Файл: Программа учебного предмета история основное общее образование.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 227
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема Россия в первой трети XVI в. | ||||
Содержание темы Внешняя политика в первой трети XVI в. Российское государство в первой трети XVI в. | ||||
Предметные и метапредметные (м) результаты | Личностные результаты | |||
Начальный | Повышенный | Высокий | ||
1. Объяснять смысл понятий «Боярская дума», «местничество», «кормление», «волостели», «губная реформа» | 1. Использовать понятия по теме «Россия в первой трети XVI в.» при выполнении учебных заданий или решении практических задач | 1. Использовать знание понятий по теме «Россия в первой трети XVI в.» для интерпретации информации источников по истории России | 1. Понимать роль различных социальных институтов в жизни человека – жителя Российского государства первой трети XVI в. 2. Осознавать российскую гражданскую идентичность в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявлять интерес к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России при изучении политической, социально-экономической и духовной жизни Российского государства в первой трети XVI в. 3. Сформировать ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к искусству, технологиям при изучении событий и процессов истории России первой трети XVI в., например искусства и культуры России этого периода 4. Сформировать уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, при изучении событий, процессов и явлений истории России первой трети XVI в. 5. Понимать ценность отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества при изучении культуры и искусства России первой трети XVI в. 6. Уметь ориентироваться в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой при изучении истории России первой трети XVI в. 7. Анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики на основе представлений о взаимосвязи природных, экономических и социальных процессов, происходивших в России в первой трети XVI в.; 8. Сформировать восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения при изучении достижений и особенностей культуры России и ее народов в первой трети XVI в. | |
2. Соотносить с периодом Раннего Нового времени события и процессы: войны Василия III с Литвой и с Казанским ханством, присоединение Смоленска, строительство Церкви Вознесения Господня в Коломенском, завершение объединения русских земель, определять их длительность и последовательность | 2. Синхронизировать и сравнивать события и процессы истории России в первой трети XVI в. с событиями и процессами истории стран Европы периода Раннего Нового времени | 2. Устанавливать взаимосвязь между историческими событиями и процессами истории России и стран Европы в первой трети XVI в. | ||
3. Извлекать информацию из учебного текста и на её основе составлять описание событий, явлений и процессов истории России в первой трети XVI в., а также делать выводы об этих событиях, явлениях и процессах русской истории | 3. Делать выводы о событиях, исторических деятелях, явлениях и процессах истории России в первой трети XVI в., о причинах и последствиях исторических событий, используя информацию из исторических источников и литературы | 3. Выдвигать гипотезы о событиях и процессах истории России в первой трети XVI в. и осуществлять их проверку на основе дополнительной информации из исторических источников и литературы (М) | ||
4. Находить в учебных материалах информацию о событиях, процессах, явлениях истории России в первой трети XVI в., достижениях русской культуры, представленную в явном виде, и использовать эту информацию для выполнения учебных заданий по образцу | 4. Анализировать и использовать информацию из исторических источников и литературы для формирования, аргументирования и защиты собственной позиции по отношению к событиям истории, особенностям культуры России в первой трети XVI в. (М)* | 4. Подбирать аргументы для подтверждения/опровержения различных точек зрения на события, процессы, явления истории России в первой трети XVI в. (М) | ||
5. Характеризовать по предложенному плану деятельность Василия III | 5. Давать оценку деятельности Василия III по предложенным критериям (М) | 5. Сравнивать деятельность Василия III с другими историческими деятелями российской истории по самостоятельно выбранным критериям (М) | ||
6. Распознавать по словесному описанию и показывать на исторической карте объекты, извлекать из исторической карты и её легенды информацию о событиях истории России в первой трети XVI в., представленную в явном виде | 6. С помощью информации из адаптированных исторических источников и учебных текстов выявлять взаимосвязь информации о событиях истории России в первой трети XVI в. с данными исторической карты (М) | 6. Давать оценку событиям истории России в первой трети XVI в. на основе анализа данных исторической карты с привлечением информации исторических источников и литературы (М) | ||
7. Осуществлять поиск фактов для подтверждения заданной точки зрения о событиях и процессах, связанных с историей России в первой трети XVI в. (М) | 7. Осуществлять поиск фактов для подтверждения или опровержения заданной точки зрения о событиях и процессах истории России в первой трети XVI в. (М) | 7. Выявлять проблемы исследования истории России в первой трети XVI в., используя межпредметные связи, информацию исторических источников и литературы (М) | ||
