Файл: 1 Теоретические основы стратегического развития предприятия на международном рынке.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Стратегическое управление предполагает, что целью фирмы является получение стратегического преимущества путем постоянного усовершенствования производственного процесса и продукта. Следование исключительно по пути минимизации производственных затрат при постоянстве производственных операций, ассортимента и дизайна продукции в этом случае не рассматривается в качестве целесообразного. Хотя такая структура не отвергает важности инноваций, однако, как только цель достигнута и снижен уровень издержек, то методы производства "рутинизируются" и всякие изменения отторгаются.

Стратегическое управление придает большее значение инновациям в форме накопления сбалансированных взаимных изменений продукта, производства и организации. В этом контексте создание производственных знаний – это не просто информация, а результат решения проблемы. Способность эффективно использовать последнее обстоятельство является одной из основ стратегического управления.

Перспективы развития организации часто связаны с интеграцией производственной цепочки. В долгосрочной перспективе стратегическое управление может связывать производственные единицы в производственную цепочку, от первой до последней фазы превращения сырья в конечный продукт, что позволяет обрести еще большие возможности на рынке.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что ключевая задача стратегического управления состоит не в том, чтобы подстроится под внешние воздействия, а научиться предупреждать их и реагировать на них.

1.2 Стратегическое планирование как средство продвижения компании на внешнем рынке
В настоящее время, учитывая степень развития рыночной экономической системы, а также геополитическую нестабильность, практически каждой компании, независимо от сферы деятельности, для сохранения высокой прибыли нужно разрабатывать и внедрять разнонаправленные стратегии, которые помогут не только сохранить прибыль, но и приумножить ее. Преследуя конечную цель в виде максимизации прибыли, одним из способов ее роста в динамике является выход на международные рынки.

Чтобы компании выйти на международный рынок и закрепиться на нем, крайне важно выбрать наиболее оптимальную стратегию, а также разработать четкий алгоритм действий, учитывая не только производственные мощности, но и предпочтения потребителей, их платежеспособность и заинтересованность. Не менее важна проработка рисков, которые крайне негативно влияют на процесс разработки стратегии вывода компании на внешний рынок, связанные с нестабильностью мировой экономики и различного рода ограничениями.

Перед тем, как приступить непосредственно к разработке стратегии, необходимо четко осознать, что такое стратегическое планирование, какие направления и особенности имеет, и что конкретно нужно для того, чтобы стратегия была успешной и жизнеспособной.

Стратегическое планирование берет свое начало в те времена, когда слово «strategos» впервые использовалось в управлении армией. В буквальном смысле, данное слово переводится, как «генерал армии». Использование принципов военной стратегии в ведении бизнеса, что известно как «стратегический менеджмент», началось еще с 1960-х г., когда активная конкуренция вынуждала искать новые пути реализации товара. К середине 1970-х г. стратегическое планирование активно использовалось в качестве средства для вывода компании на международный рынок.

В современных условиях развития экономики, понятие «стратегия» определяется различными авторами по-разному, что систематизировано в таблице 2.
Таблица 2 – Определение дефиниции «стратегия» в трактовках разных авторов

Автор

Определение

Преимущества

Недостатки

А.Чандлер

Стратегия – это метод установления долгосрочных целей организации, а также программы ее конкретных действий в приоритетных направлениях

Определение отображает сущность стратегического планирования

Отсутствуют

Гарвардская школа бизнеса

Стратегия есть метод определения конкурентных целей организации

Выражает ключевую цель стратегического планирования

Не указано, что стратегии присуща комплексность

М. Портер

Стратегия есть способ реакции на внешние угрозы и возможности с целью оптимизации работы предприятия и возможностями открытия новых рынков сбыта

Указана ключевая цель стратегии, которая заключается в поиске новых рынков сбыта

Не указано, что такой способ реакции носит комплексный характер

М. Альберт, Ф. Хедоури

Стратегия – это детальный комплексный план, который предназначен для реализации миссии предприятия, а также для выполнения конкретных целей в долгосрочном периоде

Определение максимально емкое и точное

Отсутствуют

А. Томпсон

Стратегия – это набор подходов и действий по достижению заданных показателей деятельности предприятия

Отображает главную цель стратегии

Отсутствуют

Дж. Б. Куинн

Стратегия - это паттерн, или план, интегрирующий главные цели организации, ее политику и действия в некое согласованное целое.

