Файл: подросток и книга.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Педагогический подход к выбору книги.

Что можно ответить тем родителям, которые просят: «Пожалуйста, посоветуйте книгу для подростка такую, которая бы его впечатлила!» Сначала нужно выяснить, чем увлекается ребенок, и уже исходя из этого, рекомендовать литературу, которая будет хотя бы косвенно перекликаться с его интересами – только тогда можно рассчитывать на то, что произведение действительно понравится. Например, если вы знаете, что ребенок увлекается техникой, скорее всего, ему будет близко творчество писателей-фантастов; предложите лучшие подростковые

книги про «мир будущего»:

А.Беляев. «Голова профессора Доуэля»;

К.Булычев. «Приключения Алисы»;

И.Ефремов. «Час быка»;

А.Конан Дойль «Затерянный мир»;

А.Линдгрен. «Мио, мой Мио!».

Отвечая на вопрос, какую книгу почитать подростку с учетом его возрастных интересов, нельзя не отметить огромное значение авторов с мировым именем в формировании мировоззрения, развитии эстетического вкуса произведений.

Книги, развивающие эстетический вкус:

У.Шекспир. «Ромео и Джульетта», «Гамлет»;

Г.Гете. «Фауст»;

А.де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»;

Д.Лондон. «Белый клык», «Мартин Иден».

Добро побеждает не только в сказках! Подростки отнюдь не равнодушны к чужим проблемам и любят истории с оптимистичным концом, необходимо обратить их внимание на интересные книги для подростков тех авторов, которые акцентировали внимание читателей на гуманности, милосердии, проявляемыми их героями; старались внушить читателям мысль о том, что доброта должна быть бескорыстной, зло наказуемо, и именно порядочность помогает людям выходить из сложных жизненных ситуаций.

Книги о нравственных подвигах героев:

Г.Бичер-Стоу. «Хижина дяди Тома»;

А.Дюма. «Граф Монте Кристо»;

В.Гюго. «Отверженные», «Собор Парижской Богоматери», «Человек, который смеется».

Если подросток с детства проявляет черты лидера, всегда стремиться к достижению своих целей, пожалуй, стоит поддержать его веру в свои силы, предложить ему интересные подростковые

книги из серии приключенческой литературы:


Ф.Бернетт. «Маленький лорд Фаунтлерой»;

Б.Житков. «Морские истории»;

Ж.Верн. «Пятнадцатилетний капитан»;

В.Крапивин. «Тень Каравеллы»;

Н.Чуковский. «Водители фрегатов».

Эти книги повествуют о дружбе, первых чувствах, всегда интересны ребятам. Необходимо подобрать такие книги для подростков про любовь или дружбу, в которых бы давались примеры того, как красиво строить отношения со сверстниками, как деликатно дать знать человеку о том, что он нравится; как сохранить взаимные чувства!

Книги о любви

А.Грин. «Алые паруса»;

Дж.Грин. «Ошибки в наших звездах»;

К.Гудовите. «Дневник простой девчонки»;

О.Дзюба. «Только будь со мною рядом»;

В.Иванова. «Любовь на спор», «Пылающие сердца»;

Дж.Смит. «Статистическая вероятность любви с первого взгляда»; Р.Фраерман. «Дикая собака Динго».

Нельзя не отметить интерес ребят к творчеству писателей-современников: их произведения созвучны времени, их герои близки по духу юным читателя. Какие же современные книги для подростков считаются самыми популярными? К ним можно отнести произведения следующих авторов:

Не только классика…

А.Гиваргизов. «Космонавты»;

Г.Гордиенко. «Подарок ко дню рождения»;

Д.Емец. «Планета Черного Императора», «Месть мертвого Императора», «Повелители галактик»;

Т.Крюкова. «Гордячка», «Ловушка для героя»;

Мэг Кэбот. «Принцесса навсегда»;

К.Функе. «Король воров», «Бесшабашный», «Рыцарь-призрак».

Литература о саморазвитии.

В список лучших книг для подростков обязательно войдут и авторы, специализирующихся на темах личностного роста. Можно по-разному относиться к их идеям: в конечном итоге каждый человек выбирает свой путь и ориентируется на свои собственные установки, однако взрослеющим ребятам будет полезно почитать о том, какие методики применялись успешными людьми, какие советы, основанные на практическом опыте, дают они заинтересованной читательской аудитории.

Дж.Кехо. «Подсознание может все»;

А.Курпатов. «27 верных способов получить то, что хочется»;

Наполеон Хилл. «Думай и богатей»;

Г.Форд. «Генри Форд Моя жизнь, мои достижения»;

Д.Карнеги «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей».

