Файл: подросток и книга.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Если 20 лет назад дети мечтали читать фантастику, то в начале 90-х

годов эта мечта воплотилась в реальность. Ныне многие семьи имеют эти книги в домашней библиотеке, их покупают и взрослые, и сами подростки. В ряду популярных зарубежных авторов - Ж. Верн, Г. Уэллс, С. Лем, Р. Бредбери, А. Кларк, а отечественных - А. Беляев, И. Ефремов, К. Булычев, А. и Б.Стругацкие (чьи книги были бестселлерами в последние десятилетия). Вместе с тем русская классическая литература занимала в репертуаре чтения подростка небольшое место и являлась преимущественно "деловым" чтением. В круге чтения подростков крайне мало поэзии, практически нет книг по искусству. В этом возрасте появляются группы тех, кто в перспективе станет нечитателем.

Специалисты отмечают, что для большинства подростков чтение не является ежедневным занятием, и устойчивая привычка к нему формируется лишь у трети.

В целом результаты исследования позволяют говорить о том, что сокращается доля чтения в структуре свободного времени подрастающих поколений. Оно так и не становится любимым занятием для огромного числа детей разного возраста. Между тем в эпоху непрерывного самообразования особенно важными становятся развитая культура чтения, информационная грамотность - умение находить и критически оценивать информацию.

Чтение относится к общенациональным проблемам, и от его состояния

зависит духовное здоровье и будущее нации. Исследования, проведенные в разных странах, показывают, что читатели отличаются от нечитателей в своем интеллектуальном развитии. Они способны мыслить в категориях проблем, схватывать целое и устанавливать противоречивую связь явлений, более адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения, иметь больший объем памяти и активное творческое воображение, лучше владеть речью. Они точнее формулируют, свободнее пишут, легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Следовательно, чтение формирует качества наиболее развитого и социально ценного человека. Однако развитие "общества читателей" возможно лишь в определенных социальных условиях. Чтение рассматривается некоторыми социологами как "чуткий, надежный и даже универсальный индикатор состояния общества". Соглашаясь с вышесказанным, можно добавить, что детское чтение - индикатор не только состояния общества, но и отношения общества к своему будущему. Вот почему во многих развитых странах проводится государственная политика в области чтения, и особые усилия прилагаются для поддержки и стимуляции чтения детей и молодежи.


Мы решили сопоставить результаты библиотечных исследований с исследованием читательских предпочтений учащихся нашего класса. Вот какая картина перед нами представилась:

Актуальность поднятой нами проблемы подтверждают данные о состоянии читательской культуры школьников, найденные в журнале «Школьный библиотекарь»:

1. Любят читать: младшие школьники 43%, старшие – 17%

2. Не любят читать: младшие школьники 8%, старшие – 17%.

3. Не читают ничего, кроме заданий учителя, 10% школьников

4. Читают на досуге развлекательную литературу - 40% учащихся.

5. Читают познавательную литературу – 21%

6. Читают для самообразования – 10% школьников.

Эти цифры говорят о снижении интереса к чтению от младшего школьника к старшему.

Восьмиклассникам было предложено из перечня выбрать жанры произведений, которым они отдают предпочтение. Результаты распределились следующим образом:

  • Фантастика – 15 человек.

  • Юмористические произведения – 5 человек.

  • Триллеры (ужастики) – 12 человек.

  • Познавательные – 3 человека.

  • Приключенческие произведения – 13 человека.

  • Детективы – 11 человека.

  • Стихотворения – 3 человек.

  • Рассказы о животных – 1 человек.

  • Сказки – 1 человек.

Из полученных данных мы видим, что наибольшее предпочтение ученики отдают таким жанрам как триллеры (ужастики) – 33%, стихотворения – 30%, фантастика – 26%.

Среди самых любимых книг в читательском досье моего класса:

  • Сердце воина

  • Граф Монте кристо

  • Война миров

  • Остров

  • Два капитана

  • Крылатая смерть

  • 50 дней до моего самоубийства

  • Путь ко дну

  • Джордж гордон Байрон

  • Первый учитель

Никогда не говори, никогда

Таким образом, выявилось переплетение интереса к классической литературе с современными литературными жанрами.

Вопрос «Твой любимый литературный герой» выявил большое разнообразие пристрастий наших одноклассников. Любимыми литературными героями признаны Гарри Поттер, неунывающий Карлсон. Далее список любимых героев книг немного необычен. Таня

Гроттер успешно соперничает с Алисой Селезневой, Тимур с Томом Сойером, собака Бим с псом Алым.

Своим любимым писателем и поэтом ребята считают:

  • А.С.Пушкин – 14 чел.

  • М.Ю.Лермонтов – 4 чел.

  • Л.Н.Толстой – 4 чел.

  • А.Дюма -2 чел.

  • И.А.Бунин – 1 чел.



Сколько же времени уделяют чтению мои сверстники и как часто они читают?

В среднем – 30 мин. в день.

30 % из них читают от 1 до 3 часов,

15 % уделяют чтению 4-5 часов,

15 % - более 5 часов в неделю.

40% - менее 1 часа

На вопрос: «С какой целью ты читаешь?» - ответы ребят тоже неоднозначны.

  • 20%- любят читать,

  • 30%читают только к уроку литературы,

  • 50%- нечем заняться.

Исследование позволяет сделать вывод о том, что познавательная роль чтения сегодня отошла на второй план. Это подтверждает ответ на вопрос «Чтение для тебя – это…» :

  • 20%- любят читать,

  • 30%читают только к уроку литературы,

  • 50%- нечем заняться.