8. Различать основные типы исторических источников по истории России в первой трети XVI в.: письменные, вещественные, визуальные | 8. Проводить атрибуцию предоставленных учителем исторических источников, характеризующих события, явления и процессы истории России в первой трети XVI в. | 8. Осуществлять поиск и проводить атрибуцию (неадаптированных) исторических источников, характеризующих события, явления и процессы истории России в первой трети XVI в. | ||
9. Представлять информацию о событиях и процессах истории России в первой трети XVI в., достижениях русской культуры в форме простого плана, таблицы, схемы (М) | 9. Систематизировать информацию из различных источников о событиях и процессах истории России в первой трети XVI в., достижениях русской культуры и представлять эту информацию в форме презентации/инфографики/ сложного плана (М) | 9. Использовать полученные знания и умения для разработки по собственному замыслу и публичного представления проектных/исследовательских работ, посвященных событиям, процессам и явлениям истории России в первой трети XVI в. (М) | ||
* (М) – метапредметные результаты. Курсивом выделены универсальные учебные действия | ||||
Социокультурные и научно-технические ресурсы города, страны |
| |||
Цифровые ресурсы МЭШ |
ID 1085282
ID 1046581
ID 1060534 | |||
Оценочные процедуры | Рекомендуемые формы контроля: работа с картой, опрос, доклад, исследовательская работа, проект (например, «Внешняя политика Василия III»), тест «Российское государство в первой трети XVI в.», устный ответ, терминологический диктант (не менее 5 ключевых понятий темы), диалог/полилог. |
Тема Россия в 1530-х – 1590-х гг. | ||||
Содержание темы Внешняя политика Ивана IV. Присоединение Казани и Астрахани. Поход Ермака в Сибирь. Ливонская война. Битва при Молодях. Культура и народы России в XVI в. Опричнина. Андрей Курбский. Правление Ивана IV. Правление Федора Иоанновича. Учреждение патриаршества. Реформы «Избранной рады». Земские соборы. Судебник 1550 г. Развитие приказной системы. Социально – экономическое развитие России при Иване IV. Сословный строй России в XVI веке. Начало формирования крепостного права. | ||||
Предметные и метапредметные (м) результаты | Личностные результаты | |||
Начальный | Повышенный | Высокий | ||
1. Объяснять смысл понятий «боярское правление», «регент», «стрелецкие полки», «дворянское ополчение», «шатровый стиль», «парсуна», «публицистика», «опричнина», «земщина», «Избранная Рада», «местничество», «урочные лета», «система кормлений», «заповедные годы», «губной староста», «соха», «патриаршество», «реформы», «дикое поле», «обояривание князей», «вотчина», «поместье», «закрепощение крестьянства», «Земский собор», «царь» | 1. Использовать понятия по теме «Россия в 1530-х – 1590-х гг.» при выполнении учебных заданий или решении практических задач | 1. Использовать знание понятий по теме «Россия в 1530-х – 1590-х гг.» для интерпретации информации источников по истории России | 1. Понимать роль различных социальных институтов в жизни человека – жителя Российского государства в 1530-1590-х гг. 2. Осознавать российскую гражданскую идентичность в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявлять интерес к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России при изучении политической, социально-экономической и духовной жизни Российского государства в период правления Ивана IV и Федора Иоанновича 3. Сформировать уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, при изучении событий, процессов и явлений истории Российского государства в 1530-1590-х гг. 4. Сформировать ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к искусству, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа при изучении событий и процессов истории России 1530-1590-х гг., например, искусства и культуры России этого периода, героизма русских воинов в ходе военных конфликтов XVI в., в том числе в ходе завоевания Казанского ханства, покорения Сибирского ханства, достижений российской военной мысли 5. Понимать ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества при изучении культуры и искусства России в 1530-1590-х гг. 6. Уметь ориентироваться в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой при изучении истории Российского государства в 1530-1590-х гг. 7. Анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики на основе представлений о взаимосвязи природных, экономических и социальных процессов, происходивших в России в 1530-1590-х гг.; 8. Сформировать активное неприятие асоциальных поступков, свободу и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства при изучении внутренней политики Ивана IV, общественно-политических процессов в России в 1530-1590-х гг. 9. Сформировать восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения при изучении достижений и особенностей культуры России и ее народов в 1530-1590-е гг. 10. Сформировать неприятие любых форм экстремизма, дискриминации при изучении общественно-политических процессов истории России в 1530-1590-е гг. | |
2. Соотносить с периодом Раннего Нового времени события и процессы: военная реформа Ивана IV, походы на Казань и взятие Казани, русско-шведские войны XVI в., русско-крымские войны, взятие Астрахани, Ливонская война, строительство Покровского собора и Китай-города, покорение Сибири Ермаком, открытие первой типографии, реформы Избранной Рады, политика опричнины, регентство Елены Глинской, венчание на царство Ивана IV, созыв первого Земского собора, принятие Судебника Ивана IV, созыв Стоглавого собора, учреждение патриаршества в России, введение Указа об «урочных летах», отмена кормлений, введение налога с «большой сохи», введение указа о «заповедных летах», проведение земской реформы Ивана IV, «Угличское дело», определять их длительность и последовательность | 2. Синхронизировать и сравнивать события и процессы истории России 1530-х – 1590-х гг. с событиями и процессами истории европейских государств в XVI в. | 2. Устанавливать взаимосвязь между историческими событиями и процессами истории России 1530-х – 1590-х гг. и стран Европы периода Раннего Нового времени | ||
