными подразделениями министерств и ведомств.
Общественныйфинансовыйконтрольосуществляют общественные организации (партии, движения, профсоюзные организации). В данном виде контроля происходят постоянные изменения, особенно в части финансирования со стороны иностранных государств.
Аудит– независимый внешний финансовый контроль, основанный на коммерческих основах.
Ревизия– метод документального контроля за финансово- хозяйственной деятельностью предприятия, учреждения, организации, соблюдением законодательства по финансовым вопросам, достоверностью учета и отчетности, способ документального разоблачения недостач, расходов, присвоений и краж средств и материальных ценностей, предупреждение финансовых злоупотреблений.
Ревизии бывают:
Проверка – это обследование и определение отдельных участков финансово-хозяйственной деятельности предприятия, учреждения, организации или их подразделов.
Финансовоерегулированиедеятельности происходит, в первую очередь, через налогообложение как изъятие части доходов предприятий
и организаций, а также населения и направление этих средств в бюджеты и государственные целевые фонды для удовлетворения государственных потребностей. В условиях рыночной экономики использования административных методов влияния слишком ограничено, и поэтому главный акцент в регулировании экономики делается на налогообложение.
Составной частью механизма наряду с финансовыми методами являются финансовые рычаги. Конкретными формами осуществления процессов распределения и перераспределения созданной стоимости являются финансовые рычаги, к которым относятся:
Особенностью финансовых рычагов является то, что они основываются на учете экономических интересов государства, предприятий, организаций, населения.
Среди всех финансовых рычагов особое место занимают налоги и сборы, с помощью которых государство:
Система налогообложения в России,
да и в других странах, находится в процессе перманентного реформирования, заданиями которого является:
Финансы предприятий делятся на финансы коммерческих, некоммерческих организаций и финансы малых организаций.
Основная цель организаций, функционирующих на коммерческой основе, – это получениеприбыли.
Некоммерческие организации своей целью имеют удовлетворениепотребностей общества своей деятельностью. Такие организации не ставят основной своей целью получение прибыли и, соответственно, не распределяют ее между участниками (исключение – потребительские кооперативы). Некоммерческие организации могут оказывать платные услуги и осуществлять предпринимательскую деятельность, могут выступать учредителями коммерческих организаций и т.д., если эти виды деятельности способствуют достижению целей их создания.
Финансовыересурсыкоммерческойорганизации– денежные доходы, поступления и накопления, которые находятся в распоряжении субъекта хозяйствования и предназначены для выполнения финансовых обязательств и осуществления затрат на расширенное воспроизводство, социальное развитие и экономическое стимулирование работающих.
Финансовые ресурсы некоммерческой организации (НКО) – это
Финансовые планы складываются:
-
отдельными предприятиями, организациями, учреждениями, их объединениями (балансы доходов и расходов, сметы, бизнес-планы, платежные календари); -
на уровне министерств, ведомств, государственных комитетов, государственных целевых фондов; -
в разрезе отдельных территорий (местные бюджеты); -
на уровне страны в целом (Государственный бюджет России, консолидированный бюджет и т.д.).
По продолжительности действия различают следующие финансовые планы:
-
долгосрочные (на период свыше 1 года); -
текущие (до 1 года); -
оперативные (на месяц, квартал, полугодие).
Направления совершенствования финансового планирования:
-
обеспечение стабильных условий ведения хозяйства, а, следовательно, стабильных налогов, сборов, преодоление инфляции; -
повышение роли перспективного финансового планирования, которое в последнее время почти не используется через наличие негативных тенденций в развитии экономики и невозможности точных расчетов финансовых показателей.
Как отдельные хозяйствующие субъекты, так и территории страны в целом заинтересованы в финансовом планировании на перспективу, т.к. много экономических процессов выходят за пределы одного года и нуждаются в своем обосновании:
-
широкое применение экономических нормативов, электронно- вычислительных машин, экономико-математических методов, автоматизированных систем управления в финансовом планировании; -
дальнейшее расширение прав субъектов ведения хозяйства, органов местного самоуправления в финансовом планировании; -
унификация финансовых планов в отдельных сферах деятельности.
Финансовыйконтроль– это один из элементов управления финансами; особая деятельность по проверке правильности стоимостного распределения валового национального продукта, образование и расходование фондов денежных средств.
Самые важные принципы финансового контроля:
-
независимость; -
гласность; -
ненавязчивость; -
предупредительный характер (превентивность); -
действенность; -
регулярность; -
объективность; -
всеобъемлющий характер.
В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают следующие его виды:
-
государственный финансовый контроль, который делится на:
o общегосударственный финансовый контроль;
o ведомственный финансовый контроль.
