Файл: Группами специальных интересов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 25

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.Под группами специальных интересов обычно понимают совокупность агентов, которые характеризуются совпадением экономических интересов и на которых действуют избирательные стимулы для производства совместного коллективного блага.(слайд)

Активную роль в этих группах играют те индивиды, для которых выбор определенной политики обеспечивает получение не только общественных, но и частных благ.

3. схема Для того чтобы группа со специальными интересами включилась в производство какого-либо коллективного блага, необходимо наличие избирательных стимулов.

Избирательные стимулы - это стимулы, которые применяются к индивидуумам избирательно в зависимости от того, вносят они вклад в обеспечение коллективным благом или нет.

4. Рассматривая процесс формирования групп специальных интересов в условиях ограниченности ресурсов с точки зрения неоклассического подхода, следует отметить, что деятельность группы базируется на следующих утверждениях:

  • индивид независим в принятии решений и исходит лишь из своих индивидуальных предпочтений;

  • экономический человек эгоистичен и при реализации своего интереса стремится к максимизации полезности;

  • хозяйствующий субъект последовательно идет к поставленной цели, рассчитывая альтернативные издержки того или иного выбора;

  • наличие полноты информации предполагает не только совершенные знания о собственных потребностях, но и о средствах, необходимых для их удовлетворения.

5. Функции групп интересов

  • 1. Артикулирование интересов - преобразование социальных эмоций и ожиданий, чувств и неудовлетворенности или солидарности граждан в определенные политические требования;

  • 2. Агрегирование интересов - согласование частных потребностей, установление между ними определенной иерархии и выработкой на этой основе общегрупповых целей. Эта функция предполагает отбор не только наиболее политически значимых требований, но и тех, что имеют наилучшие шансы для практического воплощения;

  • 3. Информирования - группы интересов доводят до органов власти сведения о состоянии той или иной проблемы общественной жизни, то есть трансляция общественного мнения;

  • 4. Формирование политических элит - имеют возможность предлагать своих членов для работы в госорганах, поддерживать определенных деятелей в правительственных и других структурах, влиять на отбор кадров, участвующих в процессе принятия решений.


6. типы групп интересов

К первому типу относятся общественные группы, ставящие целью своей деятельности решение каких-либо общенациональных проблем, в которых заинтересовано большинство населения страны. Они преследуют общественные цели, понимаемые как коллективное благо, например, защита окружающей среды, отстаивание интересов потребителей, борьба против насилия, движение за разоружение и т.д.

Второй тип — это профессиональные группы, стремящиеся оказать влияние на государственные органы власти для получения каких-либо групповых, частных выгод, прежде всего экономического характера (торговые ассоциации, промышленные союзы и т.д.). Они стремятся к достижению корпоративных целей в форме индивидуальных выгод. Так, в России к таким профессиональным группам относится Российский союз промышленников и предпринимателей, объединяющий руководителей крупного бизнеса и государственных компаний; Торгово-промышленная палата РФ; Деловая Россия; Ассоциация российских банков и пр.

Третий тип представлен политическими группами, создающимися для оказания содействия близким им структурам с целью решения стратегических или тактических вопросов путем финансирования политических кампаний по выборам в парламент или другие органы власти, что позволяет продвигать во власть нужных им людей. Это различные фонды, союзы, консультативные фирмы или комитеты политических действий, имеющие возможность легально собирать и жертвовать деньги на политические избирательные кампании.

Те, для кого характерны интенсивные однородные предпочтения, естественным образом объединяются в группы. Для каждой из таких групп одобрение поддерживаемого ею решения представляет собой коллективное благо.

Небольшие по размерам группы, отстаивающие специальные интересы, имеют еще одно преимущество. Такой группе легче добиться согласия на предоставление ей привилегии или льготы, поскольку связанные с этим затраты почти не ощутимы для других граждан. Ведь выгоды от реализации специального интереса концентрируются внутри группы, а издержки распределяются во всем сообществе. Следует иметь в виду, что выгоды в данном случае не обязательно являются денежными. Однако улучшение положения индивида или группы удобно представить, как увеличение денежных доходов, эквивалентное тем приращениям соответствующих функций полезности, которые фактически имели место.



7. Причины возникновения групп интересов

Причины возникновения групп интересов весьма разнообразны и связаны главным образом со следующими факторами:

  • а) экономическими интересами отдельных групп и классов;

  • б) социальными и гражданскими движениями;

  • в) системой государственного регулирования;

  • г) государственными программами и субсидиями.

В целом это отражает сложный характер социальной структуры общества, в котором имеются различные социальные слои и группы. Отсюда возникает проблема артикуляции, т.е. учета и доведения их интересов и проблем до органов государственной власти, а также формирования механизма согласования экономических, национальных, культурных и иных интересов. Очевидно, что в этой ситуации одних лишь политических партий недостаточно и требуются более гибкие и эффективные средства давления и воздействия на государственную власть в различных сферах. Каждый гражданин, будучи членом этих групп или используя их потенциал и ресурсы, имеет возможность принять участие в государственных делах и в делах этих организаций. Они могут представлять интересы своих членов разнообразными способами: влияя на политические решения, участвуя в обсуждении конкретных проблем, поддерживая своих кандидатов на государственные должности, инициируя законопроекты, проводя экспертизы и т.д. Таким образом, эти многочисленные и разнообразные по составу и методам действий группы людей помогают агрегировать социальные интересы общества и способствуют развитию взаимодействия между социальными классами, слоями, политической элитой и правительством.

