Файл: Конспект Глава источники индивидуальных различий. Личность, индивид, индивидуальность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Добрунова М. И., ПСД ОЗ 3 к 1 гр.

Конспект

Глава 3. ИСТОЧНИКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ. ЛИЧНОСТЬ, ИНДИВИД,

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

Определение источников индивидуальных вариаций психического – центральная проблема

дифференциальной психологии. Известно, что индивидуальные различия порождаются

многочисленными и сложными взаимодействиями между наследственностью и средой.

Наследственность обеспечивает устойчивость существования биологического вида, среда – его

изменчивость и возможность приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни.

Наследственность содержится в генах, передаваемых родителями эмбриону при оплодотворении.

Если имеется химическая разбалансировка или неполнота генов, развивающийся организм может

иметь физические аномалии или психические патологии. Однако даже в обычном случае наследственность допускает очень широкий спектр вариаций поведения, являющихся результатом суммирования норм реакций разного уровня – биохимических, физиологических, психологических. А внутри границ наследственности конечный результат зависит от среды. Таким образом, в каждом проявлении активности человека можно найти что-то от наследственности, а что-то – от среды, главное – определить меру и содержание этих влияний.

Разные теории и подходы по-разному оценивают вклад двух факторов в формирование индивидуальности.

Исторически выделились следующие группы теорий сточки зрения предпочтения ими биологической или средовой, социально-культурной детерминации.

1. В биогенетических теориях формирование индивидуальности понимается как предопределенное врожденными и генетическими задатками. Развитие есть постепенное развертывание этих свойств во времени, а вклад средовых влияний очень ограничен.Биогенетические подходы нередко служат теоретической основой расистских учений обизначальном различии наций. Сторонником этого подхода был Ф.Гальтон, а также автор теориирекапитуляции Ст.Холл.

2. Социогенетические теории (сенсуалистический подход,утверждающий примат опыта) утверждают, что изначально человек – чистая доска (tabula rasa), авсе его достижения и особенности обусловлены внешними условиями (средой). Подобная позиция разделялась Дж. Локком. Эти теории более прогрессивны, но их недостаток – понимание ребенка как изначально пассивного существа, объекта влияния.


3. Двухфакторные теории(конвергенции двух факторов) понимали развитие как результат взаимодействия врожденных структур и внешних влияний. К.Бюлер, В.Штерн, А.Бине считали, что среда накладывается на факторы наследственности. Основоположник двухфакторной теории В.Штерн отмечал, что ни ободной функции нельзя спрашивать, извне она или изнутри. Надо интересоваться – что в ней из внеи что изнутри. Но и в рамках двухфакторных теорий ребенок по-прежнему остается пассивным участником происходящих в нем изменений.

4. Учение о высших психических функциях(культурно-исторический подход) Л.С.Выготского утверждает, что развитие индивидуальности возможно благодаря наличию культуры – обобщенного опыта человечества. Врожденные свойства человека являются условиями развития, среда – источник его развития (потому что в ней содержится то, чем должен овладеть человек). Высшие психические функции, которыесвойственны только человеку, опосредствованы знаком и предметной деятельностью,представляющими собой содержание культуры. А для того чтобы ребенок мог его присвоить,необходимо, чтобы он вступил в особые отношения с окружающим миром: не приспосабливался,а активно присваивал себе опыт предшествующих поколений в процессе совместной деятельности и общения со взрослыми, являющимися носителями культуры

По мнению У.Бронфенбреннера, среда содержит два основных измерения: это виды

деятельности, в которые вовлечен человек, и характеристики наставников (учителей), которых он

выбирает для себя в течение всей жизни. На разных стадиях развития человек, естественно, выбирает и меняет свою среду, причем в течение жизни роль собственной активности в формировании среды постоянно увеличивается.

Еще одна структура среды предложена известной отечественной исследовательницей

B.C.Мухиной (11). В понятие среды она включает предметный мир, образно-знаковые системы,

социальное пространство и природную реальность. Говорят также об языковой среде,

образовательной среде (В.В.Рубцов), которые представляют собой источник тех или иных достижений человека.

Одной из попыток примирения сторонников биогенетических и социогенетических

концепций является ортогенетическая концепция X.Вернера (ортогенез – это теория развития

живой природы). Согласно его взглядам, все организмы рождаются с функциями (в том числе



и психическими), зафиксированными на нижней точке своего развития. Взаимодействуя со средой, они приобретают новый опыт, который, в свою очередь, закрепляется в новых функциональных структурах, вновь определяющих минимум взаимодействия, но уже нового качества.

Одним из первых на связь поведения и свойств нервной системы обратил внимание

выдающийся русский физиолог И.П.Павлов, в своих опытах на собаках выделивший такие свойства нервных процессов, как сила, подвижность, равновесие. Эти качества обеспечивают приспособляемость особи к изменениям среды. Всего же, комбинируя эти свойства, можно теоретически составить 24 типа нервной системы (при этом тип понимается как обобщенная картина поведения).

На расшифровку конкретного действия биологических факторов и направлена специальная теория индивидуальности, в которой В.М.Русалов уточнил некоторые положения учения B.C.Мерлина об интегральной индивидуальности.

