ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Педагогический подход к выбору книги.
Что можно ответить тем родителям, которые просят: «Пожалуйста, посоветуйте книгу для подростка такую, которая бы его впечатлила!» Сначала нужно выяснить, чем увлекается ребенок, и уже исходя из этого, рекомендовать литературу, которая будет хотя бы косвенно перекликаться с его интересами – только тогда можно рассчитывать на то, что произведение действительно понравится. Например, если вы знаете, что ребенок увлекается техникой, скорее всего, ему будет близко творчество писателей-фантастов; предложите лучшие подростковые
книги про «мир будущего»:
А.Беляев. «Голова профессора Доуэля»;
К.Булычев. «Приключения Алисы»;
И.Ефремов. «Час быка»;
А.Конан Дойль «Затерянный мир»;
А.Линдгрен. «Мио, мой Мио!».
Отвечая на вопрос, какую книгу почитать подростку с учетом его возрастных интересов, нельзя не отметить огромное значение авторов с мировым именем в формировании мировоззрения, развитии эстетического вкуса произведений.
Книги, развивающие эстетический вкус:
У.Шекспир. «Ромео и Джульетта», «Гамлет»;
Г.Гете. «Фауст»;
А.де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»;
Д.Лондон. «Белый клык», «Мартин Иден».
Добро побеждает не только в сказках! Подростки отнюдь не равнодушны к чужим проблемам и любят истории с оптимистичным концом, необходимо обратить их внимание на интересные книги для подростков тех авторов, которые акцентировали внимание читателей на гуманности, милосердии, проявляемыми их героями; старались внушить читателям мысль о том, что доброта должна быть бескорыстной, зло наказуемо, и именно порядочность помогает людям выходить из сложных жизненных ситуаций.
Книги о нравственных подвигах героев:
Г.Бичер-Стоу. «Хижина дяди Тома»;
А.Дюма. «Граф Монте Кристо»;
В.Гюго. «Отверженные», «Собор Парижской Богоматери», «Человек, который смеется».
Если подросток с детства проявляет черты лидера, всегда стремиться к достижению своих целей, пожалуй, стоит поддержать его веру в свои силы, предложить ему интересные подростковые
книги из серии приключенческой литературы:
Ф.Бернетт. «Маленький лорд Фаунтлерой»;
Б.Житков. «Морские истории»;
Ж.Верн. «Пятнадцатилетний капитан»;
В.Крапивин. «Тень Каравеллы»;
Н.Чуковский. «Водители фрегатов».
Эти книги повествуют о дружбе, первых чувствах, всегда интересны ребятам. Необходимо подобрать такие книги для подростков про любовь или дружбу, в которых бы давались примеры того, как красиво строить отношения со сверстниками, как деликатно дать знать человеку о том, что он нравится; как сохранить взаимные чувства!
Книги о любви
А.Грин. «Алые паруса»;
Дж.Грин. «Ошибки в наших звездах»;
К.Гудовите. «Дневник простой девчонки»;
О.Дзюба. «Только будь со мною рядом»;
В.Иванова. «Любовь на спор», «Пылающие сердца»;
Дж.Смит. «Статистическая вероятность любви с первого взгляда»; Р.Фраерман. «Дикая собака Динго».
Нельзя не отметить интерес ребят к творчеству писателей-современников: их произведения созвучны времени, их герои близки по духу юным читателя. Какие же современные книги для подростков считаются самыми популярными? К ним можно отнести произведения следующих авторов:
Не только классика…
А.Гиваргизов. «Космонавты»;
Г.Гордиенко. «Подарок ко дню рождения»;
Д.Емец. «Планета Черного Императора», «Месть мертвого Императора», «Повелители галактик»;
Т.Крюкова. «Гордячка», «Ловушка для героя»;
Мэг Кэбот. «Принцесса навсегда»;
К.Функе. «Король воров», «Бесшабашный», «Рыцарь-призрак».
Литература о саморазвитии.
В список лучших книг для подростков обязательно войдут и авторы, специализирующихся на темах личностного роста. Можно по-разному относиться к их идеям: в конечном итоге каждый человек выбирает свой путь и ориентируется на свои собственные установки, однако взрослеющим ребятам будет полезно почитать о том, какие методики применялись успешными людьми, какие советы, основанные на практическом опыте, дают они заинтересованной читательской аудитории.
