Файл: Реализация права на образование в современном законодательстве Социальноэкономическое отделение Секция правоведение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа №1 г. Павлово.

Реализация права на образование в современном законодательстве

Социально-экономическое отделение

Секция: правоведение

Работу выполнила:

Рябова Надежда Николаевна, 16 лет,

ученица 11 А класса

МБОУ СОШ №1 г. Павлово

Руководитель: Дмитриева С.В., учитель обществознания.

Павлово, 2016 г.

Содержание:

Введение_______________________________________________________2

Глава I. Образование в современном российском обществе_____________4

Глава II. Профильное обучение в современной российской школе_______7

Глава III. Реализация концепции профильного обучения в нашей школе__9

Глава IV. Моё исследование_______________________________________10

Заключение_____________________________________________________12

Сноски_________________________________________________________13

Список использованной литературы______________________________14

Интернет-ресурсы_______________________________________________14

Приложения____________________________________________________15

Введение

В послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации определены основные цели развития образования – это повышение качества, доступности, эффективности и усиление практической направленности образования.

Для достижения этих целей формируется современная система непрерывного образования. Она должна предоставить каждому гражданину возможность формировать индивидуальную образовательную траекторию и получать профессиональную подготовку, необходимую для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста.

Дифференциация и индивидуализация обучения на старшей ступени школы может быть достигнута за счет введения профильного обучения. Поэтому, чтобы вывести нашу страну на более высокий уровень, государство осуществляет модернизацию образования, и одним из её путей, согласно Новому Федеральному Закону «Об образовании» от 2013 года, является введение профильного обучения в старшей образовательной школе.

В своей работе я хотела бы рассмотреть эту концепцию профильного обучения, узнать её достоинства и недостатки, выяснить, соответствует ли она праву реализации образования в нашей стране и на примере нашей школы определить, насколько она успешна и к каким результатам приводит.


Актуальность

В нашем мире сильно изменились приоритеты – самым важным стала работа с информацией. Это делает актуальной задачу изменения образовательной системы. Очевидно, что образование, целью которого является передача молодому поколению фактических знаний и стандартных алгоритмов, в условиях доступности любой информации становится отсталым. Есть острая необходимость преодоления отчуждения и усталости школьников от содержания образования, которое не позволяет составить представлений обо всем пространстве труда людей, не дает необходимой информации о профессиях.

Реформы образования происходят сейчас в большинстве развитых стран мира. При этом особое место в них отводится проблеме профильной дифференциации обучения.

Профильное обучение на старшей ступени общеобразовательной школы – одна из основных идей образовательной реформы в России. 

Методы:

  • Поиск информации

  • Опрос

  • Анкетирование

  • Интервьюирование

  • Синтез

Цель:

Проследить реализацию внедрения профильного обучения в современной российской школе, что соответствует Федеральному закону «Об образовании». Выяснить, удовлетворяет ли профильное обучение запросы современной молодёжи.

Задачи:

  • Сформулировать гипотезу

  • Разобраться в структуре российского образования, определить его основные цели и функции

  • Разобраться в системе профильного обучения, выяснить его концепцию, а также цели и задачи, выявить положительные и отрицательные стороны

  • Рассмотреть первые результаты профильного обучения в масштабах всей страны, Нижегородской области и отдельно нашей школы

  • Путем анкетирования узнать, как относятся к профильному обучению 10- и 11-классники нашей школы

  • Выяснить, сколько 9-классников намерены идти в 10-й класс и какие профили они выбрали

  • Выяснить, как повлияло профильное обучение на дальнейшее образование и карьеру выпускников нашей школы

  • Провести социологический опрос

  • Подвести итоги работы, сформулировать выводы, подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу

Гипотеза:

Профильное обучение, которое предусматривает Закон «Об образовании» удовлетворяет потребности современной молодёжи и соответствует тенденции гуманизации образования.



Глава I

Образование в современном российском обществе

Очевидно, что чем более развитым становится государство, тем больше растет потребность в высококвалифицированных специалистах, способных привнести новые идеи и продолжать совершенствовать уже существующие.

Согласно ч.2 ст.43 Конституции РФ гражданам гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Кроме того, Конституция возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование, а на родителей или лиц, их заменяющих, - обязанность обеспечить получение детьми этого образования (ч. 4 ст. 43 Конституции РФ). [1]

Образование (по Федеральному закону РФ) — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Это одна из важнейших сфер социальной жизни, от функционирования которой зависит интеллектуальное, культурное, нравственное состояние общества.
Современное российское образование - это непрерывная система по­следовательных ступеней обучения, на каждой из которых действуют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов. [2]
Целью образования является приобщение человека к убеждениям, идеалам и ценностям господствующей части общества, сохранения культурного достояния.
Функции образования следующие:

  • воспитание;

  • социализация;

  • подготовка квалифицированных специалистов;

  • приобщение к современным технологиям и другим продуктам культуры.


Роль образования в жизни человека заключается в трансляции культуры от одного поколения другому.



Система образования в Российской Федерации выглядит так:

  • общее образование:

    • дошкольное образование (ясли, детский сад);

    • начальное общее образование (1-4-е классы школы);

    • основное общее образование (5-9-е классы школы);

    • среднее общее образование (10-11-е классы школы);

  • профессиональное образование:

    • среднее профессиональное образование (техникум, колледж);

    • высшее образование — бакалавриат;

    • высшее образование — специалитетмагистратура;

    • высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации;

  • дополнительное образование:

    • дополнительное образование детей и взрослых;

    • дополнительное профессиональное образование;

  • профессиональное обучение.

В России существует три основные формы получения образования:

В организациях:

  • очная (дневная);

  • очно-заочная (вечерняя);

  • заочная.

Вне организаций:

  • в форме семейного образования и самообразования.

Самообразование — самостоятельная работа по приобретению знаний о мире, опыта, культурных ценностей. Самообразование — это свободный активный путь культурного самосовершенствования, позволяющий добиться наилучших успехов в образовательной деятельности.

В новом законе об образовании появились новые формы организации образования:

  • сетевое обучение. Сетевая форма реализации образовательных программ — реализация образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций;

  • электронное и дистанционное обучение.

Образование имеет большое значение не только для общества, но и для индивида. В современном обществе образование — это основной «социальный лифт», который позволяет талантливому человеку подняться из самых низов общественной жизни и добиться высокого социального статуса. Модернизация образования в стране позволяет в дальнейшем повысить качество трудовых ресурсов и, следовательно, способствовать развитию экономики. Гражданское образование способствует демократизации политической сферы общества, юридическое — укреплению правовой культуры. В целом качественное образование формирует гармоничную личность как в общекультурном плане, так и в профессиональном. [3]


Главная задача российской образовательной политики — обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Для достижения указанной цели будут решаться в первоочередном порядке следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи:

  • обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;

  • достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;

  • формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;

  • повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;

  • развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса — обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

Глава II

Профильное обучение в современной российской школе

Одним из приоритетных направлений современной отечественной образовательной политики является создание системы предпрофильного и профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы.

Многолетняя практика убедительно показала, что, как минимум, начиная с позднего подросткового возраста, примерно с 15 лет, в системе образования должны быть созданы условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших (послешкольных) жизненных планов. Социологические исследования доказывают, что большинство старшеклассников (более 70%) отдают предпочтение тому, чтобы «знать основы главных предметов, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться». Иначе говоря, профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников.

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" утверждает право обучающегося на получение образования в соответствии с его индивидуальными потребностями. Для этого