Файл: Философия искусства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственное казенное образовательное учреждение

высшего образования

«Российская таможенная академия»

Санкт-Петербургский имени В.Б.Бобкова филиал

Кафедра гуманитарных дисциплин


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Философия»

на тему «Философия искусства»

Выполнил:Потылицына Е.Д

студент 1 курса очно-заочной формы обучения

Юридического факультета, группа ЮБ22010З
Проверил: Боряев С.А
Количество баллов _____:
Подпись _______________________
___ ____________ 2023г.

Санкт-Петербург
2023
Содержание

Введение…………………………………………………………………. 3
Общая характеристика философии искусств…………………………. 5

Предназначение искусства……………………………………………... 6
Философия классического искусства…………………………………. 7

Философия искусства Ф. Шиллер…………………………………….. 9
Философия искусства В.Ф. Гегель……………………………………. 10
Русская философия искусства………………………………………… 12

Философия неклассического искусства……………………………… 14
Заключение………………………………………………………………. 23

Список литературы……………………………………………………… 24


Введение
Искусство является важной частью человеческой жизни и культуры.
Искусство служит средством самовыражения человека, и, следовательно, предметом искусства являются как отношения человека и мира, так и сам человек во всех его измерениях — психологичес­ком, социальном, нравственном и бытовом. Гуманитарные науки — и психология, и социология, и этика, также имеют своим предметом человека, но все они рассматривают его с какой-либо одной и притом сознательно ограниченной точки зрения. Искусство же не только берет человека в его цельности, но и затрагивает все самые глубокие и еще не изведанные наукой пласты того удивитель­нейшего феномена в мире, которым является человек — тайна тайн природы. Искусство говорит с нами на своем особом языке, которому надо научиться, чтобы он стал понятен. Искусство обеспечи­вает полноту создания и восприятия своего предмета в отличие от сознательной частичности подхода, присущей науке.

Искусство, зародившись еще в первобытном обществе, приобрело свои основные черты в античности, но и в то время оно не сразу начало мыслиться как особый вид деятельности. Вплоть до Платона (включая и его самого) искусством назывались и умение строить дома, и навыки кораблевождения, и врачевание, и управление государством, и поэзия, и философия, и риторика. Процесс обособления собственно эстетической деятельности, т.е. искусства в нашем понимании, начался в конкретных ремеслах, а затем был перенесен в область духовной деятельности, где эстетическое также не было сначала обособлено от утилитарного, этического и познавательного.


Проблема места искусства в жизни человеческого общества интересовала философию во все времена. С конца XIХ и на протяжении всего ХХ вв. европейские и американские философы постоянно высказывали суждения в адрес классического и современного искусства, выстраивая свои модели. Но философия искусства появляется не одновременно с самой философией. Она является порождением Нового времени, начало которому было положено эпохой Возрождения. В качестве самостоятельной философской дисциплины она возникает еще позже - на рубеже XIX-XX вв.
Философия искусства - часть современного философского знания и вместе с тем особая дисциплина в системе наук об искусстве. Философия искусства содержит анализ художественного творчества и объясняющих это творчество теоретических концепций, она рассматривает искусство как сферу бытования человека.
Вопрос о положении искусства в действительности - это основной вопрос философии искусства. Что такое действительность? Согласно философскому пониманию, это объективная реальность, реализующая определенные исторические возможности. Другими словами, действительность - это объективная реальность в ее конкретности и богатстве. И художники, и ученые живут в действительности, и вместе с тем она в известной мере зависит от них. Ученый, кем бы он ни был - критиком, эстетиком, культурологом, философом, - участвует в отношении искусства к действительности, включает в это отношение самого себя. С другой стороны, произведение искусства - не просто вещь. Произведение искусства есть предметная духовность. Традиционное определение искусства - мышление в художественных образах. Художник, отражая действительность, мыслит образно-эмоционально; результат его творчества несет в себе образно-эмоциональное начало, вызывая у публики сходные переживания и мысли.

Общая характеристика философии искусств
Философия искусства - отрасль философии, которая исследует сущность и смысл искусства на основе науки об искусстве, литературе, музыке, учитывая при этом функции искусства внутри культуры и всей сферы ценностей. Философия искусства распадается на две основные области:

объяснение видов искусства и методов художественного изображения и действия;

изучение отношений искусства к этике, религии, метафизике и мировоззрению.

