Файл: Проектирование и исследование механизма.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки РФ

федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

«Омский государственный технический университет»
Факультет Транспорта нефти и газа
Кафедра «Машиноведение»

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ (РАБОТА)
по дисциплине «Теория механизмов и машин»

на тему «Проектирование и исследование механизма»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
КП - 2068998 - 15- У3 – 10-21
Студента (ке) Пупкова Валерия Игнатьевна

Курс 2, Группа РК-211

Направление (специальность) Ракетные комплексы и космонавтика
Руководитель: Згонник Ирина Павловна

Выполнил(а)_________________ 20___г.

К защите ____________________20___г.


Выполнение и подготовка к защите КП

Защита КП

Итоговый рейтинг











Проект защищен с оценкой_____________________

Омск-2021


Министерство образования и науки РФ

федеральное государственное образовательное

учреждение высшего образования

«Омский государственный технический университет»

Факультет (институт)___________________

Кафедра «Машиноведение»

Дисциплина _____________________________
ЗАДАНИЕ

на выполнение курсового проекта (курсовой работы)

Студенту (ке)_________________________________________Группа___________

Направление (специальность) ____________________________________________

______________________________________________________________________

Тема курсового проекта «Проектирование и исследование механизма»

Срок сдачи проекта на кафедру «___»____________________20____ г.

Исходные данные к проекту __________________________________________

__________________________________________________________________

Содержание пояснительной записки (перечень подлежащих разработке вопросов):

  1. Метрический синтез механизма.

  2. Структурный анализ механизма.

  3. Кинематический анализ механизмов.

  4. Кинетостатическое исследование рычажного механизма.

  5. Уравновешивание механизма.

Перечень графического материала с указанием основных чертежей: 1 лист – А1, иллюстративный пояснительный материал содержится в пояснительной записке к курсовому проекту (курсовой работе).


Методическая литература и иные информационные источники

  1. Артоболевский И.И. Теория механизмов и машин: учебник для втузов. – 4-е изд., перераб и доп. / И.И. Артоболевский.– М.: Наука, 1988. – 640 с.

  2. Фролов К.В. Теория механизмов и механика машин: учебник для втузов. – 5-е изд. / К.В. Фролов. – М.: Высшая школа, 2005 . – 496 с.

  3. Федоров Н.Н. Проектирование и кинематика плоских механизмов: учеб. пособие / Н.Н. Федоров. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2000. – 144 с.

  4. Федоров Н.Н. Кинетостатика плоских механизмов и динамика машин: учеб. пособие / Н.Н. Федоров. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2001. – 136 с.

  5. Дюндик О.С. Строение и кинематика механизмов: учеб. пособие / О.С. Дюндик; Минобрнауки России, ОмГТУ. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2017. – 144 с.

  6. Рязанцева И.Л. Схемный анализ и синтез механизмов и машин: учеб. пособие / И.Л. Рязанцева; Минобрнауки России, ОмГТУ. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2017. – 186с.

Дата выдачи задания «_____» ___________________ 20___ г.

Руководитель _________________ _______________

Зав. кафедрой _________________ д.т.н., профессор П.Д. Балакин

Задание принял к исполнению студент(ка)______________ «___» ______20___ г.

Аннотация
Расчетно-пояснительная записка содержит структурный, кинематический и кинетостатический анализ кривошипно-ползунного механизма рабочей машины.
Записка машинописного текста – 31 стр., рисунков 15, таблиц 5.
Библиографический список состоит из трёх наименований.
Содержание


Введение

Изучаемая дисциплина «Теория механизмов и машин» рассматривает задачи строения, кинематики и динамики механизмов.

Курсовой проект по дисциплине «Теория механизмов и машин» предусматривает исследования кривошипно-ползунного механизма по трем основным разделам:

  • структурный анализ;

  • кинематический анализ;

  • кинетостатический анализ;

Структурный анализ даёт общее представление об устройстве исследуемого механизма. В ходе данного анализа определяются структура и подвижность механизма, а также класс кинематических пар в составе механизма. Эти сведения будут необходимы в дальнейшем при расчёте структурного механизма.
Кинематический анализ предусматривает расчет кинематических характеристик. В данном разделе строятся 12 различных положений механизма за одинаковые промежутки времени, рассчитываются скорости, ускорения, перемещения точек и звеньев. Расчеты ведутся методом планов (т.е. решение уравнений векторным способом) и методом кинематических диаграмм.