3. Извлекать информацию из учебного текста и на её основе составлять описание событий, явлений и процессов истории России 1530-х – 1590-х гг., а также делать выводы об этих событиях, явлениях и процессах русской истории | 3. Делать выводы о событиях, исторических деятелях, явлениях и процессах истории России 1530-х – 1590-х гг., о причинах и последствиях исторических событий, используя информацию из исторических источников и литературы | 3. Выдвигать гипотезы о событиях и процессах истории России 1530-х – 1590-х гг. и осуществлять их проверку на основе дополнительной информации из исторических источников и литературы (М) | ||
4. Находить в учебных материалах информацию о событиях, процессах, истории России 1530-х – 1590-х гг., о достижениях русской культуры, представленную в явном виде, и использовать эту информацию для выполнения учебных заданий по образцу | 4. Анализировать и использовать информацию из исторических источников и литературы для формирования, аргументирования и защиты собственной позиции по отношению к событиям истории России 1530-х – 1590-х гг., особенностям русской культуры (М)* | 4. Подбирать аргументы для подтверждения/опровержения различных точек зрения на события, процессы, явления истории России 1530-х – 1590-х гг. (М) | ||
5. Характеризовать по предложенному плану деятельность исторических личностей: Ивана IV, Елены Глинской, протопопа Сильвестра, митрополита Макария, Алексея Адашева, Андрея Курбского, Фёдора Иоанновича, Бориса Годунова, патриарха Иова, митрополита Филиппа (Колычева), Ермака, Малюты Скуратова, Ивана Фёдорова, Стефана Батория, Михаила Воротынского, творчество Ивана Пересветова | 5. Давать оценку деятельности исторических личностей: Ивана IV, Елены Глинской, протопопа Сильвестра, митрополита Макария, Алексея Адашева, Андрея Курбского, Фёдора Иоанновича, Бориса Годунова, патриарха Иова, митрополита Филиппа (Колычева), Ермака, Малюты Скуратова, Ивана Фёдорова, Стефана Батория, Михаила Воротынского, творчества Ивана Пересветова по предложенным критериям (М) | 5. Сравнивать деятельность исторических личностей: Ивана IV, Елены Глинской, протопопа Сильвестра, митрополита Макария, Алексея Адашева, Андрея Курбского, Фёдора Иоанновича, Бориса Годунова, патриарха Иова, митрополита Филиппа (Колычева), Ермака, Малюты Скуратова, Ивана Фёдорова, Стефана Батория, Михаила Воротынского, творчество Ивана Пересветова по самостоятельно выбранным критериям (М) | ||
6. Распознавать по словесному описанию и показывать на исторической карте объекты, извлекать из исторической карты и её легенды информацию о событиях истории России 1530-х – 1590-х гг., представленную в явном виде | 6. С помощью информации из адаптированных исторических источников и учебных текстов выявлять взаимосвязь информации о событиях истории России 1530-х – 1590-х гг. с данными исторической карты (М) | 6. Давать оценку событиям истории России 1530-х – 1590-х гг. на основе анализа данных исторической карты с привлечением информации исторических источников и литературы (М) | ||
7. Осуществлять поиск фактов для подтверждения заданной точки зрения о событиях и процессах, связанных с историей России 1530-х – 1590-х гг. (М) | 7. Осуществлять поиск фактов для подтверждения или опровержения заданной точки зрения о событиях и процессах истории России 1530-х – 1590-х гг. (М) | 7. Выявлять проблемы исследования истории России 1530-х – 1590-х гг., используя межпредметные связи, информацию исторических источников и литературы (М) | ||
8. Различать основные типы исторических источников по истории России 1530-х – 1590-х гг.: письменные, вещественные, визуальные | 8. Проводить атрибуцию предоставленных учителем исторических источников, характеризующих события, явления и процессы истории России 1530-х – 1590-х гг. | 8. Осуществлять поиск и проводить атрибуцию (неадаптированных) исторических источников, характеризующих события, явления и процессы истории России 1530-х – 1590-х гг. | ||
9. Представлять информацию о событиях и процессах истории России 1530-х – 1590-х гг., достижениях древнерусской культуры в форме простого плана, таблицы, схемы (М) | 9. Систематизировать информацию из различных источников о событиях и процессах истории России 1530-х – 1590-х гг., достижениях русской культуры и представлять эту информацию в форме презентации/инфографики/сложного плана (М) | 9. Использовать полученные знания и умения для разработки по собственному замыслу и публичного представления проектных/исследовательских работ, посвященных событиям, процессам и явлениям истории России 1530-х – 1590-х гг. (М) | ||
* (М) – метапредметные результаты. Курсивом выделены универсальные учебные действия | ||||
Социокультурные и научно-технические ресурсы города, страны |
| |||
Цифровые ресурсы МЭШ |
ID 1326147
ID 2309596
ID 1109346
ID 1420507 | |||