Наиболее емкое отображение сущности стратегии в практическом смысле

Отсутствуют

Л.Е. Басовский

Стратегия - это основное направление деятельности, она должна обеспечить осуществление миссии-главной цели организации - и достижение других ее целей.

Отображает сущность определения

Не обладает емкостью

М.Х. Мескон, М.Альберт и Ф.Хедоури

Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение её целей.

Емкое и всестороннее определение, отображающее суть и задачи термина

Отсутствут

О.С.Виханский, А.И.Наумов

Стратегия — это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри

Точное определение

Отсутсвуют

Д. Хангер

Стратегия - это развернутый и всесторонний план, показывающий, как корпорация добьется выполнения своей миссии и целей.

Определение максимально емкое и точное

Отсутствуют



Таким образом, рассмотрев мнения различных авторов о сущности понятия «стратегия», можно выделить схожие взгляды и объединить их в следующие три группы, учитывая специфику вышеизложенных трактовок:

  1. Стратегия как развернутый и всесторонний план действий организации. К этой группе можно отнести подходы к определению понятия «стратегия» таких авторов, как Д.Б. Куинн, М.Х. Мескон, М.Альберт, Ф. Хедоури, Д. Хангер.

  2. Стратегия как выбор определенного направления развития организации, методов конкуренции, а также ее позиции в окружающей среде. К данной группе относятся мнения о сущности понятия «стратегия» А.А. Томпсона, А. Дж. Стрикленда, О.С. Виханского.

  3. Стратегия как рассчитанная на долгосрочную перспективу система мер, обеспечивающая достижение намеченной главной цели организации – миссии, и других ее целей и задач. К этой группе можно отнести определения «стратегии» А. Чандлера, Л.Е. Басовского, И.Н. Герчиковой.

Опираясь на вышеизлошенную трактовку терминологии, сформулируем собственное определение понятия «стратегия».

Стратегия – это детальный всесторонний комплексный план, направленный на осуществление миссии и достижение долгосрочных целей и задач организации, а также показывающий общее направление развития организации, ее методы конкуренции и позиционирования на внешнем рынке.

Майкл Мартин Хаммер, автор ряда книг по менеджменту, проведя ряд научных исследований в области стратегического планирования, систематизировал следующие этапы истории стратегического менеджмента:

  1. Эра портфельного управления – когда капитал распределяется между входящими в состав компании предприятиями. Здесь бизнес оценивается с двух сторон: его привлекательности и в его силе, которые в совокупности формируют предпосылки для создания конкурентоспособности на внешнем рынке.

  2. Эра теории «Системы пяти сил», разработанной Потрером. Согласно ей, чтобы помочь компаниям оценить их конкурентоспособность и шансы выхода на мировую арену, нужно учитывать разные концепции в создании стратегии, не забывая о важных составляющих как внутреннего стимулирования, так и внешнего.

  3. Эпоха ключевых компетенций, основная идея которой заключается в том, что каждая компания перед тем, как выйти на международный рынок, обязана определить свои сильный стороны, после чего строить стратегию, опираясь на эти преимущества.


А. Ансофф выделяет несколько отличительных особенностей стратегии:

  • процесс выработки стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно он заканчивается установлением общих направлений, продвижение по которым обеспечит рост и укрепление позиций фирмы;

  • сформулированная стратегия должна быть использована для разработки стратегических проектов, методов поиска. Роль стратегии в поиске состоит в том, чтобы, во-первых, сосредоточить внимание на определенных участках или возможностях, во-вторых, отбросить все остальные возможности как несовместимые со стратегией;

  • необходимость в данной стратегии отпадает, как только реальный ход событий выведет организацию на желаемое развитие;

  • в ходе формулирования стратегий нельзя предвидеть все возможности, которые откроются при составлении проекта конкретных мероприятий. Поэтому приходится пользоваться сильно обобщенной, неполной и неточной информацией о различных альтернативах;

  • при появлении более точной информации может быть поставлена под сомнение обоснованность первоначальной стратегии. Поэтому необходима обратная связь, позволяющая обеспечить своевременное переформулирование стратегии.

