Файл: Конкурентоспособность предприятий в рыночной экономике.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2. Метод оценки конкурентоспособности организации на основе интегрального показателя.

Интегральный показатель конкурентоспособности устанавливается на основе частных показателей конкурентоспособности (групповых и единичных) и, в большинстве случаев, рассчитывается с применением аддитивных моделей по обобщенной формуле: (2) где К - интегральный показатель конкурентоспособности предприятия; αi - весовой показатель i-го фактора конкурентоспособности; Пi - частный показатель конкурентоспособности i-го фактора, вида деятельности. В свою очередь, частные показатели, как правило, также определяются расчетным путем. Например, И. Максимов, применяя эту формулу, получает для коэффициента конкурентоспособности предприятия следующее выражение: Ккп = 0,15Эп + 0,29Фп + 0,23Эс + 0,33Кт (3) где Ккп - коэффициент конкурентоспособности предприятия; Эп - значение критерия эффективности производственной деятельности предприятия; Фп - значение критерия финансового положения предприятия; Эс - значение критерия эффективности организации сбыта и продвижения товара на рынке; Кт - значение критерия конкурентоспособности товара. Коэффициенты 0,15; 0,29; 0,23; 0,33 определяются экспертно, способом последовательного сравнения. Отдельные показатели Эп, Фп, Эс, Кт в этом выражении в свою очередь также определяются по взвешенным аддитивным выражениям. С. Калмийцев дает определение интегральному показателю конкурентоспособности печатной рыночной продукции как сумму нескольких факторов (стимулирующего, временного и комплексного показателя качества продукции, отнесенного к цене изделия) . В рассмотренном случае данным автором в результате получена простая сумма факторов, взаимная значение которых не учитывается. Если говорить о ситуации в целом, можно сделать вывод, что взвешенное суммирование отдельных факторов при определении некоего интегрального показателя широко распространенно в исследованиях маркетинга. При этом веса отдельных факторов устанавливаются тем или иным методом, который основан на экспертных оценках. Различные авторы в зависимости от области исследований в маркетинге, и исходя из своих научных взглядов, аргументируют различные группы факторов, которые нужно включать в совокупный (интегральный, групповой) показатель. Более того, предлагаются различные методы осуществления экспертных оценок, а часто просто указывается, что «весовые коэффициенты определяются экспертно». Существует способ определения интегральной конкурентоспособности предприятия, позволяющий исключить экспертные оценки в конечном итоге проведения расчетов, которые основываются на доступной информации о деятельности предприятия. Более того, представляется вычислимая интерпретация интегрального показателя конкурентоспособности предприятия. Следует подчеркнуть, несмотря на то, что проверка данной методики проводится на группе промышленных организаций, данный подход не обходится только ими и без труда обобщается на предприятия торговли, а также организации финансового рынка экономики (банки, инвестиционные и страховые компании и т.д.). Прежде всего, можно отметить, что всякий вычисляемый показатель работы предприятия является показателем, который характеризует его возможность, который может по тем или иным причинам не выполняться. Проявленный итог работы предприятия, который подвергается наблюдению и измерению, является фактическим его результатом. С учетом этого замечания вычисленный тем или иным способом показатель конкурентоспособности предприятия характеризует его возможность конкурентоспособности с другими предприятиями. А фактическая конкурентоспособность предприятия проявляется только на рынке. Всю совокупность факторов, которые влияют на предприятия и тем самым на их конкурентоспособность, можно разделить на три группы: ·планы, которые ставит перед собой предприятие; ·возможность, которой располагает предприятие; ·факторы наружной среды прямого и косвенного влияния на предприятие. В общем случае воздействие этих трех групп факторов на конкурентоспособность предприятия является непростым и, в соответствии с предположением, не выражается в их линейной комбинации. Следовательно, интегральную конкурентоспособность предприятия представляется в виде определенной функции трех групп переменных: К = К({Kri, i = 1, ..., Nr}, {Wi, i = 1, ..., Nr}, {Фi, i = 1, ..., Nф}) (4) где К - показатель интегральной конкурентоспособности предприятия;- это конкурентоспособность отдельных ресурсов предприятия общим числом Nr;- весовые коэффициенты общим числом Nr; Фi - количество факторов внешней среды общим числом Nф. Следует подробнее рассмотреть связь этих трех групп переменных с тремя группами