Файл: Роль уроков русского языка в формировании читательской грамотности младшего школьникачитательской грамотности младшего школьника.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 36
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Роль уроков русского языка в формировании
читательской грамотности младшего школьника
читательской грамотности младшего школьника
Марина Ивановна Кузнецова
, д. п. н., ведущий научный сотрудник
Центра начального общего образования ФГБНУ ИСРО РАО
Проблемы, которые хотелось бы обсудить:
• читательская грамотность как предметный и
метапредметный результат;
• особенности работы с
информационно- содержательными, инструктивными и справочными текстами на уроках русского языка;
текстами на уроках русского языка;
• отбор текстов для построения упражнений;
• приемы работы с лингвистическими правилами и алгоритмами;
• способы активизации работы учащихся со справочным приложением к
учебникам;
с дополнительными словарями различной направленности.
Словосочетание
«читательская
грамотность»
появилось в 1991 г., когда IEA
(International
Association for the
Evaluation of
Educational
Achievement)
–
организация,
инициировавшая сравнительное исследование качества чтения, искала понятие, определяющее
Как появился термин
«читательская грамотность»?
качества чтения, искала понятие, определяющее чтение не только со стороны техники, но в широком функциональном контексте
–
как
возможность
размышлять
о
прочитанном
и
использовать
прочитанное
для
достижения
личных
и
общественных целей
,
в первую очередь – для дальнейшего обучения.
PIRLS
–
международное сравнительное исследование
качества
чтения
и
понимания
текста учащимися начальной школы (4 класс)
:
«Читательская грамотность – способность понимать и использовать письменную речь во всём разнообразии её форм для целей, требуемых
Определение читательской грамотности в исследовании PIRLS
разнообразии её форм для целей, требуемых обществом и/или ценных для индивида. На основе разнообразных текстов читатели конструируют собственные значения. Они читают, чтобы учиться,
чтобы участвовать в школьных и внешкольных читательских сообществах и для удовольствия».
Влияние уроков русского языка на читательскую грамотность:
• прямое влияние: учащиеся много читают на уроках русского языка, содержание раздела программы
«Развитие речи» связано с работой с текстами;
• опосредованное влияние: читатель всегда ведет диалог с автором (важен уровень развития устной речи и
уровень развития внутренней речи),
речи и
уровень развития внутренней речи),
читатель высказывает свою точку зрения,
обсуждает текст с другими читателями, записывает ответы на вопросы.
ОЧЕНЬ советую посмотреть вебинар С.В. Иванова «Работа с текстом при подготовке к ВПР»:
https://rosuchebnik.ru/material/rabota-s-tekstom-pri-podgotovke-k- vpr/
Виды текстов
Информационно-
содержательные
Инструктивные
Справочные
•Работа с
инструктивными и
справочными текстами не всегда ориентирована на развитие читательских умений и не всегда читательских умений и не всегда позволяет ученикам овладеть стратегиями работы с текстами разных типов.
Роль периода обучения грамоте в формировании читательской грамотности читательской грамотности
9
10
11
12
Определи последовательность предложений так, чтобы получился текст. Напиши в номер для каждого предложения.
Высунется из такой лунки,
посмотрит по
Пример задания из проверочной работы, проведенной в конце 1 класса в одном из регионов Российской Федерации
Высунется из такой лунки,
посмотрит по сторонам – и опять в море нырнет.
Для этого она в льдинах даже лунки оставляет.
Вот поэтому все и думают, что она очень любопытная.
Почему нерпу называют любопытной?
Зимой нерпа всё время из воды выглядывает.
Роль устных ответов в формировании читательской грамотности грамотности
Для начала овладения письменной речью важен уровень развития устной речи, объем словарного запаса,
уровень лексического и
грамматического развития. Далее влияние устной речи на развитие письменной продолжается, но имеет при этом ряд особенностей. «Устное рассказывание будет сильнее влиять на письменную речь ребенка, если, рассказывая,
он соблюдает два условия: 1) говорит выразительно, то он соблюдает два условия: 1) говорит выразительно, то есть максимально ориентируется на слушателя; 2)
избегает так называемых «ситуативных» элементов,
которые для письменно речи не только не нужны, но и вредны».
Эльконин Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся; под редакцией В. В. Давыдова, Т. А. Нежновой. — М.: ИНТОР, 1998. c.
