Файл: Конспект Глава источники индивидуальных различий. Личность, индивид, индивидуальность.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Добрунова М. И., ПСД ОЗ 3 к 1 гр.
Конспект
Глава 3. ИСТОЧНИКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ. ЛИЧНОСТЬ, ИНДИВИД,
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
Определение источников индивидуальных вариаций психического – центральная проблема
дифференциальной психологии. Известно, что индивидуальные различия порождаются
многочисленными и сложными взаимодействиями между наследственностью и средой.
Наследственность обеспечивает устойчивость существования биологического вида, среда – его
изменчивость и возможность приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни.
Наследственность содержится в генах, передаваемых родителями эмбриону при оплодотворении.
Если имеется химическая разбалансировка или неполнота генов, развивающийся организм может
иметь физические аномалии или психические патологии. Однако даже в обычном случае наследственность допускает очень широкий спектр вариаций поведения, являющихся результатом суммирования норм реакций разного уровня – биохимических, физиологических, психологических. А внутри границ наследственности конечный результат зависит от среды. Таким образом, в каждом проявлении активности человека можно найти что-то от наследственности, а что-то – от среды, главное – определить меру и содержание этих влияний.
Разные теории и подходы по-разному оценивают вклад двух факторов в формирование индивидуальности.
Исторически выделились следующие группы теорий сточки зрения предпочтения ими биологической или средовой, социально-культурной детерминации.
1. В биогенетических теориях формирование индивидуальности понимается как предопределенное врожденными и генетическими задатками. Развитие есть постепенное развертывание этих свойств во времени, а вклад средовых влияний очень ограничен.Биогенетические подходы нередко служат теоретической основой расистских учений обизначальном различии наций. Сторонником этого подхода был Ф.Гальтон, а также автор теориирекапитуляции Ст.Холл.
2. Социогенетические теории (сенсуалистический подход,утверждающий примат опыта) утверждают, что изначально человек – чистая доска (tabula rasa), авсе его достижения и особенности обусловлены внешними условиями (средой). Подобная позиция разделялась Дж. Локком. Эти теории более прогрессивны, но их недостаток – понимание ребенка как изначально пассивного существа, объекта влияния.
3. Двухфакторные теории(конвергенции двух факторов) понимали развитие как результат взаимодействия врожденных структур и внешних влияний. К.Бюлер, В.Штерн, А.Бине считали, что среда накладывается на факторы наследственности. Основоположник двухфакторной теории В.Штерн отмечал, что ни ободной функции нельзя спрашивать, извне она или изнутри. Надо интересоваться – что в ней из внеи что изнутри. Но и в рамках двухфакторных теорий ребенок по-прежнему остается пассивным участником происходящих в нем изменений.
4. Учение о высших психических функциях(культурно-исторический подход) Л.С.Выготского утверждает, что развитие индивидуальности возможно благодаря наличию культуры – обобщенного опыта человечества. Врожденные свойства человека являются условиями развития, среда – источник его развития (потому что в ней содержится то, чем должен овладеть человек). Высшие психические функции, которыесвойственны только человеку, опосредствованы знаком и предметной деятельностью,представляющими собой содержание культуры. А для того чтобы ребенок мог его присвоить,необходимо, чтобы он вступил в особые отношения с окружающим миром: не приспосабливался,а активно присваивал себе опыт предшествующих поколений в процессе совместной деятельности и общения со взрослыми, являющимися носителями культуры
По мнению У.Бронфенбреннера, среда содержит два основных измерения: это виды
деятельности, в которые вовлечен человек, и характеристики наставников (учителей), которых он
выбирает для себя в течение всей жизни. На разных стадиях развития человек, естественно, выбирает и меняет свою среду, причем в течение жизни роль собственной активности в формировании среды постоянно увеличивается.
Еще одна структура среды предложена известной отечественной исследовательницей
B.C.Мухиной (11). В понятие среды она включает предметный мир, образно-знаковые системы,
социальное пространство и природную реальность. Говорят также об языковой среде,
образовательной среде (В.В.Рубцов), которые представляют собой источник тех или иных достижений человека.
Одной из попыток примирения сторонников биогенетических и социогенетических
концепций является ортогенетическая концепция X.Вернера (ортогенез – это теория развития
живой природы). Согласно его взглядам, все организмы рождаются с функциями (в том числе
и психическими), зафиксированными на нижней точке своего развития. Взаимодействуя со средой, они приобретают новый опыт, который, в свою очередь, закрепляется в новых функциональных структурах, вновь определяющих минимум взаимодействия, но уже нового качества.
Одним из первых на связь поведения и свойств нервной системы обратил внимание
выдающийся русский физиолог И.П.Павлов, в своих опытах на собаках выделивший такие свойства нервных процессов, как сила, подвижность, равновесие. Эти качества обеспечивают приспособляемость особи к изменениям среды. Всего же, комбинируя эти свойства, можно теоретически составить 24 типа нервной системы (при этом тип понимается как обобщенная картина поведения).
На расшифровку конкретного действия биологических факторов и направлена специальная теория индивидуальности, в которой В.М.Русалов уточнил некоторые положения учения B.C.Мерлина об интегральной индивидуальности.