Это книги о том, какие приемы применять для достижения целей, но, прежде всего, об элементарных правилах поведения в обществе, культуре взаимоотношений в семье, в коллективе.



А важна ли «обложка»? Напоследок дадим заинтересованным людям еще один совет: для истинных ценителей литературы важно содержание, но для неопытных читателей, каковыми являются дети, иногда важнее его оформление. Предложите им старую растрепанную книжку – они могут и не прикоснуться к ней, потому что в таком виде она им совершенно неинтересна! Наш совет родителям: подарите ребенку электронную книгу и внесите в нее все книги, которые стоит прочитать подростку для развития кругозора. Будет ли он их читать? Если не все, то многие прочитает обязательно: во-первых, книга будет у него всегда под рукой, а во-вторых, иметь ее – престижно! В течение дня обязательно выкроится часик-другой: время, проводимое в транспорте, переменки между уроками – любые «паузы» можно провести с пользой! Мы бы не смогли привести все популярные книги для подростков, список их намного больше! Информацию о популярности той или иной книги можно получить на сайтах Интернета, исходя не только из рейтинга запросов, но и по отзывам читателей, которые оставляются последними на тематических форумах.

Заключение
«Скажи мне, кто твой друг…» Перефразируя известное изречение поэта Еврипида «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты», можно утверждать: «Скажи мне, какие книги тебе нравятся, и я скажу, кто ты: чем ты увлекаешься, как относишься к людям, о чем мечтаешь!» Хотите лучше знать подростков, больше понимать их, следите за их реакцией на творчество тех или иных авторов, просите их оставлять в читательском дневнике отзывы о прочитанном. И тогда вам будет легче найти ответ на вопрос, какую книгу прочитать подростку с учетом его интеллектуальных и духовных запросов, какое произведение для него будет интересным, а до какого, несмотря на популярность автора, он еще не дорос!

Мир прекрасного... Приобщение к нему как бы раздвигает горизонты видения окружающего, создает новые потребности, совершенствует вкус. Формирование способности полноценно воспринимать, глубоко чувствовать и понимать прекрасное в искусстве, в природе, в поступках людей, в быту - это важнейшая задача воспитания. Приобщение к прекрасному в любой форме - это воспитание увлеченности, пробуждение активного, творческого отношения к миру.

Формирование полноценной личности подростка немыслимо без воздействия художественной литературы. Привитие любви к чтению особенно важно в подростковом возрасте, когда налицо новый уровень развития самосознания, яркость чувств, постоянное стремление к новым впечатлениям, к общению и самовыражению. Художественная литература несовместима с равнодушием, праздностью, серостью и скукой, которые так опасны в этом возрасте. В своей работе мы ставили цель выявить круг читательских интересов наших сверстников, изучить читательские предпочтения учащихся 8 класса МБОУ "Дегтярская СОШ", определить, как чтение влияет на формирование личности подростков, изучить, какие книги необходимо читать подросткам.


Выглядит оно следующим образом: в круге чтения восьмиклассников присутствует литература всех родов и жанров. Однако среди книг, наиболее часто выбираемых одноклассниками, оказываются книги об их сверстниках, фантастика, триллеры и юмористические произведения. Неинтересна моим одноклассникам познавательная литература. Много ребят увлечены поэзией и рассказами о животных.

Таким образом, читатель – восьмиклассник в нашем понимании предстает как фигура достаточно противоречивая, с очень разнообразным кругом чтения.

В целом, ребята нашего класса очень положительно относятся к чтению как форме досуга, проводят с книгой в среднем 2-3 часа в неделю, любят читать и выбирают книги по своему вкусу.

Большинство школьников осознаёт важность и нужность чтения, роль книги в жизни человека.

Результаты наших исследований убеждают в том, что читательский интерес наших одноклассников достаточно высок. Однако пока мои одноклассники читают литературу «для души», а не «для ума и сердца». В классе есть ребята, которые читают по принуждению или не читают вовсе. Но есть и положительные стороны: это использование новых информационных технологий, независимость в формировании круга своего чтения. Тем не менее, нам ещё очень многое нужно сделать, чтобы вернуть книге её прежнюю роль источника знаний, друга, помогающего познать себя и окружающий мир, делающего человека добрее.

Повышение интереса к хорошей и нужной книге зависит от каждого из нас, и все мы должны прилагать усилия к тому, чтобы чтение снова заняло своё лидирующее место среди форм досуга моих сверстников. Первым шагом к этому стала наша работа, результатом которой является не только читательское досье 8 класса.