Силовое исследование кривошипно-ползунного механизма основывается на принципе. Д’Аламбера. При котором к статически определяемой структурной группе помимо действующих внешних сил добавляют силы инерции и рассматривают эту группу Ассура, как находящуюся в равновесии. Кинетостатический расчет проводится методом планов сил, а в качестве результата определяется уравновешивающая сила на ведущем звене механизма.

1. Структурный анализ механизма
Структурный анализ позволяет разобраться в устройстве механизма. Основные цели, которые должны быть достигнуты в данном разделе – это:

• Определение структуры механизма;

• Расчет подвижности механизма.

Расчет подвижности механизма. Кривошипно-ползунный механизм состоит из 4 звеньев (рис. 1.1): О(0) – стойка, ОА(1) – кривошип, АВ(2) – шатун, В(3) – ползун




Рис. 1.1 Схема кривошипно-ползунного механизма.
Подвижность кривошипно-ползунного механизма определим по формуле П.Л. Чебышева:

(1,1)

где n – число подвижных звеньев;

Кинематические пары: (0,1) – вращательная; (1,2) – вращательная; (2,3) – вращательная; (3,0) – поступательная

– число кинематических пар 5 класса; – число кинематических пар 4 класса;

В нашем случае , следовательно, в механизме 1 звено способно совершать независимое движение.



Рис. 1.2 Структурная схема механизма.

Формулу образования механизма составляем в соответствии со структурной схемой по рис. 1.2:



Наиболее высокий класс группы, входящий в механизм равен II, следовательно, данный механизм II класса.




2. Кинематический анализ механизма


2.1 Кинематический анализ методом планов.

Кинематический анализ методом планов (гра
фоаналитический метод) достаточно прост, нагляден и имеет достаточную для инженерных расчетов точность. Его суть в том, что связь между скоростями и ускорениями описывается векторными уравнениями, которые решаются графически.

2.1.1 Построение крайних положений.

Крайние положения механизма определяется взаимным расположением кривошипа 1 и шатуна 2, поэтому построение крайних положений начинаем с этих звеньев.

Для построения необходимо вычислить масштабный коэффициент, который позволяет выдержать все пропорции и связать реальные размеры механизма с размерами, используемыми в графической части. Масштабный коэффициент определяется из отношения реального размера механизма (выражается в метрах) к размеру на листе в графической части (выражается в миллиметрах). Найдем значение масштабного коэффициента, используя действительный размер кривошипа, равный 0,059 м, и размер кривошипа на листе графической части, который примем 59 мм:
(2.1)

где – реальный размер кривошипа, ОА – размер в графической части.

(2.2)

Пользуясь полученным масштабным коэффициентом, рассчитаем остальные размеры звеньев механизма.
(2.3)

Аналогично и для всех остальных размеров. Результаты вычислений размеров приведены в таблице 1.

Таблица 1












e

Исходные данные, м

0,059

0,032

0,231

0,1

0,038

Чертеж, мм

59

32

231

100

38



Из точки О радиусом ОА = 59 мм проводим окружность, траекторию движения точки А шатуна АВ. Крайние положения точки А будут в тех случаях, когда кривошип (ОА) и шатун (АВ) будут параллельны и лежат одной линии. Полученные точки обозначаем, одновременно, по известным размерам шатуна, определяются крайние положения ползуна и .


Рис. 2.1 Крайние положения кривошипно-ползунного механизма.

2.1.2 Построение разметки механизма.


Разметка механизма представляет собой механизм в двенадцати положениях в определенные моменты времени. Разметка механизма строится исходя из исходных данных.

Расстояние на окружности движения кривошипа разбиваем на 12 частей, начиная с положения . Получаем 11 промежуточных положений точек А, определяющих положения кривошипа ОА.

С помощью геометрических построений и ранее полученных значений определяем 11 положений точек В и центры тяжести кривошипа и шатуна по значениям и соответственно.



Рис. 2.2 Кинематическая схема механизма в 12-ти положениях.


2.1.3 Определение скоростей для 12-ти положений.


Расчет скоростей производится для всех двенадцати положений механизма. Рассчитываются линейные и угловые скорости всех звеньев, а так же скорости центров масс.

Расчет скоростей и построение планов проведем для второго положения механизма (для остальных положений расчет выполняется аналогично).

Угловая скорость кривошипа:

Используя значение угловой скорости кривошипа определяем скорость точки А:

(2.4)

Данная скорость направлена перпендикулярно к звену ОА а сторону его вращения (в данном случае против часовой стрелки).