Оценочные процедуры | Рекомендуемые формы контроля: работа с картой, опрос, доклад, исследовательская работа, проект, (например, «Ливонская война и ее последствия», «Общественная структура Русского государства в XVI в.») тесты «Внешняя политика Ивана IV», «Опричнина», устный ответ, терминологический диктант (не менее 7 ключевых понятий темы), диалог/полилог. |
Тема Смутное время | ||||
Содержание темы Завершение и последствия Смуты. Избрание на царство М.Ф. Романова. Земский собор 1613 г. Д.М. Пожарский и К. Минин. Второе ополчение. Причины Смуты. Династический кризис. Правление Бориса Годунова. Лжедмитрий I. Смута и польско-шведская интервенция. Лжедмитрий II. Политика Василия Шуйского. Семибоярщина. Деятельность патриарха Гермогена. Восстание Болотникова. | ||||
Предметные и метапредметные (м) результаты | Личностные результаты | |||
Начальный | Повышенный | Высокий | ||
1. Объяснять смысл понятий «Смутное время», «самозванец», «крестоцеловальная запись», «семибоярщина», «казаки», «Совет всей земли», «Первое ополчение», «Второе ополчение», «интервенция», «династический кризис», «социально-экономический кризис» | 1. Использовать понятия по теме «Смутное время» при выполнении учебных заданий или решении практических задач | 1. Использовать знание понятий по теме «Смутное время» для интерпретации информации источников по истории России | 1. Понимать роль различных социальных институтов в жизни человека – жителя Российского государства начала XVII в. 2. Осознавать российскую гражданскую идентичность в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявлять интерес к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России при изучении политической, социально-экономической и духовной жизни Российского государства в период Смутного времени 3. Сформировать ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к искусству, технологиям, боевым подвигам народа при изучении событий и процессов истории России начала XVII в., например, героизма русского народа во время борьбы с иностранной интервенцией, деятельности Первого и Второго народного ополчений 4. Сформировать уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, при изучении событий, процессов и явлений истории России начала XVII в., в том числе при изучении истории борьбы русского народа с иностранными интервентами в ходе Смуты 5. Сформировать навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие при выполнении учебных заданий, связанных с изучением истории России в период Смутного времени 6. Уметь анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики при изучении истории России начала XVII в.: событий Смутного времени 7. Уметь ориентироваться в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой при изучении истории России начала XVII в. 8. Овладеть основными навыками исследовательской деятельности, сформировать установку на осмысление опыта, наблюдений, поступков российских исторических деятелей начала XVII в. 9. Сформировать неприятие любых форм экстремизма, дискриминации при изучении событий Смутного времени в России начала XVII в. 10. Сформировать активное неприятие асоциальных поступков, свободу и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства при изучении событий Смутного времени в России | |
2. Соотносить с периодом Раннего Нового времени события и процессы: голод начала XVII в., восстание Хлопка, правление Бориса Годунова, воцарение Лжедмитрия I, воцарение Василия Шуйского, восстание Ивана Болотникова, деятельность Лжедмитрия II, интервенция войск Польши и Швеции, правление Семибоярщины, Первое ополчение, Второе ополчение, изгнание поляков из Москвы, Земский собор 1613 г. и избрание на царство Михаила Романова, заключение Столбовского мира, заключение Деулинского перемирия, определять их длительность и последовательность | 2. Синхронизировать и сравнивать события и процессы истории Смутного времени с событиями и процессами истории Европы конца XVI – начала XVII вв. | 2. Устанавливать взаимосвязь между историческими событиями и процессами истории России и стран Европы конца XVI – начала XVII вв. | ||
3. Извлекать информацию из учебного текста и на её основе составлять описание событий, явлений и процессов истории Смутного времени, а также делать выводы об этих событиях, явлениях и процессах | 3. Делать выводы о событиях, исторических деятелях, явлениях и процессах истории Смутного времени, о причинах и последствиях исторических событий, используя информацию из исторических источников и литературы | 3. Выдвигать гипотезы о событиях и процессах истории Смутного времени и осуществлять их проверку на основе дополнительной информации из исторических источников и литературы (М) | ||
4. Находить в учебных материалах информацию о событиях, процессах, явлениях истории России в период Смуты, представленную в явном виде, и использовать эту информацию для выполнения учебных заданий по образцу | 4. Анализировать и использовать информацию из исторических источников и литературы для формирования, аргументирования и защиты собственной позиции по отношению к событиям истории России в период Смуты (М)* | 4. Подбирать аргументы для подтверждения/опровержения различных точек зрения на события, процессы, явления истории России в период Смуты | ||
