Файл: 1 Теоретические основы стратегического развития предприятия на международном рынке.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 3 – Ключевые вопросы при выходе предприятия на внешний рынок

Вопрос

Характеристика

Как?

Нужно определить, как именно предприятие будет выходить на международный рынок, используя агрессивный массовый захват рынка или постепенное внедрение. Решение полностью зависит от имеющихся ресурсов, инвестиций, кредитования и управленческих решений

Когда?

Важно подобрать наиболее подходящее время, когда экономическая ситуация характеризуется стабильностью или реализуемый продукт будет инновационным в своем роде

Где?

Определяются рынки, выход на которые будет самым доступным и простым. Важно найти баланс между привлекательностью отрасли и возможными рисками, и затратами в ней


Стратегическое планирование представляет собой формирование основы для управленческих решений через выбор долгосрочных целей компании и определение путей их достижения. Особенности стратегического планирования определяются его отличиями от нормативного планирования.

Стратегическое планирование помогает преодолеть ограничения нормативного планирования, к которым относят более пассивный, прагматичный и локализованный характер. Традиционное нормативное планирование вовлекает большое количество административной работы вместо создания плана действий, направленного на воплощение видения руководства компании в соответствии с её целями.

Главной целью стратегического планирования является решение проблем, повышение осведомленности и соответствие вызовам, встающим перед фирмой в процессе её деятельности. Фокус стратегического планирования направлен на понимание фактической ситуации, реалистичные цели и ориентирован на доступные сильные стороны компаний. В стратегическом планировании обращается внимание да необходимость привлечения ключевых стейкхолдеров: внешних и внутренних. Кроме того, учитывается влияние трендов и сил, существующих в среде функционирования компании, в деятельность активно вовлекаются руководители высших уровней.

Различают 4 принципа стратегического планирования, каждый из которых в определенной степени отображает направленность и мотивированность стратегии.


Первый из них – это идентифицируемость центров стратегии. Стратегический центр – это участок бизнеса, который может самостоятельно определять цели и реализовывать стратегии и который осуществляет продажи на внешнем рынке.

Вторым принципом является обоснованность планирования реальными данными.

Третий принцип стратегического планирования заключается в том, что бизнес не случаен. Он сводится к тому, что существуют различимые предсказуемые модели конкуренции и производительности, и есть причины, по которым одни предприятия преуспевают, а другие терпят неудачу. Успех или неудачу можно в значительной степени определить, проанализировав зрелость отрасли, в которой конкурирует предприятие и конкурентную позицию предприятия в отрасли.

Четвертый принцип стратегического планирования звучит следующим образом: существует относительно ограниченное количество стратегий, из которых фирма может выбирать. Стратегии бизнеса сосредоточены на маркетинге, производстве, и распределении. Выбор стратегии конкретным предприятием подводит нас к последнему принципу: выбор стратегии должен в большей степени определяться условиями, в которых функционирует компания, чем ее амбициями. То есть планирование и постановка целей должны отражать больше, чем амбиции менеджеров компании, а именно стратегию, которой придерживается компания определяется внутренними и внешними условия компании.

В итоге выбор стратегии является субъективным решением руководства, которое пытается сбалансировать риски и выгоды. Стратегия сама по себе является лишь аналитической основой для помощи менеджерам в постановке целей долгосрочного планирования.

Необходимость стратегического планирования внешнеэкономической деятельности определяется существенными переменами в структуре мирового рынка и попытками предприятий, осуществляющих международную деятельность методом проб и ошибок, выработать адекватные меры, гарантирующие им защиту от чрезмерных потерь в результате неверных действий или ошибочных представлений о перспективах макроэкономических процессов.

В кризисное время дилемма для многих предпринимателей и менеджеров состоит в том, как и в каком направлении, перестраивать свою деятельность, какими пользоваться критериями для принятия решений в условиях крайней неопределенности. Для выработки стратегии, обеспечивающей повышение ценности, необходим алгоритм выработки стратегического решения, позволяющий объединить в единую логическую цепь богатейший арсенал современных управленческих инструментов.



Экономический кризис затрагивает все сферы деятельности предприятий, поэтому неопределенность перспектив вынуждает притормозить процессы выхода на внешний рынок. Стратегическое планирование в таких условиях будет обусловлено рядом дополнительных рисков, которые невозможно предупредить и предвидеть заранее. Это нужно учитывать при составлении плана, постановке задач и определении первоочередных целей.

