ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ИСТОРИИ ФИГУРНОГО КАТАНИЯ
Истоки фигурного катания лежат в далеком прошлом и уходят корнями в бронзовый век (конец 4-го — начало 1-го тысячелетия до н. э.), об этом свидетельствуют находки археологов — костяные коньки, выполненные из фаланг конечностей крупных животных. Подобные находки встречаются во многих странах Европы, а самые древние «коньки» были обнаружены на берегу Южного Буга недалеко от Одессы.
Однако рождение фигурного катания как вида спорта связывают с моментом, когда коньки начали изготавливать из железа, а не из кости, как раньше. По данным исследований, впервые это произошло в Голландии, в XII—XIV веке. Первоначально фигурное катание представляло собой состязание по мастерству вычерчивать на льду разнообразные фигуры, сохраняя при этом красивую позу.
В реферате по физкультуре на тему «Фигурное катание» важно отметить и историю развития этого вида спорта в России. О катании на коньках было известно еще во времена правления Петра l. Именно он впервые привез в Россию образцы коньков из Европы. Правителю принадлежит идея нового способа их крепления к сапогам.
Отдельным видом спорта фигурное катание стало в 1865 г. В этот период произошло торжественное открытие общественного катка в Юсуповском саду, который сразу же стал центром подготовки спортсменов. Здесь же состоялось первое соревнование между русскими фигуристами.
Развитие фигурного катания среди женщин началось только в 1906 году. Элементы для выступлений у мужчин и женщин были аналогичными, но произвольное женское катание обратило на себя внимание благодаря высокой пластичности, художественности и музыкальности движений. Официальные чемпионаты для женщин стали проводиться с 1924 г., а с 1930-х годов соревнования объединили и стали проводить в тот же период, что и мужские. Вскоре появилось парное катание.
2. ДИСЦИПЛИНЫ ФИГУРНОГО КАТАНИЯ
В фигурном катании выделяют 5 дисциплин: мужское одиночное катание, женское одиночное катание
, парное фигурное катание, спортивные танцы и групповое синхронное катание.
2.2. Парное фигурное катание.
В парном катании необходимо продемонстрировать слаженность действий при выступлении в дуэте. Спортсменам следует выполнять на льду сложнейшие фигуры так, чтобы у зрителей создалось впечатление единства действий. Помимо традиционных элементов фигурного катания в этом направлении есть и те, что используются только при работе в паре: поддержка, подкрутка, выброс, вращение и т. д. Важным критерием при оценке выступлений является слаженность действий и синхронность. Соревнования проходят в 2 этапа: короткое выступление и произвольная программа.
2.3. Спортивные танцы.
В спортивных танцах основное внимание уделяется тому, насколько хорошо фигуристы исполняют совместные танцевальные шаги в различных позициях. Важно не допускать продолжительного разъединения партнеров. От парного катания этот вид отличается тем, что в нем отсутствуют некоторые элементы: прыжки, броски и т. д. При оценке действий фигуристов в спортивных танцах особое внимание уделяется скорости, изяществу, виртуозности, плавности движений, внешнему виду партнеров, костюмам и музыкальному сопровождению.
2.4. Синхронное катание.
В синхронном катании, в отличие от остальных видов, принимает участие большое количество спортсменов. На ледовой арене одновременно могут выступать от 16 до 20 фигуристов. Основной задачей спортсменов является демонстрация командного единства при выполнении кругов, линий, колеса, пересечения, блоков и других элементов. В состав команды могут входить как мужчины, так и женщины, а возрастное разделение подразумевает формирование отдельных групп: новисы (до 15 лет), юниоры (12—18 лет), сеньоры (от 14 и старше).
3. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ В ФИГУРНОМ КАТАНИИ
На одно выступление выделяют 2 мин. 50 сек. За это время конкурсанты должны успеть показать свою программу, которая должна соответствовать всем стандартам и содержать в себе определенные элементы. Сложность тех или иных движений, входящих в программу выступления, определяется тренером, хореографами и самим спортсменом.
В фигурном катании принято выделять 4 основных элемента — шаги, спирали, прыжки и вращения.
Шаги, в свою очередь, условно делят на базовые и технические. С помощью базовых шагов фигурист перемещается по площадке и набирает скорость. Технические же намного сложнее и требуют от спортсмена особого мастерства.
Спираль — обязательный элемент женского и парного фигурного катания. Это одна из важнейших составляющих выступления, которую оценивают судьи. Проще говоря, спирали — это когда спортсмен красиво скользит по льду.
Существует несколько разновидностей спиралей, однако практически все они выполняются следующим образом: фигурист скользит на одной ноге, а колено свободной ноги вытягивает выше бедра. При этом опорная нога скользит на одном ребре конька. Чаще всего фигуристами на соревнованиях выполняются эти виды спиралей:
— ласточка (Arabesque spiral);
— шарлотта (Charlotte spiral);
— флажок (Y-spiral);
— собачка, или фен (Fan spiral);
— кораблик (Spread eagle);
— кантилевер, или лимбо, или кораблик Климкина (Cantilever);
— бауэр (Ina Bauer).
Без прыжков невозможно представить ни одну программу профессионального фигуриста, ведь без них, по мнению прославленного тренера Елены Чайковской, «фигурное катание теряет свою остроту».
Принято различать зубцовые и реберные прыжки. Во время исполнения зубцовых прыжков спортсмен отталкивается свободной ногой (ударяя зубцами об лед). К зубцовым относятся тулуп, лутц, флип.
Реберные прыжки отличаются тем, что толчок производится опорной ногой (той, на которой спортсмен катится). К реберным прыжкам относятся сальхов, риттбергер и аксель.
