Файл: Реализация права на образование в современном законодательстве Социальноэкономическое отделение Секция правоведение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
 образовательная организация должна обеспечить все необходимые условия согласно выбранному обучающимися профилю. В соответствии с п. 25 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" "направленность (профиль) образования - ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы". [4]

Профильный курс отличается от общеобразовательного своей профессиональной направленностью и более углублённым изучением профильных предметов. Содержание образования в случае профильного обучения ориентированно на будущее профессиональное образование и на будущую профессиональную деятельность обучающегося.

Обучение в 10-11 профильных классах ведется в соответствии с базисным учебным планом: программы по всем предметам предусматривают два уровня обучения – базовый и профильный.

Учащиеся выбирают профиль обучения в 10-11 классах в соответствии с собственными интересами, склонностями и возможностями, а также в соответствии с перечнем спецификаций и профилей, утвержденным Минобрнауки. Программа профильного обучения рассчитана на два года. [5]

Правильный выбор профиля позволяет получать образование практически, на основе индивидуальных учебных планов и программ, повысить мотивацию обучения, подготовиться к поступлению в ведущие ВУЗы.

Основные задачи системы профильного обучения:

  • Дать глубокие и прочные знания по профильным дисциплинам, то есть именно в той области, где ученики предполагают реализовать себя по окончании школы.

  • Выработать навыки самостоятельной познавательной активности, подготовить к решению задач различного уровня сложности.

  • Сориентировать в широком круге проблем, связанных с той или иной сферой деятельности.

  • Развить мотивацию к научно-исследовательской деятельности.

  • Развить мышление, позволяющее не пассивно потреблять информацию, а критически и творчески перерабатывать ее; иметь своё мнение и уметь отстаивать его в любой ситуации.

  • Сделать обучающихся конкурентоспособными в плане поступления в выбранные ими ВУЗы.

  • Расширить возможности социализации обучающихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.


К 2020 году установлены следующие целевые ориентиры развития системы образования:

  • Предоставление возможностей всем обучающимся старших классов осваивать индивидуальные образовательные программы, в том числе профильное обучение и профессиональную подготовку;

  • Обеспечение возможности каждому учащемуся получать образование в современных условиях.

Очевидно, что любая форма профилизации обучения ведет к сокращению инвариантного компонента. В отличие от привычных моделей школ с углубленным изучением отдельных предметов, когда один-два предмета изучаются по углубленным программам, а остальные - на базовом уровне, реализация профильного обучения возможна только при условии относительного сокращения учебного материала непрофильных предметов, изучаемых с целью завершения базовой общеобразовательной подготовки учащихся.

Базовые общеобразовательные предметы — предметы, обязательные для всех учащихся во всех профилях обучения. Набор этих предметов должен быть функционально полным, но минимальным (математика, история, русский,· иностранные языки, физическая культура, интегрированные курсы обществоведени, естествознания)

Профильные общеобразовательные предметы - предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения.

Например, профильные предметы

· в естественно-научном профиле - физика, химия, биология.

· в гуманитарном профиле - литература, русский и иностранные языки

· в социально-экономическом профиле - история, право, экономика и др..

Проблемы профильного обучения:

  • отсутствие квалифицированных кадров, способных реализовать программы профильного обучения;

  • невозможность деления классов или параллелей на необходимое количество профильных подгрупп;

  • сложности организации профильного обучения в школе с 1-2-мя классами в параллели;

  • отсутствие учебников для каждого профиля;

  • отсутствие финансирования

Профильное образование - это целая система, где все взаимосвязано. Чтобы она эффективно заработала, нужны и подготовленные учителя, и апробированные программы, и специальные учебники, и современные лаборатории. Новые требования к учителю в условиях перехода к профильному обучению диктуют необходимость дальнейшей модернизации педагогического образования и повышения квалификации действующих педагогических кадров.



Государству предстоит обеспечить опережающий рост затрат на образование, существенное увеличение заработной платы работникам образования и усиление стимулирования качества и результативности педагогического труда.
Должна быть повышена инвестиционная привлекательность образования для вложения средств предприятий, организаций и граждан, модернизированы действующие в образовании организационно-экономические механизмы, что позволит увеличить объем внебюджетных средств в образовании, а также кардинально улучшить использование этих средств, направив их непосредственно в учебные заведения. [7]

Глава III

Реализация концепции профильного обучения в нашей школе

Субъекты Российской Федерации заинтересованы в введении профильного обучения в общеобразовательных школах, так как результаты, к которым оно ведёт, действительно, на уровень выше результатов предыдущих лет.

В Нижегородской области программы профильного образования реализуются общеобразовательными организациями 50 муниципальных районов и городских округов, охват старшеклассников профильным обучением составляет 40,3%.

Самым универсальным способом удовлетворить интерес каждого старшеклассника является образовательная программа, построенная на базе индивидуальных учебных планов. По последним данным охват старшеклассников обучением по индивидуальным учебным планам составил 11,5%. Наиболее распространена такая модель профильного образования школах Балахнинского, Павловского муниципальных районов, Приокского района города Нижнего Новгорода.