Стратегическое планирование было определено как инструмент, с помощью которого можно облегчить процесс сбора и обработки информации, необходимой для принятия конкретных стратегических решений.

Все компании, которые обосновались и закрепились на внутреннем рынке, рано или поздно приходят к выводу о необходимости поиска новых рынков сбыта на международной арене. Именно внешний рынок представляет собой большую привлекательность, что побуждает к формированию четкого плана действий для успешного и благополучного выхода деятельности за пределы собственной страны.

Внешнеэкономическая деятельность представляет собой деятельность, которая тесно взаимосвязана с внешней торговлей, включая импорт и экспорт товаров, иностранные инвестиции и кредитование, а также совместную деятельность с компаниями дружественных стран. Если данная деятельность реализуется успешно, то компания получает возможность выйти за рамки государства, что неизбежно влечет за собой увеличение конкурентоспособности посредствам внедрения и адаптации иностранных технологий в целях обеспечения лояльности потребителей к реализуемой продукции.

Результаты анализа публикаций ведущих экономистов-аналитиков показывают, что эффективная внешнеэкономическая деятельность является главнейшим инструментом развития национальных инновационных систем, что приводит к интенсификации международного трансфера промышленных технологий и повышения эффективности НИОКР при создании новой продукции.


Перед тем, как заниматься разработкой стратегии выхода на внешний рынок, предприятию следует выяснить два основных вопроса: зачем это нужно и как это реализовать? Проблема конкретизации причин, побуждающих предприятия выходить на внешние рынки, т.е. к интернационализации их деятельности, в последнее время все больше привлекает к себе внимания специалистов разных стран, что обусловлено не только шаткостью международной экономики, но и неизбежными изменениями, которые затронули все сферы производства.

На рисунке 1 представлены объективные и субъективные мотивы и предпосылки, стимулирующие предприятие к выходу на международный рынок.

Выход на внешние рынки представляет собой процесс достаточно длительный и сложный, реализация которого доступна далеко не каждому успешно функционирующему предприятию.

Мотивы у каждой компании могут отличаться, в зависимости от того, какой вектор развития был выбран руководством. Поэтому, крайне важно рассматривать мотивационные факторы поэтапно, чтобы выделить, какие из них являются первоочередными, а которые не представляют никакого интереса.

Известный американский ученый в сфере менеджмента П. Копер различает две группы факторов, которые показывают, станет ли компания привлекательной на международной арене или нет:




Рисунок 1 – Основные мотивы выхода фирмы на внешний рынок


  1. Факторы выталкивания – формируются из-за дефицита возможностей развития компании на внутреннем рынке, что связано с низкими ценами на продукцию или различными ограничениями со стороны государства. Именно это стимулирует руководство компании к изучению возможных способов организации внешнеэкономической деятельности.

  2. Факторы втягивания – формируются тогда, когда в другом государстве есть более оптимальные условия для развития компании (льготы, поощрения, индивидуальное налогообложение, кредитование на выгодных условиях).

Если рассматривать мотивацию компании для выхода на внешний рынок, учитывая классификацию Г. Луффмана, то все мотивы можно разделить на две категории которые представлены на рисунке 2.



Рисунок 2 – Мотивы выхода на внешний рынок с точки зрения их значимости

Независимо от того, какие конкетно причины подтолкнули предприятие принять решение о выводе деятельности на международную арену, оно должно дать четкие и структурированные ответы на три основополагающих вопроса, которые являются этапами получения доступа к внешним рынкам, что зафиксировано в таблице 3.