Файл: 1 Теоретические основы стратегического развития предприятия на международном рынке.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таблица 3 – Ключевые вопросы при выходе предприятия на внешний рынок
Вопрос | Характеристика |
Как? | Нужно определить, как именно предприятие будет выходить на международный рынок, используя агрессивный массовый захват рынка или постепенное внедрение. Решение полностью зависит от имеющихся ресурсов, инвестиций, кредитования и управленческих решений |
Когда? | Важно подобрать наиболее подходящее время, когда экономическая ситуация характеризуется стабильностью или реализуемый продукт будет инновационным в своем роде |
Где? | Определяются рынки, выход на которые будет самым доступным и простым. Важно найти баланс между привлекательностью отрасли и возможными рисками, и затратами в ней |
Стратегическое планирование представляет собой формирование основы для управленческих решений через выбор долгосрочных целей компании и определение путей их достижения. Особенности стратегического планирования определяются его отличиями от нормативного планирования.
Стратегическое планирование помогает преодолеть ограничения нормативного планирования, к которым относят более пассивный, прагматичный и локализованный характер. Традиционное нормативное планирование вовлекает большое количество административной работы вместо создания плана действий, направленного на воплощение видения руководства компании в соответствии с её целями.
Главной целью стратегического планирования является решение проблем, повышение осведомленности и соответствие вызовам, встающим перед фирмой в процессе её деятельности. Фокус стратегического планирования направлен на понимание фактической ситуации, реалистичные цели и ориентирован на доступные сильные стороны компаний. В стратегическом планировании обращается внимание да необходимость привлечения ключевых стейкхолдеров: внешних и внутренних. Кроме того, учитывается влияние трендов и сил, существующих в среде функционирования компании, в деятельность активно вовлекаются руководители высших уровней.
Различают 4 принципа стратегического планирования, каждый из которых в определенной степени отображает направленность и мотивированность стратегии.
Первый из них – это идентифицируемость центров стратегии. Стратегический центр – это участок бизнеса, который может самостоятельно определять цели и реализовывать стратегии и который осуществляет продажи на внешнем рынке.
Вторым принципом является обоснованность планирования реальными данными.
Третий принцип стратегического планирования заключается в том, что бизнес не случаен. Он сводится к тому, что существуют различимые предсказуемые модели конкуренции и производительности, и есть причины, по которым одни предприятия преуспевают, а другие терпят неудачу. Успех или неудачу можно в значительной степени определить, проанализировав зрелость отрасли, в которой конкурирует предприятие и конкурентную позицию предприятия в отрасли.
Четвертый принцип стратегического планирования звучит следующим образом: существует относительно ограниченное количество стратегий, из которых фирма может выбирать. Стратегии бизнеса сосредоточены на маркетинге, производстве, и распределении. Выбор стратегии конкретным предприятием подводит нас к последнему принципу: выбор стратегии должен в большей степени определяться условиями, в которых функционирует компания, чем ее амбициями. То есть планирование и постановка целей должны отражать больше, чем амбиции менеджеров компании, а именно стратегию, которой придерживается компания определяется внутренними и внешними условия компании.
В итоге выбор стратегии является субъективным решением руководства, которое пытается сбалансировать риски и выгоды. Стратегия сама по себе является лишь аналитической основой для помощи менеджерам в постановке целей долгосрочного планирования.
Необходимость стратегического планирования внешнеэкономической деятельности определяется существенными переменами в структуре мирового рынка и попытками предприятий, осуществляющих международную деятельность методом проб и ошибок, выработать адекватные меры, гарантирующие им защиту от чрезмерных потерь в результате неверных действий или ошибочных представлений о перспективах макроэкономических процессов.
В кризисное время дилемма для многих предпринимателей и менеджеров состоит в том, как и в каком направлении, перестраивать свою деятельность, какими пользоваться критериями для принятия решений в условиях крайней неопределенности. Для выработки стратегии, обеспечивающей повышение ценности, необходим алгоритм выработки стратегического решения, позволяющий объединить в единую логическую цепь богатейший арсенал современных управленческих инструментов.
Экономический кризис затрагивает все сферы деятельности предприятий, поэтому неопределенность перспектив вынуждает притормозить процессы выхода на внешний рынок. Стратегическое планирование в таких условиях будет обусловлено рядом дополнительных рисков, которые невозможно предупредить и предвидеть заранее. Это нужно учитывать при составлении плана, постановке задач и определении первоочередных целей.