Проведенный сравнительный анализ уровня воспитанности учащихся нашего класса с количеством и качеством читаемых ими книг позволил нам убедиться в верности выдвинутой нами гипотезы: чем больше ученик читает, особенно произведений с нравственной проблематикой, тем выше уровень его воспитанности.

Список литературы

1. Гуревич С.А. Организация чтения учащихся старших классов. - М., 1984.

2. Тихомирова И.И. Психология детского чтения от «А» до «Я».

3. Тихомирова И.И. Материалы к проведению родительского собрания, посвящённого детскому чтению. Ж. «Школьная библиотека», №9 -10, 2005 г.

4. Словарь юного книголюба. – М., «Книга», 1982 г.


5. Полозова Т.Д. Всем лучшем во мне я обязан книгам. – М., «Просвещение», 1990 г.

6. Чудинова В. П. Социализация личности – Школьная библиотека, 2005, № 7. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. - М., 1964.

Приложение 1
Анкета

«Читательские интересы»


  1. Твои читательские предпочтения (нужное обведите в кружочек):

- фантастика

- юмористические произведения

- триллеры («ужастики»)

- познавательные книги (энциклопедии)

- приключенческие произведения

- детективы

- стихотворения

- книги о моих сверстниках

- рассказы о животных

- сказки

2. Твое любимое произведение (указать название и автора): _______________________________________

3. Твой любимый писатель:____________________________________________________________________

4. Твой любимый поэт:________________________________________________________________________

5. Как часто ты читаешь?

- каждый день

- 2 раза в неделю

- реже двух раз в неделю

6. Сколько времени в неделю уделяешь чтению?

- менее 1 часа

- от 1 до 3 часов

- от 3 до 5 часов

7. С какой целью ты читаешь?

- люблю читать

- заставляют родители

- нужно читать к уроку литературы

- больше нечем заняться

- не люблю читать

8. Чтение для тебя – это…

- отдых, развлечение

- познание нового

- помощь в учебе

- другое (указать)

Приложение 2
Сводная ведомость уровня воспитанности учащихся 8 класса


 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

 

1

Барышева Анастасия Сергеевна

5

4

5

5

5

5

5

4

5

5

4

5

4,8

2

Боровков Евгений Владимирович

5

5

4

5

2

4

3

5

5

4

5

5

4,3

3

Бунин Никита Максимович

4

3

3

4

5

4

3

3

5

4

4

4

3,8

4

Зенков Владислав Евгеньевич

3

2

3

3

2

3

2

4

5

4

5

3

3,3

5

Ионин Дмитрий Васильевич

5

5

3

4

5

4

4

4

5

5

4

4

4,3

6

Ионин Семен Васильевич

5

5

4

4

5

4

4

3

5

5

4

4

4,3

7

Комаров Андрей Юрьевич

3

4

2

2

3

3

3

3

5

3

4

3

3,2

8

Мерлицкий Денис Александрович

5

5

4

4

5

4

5

4

5

5

4

4

4,5

9

Моисеенко Анна Николаевна

5

5

4

5

5

5

5

4

5

5

4

5

4,8

10

Нагель Андрей Артурович

5

5

5

5

5

5

5

4

5

5

5

5

4,9

11

Нагель Владислав Валерьевич

5

5

3

4

5

4

5

4

5

4

4

4

4,3

12

Нейфельдт Вилли Петрович

4

5

4

5

5

4

5

3

5

4

4

5

4,4

13

Рыбаченко Наталья Владимировна

4

5

3

4

5

5

5

3

5

4

4

5

4,3

14

Смаченко Дмитрий Иванович

5

5

3

3

2

3

4

5

5

4

5

4

4,0

15

Стадникова Юля Ивановна

5

4

4

5

5

5

5

4

5

4

4

5

4,6

16

Уваров Данил Васильевич

5

5

4

5

5

4

5

5

5

5

5

5

4,8

17

Целых Ирина Михайловна

5

5

3

4

5

4

4

4

5

4

4

4

4,3

18

Шарипов Алексей Алексеевич

5

5

3

4

5

4

4

5

5

4

5

4

4,4

19

Эверт Ангелина Васильевна

5

5

4

5

5

5

5

5

5

5

5

5

4,9

20

Эверт Эрика Викторовна

5

5

4

5

5

5

5

5

5

5

5

5

4,9

 

 

4,6

4,6

3,6

4,25

4,4

4,15

4,25

4

5

4,4

4,4

4,4

4,3