-
общественный финансовый контроль; -
аудит; -
ревизия.
Государственныйфинансовыйконтрольпроводят государственные органы власти и управления. Весь государственный контроль разделяется на общегосударственный и ведомственный.
Общегосударственныйконтрольимеет чрезвычайно большое значение, от его организации и действенности во многом зависят пути экономического развития общественного производства, уровень благосостояния населения, масштабы теневой экономики и экономических преступлений.
Проводят общегосударственный контроль:
-
Правительство РФ. -
Министерство финансов. -
Государственная налоговая служба. -
Счетная Палата. -
Государственный таможенный комитет. -
Cтруктуры субъектов РФ, местного самоуправления и др.
Ведомственныйфинансовыйконтрольприменяется только по
отношению к подведомственным предприятиям и организациям и проводится контрольно-ревизионными подразделениями министерств и ведомств.
Общественныйфинансовыйконтрольосуществляют общественные организации (партии, движения, профсоюзные организации). В данном виде контроля происходят постоянные изменения, особенно в части финансирования со стороны иностранных государств.
Аудит– независимый внешний финансовый контроль, основанный на коммерческих основах.
Ревизия– метод документального контроля за финансово- хозяйственной деятельностью предприятия, учреждения, организации, соблюдением законодательства по финансовым вопросам, достоверностью учета и отчетности, способ документального разоблачения недостач, расходов, присвоений и краж средств и материальных ценностей, предупреждение финансовых злоупотреблений.
Ревизии бывают:
-
комплексные, что охватывают все стороны деятельности предприятия; -
частичные (охватывая ее лишь отдельные стороны); -
тематические (одновременно проводятся в однотипных учреждениях по определенному перечню вопросов); -
плановые и внеплановые; -
сплошные и выборочные (в зависимости от полноты привлечения документов).
Проверка – это обследование и определение отдельных участков финансово-хозяйственной деятельности предприятия, учреждения, организации или их подразделов.
Финансовоерегулированиедеятельности происходит, в первую очередь, через налогообложение как изъятие части доходов предприятий
и организаций, а также населения и направление этих средств в бюджеты и государственные целевые фонды для удовлетворения государственных потребностей. В условиях рыночной экономики использования административных методов влияния слишком ограничено, и поэтому главный акцент в регулировании экономики делается на налогообложение.
Составной частью механизма наряду с финансовыми методами являются финансовые рычаги. Конкретными формами осуществления процессов распределения и перераспределения созданной стоимости являются финансовые рычаги, к которым относятся:
-
налоги; -
обязательные сборы; -
нормы амортизационных отчислений; -
нормы расходования средств в бюджетных учреждениях; -
арендная плата; -
процент за кредит; -
дотации; -
субсидии; -
субвенции; -
поощрительные фонды; -
штрафы, пеня, премии и др.
Особенностью финансовых рычагов является то, что они основываются на учете экономических интересов государства, предприятий, организаций, населения.
Среди всех финансовых рычагов особое место занимают налоги и сборы, с помощью которых государство:
-
мобилизирует средства для выполнения положенных на нее функций; -
влияет на предпринимательскую деятельность и стимулирует ее; -
способствует инвестиционной активности; -
определяет пропорции накопления и потребления; -
обеспечивает рациональное использование ограниченных природных ресурсов и т.п.
Система налогообложения в России,
да и в других странах, находится в процессе перманентного реформирования, заданиями которого является:
-
ослабление или усиления налогового бремени на производителей; -
предоставление или отказ льгот инвесторам и экспортерам готовой продукции; -
обеспечение стабильности и простоты в уплате налогов; -
избежание двойного налогообложения; -
усиление ответственности за неуплату налогов.
Финансы предприятий делятся на финансы коммерческих, некоммерческих организаций и финансы малых организаций.
Основная цель организаций, функционирующих на коммерческой основе, – это получениеприбыли.
Некоммерческие организации своей целью имеют удовлетворениепотребностей общества своей деятельностью. Такие организации не ставят основной своей целью получение прибыли и, соответственно, не распределяют ее между участниками (исключение – потребительские кооперативы). Некоммерческие организации могут оказывать платные услуги и осуществлять предпринимательскую деятельность, могут выступать учредителями коммерческих организаций и т.д., если эти виды деятельности способствуют достижению целей их создания.
Финансовыересурсыкоммерческойорганизации– денежные доходы, поступления и накопления, которые находятся в распоряжении субъекта хозяйствования и предназначены для выполнения финансовых обязательств и осуществления затрат на расширенное воспроизводство, социальное развитие и экономическое стимулирование работающих.
Финансовые ресурсы некоммерческой организации (НКО) – это