Если рассматривать барьеры выхода предприятия на международный рынок, то их можно условно классифицировать на 4 категории:
-
внешние; -
внутренние; -
макроэкономические; -
микроэкономические.
Эффективным инструментом для преодоления данного рода барьеров является создание внешнеторговых палат, которые выступают неким проводником для тех промышленных предприятий, которые не имеют клиентов и посредников на начальных этапах своего функционирования за рубежом, а также не владеют всей необходимой информацией о текущем состоянии рынка и возможных перспективах его развития.
Не стоит забывать и том факте, что страны Запада, США и ряд других стран, которые являются «недружественными» для России, ежедневно разрабатывают политику, направленную на изолирование отечественной экономики. Этот фактор может стать ключевой преградой, которая не позволит вести внешнеэкономическую деятельность в том регионе, где это действительно будет эффективно с экономической точки зрения.
Поэтому, при рассмотрении рынков, приоритет следует отдавать тем странам, которые являются «дружественными» и готовы к сотрудничеству. Но не только политический барьер может стать «железным занавесом». Есть еще ряд существенных проблем, среди которых высокая конкуренция на внутреннем рынке, а также использование оборудования европейских брендов, которые хорошо себя зарекомендовали и внушают доверие у потребителей.
1.3 Разновидности стратегий и выбор наиболее оптимальной для развития компании на международной арене
В п. 1.2 было выявлено, что стратегическое планирование является отличным способом проверить, будет ли шанс у предприятия не только выйти, но и закрепиться на международной арене, и что для этого нужно. Учитывая направление работы предприятия, все стратегии, которые используются для выхода на внешний рынок можно условно разделить на 3 группы, что указано на рисунке 3.
Далее более подробно разобраны особенности каждой стратегии в теории и рассмотрено, как именно они реализуются в практическом применении с учетом преимуществ и недостатков.
Экспортная деятельность. Экспорт предполагает производство товаров и услуг на внутреннем рынке компании, а продажу – на внешнем. При выборе данной стратегии в первую очередь важно решить, какие именно механизмы в продвижении товара она оставит за собой, а какие делегирует посредникам на внешнем рынке.
Каждое направление экспорта имеет свои особенности, которые раскрывают его сущность. Правильная и удачная разработка стратегии невозможна без учета данных особенностей, указанных в таблице 4.
Стратегии выхода на внешние рынки | ||||
Экспорт | | Кооперация | | Интеграция |
| | | ||
1. Косвенный экспорт: – сбыт через представительства зарубежных компаний на внутреннем рынке; – сбыт через внешнеторговые компании на внутреннем рынке; – через экспортных агентов. 2. Прямой экспорт: – через зарубежные агентские и сбытовые организации на внешнем рынке; – через созданные с участием экспортера сбытовые организации на внешнем рынке. | 1. Вертикальная кооперация: – лицензионные соглашения; – франчайзинг; – подрядное производство; – управление по договору. 2. Горизонтальная интеграция: – бытовые соглашения/объединения с партерами | 1. Совместное владение: – совместное предприятия. 2. Единоличное владение: – филиал; – представительство; – дочернее предприятие. |
Рисунок 3 – Стратегии выхода предприятия на внешний рынок
Таблица 4 – Виды экспорта и их особенности
Направление экспортной деятельности | Описание направления экспортной деятельности |
Прямой экспорт | Компания продает свой товар на внешний рынок путем заключения прямых контрактов с дилерами и торговыми посредниками внешнего рынка. В этом случае всю операционную деятельность по работе, по поиску посредников, документации и сертификации продуктов компания берет на себя |
Косвенный экспорт | Компания находит на внутреннем рынке торгового посредника, который осуществляет продажу товаров на внешние рынки. Такой посредник часто знает все тонкости работы на целевом внешнем рынке и имеет устоявшуюся сеть дилеров для продажи товаров |
Совместный экспорт | Компания кооперируется с другими компаниями на внутреннем рынке с целью организации прямых поставок на целевой внешний рынок. Данный способ подходит для небольших компаний, не имеющих достаточных ресурсов и масштаба производства для выхода на зарубежные рынки. Кооперация позволяет им восполнить недостающий пробел в ресурсах |