факторов, которые влияют на предприятие. Конкурентоспособность как показатель, который дает характеристику предприятию и который позволяет сопоставлять его с другими предприятиями, очевидно, прежде всего, определяется внутренними факторами, каковыми являются ресурсы, которыми предприятие располагает. При этом ресурсы предприятия - это не только капитал в финансовой и материальной форме, но и персонал, и состояние управления, и качество связей с контактными аудиториями, и организация маркетинга. Всякий ресурс предприятия, определенный таким образом, может быть оценен с точки зрения конкурентоспособности с помощью числа Kri. Если предметом сравнения по уровню интегральной конкурентоспособности являются предприятия, находящиеся в разнообразных внешних условиях маркетинга, то это должно наверняка сказываться на итоговой интегральной конкурентоспособности. Из чего следует, показатель интегральной конкурентоспособности предприятия должен учитывать тем или иным способом факторы внешней среды: {Фi, i = 1, ..., Nф} Если отвлечься от условий внешней среды и учитывать только внутренние ресурсы предприятия, то интегральная конкурентоспособность будет выражаться в виде: К = К({Kri, i = 1, ..., Nr}, {Wi, i = 1, ..., Nr}). (5) Показатель К, который является согласно формуле (4) показателем интегральной конкурентоспособности предприятия, учитывающим действие факторов внешней среды, будем называться показателем внешней интегральной конкурентоспособности предприятия. Напротив, показатель К, котрый рассмотрен в формуле (5) и учитывающий только ресурсы самого предприятия, т.е. только внутренние факторы, следует называть показателем внутренней интегральной конкурентоспособности предприятия. Разумеется, что в условиях действия на предприятии одинаковых факторов внешней среды показатели их внешней и внутренней интегральной конкурентоспособности будут равны между собой и будут определятся формулой (5). Именно этот случай имеется в виду в ходе дальнейшего рассмотрения проблемы выбора вида функции К(Kri, Wi) по формуле (5) и объективной оценки весомости отдельных факторов Wi в ней. Для восприятия возможных путей решения проблемы найдем всевозможные ситуации применения интегрального показателя конкурентоспособности. Если оценены показатели конкурентоспособности предприятия по определенным ресурсам Ri и известны их веса Wi и вид взаимосвязи в интегральном показателе К, мы можем рассчитать интегральный показатель конкурентоспособности К для конкретного предприятия. С позиции эксперта, принимающего решение касательно предприятия, ему необходимо провести сравнение показателя К для данного предприятия с показателями К для иных предприятий. Вдобавок акт сравнения может иметь место независимо от того, рассматривается эта задача внутри предприятия или снаружи. Так, данная задача может стоять и перед руководителем самого предприятия, с позиции внутреннего управления; эта задача может стоять и перед внешним инвестором, выбирающим между множествами предприятиями как объектами возможных инвестиционных вложений. Таким образом, рассмотрев методы оценки конкурентоспособности следует подвести итог о том, что при принятии решения по выбору из различных альтернатив необходимо рассчитать показатели интегральной конкурентоспособности для соответствующих предприятий, а для этого необходимо найти показатели конкурентоспособности отдельных ресурсов К1, К2, КNr для Nr. Итак, какой величиной весов Wi необходимо пользоваться при данных расчетах. Несомненно, что значения Wi зависят от задач, поставленных целей предприятия и стратегий. Тем самым, если все рассматриваемые предприятия имеют одни и те же стратегии, то мы можем применять для них одинаковую систему весов {Wi, i = 1,..., Nr}. Итак, конкурентоспособность предприятия осуществляется с помощью определенного алгоритма: ·установление цели оценки предприятия; ·установление областей , которые учитываются при анализе; ·нахождение базы сравнения; нахождение определенных ·характеристик, которые подлежат сравнению; ·анализ выбранных характеристик; ·подсчет обобщенного, интегрального показателя конкурентоспособности; ·выводы о конкурентоспособности. Любая организация обладает большим многообразием характеристик. Для их оценки предприятия необходимо свести в однородные группы и определить количественные и качественные показатели и вычислить методику их измерения. Рассмотреть все характеристики предприятия невероятно, поэтому следует выбирать наиболее значительные группы и наиболее важные свойства в них. Поэтому оценка конкурентоспособности предприятия зависит от целей исследования; практической возможности получения нужной для анализа информации; методики, которую используют в целях измерения показателей. конкурентоспособность финансовый коммерческий.