Главным результатом реализации профильных программ, включая программы углублённого изучения отдельных предметов, являются:

  • результаты ЕГЭ, средний балл в регионе по всем общеобразовательным предметам выше среднероссийского;

  • результаты выступления на всероссийской олимпиаде школьников позволяют региону находиться в первой десятке среди всех субъектов Российской Федерации. [8]

Таким образом, в настоящее время в Нижегородской области сложилась сеть общеобразовательных организаций, реализующих программы профильного направления и углубленного изучения на основе изучения интересов и образовательных потребностей обучающихся.

В нашей школе (МБОУ СШ №1 г. Павлово) профильное обучение ведётся с 2004 года. Оно заключалось в создании на старшей школьной ступени профильных классов или классов с углубленным изучением определенного предмета. С 2007 года начали создаваться классы с внутриклассной дифференциацией. В 2009 году было введено профильное обучение на основе индивидуальных учебных планов.


Согласно данным о выбранных для профильного обучения предметах за все годы, наиболее популярными являются: русский язык, математика, обществознание, химия, биология и физика. И именно эти предметы в 10-11-х классах изучаются сейчас на профильном уровне.

Само обучение по выбранным индивидуальным учебным планам осуществляется в 10-11-х классах, но планируется и составляется ещё в 9-ом.

Согласно проведённому опросу, из 63 учеников 9-х классов нашей школы продолжить обучение в 10-м классе в 2016-2017 учебном году собираются 29 человек. Из них 23 человека выбрали профильным предметом русский язык, 16 – математику, 16 – обществознание, 10 – физику, 9 – биологию, 8 – химию, 7 – английский. Историю России выбрало всего 2 человека, литературу – 3.

Глава IV

Моё исследование

Я рассматривала профильное обучение на практике, исследуя его введение в нашей школе. Для этого я провела опрос среди учеников 10 и 11-х классов. В опросе приняло участие 35 человек. [Приложение 1]

На 1-й вопрос «да» ответил 31 ученик (89%) [Приложение 2]

2-й вопрос: [Приложение 3]

Русский язык – 25; Математика – 16; Физика – 7; Литература – 4; Английский язык – 3; История – 4; Обществознание – 9; Химия – 8; Биология – 7; Информатика – 1

3-й вопрос: [Приложение 4]

Русский язык – 25; Математика – 17; Физика – 12; Химия – 9; Биология – 11; Обществознание – 19

4-й вопрос: [Приложение 5]

«Да» ответило 30 человек (86%)

5-й вопрос: [Приложение 6]

28 человек (80%) выбрало вариант «нет». Те, что ответили «да», в качестве вступительных испытаний предложили тесты.

6-й вопрос: [Приложение 7]

17 человек ответило «да», 12 – «нет», остальные – «не знаю»

Подводя итоги опроса, могу сделать следующие выводы:

  1. Подавляющее большинство старшеклассников (89%) считают введение профильного образования необходимым.

  2. Наиболее востребованными на данное время профилями являются профили русского языка, математики, обществознания, химии, физики и биологии.

  3. 86% опрошенных считают, что профильное изучение предметов действительно даёт им более качественные и глубокие знания, чем их изучение на стандартном, базовом уровне.

  4. Большинство опрошенных (80%) считают, что вступительные испытания для изучения предмета на профильном уровне не нужны. Те, кто считают, что они нужны, в качестве испытания предлагают тестирование.

  5. На вопрос «Удовлетворяет ли профильное обучение потребности современного выпускника» мнения разделились. 49% опрошенных ответили положительно, 34% - отрицательно, остальные 17% затрудняются ответить.


Заключение

В ходе своей исследовательской работы я подошла к выводу, что прописанное в Конституции РФ право гражданина на общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования соблюдается и реализуется. С каждым годом государственная политика в области образования привносит всё больше изменений, в большинстве своём ведущих к модернизации образования и его прогрессу.

Профильное обучение – нововведение в образовании начала XX века – довольно быстро распространилось по общеобразовательным школам субъектов РФ и становится всё более осваиваемой.

В нашей МБОУ СШ №1 г. Павлово Нижегородской области данная концепция обучения практикуется с 2004 года и, постепенно меняясь и совершенствуясь, приносит свои плоды. Нижегородская область, благодаря введению профильного обучения в большинстве городов, вышла в лидеры среди субъектов всей России по результатам ЕГЭ.

Профильное обучение – это возможность ученику сделать самостоятельный выбор в пользу понравившихся и нужных предметов и изучать их более подробно и качественно. Это отличная возможность лучше подготовиться к ЕГЭ по этим предметам и шанс пройти в желаемый ВУЗ.

Выдвинутая гипотеза подтвердилась. Профильное обучение, которое предусматривает Закон «Об образовании» удовлетворяет потребности современной молодёжи и соответствует тенденции гуманизации образования.

Сноски:

[1] – Конституция РФ от 1993 года.

[2] - Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

[3]Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

[4] - Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

[5] - Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (Приложение к приказу Минобразования РФ от 18.07.2002 Москва N 2783)


[6] - http://www.moluch.ru/

[7] - http://www.eidos.ru/

[8] - презентация «Профильное образование: новые ресурсы и возможности» В.Н. Шмелев

Список использованной литературы:

1) Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

2) Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (Приложение к приказу Минобразования РФ от 18.07.2002 Москва N 2783)