5. Характеризовать по предложенному плану деятельность исторических личностей: Бориса Годунова, Лжедмитрия I, Марины Мнишек, Василия Шуйского, Лжедмитрия II, Ивана Болотникова, М. В. Скопина-Шуйского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, патриарха Гермогена, патриарха Филарета, Сигизмунда III | 5. Давать оценку деятельности исторических личностей: Бориса Годунова, Лжедмитрия I, Марины Мнишек, Василия Шуйского, Лжедмитрия II, Ивана Болотникова, М. В. Скопина-Шуйского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, П. П. Ляпунова, Ф. И. Мстиславского, патриарха Гермогена, патриарха Филарета, Сигизмунда III, королевича Владислава, гетмана Ходкевича по предложенным критериям (М) | 5. Сравнивать деятельность исторических личностей: Бориса Годунова, Лжедмитрия I, Марины Мнишек, Василия Шуйского, Лжедмитрия II, Ивана Болотникова, М. В. Скопина-Шуйского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, П. П. Ляпунова, Ф. И. Мстиславского, патриарха Гермогена, патриарха Филарета, Сигизмунда III, королевича Владислава, гетмана Ходкевича по самостоятельно выбранным критериям | ||
6. Распознавать по словесному описанию и показывать на исторической карте объекты, извлекать из исторической карты и её легенды информацию о событиях истории Смуты в России, представленную в явном виде | 6. С помощью информации из адаптированных исторических источников и учебных текстов выявлять взаимосвязь информации о событиях истории Смуты в России с данными исторической карты (М) | 6. Давать оценку событиям истории Смуты в России на основе анализа данных исторической карты с привлечением информации исторических источников и литературы (М) | ||
7. Осуществлять поиск фактов для подтверждения заданной точки зрения о событиях и процессах, связанных с историей Смуты в России (М) | 7. Осуществлять поиск фактов для подтверждения или опровержения заданной точки зрения о событиях и процессах истории Смуты в России (М) | 7. Выявлять проблемы исследования истории Смутного времени в России, используя межпредметные связи, информацию исторических источников и литературы (М) | ||
8. Различать основные типы исторических источников по истории Смутного времени в России: письменные, вещественные, визуальные | 8. Проводить атрибуцию предоставленных учителем исторических источников, характеризующих события, явления и процессы истории Смутного времени в России | 8. Осуществлять поиск и проводить атрибуцию (неадаптированных) исторических источников, характеризующих события, явления и процессы истории Смутного времени в России | ||
9. Представлять информацию о событиях, процессах и явлениях истории Смутного времени в России в форме простого плана, таблицы, схемы (М) | 9. Систематизировать информацию из различных источников о событиях, процессах и явлениях истории Смутного времени в России и представлять эту информацию в форме презентации/инфографики/сложного плана (М) | 9. Использовать полученные знания и умения для разработки по собственному замыслу и публичного представления проектных/исследовательских работ, посвященных событиям, процессам и явлениям истории Смутного времени в России (М) | ||
* (М) – метапредметные результаты. Курсивом выделены универсальные учебные действия | ||||
Социокультурные и научно-технические ресурсы города, страны |
| |||
Цифровые ресурсы МЭШ |
ID 1223914
ID 1236586
ID 1255222 | |||
Оценочные процедуры | Рекомендуемые формы контроля: работа с картой, опрос, доклад, исследовательская работа, проект (например, «Причины Смуты в России начала XVII века», «Явление самозванчества в России в период Смуты»), тест «Смута в Российском государстве», устный ответ, терминологический диктант (не менее 7 ключевых понятий темы), диалог/полилог. |
Тема Россия при первых Романовых | ||||
Содержание темы Внешняя политика России в XVII в. Русско-польская война 1654–1667 гг. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Переяславская Рада. Смоленская война. Народные движения. Восстание Степана Разина. Освоение Сибири и Дальнего Востока XVII в. Правление Алексея Михайловича. Соборное уложение 1649 г. Укрепление самодержавия. Правление Михаила Федоровича. Правление Федора Алексеевича. Российская культура XVII в. Социальная структура в XVII в. Русская деревня в XVII в. Церковный раскол. Экономическое развитие России в XVII в. Межэтнические отношения в XVII в. Формирование многонациональной элиты | ||||
Предметные и метапредметные (м) результаты | Личностные результаты | |||
Начальный | Повышенный | Высокий | ||
1. Объяснять смысл понятий «полки нового и иноземного строя», «стрельцы», «ясак», «гетман», «челобитная», «первопроходец», «Государев двор», «ярмарка», «мануфактура», «Соборное уложение», «протекционизм», «дети боярские», «секуляризация культуры», «нарышкинское барокко», «немецкая слобода», «посадская сатира», «белые слободы», «черные слободы», «поморы», «торговые люди», «служилые иноземцы», «церковная реформа», «старообрядчество», «раскол», «всероссийский рынок», «бунт» | 1. Использовать понятия по теме «Россия при первых Романовых» при выполнении учебных заданий или решении практических задач | 1. Использовать знание понятий по теме «Россия при первых Романовых» для интерпретации информации источников по отечественной истории | 1. Понимать роль различных социальных институтов в жизни человека – жителя Российского государства XVII в. 2. Осознавать российскую гражданскую идентичность в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявлять интерес к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России при изучении политической, социально-экономической и духовной жизни Российского государства в годы правления первых Романовых 3. Сформировать ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, технологиям, боевым подвигам народа при изучении событий и процессов истории России XVII в., например, искусства и культуры России этого периода, героизма русских воинов в ходе вооруженных конфликтов XVII в., например, Русско-польской