Структура явления искусства

Искусство - это форма общественного сознания, выраженная в отражении общественного производства жизни. Оно является способом познания окружающего мира, то есть формой отражения людьми общественного производства жизни с помощью творческого процесса в соответствии с формой общественного сознания.



Общественное производство жизни составляет реальную основу, над которой возвышается надстройка, которой соответствует творческий процесс.

Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, бытие определяет их сознание

На известном этапе развития формы общественного сознания приходят в противоречие с отражением общественного производства жизни. С изменением общественного производства жизни изменяется искусство.

Искусство в отличие от всех других видов деятельности есть выражение внутренней сущности человека в ее цельности, которая исчезает в частных науках и в любой другой конкретной деятельности, где человек реализует только какую-нибудь одну свою сторону, а не всего себя. Если и в своей практической деятельности, и в науке человек противопоставлен миру, как субъект объекту, и тем ограничен в своей свободе, то в искусстве человек превращает свое субъективное содержание в общезначимое и целостное объективное бытие.

Это внутреннее единство всех духовных сил человека при созда­нии и восприятии произведений искусства обеспечивается синкре­тической силой эстетического сознания. Если, читая научные, публицистические, популярные издания, человек сразу же внутренне настраивается на как бы «фрагментарное» мышление о мире, «забывая все», что ему не пригодится для восприятия данного текста, то, настраиваясь на чтение художественного произведения, он ак­тивизирует в себе все свои духовные силы: и ум, и интуицию, и чувства, и этические понятия, и свое самое потаенное Я. Нет ни одного момента в нашей внутренней духовной жизни, который не мог бы быть вызван и активизирован восприятием искусства. Поэтому основной функцией искусства является его синтетическая миссия, обеспечивающая целостное, полнокровное и свободное восприятие и воссоздание мира, которое возможно только при условии совмещения познавательных, этических, эстетических и всех других моментов человеческого духа.

Предназначение искусства

Вопрос о предназначении искусства связан, с одной стороны, с вопросом о его смысле, конечной цели в исторической и космической эволюции, с другой стороны, с вопросом о функциях искусства в жизни общества и человека.

По первому вопросу философы разделились на три основные группы. Сторонники первой полагают, что искусство имеет космическое, метафизическое, религиозное или иное высшее, над человеческое значение. В частности, В.С. Соловьёв в работе "Общий смысл искусства" обосновал тезис "красота спасёт мир". По его мнению, эстетическая задача совпадает с религиозной, художественное творчество выступает разновидностью теургии. Искусство должно содействовать материализации идеи и одухотворению материи, приближая наступление Царства Божия на земле.


В других концепциях (например, в марксизме) смысл искусства в служении обществу, в частности, он связывается с воспитанием людей, облагораживанием нравов, пропагандой тех или иных ценностей (например, социалистических или буржуазных).

Наконец, третья группа концепций представлена сторонниками "чистого искусства", "искусства для искусства"(Ш. Бодлер, О. Уайльд, Б. Кроче, В. Кандинский). Здесь искусство рассматривается как автономная сфера самореализации человека, ценная сама по себе, не служащая никаким интересам, кроме самовыражения художника, экспериментирования с "чистыми формами", эпатирования публики.

Что касается собственно функций искусства, то, как и любая форма духовного освоения мира (наука, философия, религия), искусство выполняет познавательную, коммуникативную, мировоззренческую, воспитательную, релаксационную (терапевтическую) функции. Какая из них окажется главной, зависит не только от того, какую эстетическую концепцию мы примем за наиболее адекватную, но и от вида и жанра искусства, особенностей самого произведения искусства. Ясно, например, что функция архитектуры иная, чем у лирической поэзии, что фильмы А.Тарковского преследуют иные цели, чем кинопроизведения П. Верховена.