Заключение.

Конкуренция - «война» независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между находящимися на одном сегменте рынка предприятиями в целях обеспечения наилучших возможностей продажи своего товара, удовлетворяя различные потребности потребителей. Существования конкурентоспособных компаний порождает такое явление в экономике как конкуренция. С точки зрения экономики, конкуренция - экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи борьбы производителей при производстве продукции, соперничество между отдельными предприятиями за предельно выгодные условия производства. Таким образом, конкуренция в общем понимании может быть определена, как борьба между отдельными лицами, заинтересованными в достижении одних и тех же задач. В экономике принято разделять конкуренцию по ее методам на: ценовую (конкуренцию, которая основывается на цене) и неценовую (конкуренцию на основе качества потребительной стоимости). Ценовая конкуренция возникает к временам свободной рыночной торговли, когда даже похожие товары предлагались на рынке по самым различным ценам. Неценовая конкуренция ставит превыше всего более высокую, чем у соперника, потребительную стоимость товара (предприятия производят товар более качественный, надежный, определяет меньшую цену потребления, производит современный дизайн). Несмотря на то, что всякий рынок имеет свои неповторимые особенности, всё же есть что-то общее в том, как происходит конкуренция на разнообразных рынках, и этого вполне хватает, чтобы сказать, что сущность конкуренции может быть выражена одной аналитической концепцией, которая используется для выявления природы и оценки интенсивности конкуренции. Чтобы определить конкурентоспособно предприятие на рынке или нет, используются определенные методы оценки конкурентоспособности предприятия, мы рассмотрели: динамический метод оценки конкурентоспособности предприятия и метод оценки конкурентоспособности организации на основе интегрального показателя. Эти методы основываются на различных подходах и методиках, но цель расчетов у данных методов одна - это выявление, способности конкурировать на определенном сегменте рынка предприятия с предприятиями-конкурентами. Проведенный анализ всего информационного материала, позволил достичь цели курсовой работы, а именно, выявлению методов оценки конкурентоспособности предприятия в рыночной экономике. Так же были достигнуты поставленные задачи: Дана характеристика понятию «Конкурентоспособности предприятия» Определены факторы, выявляющие конкурентоспособность





Список использованной литературы:

1. Волкова О.И. Экономика предприятия [Текст]: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 1997.-58-60 с.

2. Воронов Д.С. Оценка, анализ и выявление путей повышения конкурентоспособности предприятий [Текст]: дисс. Кандидат эконом. Наук:/Воронов Дмитрий Сергеевич.- Екатеринбург, 2002.- 96-98с. .

3. Голубков Е.П. Маркетинг: выбор лучшего решения[Текст]: - М.: Экономика, 2006 - 356-361 c.

4. Котлер Ф. Основы маркетинга [Текст]: - М.: Прогресс, 1993. - 126-128 с.

5. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг [Текст]. - СПб.: Наука, 1996.-С.20-23.

6. Максимов И. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия [Текст]: // Маркетинг. - 1996. - № 3. - С. 33-39.

7. Миронов М.Г. Ваша конкурентоспособность[Текст]: Научная книга; Москва; 2013.-69-70 с.

8. Подузов А.А., Соловьев Ю.П., Сухорукова Г.М. Качество и цена продуктов питания [Текст] /Под ред. А.А. Подузова, Ю.П.Соловьева, Г.М. Сухорукова // Проблемы прогнозирования. - 1994. - № 1. - С. 100-108.

9. Поляничкин Ю.А. Методы оценки конкурентоспособности предприятий [Текст]:/Ю.А. Поляничкин// Бизнес в законе.- 2012.- №3.-с.191-194.

10. Сафронова Н.А. Экономика предприятия [Текст]:/ Под ред. проф. Н.А. Сафронова. - М.:«Юристъ», 2009 - 584 -587с.

11. Чайникова, Л.Н. Конкурентоспособность предприятия : учеб. пособие [Текст]:- Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007.-С.50-51.