57
Когда школьник говорит перед классом, он должен уметь приспособить к этим условиям и силу голоса, и интонацию, и словарь, и синтаксис своей речи. Умение ориентировать свой устный монолог на слушателя в известной степени поможет ему на слушателя в известной степени поможет ему ориентировать на отсутствующего читателя и свою письменную речь. В обоих случаях большую роль играет воображение, т. е. умение поставить себя одновременно и на место говорящего (пишущего), и на место слушающего (читающего)».
Потенциал учебников
«Русский язык» в работе с текстами для формирования текстами для формирования читательской грамотности
Первая линия – целенаправленная работа с текстами на уроках русского языка.
языка.
Содержательная линия
«Развитие речи»
1 класс
Целенаправленная работа на уроках русского языка над тремя типами текстов: повествование, описание, текстов: повествование, описание, рассуждение
Ночью на море был сильный шторм.
Грозно набрасывались на берег морские волны, словно хотели отвоевать у города полоску берега.
К утру шторм постепенно стих. Лида и Олег пошли прогуляться к морю. Девочка подняла с песка маленького беспомощного рачка. Ночью волны выбросили его на морской берег. Рачок слабо шевелил лапками. Лида бросила морской берег. Рачок слабо шевелил лапками. Лида бросила беднягу в воду. Он закувыркался в зеленой воде и быстро уплыл. В прибрежной лужице плавала рыбка. Мальчик поймал ее и поскорее выпустил в море. Потом Олег нашел двух беспомощных улиток. Они почти высохли и тоже нуждались в помощи.
В этот день Олег и Лида спасли много морских жителей».
Щенка кормили молоком.
Чтоб он здоровым рос.
Вставали ночью и тайком
К нему бежали босиком —
Ему пощупать нос.
Учили мальчики щенка,
Возились с ним в саду,
И он, расстроенный слегка,
Шагал на поводу.
Труба зовет на сбор.
И лаял он до хрипоты
На темные кусты.
Он был один в саду пустом,
Он на террасе лег.
Он целый час лежал пластом,
Он не хотел махать хвостом,
Он даже есть не мог.
И он, расстроенный слегка,
Шагал на поводу.
Он на чужих ворчать привык,
Совсем как взрослый пес,
И вдруг приехал грузовик
И всех ребят увез.
Он ждал: когда начнут игру?
Когда зажгут костер?
Привык он к яркому костру,
К тому, что рано поутру
Он даже есть не мог.
Ребята вспомнили о нем —
Вернулись с полпути.
Они войти хотели в дом,
Но он не дал войти.
Он им навстречу, на крыльцо,
Он всех подряд лизал в лицо.
Его ласкали малыши,
И лаял он от всей души.
В результате организованных на уроках русского языка систематических наблюдений ученики подходят к
пониманию характерных черт текстов–повествований:
1. Повествование представляет собой изображение событий,
явлений, действий, совершающихся не одновременно, а следующих друг за другом и связанных друг с другом.
2.
В
повествовании есть указание на временнýю последовательность:
что за чем происходило/должно происходить.
происходить.
3. Главное языковое средство текста–повествования —
сменяющие друг друга глаголы, называющие действия.
4.
Повествование теснейшим образом связано с
пространством и временем: обозначение места, название лиц, производящих действия, обозначение самих действий
— это языковые средства, с помощью которых создается повествование.
• определяю
целесообразный для устного повествования набор событий/действий с опорой либо на наглядную основу (наблюдение,
серия картинок), либо по собственному замыслу;
• оцениваю,
будут ли отобранные события интересными для слушателей;
• сравниваю события: выделяю главные и второстепенные; выстраиваю
последовательность событий;
Универсальное учебное действие конструирование устного
высказывания повествования
состоит из следующих операций:
последовательность событий;
• составляю план задуманного текста–повествования; выбираю форму представления и структуру повествования;
• отбираю необходимые языковые средства, отражающие специфику текста–повествования;
• выстраиваю текст–повествование, удерживая логику событий;
• использую при необходимости в тексте–повествовании элементы описания.
Небо было ясное, чистое, нежно-голубого цвета. Лёгкие белые облака, освещенные с одной стороны розовым блеском,
лениво плыли в
стороны розовым блеском,
лениво плыли в
прозрачной тишине.