Специальная теория индивидуальности – это теория о происхождении, структуре и
месте биологических факторов (которые В.М.Русалов объединяет под общим понятием
«темперамент») в общей структуре индивидуальных свойств человека.
Глава 5. Психология характера
Характер – индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека,
обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных
условиях и обстоятельствах.
Темперамент – это врожденная особенность протекания психофизиологических процессов (их
темп, инертность, накал, способность к переключению и т.п.). Характер же – это устойчивая
особенность отношения человека к миру, окружающим людям и себе.
А.Г.Ковалев и В.Н.Мясищев подходы к исследованиям индивидуальности разделили начетыре группы: 1. Характер и темперамент отождествляются. 2. Между ними устанавливаются антагонистические отношения. 3. Темперамент является элементом характера. 4. Темперамент признается основной природой характера.
Уровни психического развития определяются со стороны врожденных качеств
одаренностью человека и запасом его нервно-психической энергии (жизненных сил). В
психологическом плане критериями повышения уровня являются следующие признаки: 1.
Продуктивность деятельности, объем и дифференцированность, богатство оттенков интересов
человека (этот критерий несколько напоминает «эргичность» в теории В.М.Русалова). 2.
Интенсивность и сила отдельных психических проявлений, выражающие собой неравнодушие к
результату своих усилий. 3. Сознательность и произвольность психических проявлений,
преобладание идейных процессов над чувственными. 4. Все возрастающая координация
психических элементов и усиление связи между ними (интегрированность личности). Итак, уровень психической жизни в системе А.Ф.Лазурского сегодня может быть назван скорее уровнем самоактуализации личности, как это принято в гуманистических учениях А.Маслоу и Э.Шострома.
К.Леонгард составил классификацию акцентуаций характера, которые он понимал как крайние варианты нормы, поэтому описание типов производит впечатление скорее перечисления недостатков человека, чем указания на его сильные стороны.
С.Хатуэй и Дж.Маккинли, создатели известного клинического теста MMPI, часто используемого для выявления акцентуаций характера, выделяют три шкалы называемой невротической триады и четыре шкалы психотической тетрады.
Глава 6. Психология способностей
особности - это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся
условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Самыми главными в
определении способностей представляются три момента: во-первых, указание на то, что
способности отличают одного человека от другого, во-вторых, что, в отличие от дефектов, они
обеспечивают успех, в-третьих, факт несводимости способностей к знаниям, умениям, навыкам.
ГЛАВА 6
ПСИХОЛОГИЯ СПОСОБНОСТЕЙ
Способности в структуре индивидуальности
Способности - это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся
условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Самыми главными в
определении способностей представляются три момента: во-первых, указание на то, что
способности отличают одного человека от другого, во-вторых, что, в отличие от дефектов, они
обеспечивают успех, в-третьих, факт несводимости способностей к знаниям, умениям, навыкам (2,
4, 15).
Способности невозможно расположить на одном уровне индивидуальности; имея
комплексную природу, они «прорастают» сквозь все уровни, взаимодействуя с другими
качествами.
Существует несколько концепций способностей. 1. Теории наследственности понимают
способности как биологически детерминированные явления, развитие и проявление которых
зависит целиком и полностью от унаследованного фонда. Этой позиции придерживался
Ф.Гальтон, обосновывая наследуемость таланта по данным энциклопедических словарей и
генеалогиям известных людей. 2. Теория приобретенных способностей. Гельвеции в XVIII веке
утверждал, что посредством воспитания можно сформировать гениальность любого уровня. Это
утверждение несколько смягчалось Эшби, который считал, что способности складываются из
врожденных программ и работоспособности. 3. Наконец, третий подход, утверждающий
диалектику врожденного и приобретенного в способностях, развивался в основном в
отечественной психологии. Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические
особенности, а сами способности - результат становления (причем врожденное и наследуемое не
отождествляется). Способности формируются в деятельности и потому зависят от ее содержания и
от общения со взрослыми, дающими ребенку эталоны действий и достижений. На этом основании
П.Я.Гальперин предполагал, что способности есть результат интериоризации
К настоящему времени прослеживается четыре основных подхода, пытающихся объяснить
феномен гениальности (2).
1. Патологические теории связывают гениальность с безумием, слабоумием, «расовой
дегенерацией», упадком физиологических функций гениев. Традиция эта ведет начало от
Аристотеля и Платона, отмечавших особенности бреда великих людей. В дальнейшем было
54
показано, что уровень их психического здоровья действительно часто бывает далеким от нормы.
По мнению В.Ланж-Эйхбаума, изучившего 800 биографий известных людей, патологическое
состояние повышает эмоциональную сензитивность, ослабляет самоконтроль, приводя людей в
состояние подавленности, что, в свою очередь, ставит их перед необходимостью
гиперкомпенсации; все это вместе приводит к повышению креативности.
2. Психоаналитические теории заостряют внимание на мотивационных компонентах
творчества, рассматривая его в качестве одной из психологических защит (сублимации). Согласно
этому подходу, творчество является компенсаторным ответом на психологические или