Файл: Реферат по дисциплине Элективные дисциплины по физической культуре на тему Физическая культура в иерархии ценностей общей культуры и истории человечества.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»
Институт инженерной и экологической безопасности

Кафедра «Управление промышленной и экологической безопасностью»

20.03.01 Техносферная безопасность

Безопасность технологических процессов и производств

РЕФЕРАТ

по дисциплине

«Элективные дисциплины по физической культуре»

на тему

«Физическая культура в иерархии ценностей общей культуры

и истории человечества»

Группа: ТБб-2202а

Студент: Н.Г. Гулбекова

Преподаватель:


Тольятти 2023

Перед рассмотрением общей иерархии физической культуры, стоит разобраться в самом значении выражения «физическая культура». В современном обществе физическая культура занимает очень значимое место. Но многие также знают, что физическая культура очень долго складывалась исторически, можно даже сказать, что с появлением человека на Земле физическая культура взяла путь своего развития и становления.

Физическая культура по своей сущности является областью социальной деятельности, которая направлена на сохранение и укрепление здоровья человека, в процессе осознанной двигательной активности. Это часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни. Формируется личность, способная к социальной адаптации путём физического воспитания, физической подготовки и физического развития. Рассмотрев основные понятия, мы можем определить какое место занимает спорт физическое воспитание в иерархии общечеловеческих ценностей.

Физическая культура в современном мире так или иначе присутствует практически в каждой сфере жизнедеятельности общества. Человечество сейчас рассматривает ее как неотъемлемую часть своей собственной природы и важнейшей ценности, причем не только на общем уровне, но также и на индивидуальном. Такое становление исследуемого феномена занимало тысячелетия, ведь проблемы влияния физической активности на душу и разум человека волновали еще наших древнейших предков.


Ещё во времена существования первобытнообщинного строя, для его членов существовали определенные требования по физической подготовленности и существовала своеобразная система физического воспитания. Физическое развитие и степень физической подготовленности человека, его ловкость, сила, выносливость обеспечивали успех в охоте, войне, в защите от стихийных бедствий, ставя, таким образом, само существование человека в зависимость от уровня развития его физических качеств. Даже известно, что у некоторых древних народов существовали определенные правила перед вступлением в брак. Юношам и девушкам не разрешалось вступать в брачный союз до выполнения определённых испытаний по физической подготовке – этим определялась их способность к самостоятельной жизни.

Физическая культура как феномен состоит из двух компонентов – социального и биологического. Также существует мнение о том, что именно данный вид культуры является первым из тех, которые были освоены древним человеком.

Если рассматривать физическую культуру в контексте развития человечества, то стоит отметить ее важнейшее место в жизни первобытных людей. Для них труд, охота и в принципе выживание шли бок о бок с физическим развитием. Без надлежащего уровня физической подготовки первобытный человек не мог выживать достаточно продолжительное время, ведь тот период человечества отличается особенной опасностью для жизни, конфликтностью среды. В этот период физическая культура являлась важнейшим аспектом жизни человека, но со своими особенностями, ведь такой уровень достигался исключительно вынужденным путем (для удовлетворения своих потребностей) и основываясь не на объективных и научных знаниях, как в современности, а на собственном опыте и опыте предыдущих поколений.

Определенный прогресс развития физической культуры можно наблюдать в Древней Греции. Там физическое развитие граждан было обязательным наряду с ординарным, ведь общество и строй зачастую держались на грубой силе. Но именно в этом периоде появились первые зачатки физической культуры как таковой, в современном ее понимании. Так, начали проводиться соревнования, победители которых пользовались особенной славой и всеобщим уважением. Стоит заметить, что многие знаменитые ученые Древней Греции были отличными спортсменами. Во многом именно с данным фактом связано начало физической культуры как таковой. Люди начали обосновывать и подтверждать знаниями взаимозависимость физического и умственного развития человека.



В Древней Греции появилась первая система физического воспитания, то есть определенную устойчивую совокупность навыков, которым обучались люди в обязательном порядке. Позже подобные системы были применены в других государствах и даже эпохах.

К примеру, в эпоху феодализма также была своя система физического воспитания. Только она была направлена на развитие в человеке рыцарских добродетелей. Интересным является то, что данная система стала первой, которая включала в себя и интеллектуальные компоненты (к примеру, игру в шахматы). Такая система впервые подчеркивала взаимозависимость и позитивное влияние физического развития человека на его интеллект. Был сделан акцент на воспитание не только физически сильных людей, но также на всестороннее их развитие.