Специальная теория индивидуальности – это теория о происхождении, структуре и

месте биологических факторов (которые В.М.Русалов объединяет под общим понятием

«темперамент») в общей структуре индивидуальных свойств человека.

Глава 5. Психология характера

Характер – индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека,

обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных

условиях и обстоятельствах.

Темперамент – это врожденная особенность протекания психофизиологических процессов (их

темп, инертность, накал, способность к переключению и т.п.). Характер же – это устойчивая

особенность отношения человека к миру, окружающим людям и себе.

А.Г.Ковалев и В.Н.Мясищев подходы к исследованиям индивидуальности разделили начетыре группы: 1. Характер и темперамент отождествляются. 2. Между ними устанавливаются антагонистические отношения. 3. Темперамент является элементом характера. 4. Темперамент признается основной природой характера.

Уровни психического развития определяются со стороны врожденных качеств

одаренностью человека и запасом его нервно-психической энергии (жизненных сил). В

психологическом плане критериями повышения уровня являются следующие признаки: 1.

Продуктивность деятельности, объем и дифференцированность, богатство оттенков интересов

человека (этот критерий несколько напоминает «эргичность» в теории В.М.Русалова). 2.


Интенсивность и сила отдельных психических проявлений, выражающие собой неравнодушие к

результату своих усилий. 3. Сознательность и произвольность психических проявлений,

преобладание идейных процессов над чувственными. 4. Все возрастающая координация

психических элементов и усиление связи между ними (интегрированность личности). Итак, уровень психической жизни в системе А.Ф.Лазурского сегодня может быть назван скорее уровнем самоактуализации личности, как это принято в гуманистических учениях А.Маслоу и Э.Шострома.

К.Леонгард составил классификацию акцентуаций характера, которые он понимал как крайние варианты нормы, поэтому описание типов производит впечатление скорее перечисления недостатков человека, чем указания на его сильные стороны.

С.Хатуэй и Дж.Маккинли, создатели известного клинического теста MMPI, часто используемого для выявления акцентуаций характера, выделяют три шкалы называемой невротической триады и четыре шкалы психотической тетрады.

Глава 6. Психология способностей

особности - это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся

условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Самыми главными в

определении способностей представляются три момента: во-первых, указание на то, что

способности отличают одного человека от другого, во-вторых, что, в отличие от дефектов, они

обеспечивают успех, в-третьих, факт несводимости способностей к знаниям, умениям, навыкам.

ГЛАВА 6

ПСИХОЛОГИЯ СПОСОБНОСТЕЙ

Способности в структуре индивидуальности

Способности - это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся

условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Самыми главными в

определении способностей представляются три момента: во-первых, указание на то, что

способности отличают одного человека от другого, во-вторых, что, в отличие от дефектов, они

обеспечивают успех, в-третьих, факт несводимости способностей к знаниям, умениям, навыкам (2,

4, 15).

Способности невозможно расположить на одном уровне индивидуальности; имея

комплексную природу, они «прорастают» сквозь все уровни, взаимодействуя с другими

качествами.

Существует несколько концепций способностей. 1. Теории наследственности понимают


способности как биологически детерминированные явления, развитие и проявление которых

зависит целиком и полностью от унаследованного фонда. Этой позиции придерживался

Ф.Гальтон, обосновывая наследуемость таланта по данным энциклопедических словарей и

генеалогиям известных людей. 2. Теория приобретенных способностей. Гельвеции в XVIII веке

утверждал, что посредством воспитания можно сформировать гениальность любого уровня. Это

утверждение несколько смягчалось Эшби, который считал, что способности складываются из

врожденных программ и работоспособности. 3. Наконец, третий подход, утверждающий

диалектику врожденного и приобретенного в способностях, развивался в основном в

отечественной психологии. Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические

особенности, а сами способности - результат становления (причем врожденное и наследуемое не

отождествляется). Способности формируются в деятельности и потому зависят от ее содержания и

от общения со взрослыми, дающими ребенку эталоны действий и достижений. На этом основании

П.Я.Гальперин предполагал, что способности есть результат интериоризации

К настоящему времени прослеживается четыре основных подхода, пытающихся объяснить

феномен гениальности (2).

1. Патологические теории связывают гениальность с безумием, слабоумием, «расовой

дегенерацией», упадком физиологических функций гениев. Традиция эта ведет начало от

Аристотеля и Платона, отмечавших особенности бреда великих людей. В дальнейшем было

54



показано, что уровень их психического здоровья действительно часто бывает далеким от нормы.

По мнению В.Ланж-Эйхбаума, изучившего 800 биографий известных людей, патологическое

состояние повышает эмоциональную сензитивность, ослабляет самоконтроль, приводя людей в

состояние подавленности, что, в свою очередь, ставит их перед необходимостью

гиперкомпенсации; все это вместе приводит к повышению креативности.

2. Психоаналитические теории заостряют внимание на мотивационных компонентах

творчества, рассматривая его в качестве одной из психологических защит (сублимации). Согласно

этому подходу, творчество является компенсаторным ответом на психологические или