Восток алел и пламенел,
отливая в иных местах перламутром и серебром.
Из-за горизонта, точно гигантские растопыренные пальцы, тянулись вверх по небу золотые полосы от лучей ещё не взошедшего солнца.
(А. Куприн)
• Снегирь - птица семейства вьюрковые. Её длина 15 — 19
см, масса тела
32 — 34 грамма. У снегиря толстый и короткий клюв. Черная макушка, подбородок, клюв,
крылья и хвост; а спина и задняя часть шеи светло-серые.
У
взрослых самцов красная грудка.
Самочки и
молоденькие птицы выглядят не столь ярко. Их грудка розовато-бурая, а спинка серовато-бурая.
• Я вчера впервые видел снегиря. Он долго сидел на ветке
• Я вчера впервые видел снегиря. Он долго сидел на ветке яблони перед нашим окном, и я успел его хорошенько рассмотреть. Это очень красивая птица! Размером снегирь с воробья. У него черная шапочка и черный хвостик. А
грудка у него красная, как яблоко, я поэтому даже сначала подумал, что вижу на ветке яблоко, и только когда яблоко запрыгало по ветке, я понял, что это птица. Щечки у снегиря тоже красные. Снегирь клевал ягоды рябины,
которые мы положили в кормушку, укрепленную на яблоне.
1.
Характеристика объекта должна быть полной и
точной,
выделяемые детали должны отражать существенные признаки объекта.
2. Полноценное описание предмета невозможно без детализации,
но при этом подробно описываются только важные признаки. Самое главное
— уметь выделить то свойство предмета, которое и делает его таковым.
3. Чтобы дать полноценное представление о предмете, обязательно
В
результате организованных на уроках русского языка систематических наблюдений ученики подходят к пониманию
характерных черт
текстов–описаний:
3. Чтобы дать полноценное представление о предмете, обязательно приводится его общее описание, чаще всего это делают в начале или конце.
4. Действие происходит в одном месте в конкретный небольшой промежуток времени.
5. Этот тип текста легко проиллюстрировать, при этом достаточно одной картины, на которой будут изображены как общие признаки предмета или явления, так и все его важные детали.
6. Из выразительных средств языка используется прием сравнения,
противопоставления, а также эпитеты и гиперболы.
• применяю прием рассматривания объекта или оживления имеющихся знаний;
• останавливаю внимание на признаках объекта в соответствии с поставленной учебной задачей;
• перечисляю признаки (свойства) объекта, подлежащие описанию
(особенности внешнего вида, действий, настроения; состояния объекта);
Универсальное учебное действие конструирование устного
высказывания описания
состоит из следующих операций:
объекта);
• составляю план задуманного описания;
• выбираю форму представления и структуру описания с учетом особенностей описываемого объекта;
• выбираю языковые средства, адекватные характеристикам объекта, особенностям стиля;
• описываю объект в соответствии с намеченным планом,
структурой и стилем.
Всем текстам–рассуждениям присущи следующие общие черты:
1. Текст–рассуждение начинается с тезиса, потом идут аргументы, подтверждающие/опровергающие тезис. Тезис должен быть четким,
аргументы
—
логичными,
убедительными,
подкрепленными примерами и в количестве, достаточном для подтверждения выдвинутого тезиса.
После этого следует заключение, в котором содержится вывод. Иногда как тезис используется вопрос, на который ищется ответ, в заключении приводится ответ на этот вопрос.
приводится ответ на этот вопрос.
2. Текст–рассуждение предполагает наличие четкой логики и умения аргументировать свою позицию. В тексте должно содержаться разъяснение, доказательство или опровержение какой–либо мысли с
помощью определенной системы доказательств.
3. В тексте не просто указываются признаки предмета, они исследуются, поэтому в тексте часто используются слова так как,
потому что, поэтому, поскольку.
Особенности работы с информационно-содержательными
текстами
Информационно-содержательный
текст
содержит представление основной информации об изучаемом объекте: название, характеристика, специфика объекта и др.
Формами информационно-содержательного текста являются объекте: название, характеристика, специфика объекта и др.
Формами информационно-содержательного текста являются научно-учебная статья
(вывод,
тезис),
научно- познавательная статья, характеристика (описание) фактов,
событий, учебный очерк, художественное произведение или отрывок из него.