Файл: Полоролевое поведение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Полоролевое поведение - система поступков, которая ожидается от человека определенного пола и зависит от социально- полового статуса, социально – половой роли и представления о себе как личности определенного пола.

С чего же начинается полоролевое воспитание? В буквальном смысле – с пеленок. Физическая чистота – залог нравственной. Маленькой девочке или мальчику очень важно почувствовать чистоту своего тела, запомнить это приятное ощущение. Тогда дети сами стремятся к этому и нужные гигиенические навыки прививаются легко и быстро. Грязь в любых формах становится им неприятно, а это – начало глубинной внутренней чистоплотности. С первых дней ребенок учится отличать горькое от сладкого, полезно от вредного, чистое – от грязного, хорошее от плохого. Если вовремя не заложить основы такой ориентировки, мы рискуем вырастить человека со спутанной системой ценностей. Поэтому так важно прививать у детей гигиенические навыки, так как они являются одной из составляющих полоролевой социализации.

Современная педагогическая наука и практика, как правило, не учитывают пол, как важную характеристику ребенка. Как утверждает доктор психологических наук Т.А. Репина, анатомофизиологические различия между мальчиками и девочками обнаруживаются уже в эмбриональный период: под влиянием половых гормонов формируются некоторые особенности развития мозга. В исследовании Т.П. Хризман показано, что у девочек и мальчиков дошкольного возраста «разная стратегии мозга», их эмоции имеют разную генетическую основу. По данным некоторых ученых, мальчики и девочки существенно отличаются в физическом, интеллектуальном развитии, у них разные интересы. Под влиянием взрослых формируются и развиваются два разных человека – с разной психикой, разными законами развития высших корковых функций, таких как речь, эмоции мышление. Следует помнить главное: мальчики и девочки, имея разный мозг, ведут себя по –разному.

Ученые, работающие по данной проблеме ( Градусова Л.В., Кудрявцева Е.А., Татаринцев Н.Е.), считают, что женщину в девочке, так же как и мужчину в мальчике, следует формировать с дошкольного возраста, не отделяя полового воспитания от общего нравственного. В противном случае при становлении личности девочки или мальчика неизбежны отклонения, приводящие к эмоциональному неблагополучию среди сверстников
, а в дальнейшем – препятствующие выполнению семейной и общественной функции.

От того, насколько успешно проходит процесс полоролевой социализации, включающий формирование представлений о содержании типичного для пола поведения и стремления повторить эти представления в собственном поведении, а также возникновение предпочтений и интересов, специфичных для пола, многое зависит в формировании личности, а именно: уверенность в себе, определенность личностных установок, и, в конечном счете, эффективность общения с людьми и благополучие отношений в семье. Если основы женственности и мужественности не заложить в детях в ранние годы, это может привести к тому, что, став взрослыми, они будут плохо справляться со своими социальными ролями.

Факторы, негативно влияющие на формирование адекватного полоролевого поведения

Родители являются для детей эталоном поведения людей, соответствующего пола, первым институтом гендерной социализации. Отсутствие одного из родителей может негативно сказаться на психике ребенка, на его развитии и, прежде всего, на формировании его полоролевой идентичности. Отсутствие человека, заменяющего отца, сказывается на развитии личности и мужского самосознания мальчиков. Воспитывающиеся без отца мальчики либо усваивают женский тип поведения, либо у них создается искаженное представление о мужском поведении как антагонистически противоположном женскому, и они не хотят воспринимать то, что им пытаются привить. Такие мальчики часто менее зрелы и менее целеустремлены, не чувствуют себя в достаточной безопасности, безынициативны и неуравновешенны, более робки. Иначе говоря, у такого повзрослевшего мальчишки и в характере, и в поведении слишком много женского. С девочками ситуация немного проще. Для них существует объект идентичности, но нет противоположного ему. Девочка, живущая в чисто женском окружении, не отражает действия папы и мамы и не может назвать ни одной родительской функции. По мнению психологов, первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и в установлении в будущем гетеросексуальных отношений у девочек. В развитии девочки отец играет важную роль. Его черты, особенности поведения, нюансы взаимоотношений с ним запоминаются (порой бессознательно) и становятся образцом, своего рода магнитом, к которому впоследствии будут притягиваться (или от которого будут отталкиваться) все типы и формы отношений будущей женщины с мужчинами.


Возрастные нормы полоролевой социализации:

к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом;

К 4-м годам происходит закрепление полового самосознания ребенка. Именно в этом возрасте ребенок начинает сознательно различать людей по полу, опираясь при этом на внешние признаки (одежду, длину волос и пр.)

Вместе с тем, представления детей 3-4 лет о собственной принадлежности к женскому или мужскому полу еще не стойкие и дети часто полагают, что пол можно изменить. Поэтому очень важно родителям предупреждать появление ложных стереотипов и субъективных установок относительно пола ребенка и в процессе общения с детьми создавать привлекательные полоролевые образы для мальчиков и девочек.

· в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная (половая) устойчивость: детям становится понятно, что пол не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.

Поведенческие стратегии мужчин и женщин в различных жизненных ситуациях.

Поведение мужчин и женщин в конфликтных и фрустрирующих ситуациях. Женщины хуже справляются с эмоциональными проблемами и возникающими трудностями, сильнее переживают семейные и личные конфликты

Женщины, испытывая подавленность, стремятся думать о возможных причинах своего состояния. Эта реакция "тщательно обдумать" приводит к навязчивому фокусированию на проблеме и увеличивает уязвимость женщины по отношению к стресс-фактору. Мужчины, наоборот, пытаются отгородиться от депрессивных эмоций, концентрируясь на чем-то другом, например, осуществляя физическую активность, чтобы таким способом разрядить возникшее негативное напряжение.