Есть и другие виды прыжков, не попадающие ни в одну из категорий. Это бедуинский прыжок, или бабочка (Arabian, Butterfly); русский шпагат, или прыжок в шпагат(Russian split); чинян(Flying sit spin); сальто (Backflip).
Вращения, или пируэты, — третья важная составляющая фигурного катания. Они могут исполняться как на двух, так и на одной ноге. Обычно на крупных соревнованиях фигуристы предпочитают выполнять пируэты на одной ноге, так как это приносит гораздо больше баллов. Важно скользить по маленькой окружности, то есть спортсмена не должно «носить по льду».
Наиболее часто на крупных соревнованиях используются следующие варианты вращений:
— складка, или пушка (Shoot the duck spin);
— карандаш, или затяжка вперед (I-spin);
— либела (Camel spin);
— бильман (Biellmann spin);
— заклон (Layback spin).
4. ЭКИПИРОВКА, КАТКИ
4.1. Коньки, ботинки
Не приходится говорить о том, какое значение имеет для фигуриста спортивный инвентарь, например, заточка конька по канавке и продольному профилю для устойчивости скольжения, жесткость ботинка или его установка на коньке. Поэтому необходимо правильно подбирать инвентарь с учетом всех требований, предъявляемых к нему.
В фигурном катании на коньках большое внимание обращается на спортивную обувь. Это объясняется тем, что стопа фигуриста во время скольжения производит сложные и разнообразные движения большой и малой амплитуды.
Точность выполнения этих движений зависит от уровня технической подготовленности фигуриста и от силы и крепости мышечно-связочного аппарата голеностопного сустава.
Ботинок выполняет как бы двоякую роль: с одной стороны, через ботинок передаются коньку тонкие и точные движения стопы, с другой — он надежно предохраняет ее от травмы, не допуская чрезмерного растяжения мышечно-связочного аппарата голеностопного сустава. Вот почему ботинок должен плотно прилегать к ноге, не стесняя движений стопы и не нарушая кровообращения.
Современные, специально сконструированные ботинки с твердой, достаточно толстой подошвой (для удержания шурупов), жестким удлиненным задником (особенно во внутренней стороне ботинка) и с высоким плотным голенищем отвечают всем этим требованиям.
В фигурном катании применяются три типа коньков:
— коньки для исполнения обязательной программы;
— коньки для исполнения произвольной программы как в одиночном, так и в парном катании;
— коньки для спортивных танцев на льду.
Конек для фигурного катания состоит из трех деталей: полоза, подошвы и каблучка. Полоз (рабочая часть конька) изготавливается из высокоуглеродистой или легированной стали и проходит специальную термическую обработку.
Основные различия в конструкции конька, обуславливаемые характером катания, заключаются в форме и расположении зубьев, а также в кривизне рабочей части конька.
Антикоррозийное и декоративное покрытие коньков осуществляется хромированием или никелированием. Расположение подошвы и каблучка на полозе конька обеспечивает правильное прилегание их к подошве и каблучку ботинка. Коньки устанавливаются на ботинки того же размера.
Коньки для обязательных упражнений должны отвечать следующим требованиям: обеспечивать оптимальный режим скольжения по большим кругам в беспетлевых фигурах и по малым — в петлевых, создавать возможность устойчивого скольжения на средней части полоза конька, обеспечивать устойчивость тела при выполнении петлевых поворотов, производить кратковременное качение конька с большой амплитудой при выполнении троек, скобок, крюков и выкрюков.
Подгонка коньков под ботинки для обязательной программы и произвольного катания различна. Устанавливая конек для школы, надо прикрепить его к ботинку так, чтобы центр тяжести тела приходился на середину его рабочей зоны. В этом случае фигурист получит возможность при скольжении по круг, сохранять равновесие на середине конька. При выполнении различных поворотов он сможет использовать всю длину как передней, так и задней зоны лезвия.
Для произвольного катания конек надо прикрепить к ботинку так, чтобы центр тяжести размещался примерно на трети полоза от конца конька. Это имеет большое значение при приземлении после выполнения всевозможных прыжков, облегчается скольжение фронтом назад.
Фигурные лезвия нуждаются в защите. После каждой тренировки лезвия необходимо протирать сухой тряпочкой или полотенцем и надевать специальные чехлы-сушки. Помимо чехлов-сушек необходимы также и специальные пластиковые чехлы на лезвиях для перемещения от раздевалки до льда.
4.2. Одежда фигуриста
Совершенствуя спортивное мастерство, необходимо заботиться и о внешней культуре, Станиславский говорил, что театр начинается с вешалки. Первое впечатление при выходе фигуриста на лед создается его внешним обликом, где главная роль принадлежит костюму. И ни один мастер фигурного катания не может не считаться с такой «мелочью», как строгость и опрятность одежды. Чем меньше пестроты, режущих глаз сочетаний, дешевых блесток в одежде, тем лучше воспринимается каждое движение фигуриста.
Простота — непременное условие красоты. В то же время фигуристы, особенно девушки, должны учитывать и требования своего времени, влияние современной моды, конечно, сохраняя чувство меры.
Красивый костюм всегда отличает современный покрой, цвет, фасон, материал и т. п. Создавая специальный костюм для катания, необходимо учитывать индивидуальные особенности фигуры спортсмена, а не слепо копировать уже известные стандарты.
Рекомендуется для женских спортивных костюмов ткань: легкая шерсть, штапель с лавсаном, трикотаж и вискоза. Для подростков следует выбирать более яркие по цвету ткани: красные, желтые, синие и белые в сочетании с этими цветами. Для молодежи лучше брать ткани сдержанных тонов, такие, как светло-серый, голубой или сочетания красного с черным, белого с черным и т. п.