Философия классического искусства
Философия классического искусства по мере углубления философского интереса к человеку в целом, а не к одной из сторон его деятельности, внимание философов все более сосредоточивалось на многообразии сфер человеческой активности. Первый опыт системного подхода к вопросу о месте искусства в культуре дала философия Канта. Культура присутствует как сфера проявления человеческого духа. Философ определяет сферы ее приложения: теория - область познания природы, практика - сфера применения морального закона; третья, связывающая сфера, - эстетическое созерцание и искусство. В культуре человечества имеется область, которую можно считать идеальной моделью культуры, ее сосредоточием. Это искусство и эстетическое отношение к миру. В «Критике способности суждения» Кант определяет искусство как «созидание через свободу». Искусство, по Канту, может быть механическим и эстетическим. Последнее делится на приятное и изящное. Приятные искусства предназначены для развлечения и время препровождения, например, искусство непринужденного разговора, сервировки стола. Изящные искусства содействуют «культуре способностей души», они дают особое «удовольствие рефлексии», приближая сферу эстетического к сфере познания. Одним из первых Кант дает классификацию изящных искусств. Основанием для
деления служит способ выражения идей, т.е. красоты. Различные виды искусства - это различные виды красоты. Существует красота мысли и красота созерцания. Во втором случае материалом для художника служит либо форма, либо содержание. В результате перед нами три вида изящных искусств - словесные, изобразительные и искусство игры ощущений.

Художественную деятельность Кант понимает, как свободную игру рассудка и воображения, создающую прекрасный предмет, который необходим сам по себе, как некий «образец», образ. Искусство способно показать внутреннее назначение вещей в единстве с целями человечества. Искусство, таким образом, превращается у Канта в элемент культуры как системы.

Художественную деятельность Кант понимает, как свободную игру рассудка и воображения, создающую прекрасный предмет, который необходим сам по себе, как некий «образец», образ. Искусство способно показать внутреннее назначение вещей в единстве с целями человечества. Искусство, таким образом, превращается у Канта в элемент культуры как системы. Немецкая классическая философия принципиально по-новому подошла к вопросу о месте искусства в культуре. Культура по отношению к искусству понималась как целостность, а не как ряд видов человеческой деятельности.

Философия искусства Ф.Шиллер

Идея системности, пронизывающая всю немецкую классическую философию, постоянно присутствует при решении проблемы места искусства в культуре. Для Ф. Шиллера (1759-1805) человек искусства - идеальный человек не потому, что он подчинил своему духу мир, культивировал его, а потому, что в преобразовании, своих духовных сил во внешнем мире он воплотил себя не как часть своей сущности, а нашел себя как целостность. Человек, считает Шиллер, лишь в процессе исторического развития утрачивает свою целостность, однако искусство ему эту целостность возвращает. История человечества есть продолжение истории природы в ее высшей потенции. Поэтому искусство, высшая форма культуры, изображает природу и человека во всей полноте их возможностей. Художник не копирует формы природы, он выходит за их пределы для того, чтобы вновь обрести природу в абсолютном синтезе реального и идеального. Искусство как бы подражает творческому процессу, происходящему в природе, вернее, его духу. Оно, подобно организму, и вечное становление, и в то же время гармония. Душа мира становится душой искусства. Художественное произведение является единством смысла и образа, бесконечного и конечного, сознательного и бессознательного, реальным изображением тождества субъективного и объективного. В художественном произведении в конкретно-чувственном образе выражается абсолютное единение человека с универсумом. Шиллер остро чувствует наметившийся с приходом Нового времени разрыв между идеалом и действительностью, искусством и природой, культурой и жизнью. Наиболее глубоко и последовательно вопросы искусства были продуманы Ф. Шеллингом (1775-1854). Основным предметом его интереса в ранний период его деятельности была «философия природы», из которой он впоследствии вывел и свою «философию искусства». Природа - сама себе художник, а искусство - проявление ее самосозидающей силы. Идеальный мир искусства и реальный мир объектов - продукты одной и той же деятельности. Объективный мир есть лишь изначальная, еще неосознанная «поэзия духа». «Философия искусства» Шеллинга - первая попытка построить систему понятий с учетом исторического развития искусства. Философ сопоставляет логический взгляд на искусство с историческим, говорит о противоположности античного и современного ему искусства. Центральное понятие искусства, по Шеллингу, - символ. Учение о символе оказало влияние на философскую и искусствоведческую мысль. Под влиянием философии искусства Шеллинга находились крупнейшие русские мыслители