войны 1654–1667 гг., Русско-турецкой войны 1672–1681 гг. 4. Сформировать уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, при изучении событий, процессов и явлений истории России в годы правления первых Романовых 5. Сформировать навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие при выполнении учебных заданий, связанных с изучением истории России XVII в. 6. Уметь анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики при изучении истории России в годы правления первых Романовых: внешней и внутренней политики царей Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, Федора Алексеевича 8. Уметь ориентироваться в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой при изучении истории России XVII в. 9. Овладеть основными навыками исследовательской деятельности, сформировать установку на осмысление опыта, наблюдений, поступков российских исторических деятелей XVII в. 10. Сформировать активное неприятие асоциальных поступков, свободу и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства при изучении социальных движений в России XVII в. 11. Сформировать восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимать эмоциональное воздействие искусства; осознавать важность художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения при изучении достижений и особенностей культуры и искусства России и ее народов в XVII в. 12. Понимать ценности отечественного и мирового искусства, роль этнических культурных традиций и народного творчества при изучении культуры и искусства России и ее народов в XVII в. | |
2. Соотносить с периодом Раннего Нового времени события и процессы: подписание Столбовского мира со Швецией и Деулинского перемирия с Речью Посполитой, Смоленская война, подписание Поляновского мира 1634 г., Переяславская Рада и переход под власть России Левобережной Украины, война с Речью Посполитой 1654–1667 гг., война со Швецией 1656–1658 гг., подписание Андрусовского перемирия, Чигиринские походы, Вечный мир с Речью Посполитой, Соляной бунт в Москве, Медный бунт, восстание Степана Разина , принятие Соборного Уложения, оформление крепостного права в России, походы Семена Дежнева и Ерофея Хабарова, принятие Торгового и Новоторгового уставов, церковный раскол, избрание на царство Михаила Федоровича Романова, подписание Бахчисарайского мирного договора, основание Славяно-греко-латинской академии, реформы патриарха Никона, начало мануфактурного производства, определять их длительность и последовательность | 2. Синхронизировать и сравнивать события истории России с событиями истории Европы XVII в. | 2. Устанавливать взаимосвязь между событиями и процессами истории России и Европы в XVII в. | ||
3. Извлекать информацию из учебного текста и на её основе составлять описание событий, явлений и процессов истории России при первых Романовых, а также делать выводы об этих событиях, явлениях и процессах русской истории | 3. Делать выводы о событиях, исторических деятелях, явлениях и процессах истории России при первых Романовых, о причинах и последствиях исторических событий, используя информацию из исторических источников и литературы | 3. Выдвигать гипотезы о событиях и процессах истории России при первых Романовых и осуществлять их проверку на основе дополнительной информации из исторических источников и литературы (М) | ||
4. Находить в учебных материалах информацию о событиях, процессах, явлениях истории России при первых Романовых, о достижениях русской культуры, представленную в явном виде, и использовать эту информацию для выполнения учебных заданий по образцу | 4. Анализировать и использовать информацию из исторических источников и литературы для формирования, аргументирования и защиты собственной позиции по отношению к событиям истории и особенностям культуры России при первых Романовых (М)* | 4. Подбирать аргументы для подтверждения/опровержения различных точек зрения на события, процессы, явления истории России при первых Романовых (М) | ||
5. Характеризовать по предложенному плану деятельность исторических личностей: Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, В.В. Голицына, Б.И. Морозова, Степана Разина, Протопопа Аввакума, А.Л. Ордина-Нащокина, Ерофея Хабарова, Семёна Дежнёва, Патриарха Филарета, Фёдора Алексеевича, патриарха Никона, боярыни Ф.П. Морозовой, Богдана Хмельницкого, творчество Симеона Полоцкого, Симона Ушакова | 5. Давать оценку деятельности исторических личностей: Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, А.С. Матвеева, М.Б. Шеина, В.В. Голицына, Б.И. Морозова, Л.С. Плещеева, Степана Разина, Протопопа Аввакума, А.Л. Ордина-Нащокина, Ерофея Хабарова, Семёна Дежнёва, Патриарха Филарета, Василия Пояркова, Фёдора Алексеевича, патриарха Никона, боярыни Ф.П. Морозовой, Богдана Хмельницкого, творчества Симеона Полоцкого, Симона Ушакова по предложенным критериям (М) | 5. Сравнивать деятельность исторических личностей: Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, А.С. Матвеева, М.Б. Шеина, В.В. Голицына, Б.И. Морозова, Л.С. Плещеева, Степана Разина, Протопопа Аввакума, А.Л. Ордина-Нащокина, Ерофея Хабарова, Семёна Дежнёва, Патриарха Филарета, Василия Пояркова, Фёдора Алексеевича, патриарха Никона, боярыни Ф.П. Морозовой, Богдана Хмельницкого, творчество Симеона Полоцкого, Симона Ушакова по самостоятельно выбранным критериям (М) | ||