Если рассматривать барьеры выхода предприятия на международный рынок, то их можно условно классифицировать на 4 категории:


  • внешние;

  • внутренние;

  • макроэкономические;

  • микроэкономические.

Эффективным инструментом для преодоления данного рода барьеров является создание внешнеторговых палат, которые выступают неким проводником для тех промышленных предприятий, которые не имеют клиентов и посредников на начальных этапах своего функционирования за рубежом, а также не владеют всей необходимой информацией о текущем состоянии рынка и возможных перспективах его развития.

Не стоит забывать и том факте, что страны Запада, США и ряд других стран, которые являются «недружественными» для России, ежедневно разрабатывают политику, направленную на изолирование отечественной экономики. Этот фактор может стать ключевой преградой, которая не позволит вести внешнеэкономическую деятельность в том регионе, где это действительно будет эффективно с экономической точки зрения.

Поэтому, при рассмотрении рынков, приоритет следует отдавать тем странам, которые являются «дружественными» и готовы к сотрудничеству. Но не только политический барьер может стать «железным занавесом». Есть еще ряд существенных проблем, среди которых высокая конкуренция на внутреннем рынке, а также использование оборудования европейских брендов, которые хорошо себя зарекомендовали и внушают доверие у потребителей.
1.3 Разновидности стратегий и выбор наиболее оптимальной для развития компании на международной арене
В п. 1.2 было выявлено, что стратегическое планирование является отличным способом проверить, будет ли шанс у предприятия не только выйти, но и закрепиться на международной арене, и что для этого нужно. Учитывая направление работы предприятия, все стратегии, которые используются для выхода на внешний рынок можно условно разделить на 3 группы, что указано на рисунке 3.

Далее более подробно разобраны особенности каждой стратегии в теории и рассмотрено, как именно они реализуются в практическом применении с учетом преимуществ и недостатков.

Экспортная деятельность. Экспорт предполагает производство товаров и услуг на внутреннем рынке компании, а продажу – на внешнем. При выборе данной стратегии в первую очередь важно решить, какие именно механизмы в продвижении товара она оставит за собой, а какие делегирует посредникам на внешнем рынке.


Каждое направление экспорта имеет свои особенности, которые раскрывают его сущность. Правильная и удачная разработка стратегии невозможна без учета данных особенностей, указанных в таблице 4.



Стратегии выхода на внешние рынки

Экспорт




Кооперация




Интеграция










1. Косвенный экспорт:

– сбыт через представительства зарубежных компаний на внутреннем рынке;

– сбыт через внешнеторговые компании на внутреннем рынке;

– через экспортных агентов.

2. Прямой экспорт:

– через зарубежные агентские и сбытовые организации на внешнем рынке;

– через созданные с участием экспортера сбытовые организации на внешнем рынке.

1. Вертикальная кооперация:

– лицензионные соглашения;

– франчайзинг;

– подрядное производство;

– управление по договору.

2. Горизонтальная интеграция:

– бытовые соглашения/объединения с партерами

1. Совместное владение:

– совместное предприятия.

2. Единоличное владение:

– филиал;

– представительство;

– дочернее предприятие.


Рисунок 3 – Стратегии выхода предприятия на внешний рынок
Таблица 4 – Виды экспорта и их особенности

Направление экспортной деятельности

Описание направления экспортной деятельности

Прямой экспорт

Компания продает свой товар на внешний рынок путем заключения прямых контрактов с дилерами и торговыми посредниками внешнего рынка. В этом случае всю операционную деятельность по работе, по поиску посредников, документации и сертификации продуктов компания берет на себя

Косвенный экспорт

Компания находит на внутреннем рынке торгового посредника, который осуществляет продажу товаров на внешние рынки. Такой посредник часто знает все тонкости работы на целевом внешнем рынке и имеет устоявшуюся сеть дилеров для продажи товаров

Совместный экспорт

Компания кооперируется с другими компаниями на внутреннем рынке с целью организации прямых поставок на целевой внешний рынок. Данный способ подходит для небольших компаний, не имеющих достаточных ресурсов и масштаба производства для выхода на зарубежные рынки. Кооперация позволяет им восполнить недостающий пробел в ресурсах