Наибольшего развития физическая культура достигла при капитализме. Как составная часть физической культуры получил широкое распространение спорт — особая сфера выявления и сравнения человеческих возможностей в условиях соревновательной деятельности, специальная подготовка к ней, специфические межчеловеческие отношения. Кроме обобщающего понятия «спорт», стали появляться «виды спорта», это означало, что в спорте появился определенный вид соревновательной деятельности. Именно этот термин характеризуется наличием предмета состязания и особым составом действия.

Рассмотрев значение физической культуры и физического воспитания в различных странах, на разных этапах человеческого развития, можно сделать вывод о ценности данной культуры.

Сегодня общество анализирует и воспринимает физическую культуру как часть обыденной жизни. Занятия спортом универсальны. Они уже не нужны человеку как способ выживания или для заслуги уважения и значимости в обществе. Современный человек имеет права выбора, он может воспринимать физическую культуру как профессиональный спорт или же занятия для укрепления общего здоровья, иначе говоря, для души и себя.

Рассмотрим место физической культуры по этапам развития человеческого общества.

В первобытном и рабовладельческом этапе физическая культура занимала центральное место в иерархии ценностей общества. Но это было связано с непосредственной необходимостью применения физической силы в повседневной жизни в быту, для выживания в постоянных конфликтах со средой, выполнения тяжелых работ, улучшения состояния здоровья в особенно тяжелой для него обстановке и отсутствии развитой медицины. Но именно на этом периоде во многом получило свое развитие верное мнение о взаимосвязи физической и умственной составляющих человека. Физическая культура на этапе рабовладельческого строя стала более отчетливой и самостоятельной,
даже в некоторой степени, обоснованной с точки зрения древней науки. Она являлась необходимой и обязательной ценностью для всех людей без исключения.

В феодальном и капиталистических обществах началось некоторое разделение физической культуры по принципам принадлежности людей к элитам. Так, если иметь в виду феодальное общество, то существовала система физической подготовки рыцарей, которая включала в себя перечень дисциплин по подготовке людей всестороннего характера. Но фактически даже минимальная возможность стать рыцарем лишь для немногих привилегированных людей, которые могли себе позволить беззаботно готовиться к этому всю свою жизнь. Большая часть населения имела физическую культуру на уровне предыдущих общественных формаций, то есть исключительно для того, чтобы обеспечить свою жизнедеятельность, эффективную работу. То есть физическая культура делилась на общую и элитарную, которые сильно различались по своей направленности и содержанию. Схожую ситуацию можно проследить и в капиталистической формации, где существовала сфера профессионального спорта и общей физической культуры, также различные по своей структуре. Профессиональный спорт хоть и являлся очень уважаемым видом деятельности, но по своей сути был своего рода способом обмена своего здоровья на деньги и признание, ведь в своем начальном виде он не отличался особенно гуманным подходом к спортсменам.

Он был направлен, прежде всего, на достижение максимальной зрелищности, что далеко не всегда соответствовало принципам гуманизма, сохранению здоровья спортсмена. В этих периодах мы можем отметить небольшой переход физической культуры как ценности с первых планов на второстепенные. Вместе с этим произошло разделение физической культуры сначала по степени элитарности, а затем по принципу принадлежности к профессионалам.

Приобщение людей к фундаментальным культурным ценностям, к числу которых относится и физическая культура, становится главным средством достижения цели образовательной системы. Ценности физической культуры необходимо рассматривать как единство объективных и субъективных ценностей. Объективная ценность физической культуры представляет собой материальные ценности — это могут быть, спортивный инвентарь, спортивные сооружения и различные предметы искусства, которые возникали благодаря спорту. Также объективная ценность может отражается в историческом значении. Это могут быть истории великих спортивных побед, становление видов спорта, деятельность выдающихся людей в области физической культуры на протяжении всей истории человечества. Субъективной ценности форм физической культуры, на мой взгляд достичь намного сложнее. Она представляет собой физические ценности, которые напрямую влияют на развитие и формирование личности человека,
такие как физическое развитие, состояние организма в процессе физкультурноспортивной деятельности. Субъективную форма также могут иметь и духовнонравственные ценности – это наличие высокого духовного идеала, благородная жизненная установка, эстетическое отношение к миру; следование принципам чести и стремление к саморазвитию.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, о том, что современное состояние физической культуры вернуло его позиции как одной из центральных ценностей человека. Кроме того, физическая культура продолжает развиваться и в настоящее время, оказывая огромное влияние на все слои населения. Каждый человек, с самого детства занимается спортом, либо в учебном заведении, либо самостоятельно, развивая не только свою физическую силу, но и находя свои духовно – нравственные ценности. Физическая культура становится элементом обыденности, нормой почти для каждого. Люди всё чаще осознают правильность и нужность физических упражнений для поддержания элементарного здоровья организма. Спорт и физическое воспитание в любое время будет иметь огромную ценность для развития общества.