6. Распознавать по словесному описанию и показывать на исторической карте объекты, извлекать из исторической карты и её легенды информацию о событиях истории России при первых Романовых, представленную в явном виде | 6. С помощью информации из адаптированных исторических источников и учебных текстов выявлять взаимосвязь информации о событиях истории России при первых Романовых с данными исторической карты (М) | 6. Давать оценку событиям истории России при первых Романовых на основе анализа данных исторической карты с привлечением информации исторических источников и литературы (М) | ||
7. Осуществлять поиск фактов для подтверждения заданной точки зрения о событиях и процессах, связанных с историей России при первых Романовых (М) | 7. Осуществлять поиск фактов для подтверждения или опровержения заданной точки зрения о событиях и процессах истории России при первых Романовых (М) | 7. Выявлять проблемы исследования истории России при первых Романовых, используя межпредметные связи, информацию исторических источников и литературы (М) | ||
8. Различать основные типы исторических источников по истории России при первых Романовых: письменные, вещественные, визуальные | 8. Проводить атрибуцию предоставленных учителем исторических источников, характеризующих события, явления и процессы истории России при первых Романовых | 8. Осуществлять поиск и проводить атрибуцию (неадаптированных) исторических источников, характеризующих события, явления и процессы истории России при первых Романовых | ||
9. Представлять информацию о событиях и процессах истории России при первых Романовых, достижениях древнерусской культуры в форме простого плана, таблицы, схемы (М) | 9. Систематизировать информацию из различных источников о событиях и процессах истории России при первых Романовых, достижениях русской культуры и представлять эту информацию в форме презентации/инфографики/сложного плана (М) | 9. Использовать полученные знания и умения для разработки по собственному замыслу и публичного представления проектных/исследовательских работ, посвященных событиям, процессам и явлениям истории России при первых Романовых (М) | ||
* (М) – метапредметные результаты. Курсивом выделены универсальные учебные действия | ||||
Социокультурные и научно-технические ресурсы города, страны |
| |||
Цифровые ресурсы МЭШ |
ID 967852
ID 1079651
общества в XVII веке»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1562742 ID 1562742 | |||
Оценочные процедуры | Контрольная работа по темам «Россия в 1530 – 1590-х гг.», «Смутное время», «Россия при первых Романовых» Рекомендуемые формы контроля: работа с картой, опрос, доклад, исследовательская работа, проект (например, «Вхождение Левобережной Украины в состав России», «Восстание Степана Разина»), тесты «Внешняя политика России в XVII в.», «Внутренняя политика Алексея Михайловича», устный ответ, терминологический диктант (не менее 7 ключевых понятий темы), диалог/полилог. |
Тема Эпоха Просвещения и культура XVIII в. | ||||
Содержание темы Культура Западной Европы XVIII в. Промышленный переворот. Научные открытия и изобретения в XVIII в. Эпоха Просвещения. Руссо. Монтескьё. Дидро. Вольтер | ||||
Предметные и метапредметные (м) результаты | Личностные результаты | |||
Начальный | Повышенный | Высокий | ||
1. Объяснять смысл понятий «Просвещение», «просвещенный абсолютизм», «теория общественного договора», «конституция», «избирательное право», «принцип разделения властей», «естественные права», «аграрное общество», «правовое государство», «гражданское общество», «форма правления», «государственное устройство», «классицизм», «барокко», «рококо», «сентиментализм», «дворцово-парковое искусство», «энциклопедисты» | 1. Использовать понятия по теме «Эпоха Просвещения и культура XVIII в.» при выполнении учебных заданий или решении практических задач | 1. Использовать знание понятий по теме «Эпоха Просвещения и культура XVIII в.» для интерпретации информации источников по всеобщей истории | 1. Сформировать восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов XVIII в., понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения при изучении идей эпохи Просвещения, культуры и искусства XVIII в. 2. Понимать ценности культуры эпохи Просвещения, роль этнических культурных традиций и умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы и общества при изучении культуры XVIII в. 3. Уметь анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики при изучении особенностей социально-экономического развития европейских стран и Америки в XVIII в., особенности идей представителей эпохи Просвещения 4. Изучая основные идеи представителей эпохи Просвещения, быть готовым к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей 5. Понимать роль различных социальных институтов в жизни человека на основе идей и философии представителей эпохи Просвещения 8. Сформировать представления об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе на основе изучения идей эпохи Просвещения и культуры XVIII в. 9. Сформировать навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие при выполнении учебных заданий, связанных с изучением идей эпохи Просвещения и культуры XVIII в. | |
2. Соотносить с периодом Нового времени события и процессы: начало и завершение промышленного переворота в Англии, основные изобретения эпохи промышленного переворота, строительство дворцово-парковых ансамблей в Европе, формирование основных теорий эпохи Просвещения и идей гражданского общества, расцвет музыкальной культуры в XVIII в., определять их длительность и последовательность | 2. Синхронизировать и сравнивать события и процессы истории эпохи Просвещения в разных странах Европы и Америки | 2. Устанавливать взаимосвязь между событиями и процессами истории эпохи Просвещения в разных странах Европы и Америки | ||
