Файл: Средневековые университеты. Схоластика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СООБЩЕНИЕ

по истории

Тема: «Средневековые университеты. Схоластика»

Выполнила:

Средневековые университеты

История возникновения

Слово «университет» в переводе с латинского означает «совокупность», или «объединение». Надо сказать, что и сегодня, как и в старые времена, оно не потеряло своего значения. Средневековые университеты и школы представляли собой сообщества преподавателей и учеников. Они были организованы с одной целью: давать и получать образование. Средневековые университеты жили по определенным правилам. Только они могли присваивать ученые степени, давали выпускникам право преподавать. Так было во всей христианской Европе. Получали подобное право средневековые университеты от тех, кто их основывал - пап, императоров или королей, то есть тех, кто в то время обладал высшей властью. Основание таких учебных заведений приписывается самым известным монархам. Считается, например, что Оксфордский университет основал Альфред Великий, а Парижский - Карл Великий.

Как был устроен средневековый университет
Во главе обычно стоял ректор. Его должность была выборной. Так же, как и в наше время, средневековые университеты делились на факультеты. Возглавлял каждый из них декан. Прослушав определенное количество курсов, студенты становились бакалаврами, а затем магистрами и получали право на преподавание. При этом они могли продолжать свое обучение, но уже на одном из считающихся «высшими» факультетах по специальностям медицина, право или теология.

То, как был устроен средневековый университет, практически не отличается от современного способа получения образования. Они были открыты перед каждым желающим. И хотя среди студентов и преобладали дети из богатых семей, однако немало было и выходцев из сословия бедняков. Правда, от момента поступления в средневековые университеты и до получения высшей степени доктора проходило много лет, и потому очень немногие проходили этот путь до конца, но зато ученая степень счастливчикам обеспечивала и почет, и возможности быстрой карьеры.


Студенты
Многие молодые люди в поисках самых лучших преподавателей перебирались из одного города в другой и даже уезжали в соседнюю европейскую страну. Нужно сказать, что незнание языков им ничуть не мешало. Европейские средневековые университеты вели обучение на латыни, которая считалась языком науки и церкви. Многие студенты порой вели жизнь странника, а потому получали прозвище «ваганта» - «бродящего». Среди них были и превосходные поэты, творения которых до настоящего времени вызывают у современников большой интерес.
Распорядок жизни студентов был простым: по утрам лекции, а по вечерам - повторение пройденного материала. Вместе с постоянной тренировкой памяти в университетах Средневековья огромное внимание уделяли и умению спорить. Этот навык отрабатывался во время ежедневных диспутов.
Студенческая жизнь
Однако не только из занятий складывалась жизнь тех, кто имел счастье поступить в средневековые университеты. В ней находилось время и для торжественных церемоний, и для шумных пирушек. Тогдашние студенты очень любили свои учебные заведения, здесь они проводили лучшие годы своей жизни, получая знания и находя защиту от чужаков. Они называли их «альма матер».
Студенты обычно собирались в небольшие группы по несколько человек.

Деятельность университетов сопровождали 2 эффекта:

1. Родилось новое сословие учёных. Это были и священники и миряне, которым церковь доверила преподавать истины Божественного Откровения (Библии). Магистрам официально разрешалось обсуждать вопросы веры. Наряду с двумя традиционными властями – церковной и светской – появилась третья, власть интеллектуалов. Её влияние на общественную жизнь становится всё сильнее.

2. Университет не знал кастовых различий. Дети крестьян и ремесленников имели привилегии. Это была низкая плата за обучение и бесплатное жильё. Понятия «благородство» (nobilitas) и «утонченность» (gentilitas) приобрели новый смысл. Теперь они стали обозначать развитый ум, тонкую психику и изощрённый вкус. Вот как об этом писал Джованни Боккаччо: «Образован не тот, кто после долгого обучения в Париже готов продать свои знания по мелочам, как это многие и делают, но тот, кто умеет дознаваться до причин всего в самых истоках».



Схоластика (SCHOLASTICA)


Схоластика - систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля.

 Слово «схоластика» происходит от лат. scholа или, ближе, от производного «Scholasticus», т.е. школьный, учебный. Этим именем обычно обозначается философия, преподававшаяся в школах средних веков. Слово «Scholasticus», употребляемое в качестве существительного, прилагалось сначала к учителям одной или нескольких наук, преподававшихся в основанных Карлом Великим монастырских школах, а также к учителям богословия, а впоследствии оно было перенесено на всех, кто занимался науками, особенно философией.

Схоластика, как период в истории  философии


Второй период в истории  средневековой философии, начинающийся с IX в., обычно называют схоластикой. “Схоластами” называют тех ученых, которые занимаются философией и наукой в их школьной/университетской форме, – прежде всего учителей, которые преподавали в церковных и придворных школах, а позднее, с конца XI–начала XII вв. – в первых европейских университетах.

Однако прежде всего “схоластика” характеризуется своеобразным методом, связанным с практикой обучения в университете и ведения диспута по философско-богословским темам: вопросы вероучения подвергаются рациональному обсуждению путем анализа текстов и рассмотрения аргументов “за” и “против”, в ходе которого находится разумное разрешение неясных, спорных вопросов.

 Характерные черты:

-книжная учёность

-опора на: церковную традицию; на абсолютно авторитетный священный текст (Библию) и формальную логику (средневековую “диалектику”)

-пренебрежение опытом

-передача философских знаний в процессе обучения

 Схоластика черпала знания из античных источников:

-Августина;

-неоплатонизма;

-Боэция

-позднее – из отдельных сочинений Аристотеля.

 

Схоластическая философия  средневековья опирается не только на текст Священного Писания, но и на непосредственное видение реальности, открывающейся взору человека, для которого путь веры составляет главное содержание и смысл его жизни. При этом схоластическая философия пытается выразить и концептуально осмыслить опыт постижения Бога и мира, приобретаемый на самых высоких ступенях духовного совершенствования.


Напряженный поиск рационального  выражения духовного опыта определяет своеобразие схоластики как одной  из форм религиозной философии, отличающейся от философии нерелигиозного типа особым предметом исследования, а от современной  религиозной философии — уверенностью в возможности рационального  постижения веры.

Подводя общие итоги можно сказать, что в эпоху средневековья было выработано специфическое сознание, представляющее собой некий синтез разума и веры, вылившийся в теологию и схоластику. В рамках этого синтеза ставились и по-своему решались все проблемы бытия, духовности, культуры и т.д. Это не исключает отсутствия противоречий внутри средневекового сознания. Более того, сама практика осуществления теологических идей и предписаний наполнена, как нам известно, из истории, событиями жестокими и кровавыми. Отчасти это может быть свидетельством зыбкости средневекового сознания. Для нас, живущих в XXI веке, многие стороны средневековой философии могут стать поучительными как в отрицательном, так и в положительном смысле.