Мужчины и женщины по-разному разрешают конфликтные ситуации, возникающие в семейном и домашнем кругу. Женщины проявляют больше терпимости и стремления к компромиссному примирению интересов. Мужчины в этой ситуации чаще прибегают к "крепким" выражениям и ругательствам, а женщины скорее готовы заплакать, у женщин разрыв между тремя видами стратегии (избегание, агрессия и миролюбие) минимален, в то время как у мужчин наблюдается либо избегание (стремление уйти от конфликта), либо агрессия. Миролюбие у них выражено значительно меньше, чем у женщин.


У мальчиков и девочек 1-5-х классов в трудных и неприятных для них ситуациях, мальчики в 2 раза чаще, чем девочки, обращаются к стратегии "борюсь, дерусь" и в 1,5 раза чаще - к стратегии "дразню кого-нибудь". Таким образом, и эти данные подтверждают, что мальчики чаще склонны прибегать к стратегии, связанной с проявлением агрессии. Девочки достоверно чаще мальчиков используют стратегии "обнимаю, прижимаю, глажу", "плачу, грущу". Это указывает на их большую потребность в тесной привязанности, в эмоциональной разрядке через слезы и жалость к себе и другим, на трудности самораскрытия.

Во время ссоры, женщины чаще вспоминают старые грехи и ошибки, допущенные супругом или другом в прошлом. Мужчины же больше придерживаются проблемы, из-за которой возникла ссора.

Женщины при разрешении конфликтов больше ориентируются на чужое мнение. Отсюда при разрешении конфликта с участием женщин велика роль посредника. Поэтому, женщины чаще обращаются за помощью к другим людям, психологам, врачам, психотерапевтам, пытаясь снять психическое напряжение путем разговора. При этом, мужчины выбирают посредника по его деловым и статусным параметрам, а женщины придают значение и его внешности. Женщины в трудную минуту больше нуждаются не только в какой-то реальной значимой фигуре, но и в "воображаемой" (в том числе и Бога), чтобы опереться на ее силу и мощь и вступить с ней в разные формы вербального и невербального взаимодействия. Например, девочки, часто используют такие приемы, как "говорю сама с собой", "молюсь". Это объясняет, как мне кажется, большую религиозность женщин, а также мужчин с выраженным фемининным личностным профилем.

<Мужчины всегда правы, а женщины никогда не ошибаются. Эльзасская пословица>

У девушек больше выражен защитный механизм по типу компенсация, реактивное образование, регрессия и проекция, у юношей - вытеснение и отрицание. Поскольку реактивное образование подразумевает подмену негативного импульса или чувства на социально одобряемый, то можно полагать, что девушки чаще скрывают от самих себя мотив собственного поведения. У юношей этот вид защиты имеет наименьшее значение, в то время как у девушек на последнем месте в качестве способа защиты стоит вытеснение.

"Когда мужчина расстроен, он никогда не скажет, что его беспокоит. Он ни за что не станет обременять другого мужчину своими проблемами, кроме тех случаев, когда дружеская помощь необходима. Вместо этого он становится очень тихим и замыкается в себе, чтобы обдумать свою проблему и найти решение.


Если он не может найти решение, то пытается забыть о проблеме, читая газету или играя в какую-нибудь игру. Перестав думать о проблеме, он может постепенно расслабиться. А если стресс очень тяжелый, то мужчине необходимо заняться чем-то серьезным. Например, покататься на машине, принять участие в состязании или заняться альпинизмом.

Расстроенная или подавленная женщина, чтобы почувствовать облегчение, находит кого-то, кому доверяет и рассказывает о своей проблеме в мельчайших подробностях. Когда женщина делится переполняющими ее чувствами, ей становится легче. Чем дольше и эмоциональнее они (женщины) говорят, тем лучше им становится. Так действуют женщины, и ожидать от них другого, значит просто не признавать то, что они - женщины... Тогда как мужчина в стрессовой ситуации сосредоточивается на одной проблеме и забывает обо всем остальном, женщина склонна перегружать себя всеми проблемами разом... Обсудив одну проблему, она остановится на минутку и затем перейдет к следующей. Таким способом женщина продлевает разговор о проблемах, тревогах, разочарованиях и трудностях.

Причем все это логически не связано и рассказывается абсолютно беспорядочно. Если женщина чувствует, что ее не понимают, она расстраивается еще больше - ведь к ее проблемам добавилась еще одна.

...Мужчины сразу начинают предлагать решения, когда женщины говорят о своих делах. Когда женщина простодушно делится с мужчиной своими горестями или бурно рассказывает о проблемах дня, мужчина ошибочно воспринимает это за потребность в совете компетентного человека. Он надевает шляпу Мистера Всезнайки и принимается давать советы, причем это является способом... искреннего желания помочь.

...Однако та все равно расстроена - и мужчине очень трудно слушать ее, потому что предложенное им решение отвергнуто, и он чувствует себя бесполезным. Он даже не представляет, что может оказать поддержку просто интересом и сочувствием. Он не знает о том, что женские разговоры о проблемах не являются просьбой дать совет".

Не случайно поэтому сложилось мнение, что мужчины более самолюбивы, чем женщины. Вот какие занятные размышления по этому поводу имеются в книге Д. В. Колесова и Н. Б. Сельверовой (1978): "Женщина может быть умнее и способнее многих мужчин и прекрасно это сознавать, но ей хочется (это психологическая потребность), чтобы конкретный ее избранник был все же по этим признакам выше ее, хотя бы немного. Во всяком случае, никакая женщина ничего против этого не имеет, в отличие от мужчины. И если какая-либо женщина умнее своего мужа, то скорее ей приходится быть умнее, чем она специально стремится к этому.