Дж.Кехо. «Подсознание может все»;
А.Курпатов. «27 верных способов получить то, что хочется»;
Наполеон Хилл. «Думай и богатей»;
Г.Форд. «Генри Форд Моя жизнь, мои достижения»;
Д.Карнеги «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей».
Это книги о том, какие приемы применять для достижения целей, но, прежде всего, об элементарных правилах поведения в обществе, культуре взаимоотношений в семье, в коллективе.
А важна ли «обложка»? Напоследок дадим заинтересованным людям еще один совет: для истинных ценителей литературы важно содержание, но для неопытных читателей, каковыми являются дети, иногда важнее его оформление. Предложите им старую растрепанную книжку – они могут и не прикоснуться к ней, потому что в таком виде она им совершенно неинтересна! Наш совет родителям: подарите ребенку электронную книгу и внесите в нее все книги, которые стоит прочитать подростку для развития кругозора. Будет ли он их читать? Если не все, то многие прочитает обязательно: во-первых, книга будет у него всегда под рукой, а во-вторых, иметь ее – престижно! В течение дня обязательно выкроится часик-другой: время, проводимое в транспорте, переменки между уроками – любые «паузы» можно провести с пользой! Мы бы не смогли привести все популярные книги для подростков, список их намного больше! Информацию о популярности той или иной книги можно получить на сайтах Интернета, исходя не только из рейтинга запросов, но и по отзывам читателей, которые оставляются последними на тематических форумах.
Заключение
«Скажи мне, кто твой друг…» Перефразируя известное изречение поэта Еврипида «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты», можно утверждать: «Скажи мне, какие книги тебе нравятся, и я скажу, кто ты: чем ты увлекаешься, как относишься к людям, о чем мечтаешь!» Хотите лучше знать подростков, больше понимать их, следите за их реакцией на творчество тех или иных авторов, просите их оставлять в читательском дневнике отзывы о прочитанном. И тогда вам будет легче найти ответ на вопрос, какую книгу прочитать подростку с учетом его интеллектуальных и духовных запросов, какое произведение для него будет интересным, а до какого, несмотря на популярность автора, он еще не дорос!
Мир прекрасного... Приобщение к нему как бы раздвигает горизонты видения окружающего, создает новые потребности, совершенствует вкус. Формирование способности полноценно воспринимать, глубоко чувствовать и понимать прекрасное в искусстве, в природе, в поступках людей, в быту - это важнейшая задача воспитания. Приобщение к прекрасному в любой форме - это воспитание увлеченности, пробуждение активного, творческого отношения к миру.
Формирование полноценной личности подростка немыслимо без воздействия художественной литературы. Привитие любви к чтению особенно важно в подростковом возрасте, когда налицо новый уровень развития самосознания, яркость чувств, постоянное стремление к новым впечатлениям, к общению и самовыражению. Художественная литература несовместима с равнодушием, праздностью, серостью и скукой, которые так опасны в этом возрасте. В своей работе мы ставили цель выявить круг читательских интересов наших сверстников, изучить читательские предпочтения учащихся 8 класса МБОУ "Дегтярская СОШ", определить, как чтение влияет на формирование личности подростков, изучить, какие книги необходимо читать подросткам.
Выглядит оно следующим образом: в круге чтения восьмиклассников присутствует литература всех родов и жанров. Однако среди книг, наиболее часто выбираемых одноклассниками, оказываются книги об их сверстниках, фантастика, триллеры и юмористические произведения. Неинтересна моим одноклассникам познавательная литература. Много ребят увлечены поэзией и рассказами о животных.
Таким образом, читатель – восьмиклассник в нашем понимании предстает как фигура достаточно противоречивая, с очень разнообразным кругом чтения.
В целом, ребята нашего класса очень положительно относятся к чтению как форме досуга, проводят с книгой в среднем 2-3 часа в неделю, любят читать и выбирают книги по своему вкусу.
Большинство школьников осознаёт важность и нужность чтения, роль книги в жизни человека.
Результаты наших исследований убеждают в том, что читательский интерес наших одноклассников достаточно высок. Однако пока мои одноклассники читают литературу «для души», а не «для ума и сердца». В классе есть ребята, которые читают по принуждению или не читают вовсе. Но есть и положительные стороны: это использование новых информационных технологий, независимость в формировании круга своего чтения. Тем не менее, нам ещё очень многое нужно сделать, чтобы вернуть книге её прежнюю роль источника знаний, друга, помогающего познать себя и окружающий мир, делающего человека добрее.