3. Извлекать информацию из учебного текста и на её основе составлять описание событий, явлений и процессов истории эпохи Просвещения и культуры XVIII в., а также делать выводы об этих событиях, явлениях и процессах зарубежной истории | 3. Делать выводы о событиях, исторических деятелях, явлениях и процессах истории эпохи Просвещения и культуры XVIII в., о причинах и последствиях исторических событий, используя информацию из исторических источников и литературы | 3. Выдвигать гипотезы о событиях и процессах истории эпохи Просвещения и культуры XVIII в. и осуществлять их проверку на основе дополнительной информации из исторических источников и литературы (М) | ||
4. Находить в учебных материалах информацию о событиях, процессах, явлениях истории эпохи Просвещения, о достижениях зарубежной культуры XVIII в., представленную в явном виде, и использовать эту информацию для выполнения учебных заданий по образцу | 4. Анализировать и использовать информацию из исторических источников и литературы для формирования, аргументирования и защиты собственной позиции по отношению к событиям и процессам истории эпохи Просвещения, особенностям европейской культуры XVIII в. (М)* | 4. Подбирать аргументы для подтверждения/опровержения различных точек зрения на события, процессы, явления истории эпохи Просвещения и европейской культуры XVIII в. (М) | ||
5. Характеризовать по предложенному плану деятельность исторических личностей: Д. Харгривса, Д. Уатта, Д. Кея, Т. Ньюкомена, Д. Локк, Т. Гоббс, А. Смита, Вольтера, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Ж.Л. Д’Аламбера, Ж.-Ж. Руссо, Б. Франклина, И. Канта, творчество И.В. Гёте, И.Ф. Шиллера, И.С. Баха, В.А. Моцарта, Ф. Й. Гайдна, Л. ван Бетховена, Д. Свифта, Д. Дефо, У. Хогарта | 5. Давать оценку деятельности исторических личностей: Д. Харгривса, Д. Уатта, Д. Кея, Т. Ньюкомена, Д. Локк, Т. Гоббс, А. Смита, Вольтера, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Ж.Л. Д’Аламбера, Ж.-Ж. Руссо, Б. Франклина, И. Канта, творчества И.В. Гёте, И.Ф. Шиллера, И.С. Баха, В.А. Моцарта, Ф. Й. Гайдна, Л. ван Бетховена, Д. Свифта, Д. Дефо, У. Хогарта по предложенным критериям (М) | 5. Сравнивать деятельность исторических личностей: Д. Харгривса, Д. Уатта, Д. Кея, Т. Ньюкомена, Д. Локк, Т. Гоббс, А. Смита, Вольтера, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Ж.Л. Д’Аламбера, Ж.-Ж. Руссо, Б. Франклина, И. Канта, творчество И.В. Гёте, И.Ф. Шиллера, И.С. Баха, В.А. Моцарта, Ф. Й. Гайдна, Л. ван Бетховена, Д. Свифта, Д. Дефо, У. Хогарта по самостоятельно выбранным критериям (М) | ||
6. Распознавать по словесному описанию и показывать на исторической карте объекты, извлекать из исторической карты и её легенды информацию о событиях и процессах зарубежной истории эпохи Просвещения, представленную в явном виде | 6. С помощью информации из адаптированных исторических источников и учебных текстов выявлять взаимосвязь информации о событиях и процессах истории эпохи Просвещения с данными исторической карты (М) | 6. Давать оценку событиям и процессам истории эпохи Просвещения на основе анализа данных исторической карты с привлечением информации исторических источников и литературы (М) | ||
7. Осуществлять поиск фактов для подтверждения заданной точки зрения о событиях, явлениях и процессах, связанных с эпохой Просвещения и культурой XVIII в. (М) | 7. Осуществлять поиск фактов для подтверждения или опровержения заданной точки зрения о событиях и процессах истории эпохи Просвещения и культуры XVIII в. (М) | 7. Выявлять проблемы исследования истории эпохи Просвещения и культуры XVIII в., используя межпредметные связи, информацию исторических источников и литературы (М) | ||
8. Различать основные типы исторических источников по истории эпохи Просвещения и культуре XVIII в.: письменные, вещественные, визуальные | 8. Проводить атрибуцию предоставленных учителем исторических источников, характеризующих события, явления и процессы истории эпохи Просвещения и культуры XVIII в. | 8. Осуществлять поиск и проводить атрибуцию (неадаптированных) исторических источников, характеризующих события, явления и процессы истории эпохи Просвещения и культуры XVIII в. | ||
9. Представлять информацию о событиях и процессах истории эпохи Просвещения, достижениях зарубежной культуры XVIII в. в форме простого плана, таблицы, схемы (М) | 9. Систематизировать информацию из различных источников о событиях и процессах истории эпохи Просвещения, достижениях европейской культуры XVIII в. и представлять эту информацию в форме презентации/инфографики/сложного плана (М) | 9. Использовать полученные знания и умения для разработки по собственному замыслу и публичного представления проектных/исследовательских работ, посвященных событиям, процессам и явлениям истории эпохи Просвещения, достижениям европейской культуры XVIII в. (М) | ||
* (М) – метапредметные результаты. Курсивом выделены универсальные учебные действия | ||||
Социокультурные и научно-технические ресурсы города, страны |
| |||
Цифровые ресурсы МЭШ |
ID 1645452
ID 140911
ID 1645187 | |||
Оценочные процедуры | Рекомендуемые формы контроля: работа с картой, опрос, доклад, исследовательская работа, проект (например, «Промышленный переворот в Англии», «Общественный договор в трудах философов эпохи Просвещения»), тест «Эпоха Просвещения», устный ответ, терминологический диктант (не менее 7 ключевых понятий темы), диалог/полилог. |