Воспитательное воздействие литературы на подростков
Психологическую сущность воспитательного воздействия на подростка художественной литературы Б.М. Теплов раскрывает следующим образом: «Воспитательное значение художественной литературы заключается в том, что она дает возможность войти «внутрь жизни», пережить кусок жизни, отраженный в свете определенного мировоззрения. И самое важное то, что в процессе этого переживания создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые или усваиваемые».

Это обусловлено действием тех закономерностей, которые заключаются в формирующейся в этом возрасте потребности разобраться в себе и в других людях, в возникающем интересе к личностным качествам — своим и других людей. Ниже остановимся на отдельных аспектах восприятия подростками литературных произведений, влияющих на формирование их личности.

В нашей школе ведется работа по изучению уровня воспитанности учащихся школы. Нам представилась возможность проанализировать результаты этого мониторинга среди учащихся 8 класса (с учетом согласия на обработку персональных данных) и проверить нашу гипотезу о влиянии правильно подобранных книг на формирование личности подростка. Вот, что у нас получилось.

Среди критериев уровня сформированности личности педагоги и родители учащихся выделяют следующие:

  1. Гражданственность и патриотизм

  1. Нравственность, милосердие, гуманизм

  1. Учение, образованность, интеллект

  1. Культура поведения, дисциплина

  1. Здоровый образ жизни

  1. Отношение к природе

  1. Культура семейных отношений

  1. Межличностные отношения

  1. Трудолюбие, шефская помощь

  1. Эстетическая просвещенность

  1. Коллективизм

  2. Ответственность

Критерии оцениваются по пятибалльной системе, составляется сводная ведомость по классу.


Если сравнить итоговые показатели уровня воспитанности каждого учащегося с количеством прочитанных книг, их объемом и проанализировать содержание выбираемых для самостоятельного чтения книг, то можно увидеть прямую зависимость этих показателей. Получается: чем больше ученик читает, особенно произведений с нравственной проблематикой, тем выше уровень его воспитанности.


Нам хотелось бы обратить внимание на такой показатель, как «Трудолюбие, шефская помощь». В нашем классе этот показатель проявляется максимально у всех учащихся. Мы находим объяснение этому факту тем, что еще в пятом классе по внеклассному чтению нам задали прочитать повесть А.П.Гайдара «Тимур и его команда» самостоятельно. Эта повесть произвела на нас всех такое сильное впечатление, что мы ежедневно находили для себя пожилых жителей на своей и соседних улицах, чтобы помочь им. Тайно по ночам и вечерам чистили дорожки от снега, переносили дрова. Затем, становясь старше, мы уже не прятались, продолжали оказывать такую помощь нашим подшефным бабушкам и дедушкам. Мы до сих пор продолжаем помогать престарелым людям, и в этом плане наш класс считается школьным лидером по количеству выполненных добрых дел!
Самые интересные книги для подростков

К счастью, сегодня нет дефицита в печатных изданиях – выбор огромный: у школьников есть возможность прочитать самые лучшие книги для подростков как классиков, так и наших современников. Остается только не ошибиться: не говорить, что это «очень интересно», предлагая произведение, абсолютно не подходящее по возрасту или далекое от его интересов. Какие же книги для подростков можно внести в разряд самых популярных, самых востребованных читательской аудиторией детей среднего и старшего школьного возраста? В первую очередь, конечно, это

произведения, касающиеся непосредственно проблем школы: Ч.Айтматов. «Первый учитель»;

Э.Веркин. «Книга советов по выживанию в школе»;

Г.Матвеев. «Семнадцатилетние»;

Г.Медынский. «Повесть о юности»;

Н.Носов. «Дневник Коли Синицына»;

В.Распутин. «Уроки французского»;

Ст.Чбоски. «Хорошо быть тихоней»

У каждого произведения – свой читатель. Можно составить огромный список интересных книг для подростков и требовать, чтобы они неукоснительно следовали ему в выборе литературы. Однако результата не будет, если взрослые (родители, учителя или старшие друзья), которые будут давать советы насчет увлекательных произведений, не учтут характер, темперамент и интересы юного читателя: напротив, подросток прочитает те самые лучшие книги для подростков и юношества, по мнению его советчиков, разочаруется и надолго забудет дорогу в книжные магазины и библиотеки, не станет интересоваться и той художественной литературой, которая доступна в Интернете. Отбить желание очень легко – гораздо сложнее привить любовь к чтению. Отцы и дети: разница не только в возрасте! «Мастер и Маргарита», «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича»… То, что видится очень интересным взрослым, часто не вызывает никакого восторга со стороны подрастающих детей, и, напротив, самые интересные книги для подростков кажутся иной раз родителям слишком примитивными с точки зрения сюжета, лишенными особой глубины с точки зрения нравственных ценностей. Что можно здесь посоветовать родителям? Не стоит требовать от ребенка, чтобы он в 13-14 лет понимал всю ценность наследия классиков: Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, Е.М.Салтыкова-Щедрина, С.Н.Лескова, Н.В.Гоголя и других великих художников слова; вряд ли он поймет всю глубину романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»; оценит значимость рассказов А.Солженицына «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича». Все должно идти поэтапно: сначала ребенок должен просто полюбить чтение, перечитать многие подростковые книги и научиться сопереживать героям, анализировать их поступки, и только потом, когда придет интерес и хотя бы частичное понимание вопросов, связанных с философией, проблемами нравственного выбора и взаимоотношений между мужчиной и женщиной, переходить к литературе, заставляющей читателя серьезно задумываться о прочитанном, сопоставлять свои жизненные приоритеты с той духовной высотой, которая была задана автором.