8. в качестве групп интересов

Таким образом, средства, формы деятельности групп интересов и самое основное — результаты их работы — зависят от типа группы, поставленной цели, имеющихся ресурсов и умения ими правильно распорядиться. Применительно к России в качестве групп интересов чаще всего могут выступать:

  • а) профсоюзные организации;

  • б) отраслевые промышленные группы;

  • в) союзы и ассоциации, представляющие интересы частного бизнеса;

  • г) социальные движения: национальные, этнические, экологические и т.д.;

  • д) общественные организации: женские, молодежные и пр.;

  • е) религиозные организации;

  • ж) региональные и местные органы управления.


Выше отмечалась особая роль союзов и ассоциаций промышленников и предпринимателей, которые выражают интересы как крупного, так и среднего, малого бизнеса. Эти активные группы бизнес-сообщества предпочитают работать непосредственно с высшими представителями государственной власти: министрами, политиками, депутатами парламента и т.д.

9. методы

Многообразие типов групп интересов порождает такое же многообразие форм, методов и направлений их деятельности, которые могут принимать жесткие (насилие или угроза насилия, коррупция) или мягкие (митинги, гражданские инициативы, собрания, использование СМИ и др.) формы. Наиболее часто в их практической деятельности встречаются следующие методы работы и воздействия на государственную политику и органы государственной власти:

  • 1) непосредственное взаимодействие и личные связи с политическими и государственными руководителями для оказания на них влияния, чтобы они приняли во внимание интересы определенной группы или организации при решении конкретной проблемы;

  • 2) использование СМИ и развитие связей с общественностью с целью знакомства населения с определенными вопросами и формирования соответствующего общественного мнения, что также может оказать влияние на политику государственной власти;

  • 3) вхождение представителей групп в органы законодательной власти и бюрократический аппарат государства;

  • 4) проведение технической экспертизы и сбор информации для разработки и предложения своего варианта решения актуальной проблемы;

  • 7) создание союзов или объединений для концентрации и мобилизации ресурсов нескольких организаций, имеющих близкие интересы в определенной сфере и последующем воздействии на органы государственной власти;

  • 8) поддержка политических партий или отдельных кандидатов на выборах на определенных условиях.

10. Лоббирование

Группы интересов зачастую концентрируют свои усилия на формировании нужной им позиции не столько самих избирателей, сколько органов власти. Это достигается за счет лоббирования.

Лоббирование — процесс влияния на парламент и отдельных законодателей со стороны заинтересованных групп в целях принятия определенного закона или статьи закона, а также для принятия выгодного решения с целью получения ресурсов и выгод.

Если оставить в стороне явные злоупотребления, смысл лоббирования состоит в том, чтобы разъяснять властям позицию соответствующей группы и приводить аргументы в ее защиту.


Дело в том, что политические деятели и государственные служащие не могут быть одинаково знакомы со всеми аспектами решаемых ими проблем. Более того, им, как и избирателям, свойственно рациональное неведение Так, если член парламента избран преимущественно голосами сельских жителей, заинтересован главным образом в их поддержке и занимается прежде всего аграрными вопросами, то, участвуя в голосовании, например, по поправкам к закону об авторском праве, он вряд ли станет детально изучать историю вопроса, преимущества и недостатки возможных вариантов решения и т.д. В результате парламентарии будет скорее всего подвержен влиянию лоббистов. Если это влияние не выходит за рамки распространения адекватной, пусть и односторонней, информации, оно менее опасно, чем, например, обмен голосами Впрочем, одно не исключает другого, а лоббирование не всегда укладывается в такие рамки.

11. лоббизм сегодня

Лоббирование получает распространение, оно становится сферой конкуренции групп, которые отстаивают несовпадающие, порой противоположные интересы. Каждая из групп вынуждена противопоставлять свои аргументы и методы влияния аргументам и акциям соперников. В принципе разнонаправленных воздействия могут уравновешиваться Но различия в активности и сплоченности групп специальных интересов а главное, в их ресурсных возможностях способны порождать заметные смещения позиций органов власти.

Лоббизм чаще всего преследует экономические цели, но поскольку только ими не ограничивается, то по степени влияния на принятие тех или иных политических решений, несомненно, приобретает политический характер.

Лоббизм сегодня - вопреки обыденным представлениям - не только закулисный подкуп, но и система аргументации, механизм подготовки, консультирования, содействия принятию соответствующих законов, участия в других социально-конструктивных актах и др.

Лоббизм - многоступенчатое явление. Венчает его политик (или группа политиков), предлагающий или осуществляющий решения. Середину составляет многотысячный отряд экспертов, консультантов, исполнителей; часто это бывшие чиновники и государственные деятели. профессиональные юристы, специалисты по общественному мнению и т.п.

Основа лоббизма - та или иная социальная, политическая, этническая или какая-либо другая группа, движение. Частично механизм лоббирования находится под контролем, но сама природа этого феномена исключает возможность полного контроля. Сильнейшим, к примеру, в США считается лобби военно-промышленного комплекса.