Повышение интереса к хорошей и нужной книге зависит от каждого из нас, и все мы должны прилагать усилия к тому, чтобы чтение снова заняло своё лидирующее место среди форм досуга моих сверстников. Первым шагом к этому стала наша работа, результатом которой является не только читательское досье 8 класса.
Проведенный сравнительный анализ уровня воспитанности учащихся нашего класса с количеством и качеством читаемых ими книг позволил нам убедиться в верности выдвинутой нами гипотезы: чем больше ученик читает, особенно произведений с нравственной проблематикой, тем выше уровень его воспитанности.
Список литературы
1. Гуревич С.А. Организация чтения учащихся старших классов. - М., 1984.
2. Тихомирова И.И. Психология детского чтения от «А» до «Я».
3. Тихомирова И.И. Материалы к проведению родительского собрания, посвящённого детскому чтению. Ж. «Школьная библиотека», №9 -10, 2005 г.
4. Словарь юного книголюба. – М., «Книга», 1982 г.
5. Полозова Т.Д. Всем лучшем во мне я обязан книгам. – М., «Просвещение», 1990 г.
6. Чудинова В. П. Социализация личности – Школьная библиотека, 2005, № 7. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. - М., 1964.
Приложение 1
Анкета
«Читательские интересы»
-
Твои читательские предпочтения (нужное обведите в кружочек):
- фантастика
- юмористические произведения
- триллеры («ужастики»)
- познавательные книги (энциклопедии)
- приключенческие произведения
- детективы
- стихотворения
- книги о моих сверстниках
- рассказы о животных
- сказки
2. Твое любимое произведение (указать название и автора): _______________________________________
3. Твой любимый писатель:____________________________________________________________________
4. Твой любимый поэт:________________________________________________________________________
5. Как часто ты читаешь?
- каждый день
- 2 раза в неделю
- реже двух раз в неделю
6. Сколько времени в неделю уделяешь чтению?
- менее 1 часа
- от 1 до 3 часов
- от 3 до 5 часов
7. С какой целью ты читаешь?
- люблю читать
- заставляют родители
- нужно читать к уроку литературы
- больше нечем заняться
- не люблю читать
8. Чтение для тебя – это…
- отдых, развлечение
- познание нового
- помощь в учебе
- другое (указать)
Приложение 2
Сводная ведомость уровня воспитанности учащихся 8 класса
| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
1 | Барышева Анастасия Сергеевна | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4,8 |
2 | Боровков Евгений Владимирович | 5 | 5 | 4 | 5 | 2 | 4 | 3 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 4,3 |
3 | Бунин Никита Максимович | 4 | 3 | 3 | 4 | 5 | 4 | 3 | 3 | 5 | 4 | 4 | 4 | 3,8 |
4 | Зенков Владислав Евгеньевич | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 4 | 5 | 4 | 5 | 3 | 3,3 |
5 | Ионин Дмитрий Васильевич | 5 | 5 | 3 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4,3 |
6 | Ионин Семен Васильевич | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 3 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4,3 |
7 | Комаров Андрей Юрьевич | 3 | 4 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 5 | 3 | 4 | 3 | 3,2 |
8 | Мерлицкий Денис Александрович | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4,5 |
9 | Моисеенко Анна Николаевна | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4,8 |
10 | Нагель Андрей Артурович | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4,9 |
11 | Нагель Владислав Валерьевич | 5 | 5 | 3 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4,3 |
12 | Нейфельдт Вилли Петрович | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | 4 | 5 | 3 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4,4 |
13 | Рыбаченко Наталья Владимировна | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | 5 | 5 | 3 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4,3 |
14 | Смаченко Дмитрий Иванович | 5 | 5 | 3 | 3 | 2 | 3 | 4 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4,0 |
15 | Стадникова Юля Ивановна | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4,6 |
16 | Уваров Данил Васильевич | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4,8 |
17 | Целых Ирина Михайловна | 5 | 5 | 3 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4,3 |
18 | Шарипов Алексей Алексеевич | 5 | 5 | 3 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4,4 |
19 | Эверт Ангелина Васильевна | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4,9 |
20 | Эверт Эрика Викторовна | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4,9 |
| | 4,6 | 4,6 | 3,6 | 4,25 | 4,4 | 4,15 | 4,25 | 4 | 5 | 4,4 | 4,4 | 4,4 | 4,3 |